Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока истории в 9 классе

Международные отношения в 1930-е гг.

Яковлев Андрей Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
 
Разработчик:
 
 
Яковлев Андрей Владимирович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №362
Предмет История
Класс 9 класс
Тип занятия Изучение нового материала с элементами дискуссии; урок-семинар.
Технология урока
(методы, формы организации деятельности)
Групповая работа; ответы на вопросы учителя; работа с историческими документами и картами; осмысление аудиовизуального материала; технология развития критического мышления.
 
Тема Международные отношения в 1930-е гг.
 
Цель Цель урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы. 
 
Предметные результаты: знать основные факт из истории развития международных отношений в 1930-е; определять места исторических событий, работая с исторической картой; анализировать статистический раздаточный материал; сравнивать историю международных отношений в 1930-е с возможным историческими параллелями; представлять мотивы решений политических лидеров тех или иных государств в рассматриваемый период; выявлять нравственные ценности при оценке некоторых событий (например, Мюнхенский сговор); выявлять и объяснять свои оценки формирования причин Второй мировой войны.
Личностные УУД: воспитание отрицательного отношения к военному пути разрешения международных конфликтов и противоречий; формирование умения искать компромиссы и разрешать проблемные ситуации.
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, использовать механизмы критического мышления, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

 
План урока
  1. Вводный этап. Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
  2. Основной этап. Осмысление.
  3. Заключительный этап. Рефлексия.
Основные понятия и термины Версальско-Вашингтонская система; государства-агрессоры; пакт; аншлюс; система коллективной безопасности; политика умиротворения агрессора.
    

 
Возможная личностно-значимая проблема Понимание основных причин Второй Мировой войны и оценка действий ведущих государств Европы в 1930-е гг. Вторая мировая война напрямую связана с отечественной историей. Именно СССР внес решающий вклад в победу союзников в этом глобальном конфликте. Важно иметь общее представление о событиях, которые привели в дальнейшем к гибели миллионов наших соотечественников и серьезным экономическим, материально-техническим потерям.
Планируемые результаты - обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы;
- обучающиеся ориентируются в общей хронологии политических событий в Европе в 1930-е гг.;
- обучающиеся выявляют основные предпосылки Второй мировой войны;
- обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора);
- понимают основные направления внешней политики ряда европейских государств в 1930-е гг.;
- дают оценку Мюнхенскому сговору и пакту Молотова Риббентропа;
- обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война;
- формируется осознание того, что даже в самом сложном внешнеполитическом противостоянии имеют место быть возможности для поиска компромисса и его разрешения, при согласованном действии всех сторон конфликта, если ситуация еще не достигла «точки невозврата».
Источники информации (для учителя и учащихся)  
В рамках занятия: электронная презентация, раздаточный материал (Приложение №1, Приложения №2).
 
 
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся
 
Вводный этап.
Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы на основе ответов на вопросы учителя, которые актуализируют полученные ранее знания.
 
Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу.

 
 
