Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Советско-румынские отношения в 1960-1970-е гг.
и их отражение в учебной литературе

Мелкоедова Светлана Юрьевна
Для советской образовательной системы в сфере высшего образования характерно издание коллективных трудов, специально рассматривающих конкретную страну на всём пути её исторического развития. Подобные учебные пособия появлялись в отношении различных стран, но особое внимание уделялось странам социалистического лагеря.
В отношении истории Румынии Институтом славяноведения и балканистики АН СССР были подготовлены два специальных пособия: «История Румынии. 1918 - 1970» под редакцией Н.И. Лебедева и «Краткая история Румынии с древнейших времён до наших дней» под редакцией В.Н. Виноградова.  
Первое учебное пособие[1] посвящено подробному анализу румынской истории новейшего времени. В целях решения различных проблем истории «братского народа» привлекались и румынские специалисты[2].  Из представленных в учебнике 13 глав, особый интерес для исследования представляют две предпоследние: глава 11 «Создание основ социализма (1956 – 1962 гг.)» и глава 12 «Провозглашение Румынии социалистической республикой. Переход к строительству развитого социализма». Обе главы написаны Е.Д. Карпещенко и представляют собой около 150 страниц печатного текста.
Данное учебное пособие представляет наибольший интерес среди всех, существующих на данной момент в отечественной учебной и научной литературе работ. В учебнике содержится колоссальный фактический материал, подробно и структурировано изложенный на страницах учебника. «Острые» для советской системы вопросы упоминаются лишь вскользь. Ключевые акценты расставлены на руководящей роли Коммунистической партии Советского союза. Протоколы советско-румынских встреч, рассмотренные в первой главе данной работы, представлены здесь в качестве объективной и непреложной истины. Особый курс внешней политики упомянут, но не рассмотрен и отмечен как обычный факт. Данная особенность учебника приятное исключение, нежели правило. 
В создании второго обобщающего пособия[3], публикуемого в серии аналогичных «научно-популярных изданий», приняли участие некоторые авторы предыдущего пособия. Интересующие главы XXVI и XXVII, «Строительство основ социализма (1948 – 1962)» и «Поступь социализма (1965 – 1986)» написаны Т.А. Покивайловой в соавторстве с М.Д. Ерещенко. Данное пособие, в соответствии с серией, в которой было издано, фактически не содержит критических рассуждений авторов и является последовательным изложением происходивших во внутренней политике Румынии событий. Восторженные описания экономических и производственных успехов Румынии сочетаются с перечислением различных деятелей политики и культуры. Научного интереса данное издание практически не представляет, однако, для образовательной системы представляет скомпонованный и интересно изложенный материал, насыщенный привычными формулировками.
Подобные описания и трактовка событий характерны для всей учебной литературы советского периода. В рамках высшей школы, расширение материала происходит за счёт экономических показателей и цитат программных документов. Фактологическая составляющая учебных пособий длительное время оставалась неизменной.
Одним из примеров можно выделить учебник для средне-специальных учебных заведений под редакцией Е.А. Поталовой[4]. Во второй части учебника, посвящённого периоду новейшей истории, социалистическая Румыния выделяется в отдельный параграф, в главе, посвящённой странам социалистического лагеря. На 4 страницах умещается краткое изложение ключевых для советской системы вопросов румынской истории: завершение коллективизации сельского хозяйства (1962), окончательная победа социализма в городе и деревне, подчёркивается повышение показателей к концу 1970-ых годов[5]. Отдельно отмечаются решения съездов коммунистической партии Румынии, в частности, XI съезда, на котором провозглашено неукоснительное следование курсу Советского Союза и решениям съездов ЦК КПСС[6]. Ни о каких противоречиях и речи не идёт.
