Прийменко Елена Валерьевна
учитель ИКП и МХК ГБОУ СОШ № 217
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга
«Петербург - Ленинград. Век XX»
9 класс
Урок № 1.
Тема урока: Введение.
План урока:
1. Мотивация.
2. Характеристика эпохи.
3. Периодизация истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.
4. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, в том числе электронные и цифровые.
5. Обобщение.
6. Домашнее задание.
Оборудование урока:
· Учебник
· Рабочая тетрадь
· Компьютерная презентация
Дидактические единицы:
· 1917 – 1991 гг.
Домашнее задание:
· Выучить текст конспекта;
· Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и определить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1924 гг.
Конспект урока № 1. № п/п |
Модуль, пункт плана |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, ответы учащихся |
|||
1 |
Мотивация. |
?Какое событие происходило в нашем городе 12 июня 1991 года? 12 июня 1991 г. в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени - Санкт-Петербург. С 6 сентября 1991 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург. Перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории – историю развития города и области в XX веке. |
В июне исполнится 22 года с момента проведения референдума о переименовании Ленинграда в Петроград ЗАПИСЬ: Введение в курс «Петербург – Ленинград в XXвеке» |
|||
2 |
Общая характеристика эпохи. |
? Какие знаковые события мировой и российской истории, произошедшие в XX веке, вы знаете? (события выписываются учителем на доску) ? Какие из этих событий непосредственно происходили в Петербурге, или имеют к нему отношение? ? Какое значение имели эти события для Петербурга и его жителей? Как отразились на общей истории страны? |
I мировая война, революции, в том числе оказавшие влияние на Европу, изменение статуса города (перенос столицы), II мировая война, Великая Отечественная война, блокада и героическая оборона Ленинграда, развитие науки и техники, начало освоения космоса, «Холодная война», создание и распад СССР… |
|||
3 |
Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке. |
Работа с учебником. Знакомство с содержанием учебника: ? На какие периоды можно разделить историю Петербурга в XX веке? ? Что составляет основу такой периодизации? ? Почему раздел учебника, посвящённый периоду 1917-1991г.г. называется «Ленинград советского времени»? ? Почему равносильно с изучением истории Санкт - Петербурга необходимо изучать историю Ленинградской области? |
- выделяются 4 периода (условно) - знаковые события в истории города и области - по названию государства – СССР ЗАПИСЬ: Советский период истории Петербурга – 1917-1991 гг. |
|||
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Периоды истории Петербурга в XX – н. XXI вв. (в соответствии с учебником): 1. Петроград-Ленинград (1917-1941 гг.); 2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.); 3. Советский город (1945-1991 гг.); 4. Санкт-Петербург в начале XXI века. ? Просмотрите по оглавлению названия параграфов. Определите, какие основные периоды истории города мы будем изучать? |
Топонимика и архитектурный облик города, экономика, образование, научные центры, художественная культура, быт и праздники горожан, традиции, городские события. |
|||||
4 |
Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, включая электронные и цифровые. |
? Какие источники содержат информацию о: • застройке городской территории, о создании новых районов, улиц, об архитектурном облике города? • об устройстве и деятельности городской администрации? • о образовании и научных центрах • о городском хозяйстве, благоустройстве, быте и повседневной жизни горожан? • о городских событиях и традициях? • о ленинградской экономике? • о культурной жизни города?
|
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.: Декреты, постановления, распоряжения Совета депутатов. Решения партийных органов, газеты, журналы. Генеральный план застройки города. Дневники, письма, предметы быта, фотографии, плакаты, открытки, киноматериалы, личные архивы горожан. Здания и монументальные памятники. Электронные энциклопедии и архивные документы, размещённые в Интернет |
|||
Обобщение. |
? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»? ? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные? ? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века? |
||
5 |
Домашнее задание. |
• Выучить записи конспекта; • Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 гг. • вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1914 – 1924 гг. |
|