  1. Организационный момент. Учитель приветствуется обучающихся и проверяет готовность к уроку. На партах разложены в перевернутом положении карточки со статистическими данными о некоторых государствах Европы периоды 1930-х гг. (см. прилож. 1).
  2. Открыт слайд презентации политическая карта Европы в 1930-е гг. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос: Как вы думаете какой проблеме будет посвящен сегодняшний урок? Обучающиеся выдвигают свои версии (если открыта политическая карта, то урок скорее всего будет посвящен проблемам внешней политики).
  3. Слово учителя: 11 ноября 1918 г. В Компьенском лесу представители Германии подписывают перемирие с представителями Антанты. Потерпела ли армия Германской империи военное поражение на всех фронтах? (Нет, не потерпела, в стране началась революция в то время как союзники начали наступление).
В ходе дальнейших переговоров 28 июня 1919 подписывается Версальский мирный договор. Напомните его основные положения? (1. Полная ответственность за войну возложена на германию и ее союзников. 2. Германия возвращает Франции провинции Эльзас и Лотарингия. 3. Польши передаются территории Западной Пруссии 4. Силезия Чехословакии 5. 50 км демилитаризованная зона по Рейну. 6. Соблюдения независимости Австрии 7. Передел колоний бывшей Германской империи. 8. 100-тыс. Рейхсвер и Рейхсмарине (по большому счету силы береговой обороны). 9. Передача флота державам Антанты. 10. Запрет иметь бронетехнику, авиацию и др. наступательные вооружения. 11. Репарации державам-победителям. 12. Создание на востоке буферной зоны из новых государств («линия Керзона») между Советской Россией и Центральной Европой)).
В 1921-1922 была поведена Вашингтонская конференция, определившая баланс сил на море и расстановку сил на Дальнем Востоке.  Также в 1919 году создается Лига Наций, которая являлась гарантом соблюдения выше рассмотренных договоренностей, а своей главной задачей ставила создание системы коллективной безопасности и разрешения конфликтов между государствами, недопущение войны. Эту систему мирового политического порядка принято называть Версальско-Вашингтонская.
1920-е года стали золотым веком для США и периодом восстановления экономик стран Западной Европы (в том числе и для Веймарской Республики), понесших убытки в войне. Однако в 1929 г. США и Европу охватывает беспрецедентный в мировой истории экономический кризис (великая депрессия). Перед  ведущими государствами мира встает вопрос как выйти из него: за счет внутренних резервов или территориальной экспансии.  Перенесемся в начало 1930-х годов. Демонстрируются слайды презентации с началом конфликта в Манчжурии 1931 г., пожаром Рейхстага, приходом нацистов к власти, фашисткой Италией.
Слово учителя: Итак, мы видим, что в некоторых государствах приходят к власти тоталитарные режимы, которые берут курс на экспансию и пересмотр Версальско-Вашингтонской системы. Цель нашего урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы. Также нам предстоит решить несколько сложных проблем: 1) Выявить роль ведущих европейских государств в развязывании Второй мировой войны 2) Оценить ряд спорных международных договоров и соглашений 3) Найти точку невозврата, после которой начало Второй мировой стало неизбежным.
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Отвечают на вводные вопросы учителя для вхождения в реалии исторической ситуации начала 1930-х.
3. Просматривают слайды презентации для боле глубокого погружения в историческую эпоху.
Основной этап. Осмысление. Познавательные УУД:
- работать  с историческими картами и документами.
- находить отличия
- объяснение значения новых слов
- выделять причины событий
-уметь составлять аналогии
-устанавливать причинно-следственные связи
        Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать в группе;
 
