66 гимназия СПб
Мельникова Анна Анатольевна, учитель истории
Учебно-методическое пособие: «Особенности организации нетрадиционных форм уроков истории в 6-7 классах (на примере уроков – судов)».
Урок-суд является довольно сложной формой работы, занимающей по времени более двух недель и требующей самостоятельной подготовки учеников. Поэтому обычно организация урока-суда делится на несколько этапов, каждый из которых несет свою образовательную, развивающую и воспитательную нагрузку. Необходимость рассмотрения этих этапов заключается в выявлении их особенностей, чтобы при разработке суда максимально их использовать для достижения поставленных целей.
Обычно выделяют следующие этапы:
1. подготовительный этап.На этом этапе учитель выбирает тему суда, определяет цели и задачи урока, происходит распределение ролей среди учащихся, подготавливаются костюмы, соответствующие эпохе. Часть учащихся занимается оформлением класса - это могут быть отдельные плакаты или оформление целых стендов и т. д. на этом этапе учитель выступает в роли инструктора: он помогает подобрать дополнительную литературу, корректирует выступления каждого ученика.
2. вводный этап.На этом уроке у ребят создается мотивация непосредственно на сам урок. Обычно вводный этап представляет собой вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает актуальность темы и эмоционально настраивает ребят на саму игру.
3. основной этап.Этот этап представляет собой само судебное заседание, которое проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль ведущего либо передает эту роль председателя суда.
4. оценочный этап—организация рефлексии суда. Рефлексия может быть проведена по-разному: некоторые предлагают раздать ученикам анкету, другие[1] - дать каждому ученику высказать свое мнение и организовать беседу.
Но для организации и проведения урока-суда ученики должны обладать комплексом сформированных умений, без которых невозможна большая самостоятельность в работе класса.
В 6-7 классе учащиеся уже перестают быть младшими школьниками, они переходят на следующую ступень развития - они становятся подростками. Среди ученых нет единой точки зрения на то, какой возраст считать началом подросткового периода. Ряд авторов считает подростками детей в возрасте от 11-12 до 14-15 лет[2], другие к подростковому относят возраст с 13 до 17 лет[3], также существует мнения, что подростки—дети с 5-8 класс средней школы, то есть 11-12—14-15 лет, но может совпадать с переходом в 5 класс[4]. Нельзя сказать, что ребята в 5 классе являются подростками, но начало переходного периода накладывает на них определенные особенности.
Подростковый возраст является переходным в первую очередь в биологическом смысле. К биологическим факторам, влияющим на подростка, относят половое созревание, бурное развитие и перестройку всех тканей, органов и систем организма. Биологические изменения влияют на поведение подростка. Некоторые представляют изменения в поведении подростка следующим образом: «начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влияние на центральную нервную систему, а также бурное физическое развитие повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности»[5].
Говоря о половом созревании и влиянии этого процесса на организм ребенка, нужно учитывать индивидуальные темпы развития каждого школьника: у некоторых этот процесс начинается в 6 классе, у некоторых позже.
Центральным новообразованием личности этого периода является «чувство взрослости»[6], которое появляется уже в начале подросткового возраста. В начале подросткового периода дети еще не похожи на взрослых, но за этим скрывается процесс становления нового - процесс становления взрослости, который может проходить незаметно для окружающих. В это время у подростка появляется осознание того, что он уже не ребенок, и он стремится к тому, чтобы быть и считаться взрослым.. чувство взрослости может возникать в таких отношениях со взрослыми, когда на ребенке лежат серьезные обязанности, а для этого необходимы самостоятельность ребенка и доверие окружающих. В этом возрасте у подростка вырабатывается жизненная позиция по отношению к миру и к окружающим людям. Поэтому ребенок очень восприимчив к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых, то есть происходит переориентация на ценности взрослых.
Развитие взрослости происходит и в учебно-познавательной деятельности. В этом период у подростков происходит становление планов на будущее, появляется стремление что-то знать и уметь «по-настоящему», а необходимость в новых знаниях удовлетворяется путем самообразования. При этом подросток относится к этим знаниям как лично значимым и необходимым, и именно эти особенности обеспечивают прочное усвоение материала. Любопытство и любознательность являются особенностями подростка, поэтому в обучении истории нужно учитывать эти особенности.
Стремление подростков к самостоятельности, к овладению знаниями, выходящими за рамки школьной программы, их желание быть похожими на взрослых создают благоприятные условия для развития детей, и такая форма урока как урок-суд дает для этого большие возможности.
