Автор: Крамская Надежда Юрьевна
воспитатель ГБДОУ №18 детского сада комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга)
Краеведческое образование позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развития интереса к культурному наследию, приобщения ребенка к культурным традициям. Развитие способности чувстовать красоту города, понимать архитектурно-скульптурный облик города, его символику. На основе анализа современных исследований, разработок и практики, можно выделить ряд проблем в процессе приобщения дошкольников к краеведению:
1) сохранение и, иногда, доминирование в педагогической практике «знаниенового» подхода.
2) недооценка необходимости использования разных форм детской деятельности
3) преобладание методов и приемов «аналитического» характера, что может разрушить целостное эмоциональное переживание образа Санкт-Петербурга ребенком.
Освоение краеведческого содержания старшими дошкольник будет более эффективно при условии:
последовательной и усложняющейся работе по развитию у старших дошкольников в процессе освоения представлений краеведческого содержания;
обогащение познавательного опыта;
использование методов и приемов, обеспечивающих освоение краеведческих представлений;
привлечение родителей к процессу освоения краеведческого содержания.
В младшем возрасте ставятся основные цели: воспитание любви и интереса к родному городу; желание узнать свой город, познакомиться с ним ближе. В среднем возрасте - гордость: я - петербуржец; пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им; формирование начальных знаний о городе. В старшем - осознание целостности памятников культуры и исскуства; воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры. В подготовительной группе - запас знаний уже большой, поэтому добавляется моменты развития духовного кругозора личности; у них формируется гражданская позиция. Цель педагогов – создать условия для духовно – ценностной и практической ориентации воспитанников в их жизненном пространстве.
Содержание работы по ознакомлению детей с культурным наследием города должно включать событийный текст, отражающий современную жизнь людей в городе - городские традиции, обычаи, праздники. Педагогическая технология должна обеспечить становление субъектной позиции ребенка. Она базируется на использовании проектного метода, детского коллекционирования, экспериментирования, создания ситуаций творчества(игры-фантазии, рисование, придумывание загадок, вопросов, гипотез), моделировании.
Условно все исследования и работы можно разделить на: ориентированные на историческое представление информации («Петербургский задачник З.А. Серовой и др.); ориентированные на эстетические моменты («Здравствуй, музей!» и др.).
Авторы экспериментальной программы «Здравствуй, музей!» считают, что необходимо сформировать представление о музее, как о части окружающей ребёнка среды; осуществляется ряд тематических экскурсий в город (Летний сад). Цель программы – формирование основ визуального мышления на базе наблюдения как природных, так и музейных объектов, что способствует развитию мыслительных процессов, речи ребенка, формированию творческих начал как в практике изобразительной деятельности, так и в общении с детьми, родителями, педагогами. Совместная деятельность по истории могут предоставить детям материал для впечатлений и переживаний, познавательный материал, а также стимулировать творческую реакцию на них, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Поскольку наш город является созвездием музеев, то подобная программа будет способствовать развитию познавательных интересов юных петербуржцев путём приобщения к миру искусства.Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определѐнной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.
Под воздействием окружающей социально - культурной среды у дошкольника формируются основы гуммманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые нормы поведения. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, то есть сформировать определенное отношение к своей стране и народам. Поэтому авторы программы «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности» утверждают, что в туристско-краеведческой деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, подходов и экспедиций изучать свою страну, начиная с «малой родины», регионы России, патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания
Так же в последние годы появились рабочие тетради для детей старшего дошкольного возраста: Л. К. Ермалаева Н. И. Воронова «Мой город», Т. А. Смирнова «Петербургская тетрадь», «Город мой любимый», Е. С. Ефимовский «Любимый город Санкт – Петербург», Е. А. Никонова «Первые прогулки по Петербургу». Работая с ними, ребенок в занимательной форме закрепит полученные впечатления, уточнит некоторые понятия, связанные с городом, сможет выразить своё отношение к достопримечательностям, выучит стихи. Их анализ показывает, что в целом они ориентированы на закрепление знаний о Санкт – Петербурге. З.А. Серова разработала серию игр для старших дошкольников «Знаешь ли ты Санкт – Петербург?». Предлагаемые игры направлены на знакомство детей с достопримечательностями Санкт – Петербурга, развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, на воспитание культуры поведения, которая всегда отличала истинных петербуржцев. Игры распределены по трем разделам: «Я люблю свой город», «Я умею вести себя в городе», «Я знаю свой город». Каждый раздел начинается с простых игр и заканчивается более сложными играми, понятными ребенку.
- Прогулки, экскурсии детей совместно с родителями и педагогом по воскресным дням
– «Маршрут выходного дня», посещение музеев, театров, исторических и культурных достопримечательностей Санкт – Петербурга(по договоренности).
Познание окружающего микромира, как части Отечества, мира соответствует дидактическому принципу: «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения. Это позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего Человечества; раскрыть преемственность в научных, технических, культурных традициях; определить место (значение) своего региона в развитии России, мира. Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательные интересы.
Тема: «Путешествие по островам Санкт-Петербурга»
Цель: закрепление представлений детей о достопримечательностях нашего города (Петропавловская крепость, Петропавловский собор, Адмиралтейство, памятник « Медный всадник», памятник И.А. Крылову, Летний сад.