Предметные результаты:
- обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы;
- обучающиеся ориентируются в общей хронологии политических событий в Европе в 1930-е гг.;
- обучающиеся выявляют основные предпосылки Второй мировой войны;
- обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора).
  1. Открыт слайд с политической картой Европы 1930-х. Слово учителя: Переверните карточки, вы разделены по группам. На них представлена статистическая информация о ряде европейских государств (СССР, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Польша). США в европейской игре активно не участвуют, они отвлечены на борьбу с последствиями кризиса и соперничество с Японией в тихоокеанском регионе. Вам дается 2 минуты на анализ информации. Выберете одного представителя от каждой группы, который кратко выделит сильные и слабые стороны вашего государства. Выступления учащихся.
  2. Слово учителя: Как мы установили почти все страны постепенно наращивают вооружения, готовясь либо к обороне, либо к действиям наступательного характера; между государствами существуют территориальные претензии; распространены идеи реваншизма; формируются коалиции. Советский министр иностранных дел Литвинов и министр иностранных дел Франции Луи Барту осознают опасность, нависшую над Европой; пытаются создать европейскую систему коллективной безопасности «Восточный пакт» в дополнении к Локарнским договорам 1925, гарантировавших незыблемость западных границ Германии и «Балканской Антанте» о незыблемости границ на Балканах 1934 г. Восточный пакт предполагал заключение коллективного договора о взаимопомощи между СССР, Чехословакией, Польшей, Финляндией, Латвией и Литвой и Германией. Вопрос к группам обучающих представляющих перечисленные государства: Возможно ли было подписание данного договора? Ответы представителей групп. Основной итог: обучающиеся сомневаются в возможности заключения данного договора ввиду ряда острых противоречий между его предполагаемыми участниками и серьезных идеологических различий.
  3. Слово учителя: Операция Тевтонский меч. 9 октября 1934 года в Марселе болгарским террористом Владо Черноземским убиты король Югославии Александр I Карагеоргиевич и министр иностранных дел Франции Луи Барту. Инициатором покушения стала болгарская националистическая организация ВМОРО, поддерживаемая властями Нацистской Германии и ее спецслужбами. Убийство Барту ставит крест на восточном пакте. Дело ограничилось франко-советским пактом о взаимопомощи от 2 мая 1935 г. и советско-чехословацким договором о взаимопомощи от 16 мая 1935 г. Также планировалось заключение Дунайского пакта, который бы обезопасил Австрию от претензий в германии (входе события 1934 г. в стране усиливаются позиции нацистов; Отто Планетта, командир отряда СС, 25.07.1934 убивает канцлера Дольфуса), однако договор так и подписан не был.
  4. Слово учителя: Перенесемся в 1935-1938 гг. Демонстрируются слайды презентации со следующей информацией: создание Вермахта в марте 1935 г. и наращивание военной мощи Германии; ремилитаризация Рейнской области 1936 г; война в Эфиопии 1935-1936 гг.; антикоминтерновский пакт 1936 г.; гражданская война в Испании; аншлюс Австрии 12-13 марта 1938 г. Как мы видим обстановка в мире все больше накаляется.  Какие положения Версальского договора и какие положение устава Лиги Наций были нарушены действиями государств агрессоров в этот период? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводят необходимые примеры.
  5. Лига наций была бессильна, не вводила санкции, не пыталась сплотить мировое сообщество, а страны-агрессоры просто выходили из ее состава. Большую роль сыграла и немецкая пропаганда, создав в Европе миф о создании непобедимой армии, которой на деле еще даже не было. Двойственную позицию заняла одна из главных сил континента Великобритания, пописавшая с Гитлером в 1935 г. морской соглашение (35% от тоннажа британского флота).
  6. Открыт слайд презентации с картой Чехословакии, отражающей национальный состав населения. Слово учителя: В тот момент на территории Чехословакии проживало порядка 3 млн. немцев, большинство в Судетской приграничной области. Здесь Чехословакия также имела серьезные оборонительные линии с долговременными укреплениями.  Гитлер был одержим идей собрать всех этнических немцев в границах нового Рейха, а после перейти к экспансии для расширения жизненного пространства. Часть этого плана была выполнена в Австрии, фактически не встретив протестов мирового сообщества. Германия подогревает почву в Судетах, провоцируя столкновения местных жителей с армией и полицией. Гитлер заявляет о «притеснениях немецкого населения» чехословацкой республики, предъявляет стране ультиматум, грозит европейской войной.  События мая-сентября 1938 г. вошли в мировую историю как Судетский кризис.
