Методическая разработка урока истории в 9 классе
Международные отношения в 1930-е гг.
Яковлев Андрей Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №68
Разработчик: |
Яковлев Андрей Владимирович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №362 |
Предмет | История |
Класс | 9 класс |
Тип занятия | Изучение нового материала с элементами дискуссии; урок-семинар. |
Технология урока (методы, формы организации деятельности) |
Групповая работа; ответы на вопросы учителя; работа с историческими документами и картами; осмысление аудиовизуального материала; технология развития критического мышления. |
Тема | Международные отношения в 1930-е гг. |
Цель | Цель урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы. Предметные результаты: знать основные факт из истории развития международных отношений в 1930-е; определять места исторических событий, работая с исторической картой; анализировать статистический раздаточный материал; сравнивать историю международных отношений в 1930-е с возможным историческими параллелями; представлять мотивы решений политических лидеров тех или иных государств в рассматриваемый период; выявлять нравственные ценности при оценке некоторых событий (например, Мюнхенский сговор); выявлять и объяснять свои оценки формирования причин Второй мировой войны. Личностные УУД: воспитание отрицательного отношения к военному пути разрешения международных конфликтов и противоречий; формирование умения искать компромиссы и разрешать проблемные ситуации. Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, использовать механизмы критического мышления, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. |
План урока |
|
Основные понятия и термины | Версальско-Вашингтонская система; государства-агрессоры; пакт; аншлюс; система коллективной безопасности; политика умиротворения агрессора. |
Возможная личностно-значимая проблема | Понимание основных причин Второй Мировой войны и оценка действий ведущих государств Европы в 1930-е гг. Вторая мировая война напрямую связана с отечественной историей. Именно СССР внес решающий вклад в победу союзников в этом глобальном конфликте. Важно иметь общее представление о событиях, которые привели в дальнейшем к гибели миллионов наших соотечественников и серьезным экономическим, материально-техническим потерям. |
Планируемые результаты | - обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы; - обучающиеся ориентируются в общей хронологии политических событий в Европе в 1930-е гг.; - обучающиеся выявляют основные предпосылки Второй мировой войны; - обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора); - понимают основные направления внешней политики ряда европейских государств в 1930-е гг.; - дают оценку Мюнхенскому сговору и пакту Молотова Риббентропа; - обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война; - формируется осознание того, что даже в самом сложном внешнеполитическом противостоянии имеют место быть возможности для поиска компромисса и его разрешения, при согласованном действии всех сторон конфликта, если ситуация еще не достигла «точки невозврата». |
Источники информации (для учителя и учащихся) | В рамках занятия: электронная презентация, раздаточный материал (Приложение №1, Приложения №2). |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вводный этап. Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний. |
Регулятивные УУД: - определять цели и задачи урока -участвовать в коллективном обсуждении проблемы на основе ответов на вопросы учителя, которые актуализируют полученные ранее знания. Личностные УУД: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу. |
В 1921-1922 была поведена Вашингтонская конференция, определившая баланс сил на море и расстановку сил на Дальнем Востоке. Также в 1919 году создается Лига Наций, которая являлась гарантом соблюдения выше рассмотренных договоренностей, а своей главной задачей ставила создание системы коллективной безопасности и разрешения конфликтов между государствами, недопущение войны. Эту систему мирового политического порядка принято называть Версальско-Вашингтонская. 1920-е года стали золотым веком для США и периодом восстановления экономик стран Западной Европы (в том числе и для Веймарской Республики), понесших убытки в войне. Однако в 1929 г. США и Европу охватывает беспрецедентный в мировой истории экономический кризис (великая депрессия). Перед ведущими государствами мира встает вопрос как выйти из него: за счет внутренних резервов или территориальной экспансии. Перенесемся в начало 1930-х годов. Демонстрируются слайды презентации с началом конфликта в Манчжурии 1931 г., пожаром Рейхстага, приходом нацистов к власти, фашисткой Италией. Слово учителя: Итак, мы видим, что в некоторых государствах приходят к власти тоталитарные режимы, которые берут курс на экспансию и пересмотр Версальско-Вашингтонской системы. Цель нашего урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы. Также нам предстоит решить несколько сложных проблем: 1) Выявить роль ведущих европейских государств в развязывании Второй мировой войны 2) Оценить ряд спорных международных договоров и соглашений 3) Найти точку невозврата, после которой начало Второй мировой стало неизбежным. |
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. 2. Отвечают на вводные вопросы учителя для вхождения в реалии исторической ситуации начала 1930-х. 3. Просматривают слайды презентации для боле глубокого погружения в историческую эпоху. |
Основной этап. Осмысление. | Познавательные УУД: - работать с историческими картами и документами. - находить отличия - объяснение значения новых слов - выделять причины событий -уметь составлять аналогии -устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - умение работать в группе; Предметные результаты: - обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы; - обучающиеся ориентируются в общей хронологии политических событий в Европе в 1930-е гг.; - обучающиеся выявляют основные предпосылки Второй мировой войны; - обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора). |
«Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войн» (Уинстон Черчилль, 3.10.1938) Слово учителя: Мюнхенский сговор еще не был точкой невозврата; из политической игры выбыла только Чехословакия.
