Урок в 8 классе по теме: «Отечественная война 1812 г.».
Марченко Елена Анатольевна
Цели:
1. Ознакомление с событиями Отечественной войны;
2. Развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;
3. Способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.
Задачи:
1. Ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;
2. Учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;
3. Отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.
Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродукции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов
на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечественной войны»; контрольные тесты.
Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютерной поддержкой.
Эпиграф к уроку:
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир манит их вновь –
Хмельна для них славянов кровь,
Но тяжко будет их похмелье.
А. Пушкин
I. Введение в тему
Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?
1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;
2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.
Учитель обобщает высказывания учащихся:
Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять
лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на её внешней
торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и
Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.
II. Объявление темы.
Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.
1. Причины и характер войны:
− основные противоречия, приведшие к войне;
− подготовка к войне, соотношение сил;
− план сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
− повод к войне и ее начало;
− основные этапы и главные сражения;
3. Окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.
III. Знакомство с планом и задачами урока.
План.
1. Причины войны и цели воюющих сторон.
2. Начало и ход войны, ее характер.
3. Бородинское сражение.
4. Изгнание французов с территории России.
1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):
а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного дого-
вора и заставить быть союзницей против Англии.
б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на
международную обстановку в Европе.
Цели воюющих сторон (в сравнении) , характер войны для ее участников (объяснение
учителя и выполнение учащимися задания).
Задание:
1. Зная о цели войны, определите ее характер.
2. Работа с картой.
Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во
второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от неза-
мерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Ав-
стрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное
Закавказье – Ирану.
Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.
Проверка выполнения задания: определение характера войны.
Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечествен-
ная.
1. Начало войны.
а) Рассказ учителя, работа с картой,
Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.
Задания:
1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции?
(слайд), сделайте выводы.
2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).
Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных
сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.
б) сообщение ученика о Кутузове.
Вопрос классу: «Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»
Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).
3. Бородинское сражение.
а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении.
Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).
б) Рассказ о ходе сражения (слайды).
Словарь: флеши.
в) решение проблемного задания:
Кто же победил в этом сражении?
Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариан-
тами ответов – на каждую парту.
Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:
А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепят-
ствовать дальнейшему наступлению Наполеона;
Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом
Кутузова;
В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в гене-
ральном сражении;
Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользо-
ваться русские;
Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последую-
щих сражениях;
Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальней-
шие победы русских.
Вопросы:Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться
какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?
Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была
аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.
г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.
Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».
Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не поте-
ряна Россия».
Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение, была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.
д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику):
− работа над пониманием значение термина «партизаны»,
− самостоятельная работа по учебнику.
Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.
4. Изгнание французов с территории России.
- Рассказ с опорой на карту и слайды.
Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.
Задание:Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г:
«Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».
5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны
Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его
героях.
6. Проверка усвоения материала в форме теста:
Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано
1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;
2. превосходством сил Наполеона;
3. неумелым руководством Александра I;
4. неподготовленностью России к войне.
Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были
1. партизанами;
2. поэтами;
3. гусарами;
4. крепостными крестьянами.
После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой
смоленской дороге
1. под Красным;
2. под Смоленском;
3. под Тарутином и Малоярославцем;
4. под Волоколамском.
Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был
1. М.Б. Барклай-де-Толли;
2. М.И. Кутузов;
3. П.И. Багратион;
П.В. Чичагов.
Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели
1) сохранить армию;
2) спасти Петербург;
3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;
4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.