  7. Учитель предлагает обучающимся воспроизвести данную историческую ситуацию. Представители Чехословакии и Германии дают краткую информацию о своих вооруженных силах и союзниках. Учитель обращается к союзникам Чехословакии – готовы ли они предоставить, обещанную договором помощь. Главный вывод в ходе беседы, формируемый обучающимися и учителем: Чехословакия в состоянии обороняться и дождаться военной помощи. Слово учителя: Сейчас мы с вами фактически спасли мир в Европе,  уничтожив агрессора на его же земле, отсрочили гибель миллионов. Вермахт был еще не на столько силен, боеприпасов хватало едва на месяц, скорее всего Германия была бы разгромлена нашей коалицией. Но в истории не все так просто. В истории порой случаются парадоксы, а политические интриги сильных мира сего решают судьбы народов. В Чехословакии прошла частичная мобилизация, войска были введены в Судеты и заняли приграничные укрепления. В то же время о поддержке Чехословакии заявили СССР и Франция.  11 сентября Англия и Франция заявили, что в случае войны они поддержат Чехословакию, но если Германия не допустит войны, то она получит всё, что хочет. СССР проводит ряд подготовительных военных мероприятий, на юго-западной и западной границе были приведены в боевую готовность стрелковые дивизии, авиация, танковые части и войска противовоздушной обороны. СССР готов оказать всю необходимую помощь, если также поступит и Франция. 27 сентября Гитлер заявил послам Англии и Франции о том, что его позиция неизменна, и что германская «акция» против Чехословакии начнется завтра, также он предложил провести переговоры для уточнения «деталей соглашения» по Судетскому вопросу. 29 сентября в Мюнхене по инициативе Гитлера происходит его встреча с главами правительств Великобритании, Франции и Италии. Чехословацкие представители не были допущены к обсуждению соглашения. СССР было отказано в участии во встрече. В час ночи 30 сентября 1938 Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение, известное как Мюнхинский сговор. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация. Судетская область передается Германии. Это был пик политики умиротворения агрессора. Англия, Франция и Германия подписывают взаимные договоры о ненападении.
  8. Открыт слайд с двумя цитатами. Учитель предлагает обсудить их содержание:
«Я верю, что это мир для нашего поколения» (Невил Чемберлен, 30.09.1938)
«Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войн» (Уинстон Черчилль, 3.10.1938)
Слово учителя: Мюнхенский сговор еще не был точкой невозврата; из политической игры выбыла только Чехословакия.
  1. Обучающиеся просматривают слайды презентации, посвященные событиям конца 1938 – начала 1939 г. (ввод подразделений вермахта в Чехословакию (март 1939 г.); оккупация литовского Мемеля (март 1939 г.); территориальные претензии к Польше; начало боев на Халхин-Голе (май 1939 г.). Слово учителя: На фоне этих тревожных событий Великобритания и Франция заявляют о том, что поддержат территориальную целостность Польши и Румынии. Также они пытаются достигнуть с СССР нового соглашения о коллективной безопасности (Московские переговоры, лето 1939 г.). Однако на эти переговоры Англия и Франция отправляют своих третьестепенных представителей, без полномочий и морским путем. В ходе переговоров советская делегация заявила, что СССР готов в случае войны выставить на фронт 136 дивизий, 5 тыс. средних и тяжелых орудий, до 10 тыс. танков, до 5,5 тыс. бомбардировщиков и истребителей. Однако переговоры затягивались, Румыния и Польша не желали предоставлять свою территорию как плацдарм для частей РККА. В СССР в 1939 г. сменяется внешнеполитический вектор на смену Литвинову, приходит Молотов, это означало разочарование руководства страны в идеях системы коллективной безопасности, также существовало мнение о том, что Англии и Франция сознательно пытаются затянуть время и перенаправить германскую агрессию на Восток (на фоне противостояния идеологических систем).
  2. Учитель обращается к представителям СССР и Германии:
Условия для СССР: Вам нужно оттянуть начало войны, перевооружить армию на более современные системы, подготовить промышленность к схватке, на ваших Дальневосточных рубежах пока не ясная ситуация (РККА постепенно одолевает  японскую императорскую армию на Халхин-Голе), вы были бы не прочь отодвинуть западную границу, заполучить бывши владения РИ и территории потерянные в советско-польскую войну, также возможно на вас сознательно переносят удар Германии.
Условия для Германии: Ваше политическое руководство пришло к военному решению польского вопроса, вам не выгодна война на два фронта как в первую мировую, вам нужны бесперебойные поставки топлива и других ресурсов в условиях прогнозируемой морской блокады.
Обучающиеся анализируют ситуации и две стороны пытаются нащупать почву для возможного компромисса.
  1. Слово учителя: 23 августа 1939 г. в Москву самолетом прилетает германская делегация во главе с министром иностранных дел И. фон Риббентропом. Достигается компромиссное соглашение, вошедшее в историю как пакт Молотова-Риббентропа. Договор включает себя положения о ненападении, совместных действия в Польше, разделе сфер влияния в Восточной Европе, военно-техническом сотрудничестве и торговле. Открыт слайд презентации с картой раздел сфер влияния в Восточной Европе. Далее события развивались стремительно. 1.09. 1939 начинается Вторая Мировая война с нападением Германии на Польшу, затем к ней подключаются Англия и Франция. 17.09.1939 г. советские войска входят в польские Западную Белоруссию и Западную Украину. 28.09.1939 г. подписан договор о дружбе и границе.
 