Условия для Германии: Ваше политическое руководство пришло к военному решению польского вопроса, вам не выгодна война на два фронта как в первую мировую, вам нужны бесперебойные поставки топлива и других ресурсов в условиях прогнозируемой морской блокады. Обучающиеся анализируют ситуации и две стороны пытаются нащупать почву для возможного компромисса.
|
1. Распределяются в группы. 2. Выполняют задания в группах. 3. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 4. Анализируют слайды презентации и цитаты. 5. Работают с исторической картой. |
Заключительный этап. Рефлексия | Коммуникативные УУД: - формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Познавательные УУД: - умозаключения и делать выводы Предметные результаты: - понимают основные направления внешней политики ряда европейских государств в 1930-е гг.; - дают оценку Мюнхенскому сговору и пакту Молотова Риббентропа; - обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война - формируется осознание того, что даже в самом сложном внешнеполитическом противостоянии имеют место быть возможности для поиска компромисса и его разрешения, при согласованном действии всех сторон конфликта, если ситуация еще не достигла «точки невозврата». |
Учитель предлагает подумать учащимся о главных вопросах, поставленных в начале урока. Подводятся итоги урока в виде критического осмысления учащимися изученного материала. Обучающиеся передают друг другу распечатанное фото, на котором изображены последствия бомбардировки Герники и одним предложением выражают свое мнение о том, что они узнали на уроке. Основные выводы, формулируемые учителем и классом:
Домашнее задание: решить 5 вопросов теста в формате ОГЭ (раздаточный материал, приложение №2); пересказ параграфа «Международные отношения в 1930-е» |
|
Приложение №1. Карточки с раздаточным материалом.
1. СССР в 1930-е гг.
1.1 Население: 162 500 000 (на 1937 г.)
1.2 Политический режим: Тоталитарный
1.3 Политическая идеология: Марксистско-ленинская теория
1.4 Уровень экономического развития: Командно-административные методы управления экономикой. На конец 1930-х годов индустриальная страна, которая все еще нуждается в модернизации ряда отраслей и в совершенствовании транспортной инфраструктуры. Второе место в мире по объему выпуска промышленной продукции. Фактически весь спектр ресурсов.
1.5 Основные внутренние проблемы: преодоление издержек индустриализации (за счет индустриализации); борьба с внутренней оппозицией (сталинские репрессии).
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности население, отчасти и под давлением репрессивного механизма и насаждения культа личности И. В. Сталина.
1.7 Вооруженные силы: На 1 января 1937 года — 1 518 090 человек. Около 15 тысяч танков (подавляющее большинство легкие), около 7 тысяч самолетов, довольно слабый ВМФ, за исключением эсминцев и подводного флота. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база. На конец 1930-х гг. армия нуждается в дальнейшем техническом переоснащении и координации взаимодействия подразделений. Серьезный вред боеспособности армии нанесли репрессии высшего командного состава в конце 1930-х.
