Васильева Марина Леонидовна Попова Елена Вячеславовна Коган Анастасия Михайловна Ротова Юлия Гергиевна Федорова Татьяна Виталиевна Симонова Нина Николаевна Проект по теме «Слава героям Отечественной войны 1812 года» Классификация проекта: • по предметно-содержательной области: инфомационно-творческий • по характеру контактов: внутришкольный • по характеру координации: открытая координация Учителя Васильева М. Л. и Попова Е.В. участвуют в проекте в собственной своей функции, направляют работу учащихся в проекте, координируют и корректируют этапы по ходу проекта. Воспитатели Коган А. М. и Ротова Ю. Г. координирует проектную деятельность учащихся по этапу. Симонова Н. Н. и Федорова Т. В. готовят с учащимися музыкальные и танцевальные номера. По доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный По количеству участников: групповой По продолжительности: долгосрочный(сентябрь-октябрь ) По виду конечного продукта: материально-действенный *Организация работы над проектом (по Н.Ю. Пахомовой) этап Действия учителя Действия ученика Погружение в проект Предложить учащимся посмотреть дома материалы по теме «Отечественная война 1812 года» Расспросить взрослых, родителей о том, какие имеются материалы по теме (журналы, открытки, плакаты, статьи, вырезки из газет, взять книги из библиотеки) Предлагает каждому подумать, какой личный вклад каждый может внести в проект. Намечает конечную цель: узнать о жизни и подвигах героях Отечественной войны 1812 года, наградах того времени, памятниках , посвященных войне 1812 года. Выбор мини-темы проекта. Организация деятельности Предлагает сделать информационные доклады по темам: -великие полководцы Отечественно войны 1812 года (М.И.Кутузов, Барклай де Толли, Багратион; -партизанское движение; -великие имена: Денис Давыдов, Надежда Дурова; Василиса Кожина; -ход Отечественной войны 1812года; -Бородинское сражение; -русские боевые награды времен войны 1812 года; -Войска времен Отечественной войны 1812 года -памятники , связанные с войной 1812 года ; -Быт , нравы, традиции 19 века(погружение в эпоху); -военная форма периода Отечественной войны 1812 года; -детская литература по данной теме(краткий обзор прочитанного) В индивидуальной работе с учителем заполняют план работы над проектом, определяют конкретную цель проекта, выбирают форму конечного продукта. Осуществление деятельности Консультации уч-ся в отборе материала, стимулирование, предоставление информации Отбирают совместно с учителем и родителями информацию о полководцах, героях войны, памятниках Оформляют в виде -докладов -рисунков -творческих сценок -подготовка костюмов - презентаций Презентация результатов Координирует порядок выступлений с докладами ,танцевальные выступлении, ,хоровое исполнение песни На консультационных занятиях заслушиваются доклады учащихся. Творческие задания (сценки, танцы, песни подготавливаются учителями музыки, ритмики, педагогами дополнительного образования ) Самооценка, взаимооценка, рефлексия. Результат деятельности участников проекта: - информационные доклады по плану : «М.И.Кутузов» «Барклай де Толли» «Денис Давыдов» «Партизанское движение во время Отечественной войны 1812» «Василиса Кожина» «Надежда Дурова» «Воспоминания Б.Наполеона о войне 1812 года» «Бородинское сражение» «Военная форма периода войны 1812 года» «Русские военные награды времен войны 1812 года» «Памятники и монументы, связанные с войной 1812 года» «Детская литература, посвященная Отечественной войне 1812 года» «Пословицы и поговорки, посвященные Отечественной войне 1812 года» - презентация « В ходе работы над проектом возникли предложения посетить памятные места в нашем городе, связанные с Отечественной войной 1812 года, так возник мини-проект ,в котором учащиеся класса совместно в воспитателями подготовили информационные доклады и сообщения и реализовали их на обзорной экскурсии по городу. Материалы, полученные во время проекта хранятся в творческих папках уч-ся, каждый участник проекта заполнил план проекта, получил оценку своей деятельности (в папке «Мои проекты») Активное участие в проекте приняли родители уч-ся: в подготовке докладов, костюмов. Цель: сформировать целостное восприятие представлений о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года. Задачи : Образовательные Систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 года» Сформировать у учащихся понятие «военная слава» Развивающие Развивать умение анализировать и обобщать полученные сведения в ходе работы над проектом, работать со справочно-информационной литературой, осмысливать исторические факты через чтение произведений, данными полученными на экскурсии. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, умения работать в группе. Воспитательные Способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у школьников чувство гордости за нашу славную историю, чувство высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность через использование истории, литературы, музыки, живописи и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий. Здоровьесберегающие Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности. Форма проведения: проект Оборудование: • - набор открыток «Музей – панорама Бородинская битва» • - набор открыток «Русская армия 1812 год» 3 выпуск • - портреты героев Отечественной войны 1812 года • Выставка книг • Музыкальное сопровождение «Солдатушки, бравы - ребятушки» (песня) • Дидактический материал: карточки с заданиями • Костюмы (атрибуты) для инсценировки (Кутузову и Наполеону), гусаров. • Презентация «Отечественная война 1812 года» • Слайды с фотографиями медалей • Презентация «Памятники войны 1812 года» Ход Презентация Слайд№1 Ведущий №1 (подготовленный уч-ся) 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона 1 напала на нашу Родину. Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Ведущий №2 На борьбу с французскими захватчиками вместе с армией поднялся весь народ. Много мужества, стойкости и великую сыновью преданность проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России. Слайд №2,3 (заранее подготовленный уч-ся рассказывает о В. И. Кутузове) Вопросы от В. И. Кутузова (выходит уч-ся в костюме) - А скажите-ка, дорогие мои потомки, знаете ли вы, кто служил в моих войсках? Ответы уч-ся комментируются и сопровождаются показом плакатов, подготовленных ребятами во время работы над проектом. На плакатах изображены различные рода войск времен войны 1812 года. «По всей России в срочном порядке собирали для армии новых солдат. Из губерний Санкт-Петербургской, Московской, Нижегородской, из других губерний и мест России походным маршем шли они на войну. Крестьяне бросили свою соху, мелкие торговцы до лучших времен закрывали лавки. Обозники, каретники плотники, горожане любых ремесел оставляли свой дом и труд. Называли новых солдат ополченцами» (отрывок из рассказа «Войско второго сорта») «Против наполеона сражалось тридцать казачьих полков. Приметны лихие казаки. Синие куртки, штаны с огневыми лампасами. Черная шапка с белым султаном. Пика, ружьё. Конь боевой. Характер бедовый. Казацкая чёлка бугром торчит. Боялись донских казаков французы». (отрывок из рассказа «Тройная сила») « Наутро солдаты вступили в бой. Бьется солдат Петров в рукопашном бою. Сбил одного француза. Перевел дыхание. Вытер вспотевший лоб. Осилил второго. Смотрит третий бежит навстречу. Блеснул перед грудью Петрова штык . Размахнулся солдат прикладом. Прикончил француза третьего». Продолжение презентации Слайд №4 (о Багратионе) «Багратион — лучший генерал русской армии», — говорил Наполеон. Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая. 26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На земляные укрепления: Багратионовы флеши обрушился главный удар наполеоновской армии. Французы Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить отпор русских полков. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут он был ранен осколком ядра, раздробившим ногу. Через три недели Багратион скончался. Слайд №5(о Барклае де Толли) БАРКЛАЙ де ТОЛЛИ Михаил Богданович (13.12.1761-14.05.1818), выдающийся русский полководец, князь (в 1815), генерал-фельдмаршал (1814). Из старинного шотландского рода. Отличился в ходе Бородинского сражения. На совете в Филях выступил с идеей оставить Москву в целях спасения армии и возглавил по поручению Кутузова вывод армии из Москвы. В 1810- 1812 Барклай-де-Толли занимал пост военного министра России. Провел большую работу по усилению русской армии. Главную свою задачу видел в подготовке к войне с Наполеоном. Когда в июне 1812 французские войска вторглись в пределы России, Барклай-де-Толли поставил своей целью объединить разбросанные вдоль границы русской армии, чтобы не дать Наполеону возможность разбить их поодиночке. В Бородинском сражении под Барклаем-де-Толли было ранено и убито пять лошадей. Он защищал правый фланг и центр, удержал свои позиции и прикрыл отступление русской армии, справедливо получив "титло героя Бородинской битвы. Слайд №6 (о Денисе Давыдове) Партизаны захватывали повозки, лошадей, ружья, пистолеты, патроны. Награду Георгиевский крест ему вручили в мае 1813 года в Москве. Жил долго и умер глубоким стариком в 1850 году, до конца своих дней, окруженный почтительным вниманием всех дальних и близких знакомых. Слайд №7 (о Надежде Дуровой) Нашествие Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Происходя из военной семьи, она с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. «Кавалерист-девица» Дурова оставила «Записки», в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь. «Записки» Дуровой получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, «что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живым и пламенным». Умерла в Елабуге 21 марта (2 апреля) 1866 в возрасте 83 лет. Хоронили ее, согласно завещанию, в мужском платье, с воинскими почестями на Троицком кладбище. Музыкальный номер. Исполнение хором уч-ся под руководством музыкального руководителя под аккомпанемент баяна песни «Солдатушки, браво - ребятушки» Танец «Мазурка» (в исполнении уч-ся) В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Самым распространенным танцем 18 века была мазурка. Все в мазурке поддерживает образ блистательного кавалериста: и особая выправка, и пружинистый шаг, и галантность учтивого кавалера. Именно от него зависело успешное исполнение танца. Он выбирает фигуры и меняет темп. Мазурка – танец лихих наездников и их нежных дам. Элементами мужской партии были сильные удары каблуком (пришпоривание коня), резкие взмахи рукой над головой (натягивание поводьев), «хромой шаг» (напоминание о ранениях), а у дам – легкий бег на полу пальцах и вообще демонстрация слабости и хрупкости. Дама должна уметь легко лететь по залу, уметь схватывать движения и переходы, предлагаемые кавалером. Во время танца мужчины опускались на одно колено перед дамой, словно желая помочь ей сойти с коня. Кавалеры красовались перед своими дамами, очаровывали и завоевывали. В Отечественной войне 1812 года русский народ разбил и уничтожил вторгшуюся в страну огромную армию французского императора Наполеона, покорившего почти все государства Западной Европы. Важнейшим событием войны явилось знаменитое Бородинское сражение, развернувшееся 7 сентября (26 августа) в 120 км от Москвы. В этом сражении впервые был рассеян миф о непобедимости французской армии. Решающий момент сражения изобразил выдающийся русский художник – баталист Франц Алексеевич Рубо на живописном полотне панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в 1912 году к 100-летию Бородинской битвы. После реставрации в 1961 году панорама была установлена в специальном музее, построенном в Москве. С этой картиной мы с вами познакомились в ходе работы над проектом ,попробуем собрать полную картину по фрагментам. На каждом фрагменте картины написан его последовательный номер и краткое описание сражения( учащиеся собирают фрагменты-открытки, выставляя их на заранее приготовленные подставки) Фрагмент №1 Полуразрушенная деревня Семёновская. За горящим домом - войска, ранее оборонявшие Семёновские флеши. Фрагмент№2 Через горящую деревню проходят Московский и Астраханский гренадерские полки. У барабана - командующий левым флангом генерал Д.С.Дохтуров, сменивший раненого генерала П.И.