1. Распределяются в группы. 2. Выполняют задания в группах.
3. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
4. Анализируют слайды презентации и цитаты.
5. Работают с исторической картой.
Заключительный этап. Рефлексия Коммуникативные УУД:
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
 
Познавательные УУД:
- умозаключения и делать выводы
 
Предметные результаты:
- понимают основные направления внешней политики ряда европейских государств в 1930-е гг.;
- дают оценку Мюнхенскому сговору и пакту Молотова Риббентропа;
- обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война
- формируется осознание того, что даже в самом сложном внешнеполитическом противостоянии имеют место быть возможности для поиска компромисса и его разрешения, при согласованном действии всех сторон конфликта, если ситуация еще не достигла «точки невозврата».
Учитель предлагает подумать учащимся о главных вопросах, поставленных в начале урока. Подводятся итоги урока в виде критического осмысления учащимися изученного материала. Обучающиеся передают друг другу распечатанное фото, на котором изображены последствия бомбардировки Герники и одним предложением выражают свое мнение о том, что они узнали на уроке.
Основные выводы, формулируемые учителем и классом:
  1. Ответственность за развязывание Второй мировой войны полностью лежит на политическом руководстве Третьего Рейха.
  2. Политическая недальновидность и полоса политических предательств со стороны Англии и Франции (политика умиротворения агрессора) стимулируют начало новой войны, развязывают руки Германскому руководству.
  3. Точкой невозврата является фактический срыв Московских переговоров лета 1939 г.
  4. Пакт Молотова-Риббентропа заслуживает неоднозначные оценки со стороны историков. Две основные точки зрения: 1) Договор был полезен для СССР, отодвинул границу на запад, отсрочил вступление в войну, позволив улучшить положение в некоторых отраслях промышленности и выпустить в ограниченном масштабе новые системы вооружений; позволил получить доступ к некоторым германским техническим новациям.
2) Договор и секретные соглашения к нему имели характер имперской политики, дорого обошлись СССР и России в послевоенные годы.
Домашнее задание: решить 5 вопросов теста в формате ОГЭ (раздаточный материал, приложение №2); пересказ параграфа «Международные отношения в 1930-е»

 
  1. Выражают личное мнение о главных вопросах и проблемах, поднятых на уроке.
  2. Делают выводы о том, что нового они узнали о международных отношениях в 1930-е гг. и развязывании Второй мировой
  3. Для актуализации знаний отвечают на вопрос – Насколько актуальны проблемы той эпохи в наши дни (например, в отношении современной внешней политики США)?
 
Приложение №1. Карточки с раздаточным материалом.
1.     СССР в 1930-е гг.
1.1 Население: 162 500 000 (на 1937 г.)
1.2 Политический режим: Тоталитарный
1.3 Политическая идеология: Марксистско-ленинская теория
1.4 Уровень экономического развития: Командно-административные методы управления экономикой. На конец 1930-х годов индустриальная страна, которая все еще нуждается в модернизации ряда отраслей и в совершенствовании транспортной инфраструктуры. Второе место в мире по объему выпуска промышленной продукции. Фактически весь спектр ресурсов.
1.5 Основные внутренние проблемы: преодоление издержек индустриализации (за счет индустриализации); борьба с внутренней оппозицией (сталинские репрессии).
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности население, отчасти и под давлением репрессивного механизма и насаждения культа личности И. В. Сталина.
1.7 Вооруженные силы: На 1 января 1937 года — 1 518 090 человек. Около 15 тысяч танков (подавляющее большинство легкие), около 7 тысяч самолетов, довольно слабый ВМФ, за исключением эсминцев и подводного флота. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база. На конец 1930-х гг. армия нуждается в дальнейшем техническом переоснащении и координации взаимодействия подразделений. Серьезный вред боеспособности армии нанесли репрессии высшего командного состава в конце 1930-х.
1.8 Основные внешнеполитические цели: Создание системы коллективной безопасности в Европе, оборона Дальневосточных границ, возвращение в свою сферу влияния бывших владей Российской империи.
1.9 Союзники, дружественные отношения: Франция, Чехословакия, Испанская Республика, Монголия.
1.10 Потенциальные противники; враги: Нацистская Германия, Фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония. Недружественные отношения с Польшей, Финляндией, странами Прибалтики.
 