Общие пособия, посвящённые развитию внешней политики Советского союза или общие вузовские учебники по новейшей истории, не имели принципиальных различий. Идеологические клише, припудренные всевозможными экономическими показателями, кочевали из учебника в учебник. С распадом Советского Союза, когда, казалось бы, стали открыты все архивы и увеличилась источниковая база исследований, принципиальных изменений не последовало. Как и в случае школьной учебной литературы, эволюция вузовских учебников началась в конце 1990-х годов. По сложившейся традиции, особой популярностью пользовались переиздания советской литературы, с вычетом идеологических клише и сокращением обилия цитат решений партийных съездов. Одним из ярких примеров является популярный в 1990-2000-ые годы учебник под редакцией Е.Ф. Язькова. 
В первом постсоветском издании[7] история Румынии, а равно, советско-румынских отношений, рассматривается в отдельных параграфах глава 10 («Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине 50-х и 60-е годы») и 16 («Социально-экономический и политических кризис в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-80-е годы»). Однако уже в последующем издании[8], Румыния отдельного повествования не удостоилась, а авторы сократили изложение материала до одной главы - «Страны Центральной и Юго-Восточной Европы» (глава 8). Освещение социалистического периода в истории Румынии сосредоточилось всего в одном параграфе, вместо двух в разных главах («Характерные черты развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы в конце 50-х – первой половине 70-х годов»)[9]. Таким образом, за счёт сокращения фактологии произошло обобщение материала, что привело к сокращению информации и выделению ключевых аспектов исторического развития государств.
Особенность этого учебника в том, что он, сохраняя советские традиции (на первом месте указываются показатели производства и экономической эффективности), был издан уже после развала Советского Союза, что также показательно. В соответствующем параграфе указывается, что Румыния была нацелена на независимый от коммунистической партии курс, однако объясняется это исключительно личными интересами и авторитаризмом Г. Георгиу-Дежа и Н. Чаушеску[10]. Мнение румынского народа и ЦК партии здесь вовсе не учитывается.
В 2000-ые годы количество учебников для высших учебных заведений также выросло, что во многом связано с реформированием системы образования и унификацией учебной литературы. Свои пособия издавали ведущие ВУЗы страны, а также отдельные авторские группы. Для иллюстрации общих тенденций, достаточно ограничиться сравнением двух современных учебников:
Популярное учебное пособие московского историка М.В. Пономарева[11] использует проблемный подход к изучению периода. Если первый раздел учебника рассматривает основные тенденции развития западного общества, то второй делает упор на международные отношения. Однако, на фоне всевозможных политических противостояний и международных договоров, Румынии места не нашлось. Повествование исторических событий ведётся с упором на внешнеполитическую деятельность Советского союза, а странам социалистического лагеря здесь места не нашлось, за исключением общих незначительных упоминаний.
Иначе обстоит освещение вопроса в современном учебнике петербургского историка О.Ю. Пленкова[12], где история социалистической Румынии рассматривается в рамках главы 6, посвящённой эпохе «просперити», что в соответствии с авторской концепцией позволяет сравнивать страны социалистического лагеря со странами Запада в аналогичный временной период. Истории советско-румынских отношений в учебнике отведено лишь два небольших абзаца. Однако, здесь лаконично подчёркивается «собственный путь» развития Румынии в рамках социалистического лагеря[13]. Следование этому пути подчёркивается отказом от подчинения Советскому союзу собственного экономического планирования. Отмечается и установление контактов с западными странами, особенно ФРГ и США.
Подытоживая вышеизложенное стоит отметить, что в сфере высшего образования динамика развития учебной литературы ощущается сильнее, нежели на уровне средней школы. Общей тенденцией можно выделить обобщение фактов за счёт сокращения фактического материала, что, однако, не сказывается на качестве, актуальности и научной составляющей пособий для высшей школы. 