Багратиона. Около леса- бригада кирасиров. Фрагмент№3 Русская гвардейская артиллерия ведет огонь по противнику. На Семёновских высотах три гвардейских полка: Измаиловский, Финляндский и Литовский. Построившись в каре, они отражают атаку французских кирасиров. Фрагмент№4 Семёновский овраг. Здесь проходила линия фронта между русскими и французскими войсками. На краю оврага русские пехотинцы вступили в штыковой бой с пехотой генерала Фрианта. За пехотой- французская полевая артиллерия. Фрагмент№5 На заднем плане около леса - Семеновские ( Багратионовы ) флеши. Только после восьми ожесточенных атак французы смогли захватить эти укрепления, потеряв там 30-тясяч убитыми и ранеными. Фрагмент №6 На позицию выезжает конногвардейская французская артиллерия. На дальнем плане - потрепанные корпуса маршалов Нея и Даву. Фрагмент№7 В атаку идут французские кирасиры. За оврагом на белом коне во главе свиты император Франции - Наполеон. Фрагмент№8 На опушке леса - саксонская артиллерия. На первом плане саксонские кирасиры с трудом преодолевают глубокий Семеновский овраг. Фрагмент№9 На поле неубранной ржи русские кирасиры ведут бой с неприятельской кавалерией. За ними русские драгуны контратакуют польских уланов. Вдали, справа, горит село Бородино, занятое французами. Фрагмент№10 Русские кирасиры идут в бой. Вдали, объятая дымом Курганная высота. К высоте подходит подкрепление - полки 4-й пехотной дивизии. Фрагмент №11 Атакующие русские кирасиры и их командир генерал Н.М.Бороздин. За ними в группе всадников-М. Б. Барклай де Толли, Н.Н.Раевский, К.Ф.Тюль. На заднем плане стоят в резерве два гвардейских корпуса. Правее порохового дыма командный пункт русской армии деревня Горки. Перед домами (за маленьким дымом)- главнокомандующий М.И.Кутузов. Фрагмент№12 Русские гвардейские полки в резерве. В берёзках – перевязочный пункт. Туда увозят раненых. На тройке лошадей , запряженных в коляску, увозят раненого на поле боя генерала П.И.Багратиона. Поле Славы (читают уч-ся) Бородино… Здесь русские солдаты Прославили Отчизну на века. Здесь показал Кутузов Бонапарту Всю мощь и силу русского штыка. Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи Ещё в России не было у нас, Когда дышать вдруг становилось нечем И ясный день в дыму сраженья гас. И пусть давно растаял в поднебесье Той битвы дым, той битвы пушек гром – Мы до сих пор о ней слагаем песни, О наших предках память бережём. Бородино… Родной земли частица, Село, каких немало под Москвой, Но как же сердце начинает биться При виде церкви с маковкой златой. Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта, Что были клятве до конца верны, – Защитники России, патриоты, Отечества любимые сыны. И вновь трубы победный клич несётся, В парадном строе движутся полки; Над Полем Славы флаг российский вьётся, Блестят на солнце грозные штыки. (В. Степанов) Вот мы и на поле боя. Встанем перед панорамой. Пригласим сюда Наполеона и Кутузова, что они скажут об этой битве?(выходят подготовленные уч-ся в костюмах) Наполеон: «Я назвал Бородинское сражение «битвой гигантов». Русские в этот день получили право называться непобедимыми». Кутузов: «Не пройдут и не умолкнут подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти. Вы кровью своей спасли Отечество» Сценка из рассказа П.Алексеева «Новый поход» Ведущий №1 «1812 год. Декабрь. Неман . Граница России. То же мост, что летом полгода тому назад. Идут по мосту солдаты, только в обратную сторону. Не чеканят больше солдатский шаг. Не бьют барабаны. Не пыжатся дудки. Горстка измученных, крупица оборванных, покидают французские солдаты российскую землю. Жалкий остаток великой силы. Доказательство силы иной. Вышли русские к Неману, остановились, вот он конец похода. Легко на душе солдата - исполнен солдатский долг. Нелегок был путь к победе, много пролито солдатской крови. Будут ли помнить дела потомки…» Ведущий №2 «…Взгрустнулось чуть-чуть солдатам. Поминают своих товарищей. И радостен день и печален. В это время сюда же, к реке подъехал Кутузов. - Ура! - акричали солдаты. - Спасителю Отечества слава! Поклонился Кутузов Солдатам: - Героям Отечества слава! Солдату русскому слава! Живые, мертвые - стройся! Героям новый поход в века!» Победой в этой войне русский народ подтвердил свое мужество и свой героизм. В память об этих страшных и мужественных днях остались песни, рассказы, пословицы и поговорки. В них выражен народный взгляд на исторические события. Попробуем определить какие. Игра «Доскажи пословицу» (объясни ее смысл, отдай герою, которому она может принадлежать) «Летит