Лаврентьева Татьяна Николаевна
учитель истории и общесствознания ГБОУ СОШ №197 с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла (фиика, химия, биология) Санкт-Петербурга
Цель: обобщение и расширение знаний учащихся 4-5 классов по темам “Древняя Греция”, “Древний Египет”(5 класс), “Страницы всемирной истории и истории Отечества”(4 класс) на основе интеграции материала курсов “Окружающий мир” (4класс) и “Истории Древнего мира”(5 класс).
Задачи:
1.Для учащихся 5 класса: закрепить умение работать с исторической картой; повторить понятия и термины, даты и имена исторических деятелей; применить знания греческой мифологии; продемонстрировать знания о семи чудесах света.
2. Для учащихся 4 класса: познакомиться с греческим городом Афины; повторить имена известных путешественников и мореплавателей; закрепить исторические даты, понятия и термины; продемонстрировать знания о семи чудесах света.
3.Способствовать развитию познавательного интереса учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний.
4. Формирование коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих сотрудничество, взаимопонимание, общение и организацию совместной деятельности.
5. Формирование научной картины мира, приобщение к культурным ценностям.
Процесс реализации проекта
Данное внеклассное мероприятие рассчитано на 60 минут.
1 этап – подготовительный (выполнение домашнего задания для капитанов, подготовка представления команд, оформление помещения).
2 этап – основной (проведение КВНа).
3 этап – заключительный (подведение итогов).
Сроки реализации: конец 3 четверти.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта способствует приобретению социального опыта работы в группе; развитию познавательного интереса к предмету и коммуникативных способностей учащихся
Оформление и оборудование исторического КВНа
При оформлении помещения важно создать определённый эмоциональный настрой.
1.На дверях класса висит плакат. На плакате изображена богиня Клио и текст:
В классе состоится необычайное состязание:
Ристалище тех, кто историю любит!
Главным оружием знание будет.
2.На стендах оформлена выставка работ учащихся по заданным темам.
3.Вывешена историческая карты “Древняя Греция”, “Древнерусское государство – Киевская Русь”.
4. На доске: таблица подсчёта баллов команд.
Конкурсы |
Команда 4 класса |
Команда 5 класса |
1. Домашнее задание |
|
|
2. Разминка |
|
|
3. “Что, где, когда?” (конкурс на запоминание дат) |
|
|
4. Историческая карта |
|
|
5. “Выуди рыбку” (конкурс на закрепление понятий) |
|
|
6. “Знаешь ли ты искусство” |
|
|
7. “Выброси лишнее слово” |
|
|
Итого |
|
|
5. Для проведения КВН(а) используется “аквариум”с бумажными рыбками, вращающийся диск с красной стрелкой (лото).
6. Мультимедийный проектор, компьютер.
Ход исторического КВН(а) (с использованием презентации POWERPOINT)
Богиня Клио (ученица старших классов) приветствует участников КВН(а):
Вам, пришедшим сюда,
И к состязанию готовым,
Слово привета своё я обращаю.
Вам пожелаю я, сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза истории – Клио –
Вас приглашает.
Идёмте!”
1. Домашнее задание для капитанов команд.
Сочинение на историческую тему.
·5 класс “День египетского мальчика”.
В сочинении на эту тему должны найти отражение жизни различных классов общества, описание древнеегипетской школы и быта учащихся, примеры того, чему учили в этих школах. (слайд 2)
·4 класс “Путешествие по Афинам в 5 веке до н.э.”
Сочинение может быть в форме экскурсии. Ученик сообщает о внешнем виде Афин, архитектурных памятниках, рассказывает о труде и образе жизни афинян. (слайды 3-8)
2.Разминка.
5 класс: написать имена древнегреческих богов и указать, чему покровительствовал каждый бог.
4 класс: написать имена известных путешественников и мореплавателей, когда и какие они сделали открытия. (слайды 9,10)
3. “Что, где, когда?” (используем вращающийся диск с красной стрелкой)
5 класс.
·Около 1200 г. до н.э. – греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои.
·8 в. до н.э. – созданы поэмы Гомера “Иллиада”, “Одиссея”.
·594 г. до н. э. – избрание архонтом Салона.
·776 г. до н. э. – состоялись первые Олимпийские игры.
·490 г. до н. э. – Марафонская битва.
·480 г. до н. э. – Саламинское сражение.
·443г. до н. э. – начало правления Перикла в Афинах.
·338 г. до н. э. – битва при Херонее.
·334 – 325 г. до н. э. – поход македонского войска на Восток.
·15 в. до н. э. – землетрясение на острове Фера.
4 класс.
·1445 г. – год рождения книгопечатания.
·1820 г. – русские путешественники Фаддей Фаддеевич Белингаузен и Михаил Петрович Лазарев открыли Антарктиду.
·1914 – 1918 г.г. – Первая мировая война.
·1939 – 1945 г.г. – Вторая мировая война.
·988 г. – год Крещения Руси
·1147 г. – год основания Москвы.
·1237 г. – поход хана Батыя на Русь.
·1240 г. – битва со шведами на реке Неве.
·5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.
·1380 г. Куликовская битва.
(слайды 11, 12)
4. Историческая карта
5 класс
Древняя Греция
Вопросы:
·Найти на карте следующие города Афины, Спарту, Трою, Марафон, Платеи.
·Показать место, где проходили Олимпийские игры.
·Показать на карте полуостров Малая Азия, Балканский полуостров.
4 класс
Киевская Русь
Вопросы:
·Найди на карте территорию Древней Руси к середине ХIвека.
·Найди город Киев.
·Покажи важнейший торговый путь “Из варяг в греки”.
(слайды 13, 14)
5.”Выуди рыбку”
На дне “аквариума” лежат картонные рыбки, на которых написаны слова – понятия. Учащиеся вынимают рыбку, читают понятие и раскрывают его значение.
5 класс
·Агора – главная площадь Афин.
·Триеры – греческие военные суда.
·Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.
·Стратег – по – гречески “военачальник”/
·Палестра – школа, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска.
4 класс
·Крещение – обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: человека погружают в воду или кропят водой.
·Вече – народное собрание.
·Золотая Орда – государство монголо – татар.
·Торжище – место торговли.
·Дворяне – люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Дворяне могли владеть землями и деревнями с крепостными крестьянами.
(слайды 15, 16)
6.”Знаешь ли ты искусство”
Учащиеся должны продемонстрировать знания о семи чудесах света. В результате жеребьёвки каждая команда получает задание: подробно рассказать о выбранном чуде света.
(слайд 17)
7. “Выброси лишнее слово”
5 класс
Солон Осирис Дракон
Скилл Ольвия Хамураппи
Гомер Ахилл Тутанхамон
Милон Феаген Мильтиад
Филипп Македонский Демосфен
4 класс
Екатерина Великая Пётр I М. В. Ломоносов
А. В. Суворов Ф. Ф. Ушаков Иван Фёдоров
Христофор Колумб Фернан Магеллан Жюль Верн
Кузьма Минин Д. И. Пожарский Наполеон Бонапарт
Москва Таганрог Санкт – Петербург
(слайды 18. 19)
Поведение итогов, награждение
Список литературы:
1. Вигасин А.А. История Древнего мира. Учебник для 5 класса, М.: Просвещение, 2010
2. Григорьева Е. , Гуглина Е. Чудеса света: энциклопедия. М.: Росмэн, 2002
3. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983
4. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах. М.,1990
5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса, М.: Просвещение, 2011
Интернет – ресурсы:
1. поисковая система yandex: картинки