Источники и литература

 
Источники:

 
  1. Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2010. 431 с.
  2. Алексашкина Л.Н. Новейшая история: XX век – начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2005. 319 с.
  3. Визит Леонида Ильича Брежнева в Социалистическую Республику Румынию, 22-24 ноября 1976 г.: Документы и материалы. М.: Политиздат, 1976. 63 с.
  4. Георгиу-Деж Г. О международном положении и внешней политике Румынской Народной Республики: Доклад на внеочередной сессии Великого национального собрания Румынской Народной Республики. Бухарест: Нар. Румыния, 1960. 22 с.;
  5. Данилов А.А. История России. XX – начало XXI вв. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2013. 383 с.
  6. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. 400 с.
  7. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990 гг. Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История / И.В. Григорьева, Ю.Н. Рогулев, В.П. Смирнов; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высшая школа, 1993. 447 с.
  8. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 гг. Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История / Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И. Строганов; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: «Простор», 2003. 480 с.
  9. История России. XX – начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный и базовый уровни / А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар; под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2011. 302 с.
  10. Краткая история Румынии: с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. В. Н. Виноградов. М.: "Наука", 1987. 544 с.
  11. История Румынии. 1918 – 1970 / А.А. Язьков, Е.Д. Карпещенко, И.Э. Левит, Ю.А. Писарев; Под ред. Н.И. Лебедева М.: Наука, 1971. 742 с.
  12. История СССР. Учебник для 11 класса средней школы / В.П. Островский, В.И. Старцев, Б.А. Старков, Г.М. Смирнов. М.: Просвещение, 1990. 224 с.
  13. Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. 464 с.
  14. Материалы XXIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1966. 304 с.
  15. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. 320 с.
  16. Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 256 с.
  17. Материалы XXVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 223 с.
  18. Новая и Новейшая история. 1870 – 1976 / Под ред. Е.А. Поталовой, К.Н. Татариновой. М.: Высшая школа, 1977. 479 с.
  19. Пленков О.Ю. Новейшая история стран Европы и Америки: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 398 с.
  20. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учебник. М.: Проспект, 2009. 416 с.
  21. Праздник дружбы: Пребывание Советской партийно-правительственной делегации во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Пред. Совета Министров СССР т. Н.С. Хрущевым в Румынской Народной Республике. 18-25 июня 1962 г. М.: Госполитиздат, 1962. 176 с.
  22. Пребывание Партийно-правительственной делегации Румынской Народной Республики в СССР. 31 июля - 12 августа 1961 г.: (Сборник материалов). М.: Госполитиздат, 1961. 228 с.
  23. Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2010. 303 с.
  24. Улунян А.А. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А.О. Чубарьяна. М.: Просвещение, 2010. 287 с.
  25. Чаушеску Н. Выступление о внешней политике Коммунистической партии и Румынского правительства на сессии Великого национального собрания 24 июля 1967 г. Бухарест: Меридиане, 1967. 66 с. 
  26. Шестаков В.А. История России, XX – начало XXI вв. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский; под ред. А.Н. Сахарова. М.: Просвещение, 2011. 351 с.
  27. Шестаков В.А. История России. XX – начало XXI вв. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Саъарова. М.: Просвещение, 2012. 399 с.
  28. Barnea A., Manea V., Palade E., Petrescu F., Teodorescu B. Istorie 11. Bucuresti, 2014. 213 p.
  29. Ciuperca I, Cozma E. Istorie 11. Bucuresti, 2014. 220 p.
  30. Declarația cu privire la poziția Partidului Muncitoresc Român în problem elemi șcării comunist eșimuncitoreștiinternaționaleadoptată de Plenaralărgită a C.C.al P.M.R. din aprilie 1964. București: EdituraPolitică, 1964.
  31. Decretul nr. 175 din 3 august 1948 // Электронный ресурс. URL:  http://www.upb.ro/files/evenimente/DOCUMENTE_UPB_2015/Raport_ARACIS_2015/Anexa_A1_Decret.pdf   (Дата обращения: 9.03.2017).
  32. Documente fundamentale ale regumului communist din Romania (1948-1989) / Ed. C. Stanciu. Targoviste, 2012. 407 p.
  33. Istoria comunismului din Romania vol. I: documente. Perioada Gheorghe Gheorghiu-Dej (1945-1965). Cartonata: Humanitas, 2009. 845 p.
  34. Istoria comunismului din Romania vol. II: Documente Nicolae Ceausescu (1965-1971). Cartonata: Polirom, 2012. 704 p.
  35. Legea Educației Naționale nr.1/2011 // Электронный ресурс. URL: http://www.isjcta.ro/wp-content/uploads/2013/06/Legea_Educatiei_Nationale-actualizata-mai-2015.pdf  (Дата обращения: 11.03.2017).
  36. Petre Z. Istorie 12. Bucuresti, 2008. 192 p.
 
Литература:

 
  1. Гладышева А.С. «Декларация независимости», или Как формировались принципы румынской внешней политики в первой половине 1960-х гг. // Письмо и повседневность. М., 2014. Вып. 1. С. 101-106;
  2. Гладышева А.С. Векторы политики румынского правительства в отношении национальных меньшинств, 1945-1989 гг. // Национальные меньшинства в странах Центральной и Юго-Восточный Европы: исторический опыт и современное положение. М., 2014. С. 188-205;
  3. Гладышева А.С. Румыния в Организации Варшавского договора: от внутриблоковой солидарности к усилению центробежных начал в оборонной политике (1955-1965) // Славянский альманах 2014. М., 2015. С. 221-234.
  4. Гладышева А.С. Феномен открытых писем протеста в Румынии в середине 1970-х – 1980-е гг. Правозащитная деятельность Дойны Корни // Инакомыслие в условиях «реального социализма»: Поиски новой государственности, конец 60-х – 80-е гг. XX в. М., 2014. С. 520-540;
  5. Гладышева А.С. Формирование «особого курса» Румынии в социалистическом лагере (середина 1950-х – начало 1960-х гг.) // Гуманитарные и юридические исследования. Ставрополь, 2014. Вып. 2. С. 28-34;
  6. История внешней политики СССР. 1917-1985. Т. 2. 1945-1985 гг. / Под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. М.: Наука, 1986. 692 с.
  7. История международных отношений. 1945-2008: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.Д. Богатурова, В.В. Аверкова. М.: Аспект Пресс, 2012. 520 с.
  8. История Румынии / И. Болован, И.-А. Поп (координаторы) и др. / Пер. с рум. М.: Весь мир, 2005. 680 с.
  9. Калашникова Я.Ю. Румынская коммунистическая партия в 1945–1990 гг. // Революции и реформы на Балканах. М.: Наука, 1994. С. 210 – 229.
  10. Мусатов В.Л. Венгрия и Румыния: два взгляда на «Пражскую весну» // 1968 год. «Пражская весна» (Историческая ретроспектива): Сб. статей / Под ред. Т.В. Волокитиной, Г.П. Мурашко, А.С. Стыкалина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 310 – 329.
  11. Покивайлова Т.А. В августе 68-го… Реакция румынского руководства на события в Чехословакии // 1968 год. «Пражская весна» (Историческая ретроспектива): Сб. статей / Под ред. Т.В. Волокитиной, Г.П. Мурашко, А.С. Стыкалина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. С. 298 – 309.
  12. Покивайлова ТА, Исламов Т.М. Трансильвания – яблоко раздора между Венгрией и Румынией // Очаги тревоги в Восточной Европе (Драма национальных противоречий). М.: Институт славяноведения и балканистики РАН, 1994. С. 54 – 136.
  13. Стыкалин А.С. Культурный диалог СССР и Румынии на фоне политических разногласий 1960-х годов // Славянский мир в третьем тысячелетии. Межкультурный и межконфессиональный диалог славянских народов. М.: Институт славяноведения РАН, 2011. С. 334 – 344.
  14. Стыкалин А.С. Международный кризис 1968 г. в связи с событиями в Чехословакии и ситуация на советско-румынской границе после 21 августа (по донесениям партийного руководства Советской Молдавии в ЦК КПСС) // Славянский мир в третьем тысячелетии. Образ России в славянских странах. М.: Институт славяноведения РАН, 2012. С. 202 – 211.
  15. Стыкалин А.С. Проблемы советско-румынских отношений и формирования румынской модели социализма в материалах Президиума ЦК КПСС (1953–1964) // Славянство, растворенное в крови… В честь 80-летия со дня рождения Владимира Константиновича Волкова (1930–2005): Сборник статей. М., 2010. С. 371 – 394.
  16. Negru E., Negru G. “Cursuldeosebit” al Romaniei sisu pararea Moscovei. Disputa soviet-romana sicampaniile propagandistice antiromanesti din RSSM (1965-1989). Studiusi documente. Vol. 1 (1965-1975). Chisinau, 2013. 380 p.
 
[1] История Румынии. 1918 – 1970 / А.А. Язьков, Е.Д. Карпещенко, И.Э. Левит, Ю.А. Писарев; Под ред. Н.И. Лебедева М.: Наука, 1971. 742 с.
[2] Там же. С. 7.
[3] Краткая история Румынии: с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. В. Н. Виноградов. М.: "Наука", 1987. 544 с.
[4] Новая и Новейшая история. 1870 – 1976 / Под ред. Е.А. Поталовой, К.Н. Татариновой. М.: Высшая школа, 1977. 479 с.
[5] Там же. С. 316.
[6] Там же. С. 317.
[7] История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990 гг. Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История / И.В. Григорьева, Ю.Н. Рогулев, В.П. Смирнов; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высшая школа, 1993. 447 с.
[8] История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 гг. Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История / Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И. Строганов; под ред. Е.Ф. Язькова. М.: «Простор», 2003. 480 с.
[9] Там же. С. 200.
[10] История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 1990 гг./ Под ред. Е.Ф. Язькова. М.: Высшая школа, 1993. С. 212.
[11] Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее время: учебник. М.: Проспект, 2009. 416 с.
[12] Пленков О.Ю. Новейшая история стран Европы и Америки: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 398 с.
[13] Там же. С. 314.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»