ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА НАВЫКА СОПОСТАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВИЗАНТИИ В VI-XIВЕКАХ"
Тема является достаточно неоднозначной и противоречивой. Геополитическое положение Византийской Империи было уникальным. Одна её половина принадлежала Европе, то есть Западу, а другая простиралась на землях Азии и Африки, то есть была неотъемлемой частью Востока. На Западе Империя ромеев взаимодействовала с западноевропейскими королевствами и славянами, а на Востоке их воинственными соседями были сначала персы, затем арабы, а тех в свою очередь сменили турки-сельджуки. В соответствии с этим византийская дипломатия различно действовала на Западе и на Востоке.
В религиозном отношении Византия была христианским государством, но восточно-христианским государством, то есть православным, а государства Западной Европы принадлежали к Римской Католической Церкви. На Востоке с Империей граничил зороастрийский Иран, а затем (с конца VIIвека) соприкасался гигантский мир мусульманского Востока. В VIвеке на Византию обрушились славяне, ещё остающиеся язычниками, что предопределило успех православной миссии и позволило создать на юге Европы пояс православных государств, которые стали наследниками богатой византийской культуры.
Методические приёмы, которые можно применить для формирования навыка сопоставления:
Используя материал учебника, летописные сведения об отношениях Руси с Византией, выдержки из работ В.Кучмы, Ю.Кулаковского, А.Лебедева, А.Каждана и П.Толочко, класс разбивается на группы, в которых учащиеся работают с определёнными источниками, учащиеся выявляют характерные черты и особенности политики Византии в отношении западноевропейских стран, балканских государств, Руси и мусульманских государств(арабов, турок-сельджуков), озвучивают их, обобщают и записывают их в четыре колонки.
Учащимся даются следующие задания: 1) установить возможные взаимосвязи между выявленными характерными чертами каждого из векторов внешней политики; 2) объяснить причины особенностей политики Византии в отношении Запада и Востока, балканских стран и Руси. По этим заданиям происходит совместная работа учащихся. Роль учителя при этом заключается в направлении наводящими вопросами деятельности учеников, внесении различных исправлений и дополнений. Выработанные учащимися основные суждения о взаимосвязях основных векторов византийской внешней политики и их особенностях фиксируются ими в тетрадях. Затем каждая группа учащихся приступает к формулированию выводов, наиболее удачные из которых записываются. По завершении работы озвучивается алгоритм сопоставления.
Описание конкретного методического приёма, позволяющего школьникам овладеть навыком сопоставления:
Перед учащимися ставится задача по выявлению характерных черт и особенностей политики Византии в отношении западноевропейских стран, балканских стран, Руси и мусульманских государств. Затем результаты исследования озвучиваются, обобщаются и записываются учащимися в четыре колонки. Учащиеся разбиваются на группы.
Первая группаизучает выдержки из текстов торговых договоров Руси с Византией и главу "Международные связи древнего Киева" из книги украинского историка П. П. Толочко "Древний Киев"(Киев, Наукова думка, 1976 год и последующие издания), изучая византийско-русские отношения. Автор рассказывает о давности отношений Руси и Византии, возведя их начало к отношениям Киева с византийской колонией Херсонес. Говорит о походах русских князей, заключении мирных договоров, торговле в перерывах между войнами. Сближение Руси с Византией началось в период княжения в Киеве Ольги, в 957 году произошёл исторический визит княгини Ольги в Константинополь, её крещение и её попытка христианизировать Русь. Толочко обращает внимание на археологические находки в Киеве (византийские монеты). Резкое ухудшение русско-византийских отношений после смерти Ольги и Никифора IIФоки: войны Святослава с императором Иоанном Цимисхием. Улучшение отношений Руси с Византией при князе Владимире и крещение Руси. Военная помощь Руси Византии. Конфликты Руси с Византией при Ярославе Мудром и его сыне Изяславе, желание ряда киевских князей освободить Киевскую Митрополию от власти константинопольского патриарха. Военный поход Владимира Ярославича на Константинополь и поражение русского флота. Последующее примирение и заключение династического брака Всеволода Ярославича с дочерью императора Константина Мономаха Марией.
Учащиеся выявляют характерные черты и особенности отношений Византии с Русью. Озвучивают следующие черты и особенности: Византия свысока смотрела на языческую Русь, брала высокую пошлину с русских купцов, военные походы на Константинополь киевских князей предпринимались для поддержания равноправных отношений Руси с более сильным партнёром; ещё при князе Олеге Русь была недовольна возможностью торговли только в Крыму с византийским городом Херсонес и военной силой пыталась добиться права торговать на выгодных условиях в самом Константинополе, Фессалониках и других крупных городах империи, чего и добились в торговых договорах 907 и 911 годов; династические браки и крещение Руси позволили стабилизировать взаимовыгодные отношения Руси и Византии; Русь стала митрополией Константинопольской Церкви, но в списке епархий была на одном из последних мест титул Киевского Митрополита для греков был непристижным, однако механизм церковной зависимости позволял Константинополю влиять на политику Киева. Сильные киевские князья стремились к церковной независимости от Византии, но с ослаблением центральной власти киевские князья отказались от претензий на автокефалию и стали в Константинопольской Церкви видеть своего надёжного союзника, поддерживающего их авторитет; византийская дипломатия ревниво следила за отношениями Руси с Западом и всячески препятствовала их развитию, устраивая интриги; часто дружественность русско-византийских отношений определялась династическим родством правящих домов, но после конфликтов, связанных со сменой династий (преимущественно в Византии) эти отношения неизменно нормализовывались.