2.     Нацистская Германия в 1930-е гг.
1.1 Население: 69 млн. чел. (на 1939 г.)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: национал-социализм
1.4 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой и технологичной промышленной базой и транспортной инфраструктурой.  Главные проблема недостаток ресурсов, в особенности топлива, промышленность зависима от поставок сырья.
1.5 Основные внутренние проблемы: подавление любых форм оппозиции нацистском режиму, насыщение идеологическими установками всех сфер общественной жизни, антисемитизм.
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности населения за счет средств принуждения и эффективно налаженной пропаганды.
1.7 Вооруженные силы: 1,6 млн чел., 3000 танков (большинство легкие, до ¼ пулеметные), 5000 самолетов. ВМФ имеет ряд новых кораблей и серьезный подводный флот, однако не способен к серьезным действиям. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база, но относительно небольшие запасы боеприпасов. Армия нуждается в более совершенной бронетехнике.
1.8 Основные внешнеполитические цели: реваншизм, пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, экспансия на Восток, доминирование на Европейском континенте.
1.9 Союзники, дружественные отношения: фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония, Австрия, Венгрия.
1.10 Потенциальные противники; враги: СССР, Франция, Великобритания, Чехословакия, Польша, Испанская республика.
 
3.     Фашистская Италия в 1930-е гг.
 
1.1 Население: 44 млн на 1939 г. (без учета колоний)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: итальянский фашизм.
1.4 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна, серьезная разница между уровнем развития Севера и Юга страны, посредственная инфраструктура, ограниченная ресурсная база.
1.5 Основные внутренние проблемы: бедность, мафия, кризисные явления в экономике.
1.6 Общественные настроения: население в целом лояльно под воздействием фашистской пропаганды, так и под силой аппарата принуждения. 
1.7 Вооруженные силы: До 1 млн. человек в военное время. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Бронетанковые войска представлены в основном легкими танкетками и танками уровня Первой мировой. Флот имеет ряд сильных кораблей и может составить конкуренцию на средиземном море. Военная промышленность достаточно слаба. Требуется кардинальное перевооружение армии, развитие технических средств сухопутных сил.
1.8 Основные внешнеполитические цели: экспансия на Африканском континенте (получение новых колоний) и на Балканах, идея сделать Средиземное море «внутренним озером Италии».
1.9 Союзники: Нацистская Германия, испанские франкисты, императорская Япония.
1.10 Потенциальные противники; враги: Франция, Испанская республика, СССР, Югославия, Албания, Великобритания.
 
4.     Польша в 1930-е гг.
 
1.1 Население: Примерно 30 млн. на 1930 г.
1.2 Политический режим: авторитарный
1.3 Уровень экономического развития: индустриально-аграрная страна, отсутствие серьезной промышленной базы.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (украинский, белорусский, еврейский вопрос), проблема поиска резервов для индустриализации.
1.5 Общественные настроения: польское население в целом лояльно власти, однако в условиях войны займет пассивную позицию. Высокая роль армии в жизни общества. Аристократические пережитки.
1.6 Вооруженные силы: Довольно посредственная армия. До 1 млн человек в военной время. 800 танков (в основном танкетки), 400 самолетов. Высокая доля импортной техники (Франция, США), собственная военная промышленность слаба. Основной истребитель – биплан! Высокая роль кавалерии (уланы), фактически элита армии!
1.7 Основные внешнеполитические цели: удержание позиций на советско-польской границе, оборонительные линии. На западной границе территориальные споры с Третьим Рейхом. Польша не против расширить свои владения за счет Чехословакии.
1.8 Союзники: Великобритания, Франция.
1.9 Потенциальные противники; враги: СССР, Германия. Недружественные отношения с Литвой.
 