2 Активизация познавательной активности путем включения детей в проблемные ситуации.
3 Закрепление умения отгадывать загадки о городе.
4 Закрепляем умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.
Подготовительный этап:
1 Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города.
2 Чтение фрагментов из книги В. Пянкевича, А. Смирнова « Как найти счастье на улице».
3 Рассматривание книги « Санкт-Петербург три века архитектуры» под редакцией И.С. Храброго.
4 Беседы о перечисленных достопримечательностях; чтение басен И.А. Крылова.
Материалы:
1 презентация
2 подбор заданий к совместной деятельности
3 подбор материала к коллажу: бусинки, пайетки, различного вида бумага, ткань.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, кто может быть другом?
-Дружить-это хорошо или плохо? Друзья пишут письма, дарят подарки. Вот и нам пришло письмо с острова Мадагаскар:
« Здравствуйте, ребята! Ваш город находится на множестве островов, а мы живем на острове Мадагаскар. Мы очень много знаем о Вашей стране. Но о Санкт-Петербурге нам известны одни секреты.Помогите нам разгадать их. Секреты, котрые мы не смогли отгадать, мы посылаем в посылке».
-Поможем друзьям? Как же нам узнать о секретах нашего города? Посмотрим, где находится надпись «остров». Расскажите, что такое остров?
-Посмотрим на « Волшебный экран» и полюбуемся на наш город. Загадка:
-Площадь эта главная, площадь эта славная,
-Побывать на ней все рады:
-Тут проводятся парады,
-Проходят оркестранты.
-Бывают здесь гуляния,
- На лошадях катания.
- Хоть она и старая,
-Но ывглядит, как новая,
- Площадь наша главная
-По имени….
- На коне силит герой,
- Он красивый, молодой.
- Это память в честь Петра,
- Много сделал он добра.
- Скачет воин в будни, праздник
- А зовется ….
- Кто основал наш город?
-Проверяем следующим слайдом. Молодцы, правильно.
- Петр 1 смотрит вдаль, выбирая место для строительства крепости. ( звуковой слайд- Петр 1).
- Выбираем только Петропавловский собор.
- Проверяем следующим слайдом. Молодцы.
- Расскажите, какие символы нашего города вы знаете?
- Проверяем следующим слайдом. Молодцы!
- В каком районе мы живем? Если вы правильно назовете, там появится птичка. Молодцы.
-Когда долго смотрят телевизор, что происходит с глазками? Поэтому мы должны сделать гимнастику для глаз.
-Проверяем посылку: секрет №1. Задание: отобрать только те слова, которые относятся к Петропавловской крепости. Объяснить почему.
-Секрет №2. Слово-барабан.Дуем на слово, оно превращается в настоящий барабан.(игра « По болоту Петр шел…)
-По болоту Петр шел:
- Остров Заячий нашел.
- Он собрал рабочий люд
- И построил крепость тут.
- Крепость новая стоит,
- Пушками врагу грозит:
- Бам-бам, бам-бам,
-Не осталось зайцев там,
- Зайцы пушек испугались,
- За кусточки разбежались.
- Ой!
- Секрет №3. Задание: сложить разрезные картинки. Назвать какая достопримечательность получилась.
-Детки, вам осталось чуть подрасти и вы сможете сами строить, придумывать новые районы, детские площадки. Мы тоже с вами сделали «Детский район». Мы знаем, когда открывают новое здание, новое место, то обязательно разрезают красную ленточку. Попросим Геру помочь нам это сделать.
- Вот мы с вами открыли секреты, которые прислали друзья, но наверное будет лучше,если мы пошлем коллаж. Когда все можно увидеть самим. Мы с вами сделаем символ нашего города - Петропавловский собор( с использованием ткани, бумаги, пайеток).
- Мы с вами отправили письмо, коллаж и наши друзья разберутся с секремами города.
- Какие секреты мы сегодня открыли?
- Вот теперь нашим друзьм они будут понятны.
Литература:
1 Алифанова Г.С. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, Паритет, 2005 г.
2 Бабаева Т. И. Социально - эмоциональное развитие дошкольников в детском саду, Дошкольная педагогика, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
3Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.Просвещение,1968
4Борчанинова К.В. Развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 109: научный журнал. СПб., 2009 (июль). С. 78
5 Борчанинова К.В., Солнцева О.В. Маленькие граждане о своем городе. /Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб. СОЮЗ, 2007. С. 345-363 (0,9 п.л./0,4 п.л.).
6. Венгер Л.А. К проблеме формирования высших психических функций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981.
7 Ильина М.П.Итоговые викторины в логопедических группах ДОУ/Справочник старшего воспитателя,2010, №5.
8Никифорова Л., И. Юный краевед// Дошкольное воспитание.- 2010.-№3
9Куревина О.А.. Селезнева Г.Е Путешествие в прекрасное.
10 Погодина В.Л.Твой Петербург» курс краеведения для начальной школы СПб., Акцидент., 1997.
11 Солнцева О.В.Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга// Система дошкольного и начального образования: пути развития: матер. Всерос. науч-практ. конференции.-Спб.:Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
12 Серова З.А. Знаешь ли ты СПб? (методическое пособие), МиМ, СПб, 1998.