1.8 Основные внешнеполитические цели: Создание системы коллективной безопасности в Европе, оборона Дальневосточных границ, возвращение в свою сферу влияния бывших владей Российской империи.
1.9 Союзники, дружественные отношения: Франция, Чехословакия, Испанская Республика, Монголия.
1.10 Потенциальные противники; враги: Нацистская Германия, Фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония. Недружественные отношения с Польшей, Финляндией, странами Прибалтики.
2. Нацистская Германия в 1930-е гг.
1.1 Население: 69 млн. чел. (на 1939 г.)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: национал-социализм
1.4 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой и технологичной промышленной базой и транспортной инфраструктурой. Главные проблема недостаток ресурсов, в особенности топлива, промышленность зависима от поставок сырья.
1.5 Основные внутренние проблемы: подавление любых форм оппозиции нацистском режиму, насыщение идеологическими установками всех сфер общественной жизни, антисемитизм.
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности населения за счет средств принуждения и эффективно налаженной пропаганды.
1.7 Вооруженные силы: 1,6 млн чел., 3000 танков (большинство легкие, до ¼ пулеметные), 5000 самолетов. ВМФ имеет ряд новых кораблей и серьезный подводный флот, однако не способен к серьезным действиям. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база, но относительно небольшие запасы боеприпасов. Армия нуждается в более совершенной бронетехнике.
1.8 Основные внешнеполитические цели: реваншизм, пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, экспансия на Восток, доминирование на Европейском континенте.
1.9 Союзники, дружественные отношения: фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония, Австрия, Венгрия.
1.10 Потенциальные противники; враги: СССР, Франция, Великобритания, Чехословакия, Польша, Испанская республика.
3. Фашистская Италия в 1930-е гг.
1.1 Население: 44 млн на 1939 г. (без учета колоний)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: итальянский фашизм.
1.4 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна, серьезная разница между уровнем развития Севера и Юга страны, посредственная инфраструктура, ограниченная ресурсная база.
1.5 Основные внутренние проблемы: бедность, мафия, кризисные явления в экономике.
1.6 Общественные настроения: население в целом лояльно под воздействием фашистской пропаганды, так и под силой аппарата принуждения.
1.7 Вооруженные силы: До 1 млн. человек в военное время. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Бронетанковые войска представлены в основном легкими танкетками и танками уровня Первой мировой. Флот имеет ряд сильных кораблей и может составить конкуренцию на средиземном море. Военная промышленность достаточно слаба. Требуется кардинальное перевооружение армии, развитие технических средств сухопутных сил.
1.8 Основные внешнеполитические цели: экспансия на Африканском континенте (получение новых колоний) и на Балканах, идея сделать Средиземное море «внутренним озером Италии».
1.9 Союзники: Нацистская Германия, испанские франкисты, императорская Япония.
1.10 Потенциальные противники; враги: Франция, Испанская республика, СССР, Югославия, Албания, Великобритания.
4. Польша в 1930-е гг.
1.1 Население: Примерно 30 млн. на 1930 г.
1.2 Политический режим: авторитарный
1.3 Уровень экономического развития: индустриально-аграрная страна, отсутствие серьезной промышленной базы.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (украинский, белорусский, еврейский вопрос), проблема поиска резервов для индустриализации.
1.5 Общественные настроения: польское население в целом лояльно власти, однако в условиях войны займет пассивную позицию. Высокая роль армии в жизни общества. Аристократические пережитки.
1.6 Вооруженные силы: Довольно посредственная армия. До 1 млн человек в военной время. 800 танков (в основном танкетки), 400 самолетов. Высокая доля импортной техники (Франция, США), собственная военная промышленность слаба. Основной истребитель – биплан! Высокая роль кавалерии (уланы), фактически элита армии!
1.7 Основные внешнеполитические цели: удержание позиций на советско-польской границе, оборонительные линии. На западной границе территориальные споры с Третьим Рейхом. Польша не против расширить свои владения за счет Чехословакии.