5.     Франция в 1930-е гг.
 
1.1 Население: 42 млн на 1930 г. (без учета колоний)
1.2 Политический режим: демократический
1.3 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой промышленностью и инфраструктурой. Экономика нуждается в сырье из колоний.
1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток фашистского переворота, кризисные явления в экономике.
1.5 Общественные настроения: население в целом лояльно власти, частая сменяемость политических сил. К войне население отнесется без энтузиазма ввиду пережитого опыта Первой мировой и прочих факторов.
1.6 Вооруженные силы: свыше 1 млн. человек. 3000 танков различных типов, 1500 самолетов.  Армия неплохо вооружена и экипирована. Бронетехника, авиация и флот соответствуют требования времени. По границе с Германией проходит глубокоэшелонированная оборонительная линия «Мажино». Но стратегия уровня Первой мировой.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, создание системы коллективной безопасности в Европе, желание избежать войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Великобритания, СССР, Чехословакия, Балканские страны.
1.9. Возможные противники: Германия, Италия.
 
6.     Великобритания в 1930-е гг.
 
1.1 Население: 45 млн. на 1931 г. (без учета колоний).
1.2 Форма правления: конституционная монархия
1.3 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой промышленностью и инфраструктурой. Экономика нуждается в сырье из колоний.
1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток нацистского переворота, кризисные явления в экономике, Ирландский вопрос, рабочее движение.
1.5 Общественные настроения: население лояльно власти. В вопросе войны изоляционные настроения ввиду островного положения страны.
1.6 Вооруженные силы: традиционно компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия и мощнейший на Европейском континенте флот. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, желание избежать мировой войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, Польша
1.9. Возможные противники: Германия, Италия, Япония, в конце 20-х даже СССР.
 
7.     Чехословакия в 1930-е гг.
 
1.1 Население: 14,7 млн. чел на 1930 год.
1.2 Политический режим: демократический
1.3 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна. Наиболее развитая часть государства – Чехия, где расположены самые крупные предприятия.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (словаки, венгры, судетские немцы, украинцы и поляки в восточных районах). В обществе сильны межнациональные противоречия.
1.5 Общественные настроения: чешское население лояльно к власти, в случае войны готово к обороне.
1.6 Вооруженные силы:  компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия. До 500 современных танков. Хорошая артиллерия и огнестрельное оружие. 1000 самолетов. Оборонительная линия Бенеша на границах с Германий. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: оборона на всех на всех направлениях, поддержание стабильных границ.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, СССР. 
1.9. Возможные противники: Германия, Польша, Венгрия.
 
Приложение №2. Домашнее задание в формате ОГЭ.
 
1.     Что явилось следствием политики умиротворения агрессора?
А. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Б. Бои на реке Халхин-Гол 1939 г.
В. Оккупация Чехословакии в 1939 г.
Г. Приход нацистов к власти в 1933 г.
 
2.     Прочтите отрывок из допроса Гудериана после окончания Второй мировой и определите о каком событии идет речь.
«Если бы вы, французы, вмешались в <…> 1936, мы бы проиграли все, и падение Гитлера было бы неизбежным»
А. Ремилитаризация Рейнской области
Б. Аншлюс Австрии
В. Итало-эфиопская война
Г. Японо-китайская война
 
3.     Какое из перечисленных событий в истории международных отношений 1930-х гг. произошло позже остальных?
А. Марсельское убийство
Б. Выход Германии из Лиги Наций
В. Мюнхенский сговор
Г. Пакт Молотова-Риббентропа
 
4.     Запишите термин, о котором идет речь:
В 1934-1935 гг. французским МИДом и советским НКИДом предпринимались попытки создать данную систему, что было отражено в проектах «Восточного пакт», «Балканской Антанты», советско-французском и советском-чешском договорах о союзе и взаимопомощи.
Ответ:_________________________
 
5.     Существует точка, зрения, что пакт Молотова-Риббентропа 23.08.1939 года имел определенные положительные последствия для СССР. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»