Технологии развития личностного потенциала учащихся.
Из опыта использования художественных полотен на уроках истории
Учитель истории ГБОУ СОШ № 277 Тырнова И.В.
Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сенека.
Развитие разносторонней, нравственной и инициативной личности, учет ее индивидуальности, психофизических особенностей – важнейшая цель современного образования. Как сказал еще в античные времена Аристотель, «кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Существует множество методик, направленных на развитие личностного потенциала учащихся. «Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться… Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы» (И.С.Якиманская). «При изучении темы «не по учебнику», но в широком контексте внешкольной информации, урок становится началом «открытия», «толчком» к образовательному путешествию, которое можно продолжить в концертном зале, на экскурсии…» (Рудакова Д.Т. ).
Примером образовательных технологий, направленных на развитие личностного потенциала учащихся, является использование художественных полотен на уроках истории. В интернете имеется множество сайтов, посвященных творчеству художников. Живописные полотна можно продемонстрировать на уроке, используя презентации, видеоклипы и музыкальные видеоролики. Интересно поработать с полотнами разных художников, порой созданными в разные эпохи, но изображающих одно и то же историческое событие. В таких случаях на уроках возникают дискуссии по поводу отношения к различным интерпретациям, учащиеся учатся отстаивать собственную позицию, применяя уже имеющиеся исторические знания. Учитель должен быть готов к тому, что учащимся не все будет понятно в силу недостатка исторических знаний, что ему будут задаваться вопросы. Как сказал Форд Г., «знание может быть только у того, у кого есть вопросы».
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности(http://www.bestreferat.ru/referat-205498.html).
Преимуществами этого метода являются:
· Визуализация – историческое событие или историческое лицо становятся более реальными и доступными учащемуся, Создается личное, индивидуальное восприятие истории
· Создание зрительного и чувственного образа, что также приближает объект исторического изучения, учащемуся легче «пропустить» его через себя, наделить эмоциональным содержанием
· Актуализация – события прошлого становятся понятнее, позиции действующих лиц легче находят объяснение
· У учащихся развивается образное мышление, активизируются все формы восприятия
· Происходит знакомство с творчеством художников, их жизненной позицией
· Формируется собственная нравственная и гражданская позиция
«Принцип наглядности использовался очень активно при традиционном обучении, чтобы ярко, наглядно иллюстрировать явления и процессы, модели и объекты. Современные средства ИКТ позволяют делать это с наибольшей эффективностью, но для современного учителя важно не только предъявить, представить яркий образ, вызвать эмоции, но, что важнее, подтолкнуть ксобственным размышлениям, «озадачить», пробудить мысль, кроме того, дать возможность самому с помощью новейших средств, компьютера, соответствующего программного обеспечения, представить свое видение, свою интерпретацию по изучаемой теме, сопоставить ее с другими. То есть таким образом организовать активную познавательную деятельность, в процессе которой происходят «личностные приращения», развитие потенциала, заложенного в каждом ребенке».(Рудакова Д.Т.)
Предложим варианты заданий при работе с художественными произведениями:
1. Озвучьте картину, разыграйте картину по ролям
2. Опишите картину
3. Восстановите историческое событие по картине
4. Найдите исторические неточности в картине
5. Дайте историческую характеристику изображенным персонажам
6. Расположите предложенные картины по хронологии изображенных событий
7. Из ряда предложенных полотен выберите не соответствующие данному историческому периоду
8. Назовите события, предшествующие и последующие изображенным на картине
9. Самостоятельно составьте коллекцию полотен к данному историческому событию (периоду)
10. Самостоятельно подберите документы или тексты к указанным картинам
11. Самостоятельно подберите картины к указанным историческим текстам или документам
12. Соотнесите картины с предложенными историческими документами или текстами
13. Укажите нравственные (этические) проблемы, поставленные художником. Какова позиция художника? Какова ваша позиция?
14. В чем актуальность проблемы, поставленной художником?
15. Составьте исторические вопросы по картине
16. Расскажите о художнике (опережающее задание)
17. Подберите (или объясните) историческую лексику, соответствующую картине
Помимо указанных заданий, можно весь урок (или блок уроков по теме) построить вокруг одной или нескольких картин, «нанизанных» на историческую основу. Объяснение материала будет всегда ярким, эмоциональным, запоминающимся.
Учителю придется постоянно находиться в творческом поиске и пополнении электронной коллекции художественных исторических полотен, сведений о художниках. Очень скоро может оказаться, что этим «заразятся» и ученики и даже их родители, что приведет к взаимному обогащению, созданию настоящей поисковой, творческой обстановки. «Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества»(http://sozvezdieoriona.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37).
В заключение хочется привести высказывание Б.Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».
Список источников:
1. И.С.Якиманская - http://thl.narod.ru/3/loro.htm
2. Рудакова Д.Т. Информационная образовательная среда современной школы и развитие личностного потенциала учащихся // Образовательные технологии XXI века. ОТ'08 / Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения РАО, 2008. С. 177-183.
3. http://www.bestreferat.ru/referat-205498.html
4. http://sozvezdieoriona.ru/publ/aktivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37