гусь на родную--------- Русь». «Приехал Кутузов бить --------------французов». «Наступил на землю русскую , да ------------оступился». «От бородинской пушки под Москвой земля -----------дрожала». «Француз боек , а русский ------------стоек»! «Сам себя сжег француз, сам и --------------поморозил». «Хотел с Москвы сапоги снести,а рад а рад с Москвы голову------------ унести» «На француза и вилы ----------ружье». «Докалывай француза --------------вилами!» «За косы руками, а в бока и ребра------------- кулаками». Награды 1812 года (доклады учащихся с демонстрацией медалей ) Отечественная война 1812 года и последовавший за ней заграничный поход принесли русским воинам и патриотам всего три медали, если не считать иностранных. 1.«В память отечественной войны 1812 г.», 2. Медаль земскому войску «За любовь к отечеству» 3. Медаль «За взятие Парижа» Чеканить медали начали в июне 1813 на Санкт-Петербургском монетном дворе. Серебряной медалью «В память отечественной войны» были награждены все солдаты, офицеры и ополченцы, сражавшиеся против французов в 1812 году. Такие же медали получили медики и священники, находившиеся под неприятельским огнем. В приказе по армии об учреждении медали в память Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузов писал: «Воины! Вы по справедливости можете гордиться сим знаком. Враги, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к Отечеству и, следовательно, ничем непобедимая. Указом от 30 августа 1814 года для награждения наиболее отличившихся ополченцев и партизан была учреждена серебряная медаль "За любовь к отечеству . Носили ее на владимирской ленте. Таких медалей было роздано около 80. Манифестом от 30 августа 1914 года была учреждена такая же бронзовая медаль для награждения дворянства и купечества за крупные пожертвования. В 1815 году разрешено было носить бронзовую медаль старейшим женщинам дворянского рода: Давалась эта медаль также вдовам отличившихся в 1812—1814 годах офицеров и дамам, которые ухаживали за ранеными или делали пожертвования для раненых и увечных воинов -А сейчас старый капрал из войск ополчения задаст вам загадку, попробуйте ее отгадать. Выходит капрал, представляет артистов. Эту загадку загадал я молодым солдатам во время отдыха после сражения, когда мы отступали и отдавали свою землю, не все солдаты понимали, зачем мы это делаем. Попробуйте отгадать и вы, ребята. Теленок, подросток, сохатый - один герой, но разного возраста, поэтому я выбрал трех артистов соответственно по росту, от маленького до самого большого. Кроме этого - волк , за автора буду я. «…Давно ли это было, дело не в том, только встретил как-то в лесу серый волк лосенка. Защелкал злодей зубами: «Лосенок, лосенок, я тебя съем». «Подожди, серый волк, я только на свет родился. Дай подрасту». Долго ли, скоро ли время шло - дело не в том. Только опять повстречал серый волк лосенка. Смотрит, подрос за это время телок. Рожки пробились. Копытца окрепли. Не телок перед волком- подросток-лось. Защелкал злодей зубами. волк «Лось, лось ,я тебя съем». лось «Хорошо, серый волк, только дай попрощаться с родимым краем». волк «Прощайся». Пошел молодой лось по родному краю, по полям, по лесам. Ступает он по родной земле ,силу в себя вбирает .А волк по следу бежит. Притомился в пути разбойник: шерсть отлетает, ребра ввалились, язык как чужой, из пасти наружу лезет. волк «Стой, стой» Повернулся лось навстречу волку. Глянул тот , а это не просто лось: стоит перед ним сохатый. Защелкал серый зубами. волк «Сохатый, сохатый. Я тебя съем» Усмехнулся лесной красавец. лось «Давай подходи» Бросился волк вперед. Да только силы теперь не те. Лосенок теперь не тот. Поднялся богатырь на задние ноги, ударил волка пудовым копытом, поднял на рога и об землю- хлоп». Старый капрал: -Объясните смысл этой сказки. (Волк олицетворяет собой Францию, а лось - Россию. Эта сказка объясняет смысл отступления русских войск и маневры М. И. Кутузова, чтобы спасти русскую армию, накопив сил на наступление против французов.) Заочная экскурсия по теме «Памятники о войне 1812 года» - Будем достойны памяти наших потомков, нам есть чем гордиться, сохраним и передадим следующим поколениям нашу военную славу. Танец «Вальс»