Вторая группаучащихся работает с избранными текстами из "Истории Византийской Империи" Юлия Куликовского. Учащиеся изучают отношения Византии с Западной Европой. Работа ведётся аналогично первой группе. Учащиеся определяют характерные черты этих взаимоотношений: в раннем Средневековье Византия считала "варварские" королевства Запада своими вассалами, и, если её военная мощь позволяла, то завоёвывала их (королевства остготов и вандалов); титул императора (базилевса) византийские властители расценивали как богоданный и свою неотъемлемую принадлежность, а западноевропейские короли до Карла Великого с этим соглашались; принятие Карлом Великим императорского титула вызвало протесты Константинополя, которые Карл пытался уладить династическим браком; период иконоборческого кризиса в Византии развеял на Западе представление о некоей сакральности фигуры византийского императора и создал отчуждённость между церквами Запада и Востока;
Византия для жителей Запада была привлекательна своей высокой культурой, философскими школами, она была заинтересована в разнообразных заказах для своих специалистов в области архитектуры, военной фортификации, живописи, ювелирного искусства и в других областях; с VIIвека из-за угроз на Востоке со стороны персов, а затем арабов и турок-сельджуков, Византия всё меньше интересуется западным вектором своей внешней политики, занимаясь там лишь вербовкой воинов, всё меньше и меньше сил выделяя для сдерживания врагов в своих итальянских, иллирийских и балканских владениях.
Третья группавыявляет характерные черты византийской политики в отношении балканских славян, изучая также тексты Ю. Кулаковского, а также выдержки из книги В. В. Кучмы "Военная организация Византийской Империи", А. П. Каждана "История византийской литературы" и текст учебника по истории средних веков. Учащиеся оглашают характерные черты: в VIвеке Византия стремилась сделать вторгшихся славян своими подданными, не стремясь их любой ценой эллинизировать, но ввести их в ареал византийской православной культуры; византийцы вели миссионерскую работу среди славян, научая их православной вере; возникшие южнославянские государства военным путём добивались от Константинополя торгового равноправия и церковной независимости, но Византия стремилась их захватить при военной готовности к этому (так как эти государства эти возникали на малонаселённых землях Ромейской (Византийской) Империи, то Империя стремилась восстановить свой суверенитет над ними); Византия часто вмешивалась во внутриполитическую борьбу в этих странах.
Четвёртая группавыявляет характерные черты византийской внешней политики в отношении мусульманского Востока, работая с выдержками из всех вышеуказанных работ. Учащиеся выявляют следующее: мусульмане заняли изначально непримиримую позицию в отношении Византии, стремясь всю её завоевать; терпя военные поражения, Византия стремилась не только военными, но и всеми дипломатическими средствами остановить натиск воинствующего ислама; Империя была готова сдать одну за другой свои позиции на Западе, перебросив силы на Восток; когда Византия оправилась от поражений в VIIвеке, восстановила свою экономику и перестроила свою военную организацию, то сама отставила дипломатию и военным путём стала восстанавливать свой суверенитет над ранее утраченными землями; когда мусульманский мир стал дробиться на мелкие государства, Византия стала заключать союзы с одними эмиратами против других. Учащимся даётся задание установить возможные взаимосвязи между выявленными характерными чертами каждого из направлений внешней политики, объяснить причины особенностей политики Византии по отношению к различным странам. Теперь происходит совместная работа учащихся. По окончании этой работы представители каждой из групп формулируют свои выводы. Например, следующие: Византия главную угрозу для себя видела с VIIвека в мусульманском Востоке, ради этого она отказалась от активного военного противостояния западноевропейским народам, пытаясь поддерживать мир на Западе ценой постоянных уступок; если Византия не могла одолеть врагов-мусульман, то шла на уступки военно-политические и экономические; отношения с балканскими славянами носили крайне прагматичный характер, несмотря на вероисповедную общность, когда Империя была в силах, то она их подавляла (пример: разгром и захват Болгарии); отношения с православной Русью были лучше, чем с балканскими странами, в русско-византийских отношениях отсутствовали религиозные и территориальные споры, Русь и Византия ощущали общность веры и Церкви, взаимовыгодность торговли и её относительную безопасность в отличии от средиземноморских торговых путей, где хозяйничали норманнские и арабские пираты. Необходимо отметить, что учителем должен быть проведён серьёзный отбор и ксерокопирование текстов (или их сканирование или использование на экране монитора). Обязательно должна присутствовать карта Византийской Империи. Возможно использование видеофрагментов из художественных фильмов "Русь изначальная", "Анна Ярославна, королева Франции", "Сказание о княгине Ольге", "Ярослав Мудрый" и документально-публицистического фильма "Гибель Империи: византийский урок".
Представление алгоритма для учащихся по применению навыка сопоставления:1) необходимо выявить наиболее характерные и существенные черты каждого из рассматриваемых объектов исследования (исторического события, явления и т. п.); 2) необходимо определить сходства или различия рассматриваемых объектов; 3) установить причинно-следственные связи, приведшие к возникновению именно этих черт и свойств объектов исследования; 4) необходимо выявить наличие внутренних связей и(или) внешних несоответствий между рассматриваемыми объектами; 5) необходимо сформулировать вывод, отражающий понимание значения установленных взаимосвязей и противоречий.
Федоренко Сергей Александрович, учитель истории и основ православной культуры