Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Прийменко Елена Валерьевна

учитель ИКП и МХК ГБОУ СОШ № 217

 Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга

«Петербург - Ленинград. Век XX»
9 класс

Урок № 1.

Тема урока: Введение.

План урока:

1. Мотивация.

2. Характеристика эпохи.

3. Периодизация истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

4. Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, в том числе электронные и цифровые.

5. Обобщение.

6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

·        Учебник

·       Рабочая тетрадь

·        Компьютерная презентация

Дидактические единицы:

·        1917 – 1991 гг.

Домашнее задание:

·       Выучить текст конспекта;  

·         Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и определить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1924 гг.


Конспект урока № 1.

№ п/п

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы учащихся

1

Мотивация.

?Какое событие происходило в нашем городе 12 июня 1991 года?

12 июня 1991 г. в Ленинграде состоялся референдум, по результатам которого 54 % ленинградцев высказались за возвращение родному городу его первоначального имени -  Санкт-Петербург.

С 6 сентября 1991 г. указом  Президиума Верховного Совета РСФСР город – герой Ленинград официально стал именоваться Санкт – Петербург.

 Перед нами открывается возможность изучить новую страницу истории – историю развития города и области в XX веке.

В июне исполнится 22 года с момента проведения референдума о переименовании Ленинграда в Петроград

ЗАПИСЬ: Введение в курс «Петербург – Ленинград в XXвеке»

2

Общая характеристика эпохи.

? Какие знаковые события мировой и российской истории, произошедшие в XX веке, вы знаете? (события выписываются учителем на доску)

? Какие из этих событий непосредственно происходили в Петербурге, или имеют к нему отношение?

? Какое значение имели эти события для Петербурга и его жителей? Как отразились на общей истории страны?

I мировая война, революции, в том числе оказавшие влияние на Европу, изменение статуса города (перенос столицы), II мировая война, Великая Отечественная война,  блокада и героическая оборона Ленинграда, развитие науки и техники, начало освоения космоса, «Холодная война», создание и распад СССР…

3

Периоды истории Петербурга-Ленинграда в XX веке.

Работа с учебником. Знакомство с содержанием учебника:

? На какие периоды можно разделить историю Петербурга в XX веке?

? Что составляет основу такой периодизации?

? Почему раздел учебника, посвящённый периоду 1917-1991г.г. называется «Ленинград советского времени»?

? Почему равносильно с изучением истории Санкт - Петербурга необходимо изучать историю Ленинградской области?

- выделяются 4 периода (условно)

- знаковые события в истории города и области

- по названию государства – СССР

ЗАПИСЬ: Советский период истории Петербурга – 1917-1991 гг.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:

Периоды истории Петербурга в XX – н. XXI вв. (в соответствии с учебником):

1. Петроград-Ленинград (1917-1941 гг.);

2. Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.);

3. Советский город (1945-1991 гг.);

4. Санкт-Петербург в начале XXI века.

? Просмотрите по оглавлению названия параграфов. Определите, какие основные периоды истории города мы будем изучать?

Топонимика и архитектурный облик города, экономика, образование, научные центры, художественная культура, быт и праздники горожан, традиции, городские события.

4

Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX века, включая электронные и цифровые.

? Какие источники содержат информацию о:

• застройке городской территории, о создании новых районов, улиц, об архитектурном облике города?

• об устройстве и деятельности городской администрации?

• о образовании и научных центрах

• о городском хозяйстве, благоустройстве, быте и повседневной жизни горожан?

• о городских событиях и традициях?

• о ленинградской экономике?

• о культурной жизни города?

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Источники знаний о Петербурге-Петрограде-Ленинграде начала XX в.:

Декреты, постановления, распоряжения Совета депутатов. Решения партийных органов, газеты, журналы.

 Генеральный план застройки города. Дневники, письма, предметы быта, фотографии, плакаты, открытки, киноматериалы, личные архивы горожан. Здания и монументальные памятники. Электронные энциклопедии и архивные документы, размещённые в Интернет

             

 

Обобщение.

? Почему события, происходившие в городе в XX веке, называются «советским периодом»?

? Как вы считаете, какие исторические источники важнее и интереснее для исследования: официальные или личные?

? Предположите, по каким историческим источникам петербургские школьники в будущем будут изучать историю города XXI века?

5

Домашнее задание.

 

• Выучить записи конспекта;

• Провести мониторинг информации, представленной в печатных и цифровых источниках, и вспомнить какие события происходили в Петербурге в период с 1914 по 1917 гг.

• вспомнить, какие события происходили в Петербурге в 1914 – 1924 гг.

       

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»