Тема: «Культура России первой половины 19в».
8 класс
Цели урока:
- Создать у учащихся представление о российской культуре первой половины 19-го века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество композиторов, литераторов и художников данного периода;
- Развивать навыки самостоятельно работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
- Пробудить у учащихся чувства любви и интереса к отечественной культуре.
Задача урока:
Ответить на вопрос: «Почему первая половина 19 века называется «Золотым веком» в культуре России?».
· Новые термины: романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм.
· Оборудование: репродукция картин художников первой половины 19-го века, портреты деятелей культуры. Музыкальное оформление, использование мультимедиа.
· Класс разбивается на 4 группы, для знакомства собственно с литературой, музыкальной живописью, архитектурой. Каждая группа готовит экскурсию по выбранному направлению культуры.
Задания для группы:
1. Домашнее задание. Найти информацию о деятелях культуры (сообщение о деятелях, интересные факты их биографии).
2. Домашнее задание. Подготовить сообщение об истории создания и описания памятников культуры.
3. Прочитать параграф, посвящённый культуре первой половине 19-го века.
· Учащиеся могут использовать любую литературу по истории культуры данного периода. Время выступления 5-7 минут.
· После выступления каждой группы учащимся предлагается ответить на несколько вопросов.
Литература:
· Чтение отрывка из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
- Что можно узнать из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина о быте людей первой половины 19-го века?
- Подумайте, чем литература может помочь историку, а история – литератору?
Живопись:
- Что изобразил Брюллов на картине «Последний день Помпеи»? (на картине изображено историческое событие: извержение вулкана Везувий в 79 году до н.э., в результате которого находившийся у его подножья город Помпеи был погребён под лавой).
- Как ведут себя люди перед бушующей, уничтожающей всё живое стихией? (люди, кончено же, напуганы разбушевавшейся стихией, они стараются спастись. Но ведут себя при этом благородно. На переднем плане изображены мужчина и женщина, пытающиеся спасти от гибели немощного старика).
- Как А.Г. Венецианов изображал крестьян? Согласны ли вы с мнением, что художник опоэтизировал крестьян и их быт? (художник одним из первых обратился к изображению простых людей, сделав крестьянина героем своих произведений. Его изображение крестьян проникнуты нежностью, любовью к крестьянам. Художник действительно опоэтизировал крестьян, которые изображены на его картинах в праздничных одеждах, и труд крестьян не кажется зрителям тяжёлым.)
Архитектура:
- Какие из памятников были построены в память победы России над Наполеоном? (Александрийский столб, Храм Христа спасителя).
- Почему Ампир становится ведущим архитектурным стилем? (этот стиль передаёт величие, силу и могущество государства и императора).
Музыка.
- Слушаем произведение Глинки «Иван Сусанин».
- Какие чувства и мысли вызывает у вас музыка композитора? (патриотизм, любовь к Родине, гордость за её историю, подвиги).
Подведение итогов, выводы.
Домашнее задание.
Спасибо за урок.