1.8 Союзники: Великобритания, Франция.
1.9 Потенциальные противники; враги: СССР, Германия. Недружественные отношения с Литвой.
5. Франция в 1930-е гг.
1.1 Население: 42 млн на 1930 г. (без учета колоний)
1.2 Политический режим: демократический
1.3 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой промышленностью и инфраструктурой. Экономика нуждается в сырье из колоний.
1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток фашистского переворота, кризисные явления в экономике.
1.5 Общественные настроения: население в целом лояльно власти, частая сменяемость политических сил. К войне население отнесется без энтузиазма ввиду пережитого опыта Первой мировой и прочих факторов.
1.6 Вооруженные силы: свыше 1 млн. человек. 3000 танков различных типов, 1500 самолетов. Армия неплохо вооружена и экипирована. Бронетехника, авиация и флот соответствуют требования времени. По границе с Германией проходит глубокоэшелонированная оборонительная линия «Мажино». Но стратегия уровня Первой мировой.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, создание системы коллективной безопасности в Европе, желание избежать войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Великобритания, СССР, Чехословакия, Балканские страны.
1.9. Возможные противники: Германия, Италия.
6. Великобритания в 1930-е гг.
1.1 Население: 45 млн. на 1931 г. (без учета колоний).
1.2 Форма правления: конституционная монархия
1.3 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой промышленностью и инфраструктурой. Экономика нуждается в сырье из колоний.
1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток нацистского переворота, кризисные явления в экономике, Ирландский вопрос, рабочее движение.
1.5 Общественные настроения: население лояльно власти. В вопросе войны изоляционные настроения ввиду островного положения страны.
1.6 Вооруженные силы: традиционно компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия и мощнейший на Европейском континенте флот. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, желание избежать мировой войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, Польша
1.9. Возможные противники: Германия, Италия, Япония, в конце 20-х даже СССР.
7. Чехословакия в 1930-е гг.
1.1 Население: 14,7 млн. чел на 1930 год.
1.2 Политический режим: демократический
1.3 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна. Наиболее развитая часть государства – Чехия, где расположены самые крупные предприятия.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (словаки, венгры, судетские немцы, украинцы и поляки в восточных районах). В обществе сильны межнациональные противоречия.
1.5 Общественные настроения: чешское население лояльно к власти, в случае войны готово к обороне.
1.6 Вооруженные силы: компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия. До 500 современных танков. Хорошая артиллерия и огнестрельное оружие. 1000 самолетов. Оборонительная линия Бенеша на границах с Германий. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: оборона на всех на всех направлениях, поддержание стабильных границ.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, СССР.
1.9. Возможные противники: Германия, Польша, Венгрия.
Приложение №2. Домашнее задание в формате ОГЭ.
1. Что явилось следствием политики умиротворения агрессора?
А. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Б. Бои на реке Халхин-Гол 1939 г.
В. Оккупация Чехословакии в 1939 г.
Г. Приход нацистов к власти в 1933 г.
2. Прочтите отрывок из допроса Гудериана после окончания Второй мировой и определите о каком событии идет речь.
«Если бы вы, французы, вмешались в <…> 1936, мы бы проиграли все, и падение Гитлера было бы неизбежным»
А. Ремилитаризация Рейнской области
Б. Аншлюс Австрии
В. Итало-эфиопская война
Г. Японо-китайская война
3. Какое из перечисленных событий в истории международных отношений 1930-х гг. произошло позже остальных?
А. Марсельское убийство
Б. Выход Германии из Лиги Наций
В. Мюнхенский сговор
Г. Пакт Молотова-Риббентропа
4. Запишите термин, о котором идет речь:
В 1934-1935 гг. французским МИДом и советским НКИДом предпринимались попытки создать данную систему, что было отражено в проектах «Восточного пакт», «Балканской Антанты», советско-французском и советском-чешском договорах о союзе и взаимопомощи.
Ответ:_________________________
5. Существует точка, зрения, что пакт Молотова-Риббентропа 23.08.1939 года имел определенные положительные последствия для СССР. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.