В 6-7 классе продолжается развитие у школьников тех умений, которые необходимы для участия в уроке-суде. При этом 6-7 класс является логичным продолжением развития тех умений, которым ребята научились в 5 классе.
Интеллектуальные умения.
В 6-7 классе к ученикам предъявляются новые требования к усвоению знаний (усвоение научных понятий, систем знаков и так далее), это способствует постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы. Новые требования предъявляются не только к усвоению материала, но и к его восприятию: теперь чтобы успешно усвоить материал, ребенок должен не столько запомнить его, сколько осмыслить и разобраться в нем. Таким образом, постепенно развивается умение выделять главное, существенное в материале. Овладению учебным материалом также помогает развитая речь, умение выражать мысли своими словами и творческое воображение.
Все большее значение приобретает теоретическое мышление, способность максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.
Так как сфера общения подростка выходит за пределы школы, у подростка ускоряется умение планировать свою деятельность.
К интеллектуальным умениям, которыми должны овладеть школьники в 6 классе относятся[7]:
· Умение с опорой на типовые памятки систематизировать факты и анализировать события и явления, деятельность исторических лиц
· Устанавливать причинно-следственные связи между однородными событиями и явлениями
· Сравнивать по плану события, явления, деятельность исторических лиц, выделять в них общее и различное
· Выделять главные и второстепенные признаки понятий, характерные черты событий, явлений
К интеллектуальным умениям, которыми должны овладеть школьники в 7 классе относятся:
· Различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя
· С опорой на типовые памятки анализировать явления хозяйственной, социальной, политической и культурной жизни страны
· Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах страны
Речевые умения.
В этот период изменяется содержание устных высказываний детей: большее место занимает описание, увеличивается число слов и фраз оценочного характера, ученики выражают свое мнение более логично и развернуто. Заметно развивается экспрессия, это выражается не только в описаниях, но и в интонациях. Однако в это время у подростка еще недостаточно развито умение прогнозировать свою речь, и предложения могут быть недостаточно сформулированы, ученик может терять свою мысль. Темп речи может быть неровным—пропускаются необходимые паузы и ударения, делаются ненужные. Кроме того, ученик постоянно ориентируется на восприятие своей речи одноклассниками и на их оценку, что может приводить к излишнему перенапряжению во время ответа.
Таким образом, можно сказать, что развитие речи в этом возрасте очень важно, особенно учитывая то, что развитая речь во многом определяет успех в общении подростка.
Речевые умения, которыми должны овладеть школьники в 6 классе:
· Давать ответ на вопрос в объеме подзаголовка параграфа
· Владеть приемами характеристики личности и исторических явлений, беседы и доказательства
· Умение объяснять смысл используемых в речи терминов и понятий
· Рецензировать правильность, полноту, обоснованность ответа одноклассника
Речевые умения, которыми должны овладеть школьники в 7 классе:
· Давать развернутый ответ на вопрос в объеме подзаголовка параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания
· Умение привлекать к ответу дополнительные источники с ссылкой на них
· Владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения
· Выступать с сообщениями
· Рецензировать сообщения одноклассников
При описании особенностей подростков Мухина В. С. обращает особое внимание на развитие воображения подростков. В реальном мире подросток не чувствует себя деятелем, не может изменить его. В воображаемом мире «свободное построение сюжетной линии и свободный выбор желаемого места, где разворачиваются события в воображаемой жизни, позволяет не только планировать и проживать замыслы, повторяя их снова и снова, перестраивая чувства и сюжеты по своему усмотрению, но и дают возможность пережить напряжение действительных социальных отношений»[8].
Развитое воображение позволяет включить в 6 классе элементы театрализации. Театральное представление без элементов дискуссии не должно занимать много времени на уроке (примерно 5-7 минут). Этот первый опыт театрализации должен в первую очередь вызвать интерес у ребят к подобной работе и к изучению истории. Этапы постановки театрализованного представления будут аналогичны этапам проведения урока-суда:
I. Мотивационный этап представляет собой предложение игры детям, объяснение важности и увлекательности такой работы. Затем следует отбор участников, если количество желающих участвовать в игре больше числа ролей, можно составить список их фамилий и выбрать наугад. А те, кто не попал в число участников, те буду участвовать в последующих постановах. Момент выбора участников важен тем, чтобы не обидеть ни одного из учеников и не ослабить интерес к участию в дальнейшей работе.
