Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гражданская война в России

Сильченко Анастасия Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 217
Тип урока: изучение нового материала.
Количество часов: 1 час
Цель урока: создать целостное представление об основных событиях Гражданской войны в России посредством проблемного анализа причин победы красных и поражения белых.
Планируемые результаты:
  1. Личностные: Формирование толерантного отношения к чужому мировоззрению, уважительного отношения к изучаемому периоду, понимания трагичности братоубийственной войны;
  2. Метапредметные
а) регулятивные УУД: умение ставить цели, планирование своей деятельности, сравнение поставленных целей с результатами;
б) Познавательные УУД: анализ причинно-следственных связей, создание классификаций по определённому признаку, умение обобщать;
в) Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества между учениками и учителем, формирование и аргументация своего мнения;
3) Предметные: овладение фактами, связанными с Гражданской войной, умение давать свою оценку такому процессу как Гражданская война, определять мотивы личностей действующих в данный период.
Основные персоналии, события, даты, понятия:
Персоналии: А.С. Антонов, В.К. Блюхер, С.М. Будённый, К.Е. Ворошилов, П.Н. Врангель, А.И. Деникин, Ф.Э. Дзержинский, М.А. Егоров, С.С. Каменев, П.Н. Краснов, Н.И. Махно, Л.Д. Троцкий, М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, В.И. Чапаев, Н.Н. Юденич;
Понятия: ВЧК, Гражданская война, «красные», «белые», повстанчество, «расказачивание», Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Добровольческая армия, КОМУЧ;
Даты: ноябрь 1917 - 1921 гг. - Гражданская война; январь 1918 г. – создание РККА; май 1918 г. - восстание чехословацкого корпуса, начало широкомасштабной Гражданской войны в России; июль 1918 г. - выступление левых эсеров против большевиков; 5 сентября 1918 г. - объявление большевиками «красного террора»; 18 ноября 1918 г. - свержение Директории и установление диктатуры А.В.Колчака; Май - октябрь 1919 г. - наступление Белой армии под командованием А.И. Деникина; октябрь 1919 - январь 1920 г. - общее наступление Красной Армии; апрель - октябрь 1920 г. - боевые действия в ходе советско-польской войны; ноябрь 1920 г. - разгром армии П. Н. Врангеля в Крыму; 1921 г. - Рижский мир с Польшей; 1922 г. - завершение гражданской войны на Дальнем Востоке. 
Межпредметные связи:  литература, всемирная история, география, обществознание, МХК. 
Ресурсы: История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч.1 [М.М. Гориков, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.; доска, мел, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Педагогическая технология:
По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные.
По степени активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Виды учебной ситуации деятельности учителя: учитель-коллега, учитель-соавтор

 

п/п
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1 Этап мотивации Приветствует учащихся, выводит на слайд стихотворение М. Волошина «Гражданская война», задает вопросы: «О ком в данном произведении идёт речь?», «За что борются стороны конфликта?», «Как вы понимаете термин «Гражданская война»?», «Как можно сформулировать тему урока?». Читают стихотворение и строят предположения
 
По очереди отвечают на вопросы учителя
 
Ученики формулируют тему урока
Познавательные
2 Этап актуализации
 и пробного учебного действия
Организует работу в группах учебником  по вопросам:
1.Причины и основные этапы Гражданской войны;
2.Установление большевистской диктатуры;
3.Характеристика антибольшевистских сил.
4. Сформулировать один вопрос и задать его соседней группе
 
1. Этап – работа до чтения (стадия вызова) Используется пример «Попробуй найти» учитель просит учеников перед выполнением задания посмотреть, какие задачи им предстоит решить, сколько их, какая их основная тема?
 Данная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, является мотивом  и затем помочь выделить главное .
2 этап - Используется прием «Корзина идей» Учитель записывает высказывания учеников на доску, чтобы в конце урока проверить, верны или нет, выдвинутые ими гипотезы. Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся.
3 этап – рефлексия.
Составление кластера (общего). Данный прием помогает сделать наглядными те мыслительные процессы , которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.   

 
 Ребята слушают задание, делятся на группы, выполняют задания, затем задают друг другу вопросы и отвечают на них.
 
Регулятивные
Коммуникативные
3 Этап выявления места и причин затруднения Учитель рассказывает основные события произошедшие в 1919 году до периода наибольших успехов белых армий после чего предлагает ознакомиться с высказыванием историка Соколова А.К.. Ребята слушают учителя, затем знакомятся с высказыванием Соколова А.К.и анализируют текст.
 
 
 

 
Регулятивные,
Коммуникативные
4 Этап построения проекта  выхода из затруднения Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Почему белые проиграли, а красные смогли победить?». Строят предположения, выделяют затруднения Познавательные
5 Этапреализациипостроенного проекта Организует работу в группах по вопросам:
1.«Причины поражения белых армий»;
2.«Причины победы красных»
3.«Русско-польская война, Гражданская война на окраинах».

 
Каждая группа учащихся читает и анализирует свой фрагмент текста учебника.
 
Познавательные,
Коммуникативные
Регулятивные
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Учитель организует выступления групп  по каждому вопросу
Учитель направляет и, организует работу по уточнению и дополнению ответов школьников
От каждой группы выступает учащийся и представляет результаты работы группы Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Учитель знакомит с планом действий по теме. Какие проблемы, вы считаете самыми важными? Фиксируют в тетрадях каждый из способов и пунктов плана Познавательные
8 Этап включения в систему знаний и повторения Учитель показывает отрывок  из фильма «Тихий Дон» С.А. Герасимова, предлагая ответить на вопрос: «В чем заключаются противоречия между есаулом Калмыковым и Бунчуком?»;
Учитель показывает отрывок из фильма «Восемнадцатый год» Г. Рошаля, предлагая ответить на вопрос «С чем на основе данного отрывка и собственных знаний у вас ассоциируется слово «террор»?»;
После этого учитель предлагает ознакомиться с отрывками из источников «Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, особо уполномоченного Колчака в г. Красноярске от 27 марта 1919 г.» и «Из постановления СНК о красном терроре 5 сентября 1918 г.» и выполнить по ним задания.
Учащиеся анализируют источник, отвечают на поставленный вопрос
 
 
 
 
 
Ученики строят предположения и высказывают своё мнение
 
 
 
 
 
Ребята читают отрывки источников и выполняют задания.
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
9 Этап  рефлексии учебной деятельности Учитель выводит учеников на трагичность Гражданской войны, после чего спрашивает какие впечатления вызвали персонажи из первого и второго отрывков фильмов.
1.Напишите синквейн на тему: «Гражданская война в России»;
2.Что нового узнали на уроке?
-Какие сведения на вас оказали наибольшее впечатление?
-Какая работа вызвала затруднения?
3. Домашнее задание:
- Выполнить задание 1 после параграфа
- Мини проект: проанализировать любой фильм о Гражданской войне с точки зрения правдивости и написать на него рецензию
Ученики рассказывают о своих впечатлениях
 
 
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»