Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

 

Урок в 8 классе по теме: «Отечественная война 1812 г.».

 

Марченко Елена Анатольевна

 

Цели:

1. Ознакомление с событиями Отечественной войны;

2. Развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;

3. Способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.

Задачи:

1. Ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;

2. Учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;

3. Отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.

Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродукции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов

на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечественной войны»; контрольные тесты.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютерной поддержкой.

Эпиграф к уроку:

Кичась, они забыли ныне;

Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

Знакомый пир манит их вновь –

Хмельна для них славянов кровь,

Но тяжко будет их похмелье.

А. Пушкин

I. Введение в тему

Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?

1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;

2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.

Учитель обобщает высказывания учащихся:

Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять

лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».

Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на её внешней

торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим  интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения  условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и

Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.

II. Объявление темы.

Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.

1. Причины и характер войны:

− основные противоречия, приведшие к войне;

− подготовка к войне, соотношение сил;

− план сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

− повод к войне и ее начало;

− основные этапы и главные сражения;

3. Окончание войны, условия мира, итоги.

Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

III. Знакомство с планом и задачами урока.

 

План.

1. Причины войны и цели воюющих сторон.

2. Начало и ход войны, ее характер.

3. Бородинское сражение.

4. Изгнание французов с территории России.

1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):

а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного дого-

вора и заставить быть союзницей против Англии.

б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на

международную обстановку в Европе.

Цели воюющих сторон (в сравнении) , характер войны  для ее участников (объяснение

учителя и выполнение учащимися задания).

Задание:

1. Зная о цели войны, определите ее характер.

2. Работа с картой.

Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во

второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от неза-

мерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Ав-

стрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное

Закавказье – Ирану.

Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.

Проверка выполнения задания: определение характера войны.

Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная,  Отечествен-

ная.

1. Начало войны.

а) Рассказ учителя, работа с картой,

Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.

Задания:

1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции?

(слайд), сделайте выводы.

2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).

Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных

сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.

б) сообщение ученика о Кутузове.

Вопрос классу: «Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»

Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).

3. Бородинское сражение.

а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении.

Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).

б) Рассказ о ходе сражения (слайды).

Словарь: флеши.

в) решение проблемного задания:

Кто же победил в этом сражении?

Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариан-

тами ответов – на каждую парту.

Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:

А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепят-

ствовать дальнейшему наступлению Наполеона;

Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом

Кутузова;

В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в гене-

ральном  сражении;

Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользо-

ваться русские;

Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последую-

щих сражениях;

Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальней-

 шие победы русских.

Вопросы:Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться

какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?

Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была

аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.

г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.

Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».

Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не поте-

ряна Россия».

Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение, была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.

д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику):

− работа над пониманием значение термина «партизаны»,

− самостоятельная работа по учебнику.

Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.

4. Изгнание французов с территории России.

- Рассказ с опорой на карту и слайды.

Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.

Задание:Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г:

«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны

Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его

героях.

6.   Проверка усвоения материала в форме теста:

Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано

1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;

2. превосходством сил Наполеона;

3. неумелым руководством Александра I;

4. неподготовленностью России к войне.

Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были

1. партизанами;

2. поэтами;

3. гусарами;

4. крепостными крестьянами.

После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой

смоленской дороге

1. под Красным;

2. под Смоленском;

3. под Тарутином и Малоярославцем;

4. под Волоколамском.

Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был

1. М.Б. Барклай-де-Толли;

2. М.И. Кутузов;

3. П.И. Багратион;

П.В. Чичагов.

Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели

1) сохранить армию;

2) спасти Петербург;

3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;

4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»