II. Подготовительный этап. После того, как выбраны актеры, работа учителя идет уже с этой группой втайне от всего класса. Между участниками распределяются роли, раздаются готовые тексты. Тексты не должны быть большими по объему сложными для восприятия классом. Затем с актерами разбирается ход представления (подготовленный учителем), каждый ученик должен представлять себе всю постановку в целом и свое место в ней. Через некоторое время (примерно через неделю) учитель собирает группу для репетиции - это этап контроля выполнения задания и степени готовности каждого ученика. При необходимости могут быть подготовлены костюмы или их элементы самой группой или с помощью других учеников класса.
III. Разыгрывание сценки на уроке. Но чтобы ученики, не участвующие в представлении, были внимательны не только к форме подачи материала, но и к его содержанию, учителю следует дать опережающее задание, например, несколько вопросов, на которые ребята должны найти ответ в постановке своих одноклассников.
IV. Оценочный этап. Этот этап может быть проведен в форме беседы в конце урока. Ребята должны высказать свое мнение об этой форме работы: понравилось им или нет, что именно им понравилось, и что они хотели бы изменить. Насколько удалось увлечь учеников театрализацией, можно узнать посредством вопроса учителя «кто хотел бы участвовать в постановке в следующий раз?», и по количеству желающих учитель легко определит, насколько он достиг своей цели.
В 6 классе в качестве материала для театрализации Иванова Т. Н. предлагает такие эпизоды всеобщей истории как начало Реформации в Германии (театрализованная игра «Томас Мюнцер против Мартина Лютера»), крестьянские войны в Германии (театрализованное представление «Встреча восставших крестьян»)[9], в курсе истории Отечества представление может быть построено на материале из социально-экономической истории, например, встреча зависимых крестьян: смерда, холопа, рядовича и т. д.
В 7 классе театрализованные представления будут продолжаться, но так как в концентрической системе обучения весь материал представлен в сжатом виде, учитель не может посвящать много времени этому виду подачи материала, поэтому в 7 классе достаточно 2-3 сценок в год.
Параллельно с развитием творческих способностей учеников в 7 классе должно быть продолжено развитие тех умений, которые необходимы для проведения дискуссии. Над этими умениями работа может строиться в процессе индивидуальных ответов учеников или включая элементы дискуссии в урок. Такие дискуссии не подразумевают подготовки учащихся, но в конце 7 класса, когда необходимые умения будут уже достаточно сформированы, учитель может выделить половину или даже целый урок (это может быть повторительно-обобщающий урок), однако эта дискуссия будет отличаться наличием этапа самостоятельной подготовки учащихся.
Примерно за неделю до урока учитель объявляет тему дискуссии, например, «Петр I—тиран или великий реформатор?», и ребята за это время должны самостоятельно подготовиться—проанализировать деятельность Петра Iпо материалу учебника и привлекая дополнительную литературу. Подготовка ребят будет лучше, если учитель даст список литературы, при этом книги должны быть доступны для детей (в частности, эти материалы есть в школьной библиотеке). Если ребята в классе достаточно ответственные и самостоятельные, промежуточный контроль может и не осуществляться, но, все же целесообразнее его проводить, чтобы учитель был уверен в том, что урок будет проведен успешно и не будет сорван.
После подготовительного этапа проследует сама дискуссия, где учителю следует четко следить за правилами ее проведения, то есть требовать аргументации высказываний, внимания и уважения к позиции оппонентов, следить за чистотой речи учащихся и т. д. в конце дискуссии ученики подводят итог и делают вывод из всего сказанного.
Таким образом, к концу 7 класса ученики будут иметь опыт проведения дискуссий и театрализованных представлений, многие умения, необходимые для проведения урока-суда, будут сформированы, и это создает условия для того чтобы в классе соединить эти 2 формы в одну—урок-суд.
[1]Чиж Г. Д. Урок-суд «Надо ли было отменять крепостное право?» //Преподавание истории и обществознания в школе.-2003, №3. –с 53-55
[2]Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для студентов высш. Учеб. Заведений. М.-1997 стр 347
[3]Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М. 2001. стр 539
[4]Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В. М. 1973 стр98
[5]Возрастная психология: конспект лекций / сост М. В. Оленникова.-М-СПб.-2004. стр 87
[6]Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А. В. М. 1973 стр 105-140
[7]Андреевская Т. П., Журавлева О. Н., Лазукова Н. К. Программа по истории. Рукопись.
[8]Мухина В. С. Возрастная психология. Учебник для студентов высш. Учеб. Заведений. М.-1997 стр 392
[9]Т. Н. Иванова. История в 7 классе. Сценарии ролевых игр, тесты. Чебоксары, 2003, стр.29-38