- воспитание эстетических чувств у учащихся на основе знакомства со средневековой культурой и храмовым строительством в Петербурге;
- воспитывать эмоционально - ценностное восприятие учащимися культурных памятников;
- воспитывать духовно-ценностную и практическую ориентацию учащихся в жизненном пространстве.
Оборудование: иллюстрации, презентации, печатный текст, карты (Большая для демонстрации материала учителя, карта для учащихся).
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
(Время – 1 минута).
Повторение.
На прошлом уроке мы говорили о Средних веках и о том, что отголоски Средневековья можно обнаружить в Петербурге. Давайте вспомним, что за эпоха Средние века. Найдите её на ленте времени и дайте определение эпохе.
Перед Вами мир Средневековья. Выберите из предложенного, что являлось центром данной эпохи и как это сказалось на жизни средневекового человека?
Петербург — это центр науки о Средневековье. Докажите.
Какие памятники, связанные со Средними веками можно встретить в Петербурге?
Петербург — это центр науки о Средневековье. А также город веротерпимости. Влияние религии на общество было сильным. Появляются храмы, церкви, соборы, монастыри,...
Подберите к терминам определения.
В чём заключается важность каждого термина?
(Время –4 минуты).
Послушайте музыкальный фрагмент и подумайте на какую тему, о чём, о каких объектах пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Прослушивание.
III. Объявление темы и целей.
Пожалуйста, скажите, какова тематика нашего урока?
Тема урока:Первые церкви Петербурга.
Запишите тему урока. Распечатка №1.
Как Вы думаете, какие объекты мы будем проходить сегодня?
Для чего нам изучать эти объекты?
Как мы можем использовать эти знания в жизни?
Сегодня, в конце урока, мы вернёмся к этому вопросу.
На уроке мы будем говорить о первых храмах нашего города, где они расположены, когда появились и какую роль сыграли в жизни города.
В конце урока Вам надо будет подобрать эпиграф, который бы соответствовал теме урока.
(Время – 2 минута).
IV. Объяснение нового материала.
В конвертах у Вас лежат элементы-пазлы. Рассмотрите. Что можно из них составить?
Почему изучение первых церквей мы начинаем с карты?
Соберите карту из пазлов.
Почему карта состоит из 5 элементов?
Изучаем храмы.
Отгадайте о каком объекте идёт речь?
Собор этот выше других и старей.
Здесь усыпальница русских царей.
Издалека виден шпиль золотой,
Высится он над стеной крепостной.
Ангел под самыми облаками
Город Петра осеняет крылами.
Да. Это Петропавловский собор. Речь сегодня пойдёт не о нём, а о Церкви Святых Петра и Павла, которая была построена на месте собора в момент основания города. Под цифрой 1) в конспекте запишите: Церковь Святых Петра и Павла.
Назовите дату основания Петербурга?
Именно в 1703 году вышел указ о строительстве первой церкви. Отметим место положение первой церкви на карте.
Откройте учебник стр. 18, дайте ответы на предложенные в распечатке вопросы.
Проверим ответы.
Из получившихся ответов составьте текст.
Назовите первую площадь города.
Это Троицкая площадь, которая получила название в честь собора, построенного на площади. (Дайте определение, что такое собор?)Под цифрой 2) в конспекте запишите: Троицкий собор. Отметим место положение первой церкви на карте.
Посмотрите видео фрагмент и ответьте на вопросы в распечатке под цифрой 2.
Проверим ответы на вопросы.
Посмотрите на фото и ответьте на вопрос: «Что это за объект?».
Это Исаакиевский собор — 4-я постройка носящая имя Исаакия Далматского (византийского монаха). День празднования в честь Исаакия Далматского совпадает с Днём рождения Петра 1 (30 мая). Под цифрой 3) в конспекте запишите: Церковь Исаакия Далматского. Отметим место положение первой церкви на карте.
Обратимся к документам. См. Распечатку.
Придумайте и запишите 2 вопроса и ответа по данному источнику.
В петровские времена возводилось множество храмов для людей разных вер.
Прочитайте информацию в распечатке №2 и заполните таблицу.
О каких ещё церквях Вы узнали из текста?
Составьте мини-рассказы об этих храмах, используя информацию из таблицы.
Рассказы учащихся +дополнительные и наводящие вопросы.
VI. Итоги урока.
Заканчивается сегодня наше путешествие по первым церквям Петербурга. Мы не смогли, конечно, познакомиться со всеми без исключения храмами.
Сейчас по материалу урока ответьте на вопросы теста. На «3» достаточно выполнить вопросы 1-5; «4» - 1-6, на «5» - все 7 вопросов.
Обменяйтесь тестами. Проверим первые 5 вопросов (ставьте «+» или «-» соответственно правильности). Сдайте тесты.
Вернёмся к началу урока. Назовите тему урока. Прочитайте эпиграфы и выберите тот, который наилучшим образом подходит к теме о первых церквях. Для чего нам изучать эти объекты? Как мы можем использовать эти знания в жизни?
Посмотрите на распечатку ответьте на пункты в табличке.
(Время – 10 минут).
VII. Домашнее задание .
Сегодняшний урок был посвящён первым церквям Петербурга, это не все храмы петровского времени. Для вас поисковое домашнее задание: - Какие ещё храмы (в т.ч. Иноверческие ) можно отнести к первым храмам Петербурга? 2) Составьте рассказ по материалам распечатки 2. о первых церквях нашего города.
(2 минуты).
VIII. Оценка работы учащихся.
Отметить работу учащихся на уроке.
Каждый из Вас оценил свою работу на уроке, а я могу отметить следующих учащихся ...
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор) Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.