Сценарий урока истории
Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах
Федорова Ольга Михайловна
Приложение 1
Рабочий лист урока по теме: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»
При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
(Гай Саллюстий Крисп)
Фамилия, имя _________________________________________________
Критерии оценивания: 13-15б. – «5», 10-12 б. – «4», 6-9 б. – «3», 0-5б. – «2»
Задание 1. Заполнить таблицу «Любечский съезд князей» - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, с. 65. (4б.)
Дата проведения съезда | |
Инициатор созыва съезда | |
Решения съезда | |
Значение съезда |
Задание 2. Прочитайте отрывок из «Поучения» Владимира Мономаха и отрывок из книги «Мир историка Б.А. Рыбакова о Владимире Мономахе, выполните задания и ответьте на вопросы (5б.)
ФРАГМЕННТ ИЗ «ПОУЧЕНИЯ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет… А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальные и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать… а раздаривал много скота и много одежды своей…С отцом охотился на всякого зверя.
…Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал…
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите… Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…».
- Подчеркните прямой линией фрагмент текста, где говорится о внутренней политике Владимира Мономаха. (1б.)
- Подчеркните двойной чертой фрагмент текста, где говорится о внешней политике Владимира Мономаха. (1б)
- К кому обращается князь в своем обращении? (1б.)
- О каких качествах Вдадимира Мономаха свидетельствует источник? (При ответе проанализируйте эти качества с двух точек зрения: личностные и качества, характеризующие князя как государственного деятеля) (2б.)
Б. А. РЫБАКОВ О ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ
Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Народ сложил о нём многочисленные былины...«Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари, вплоть до последнего Романова...
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя.
Прозвание Мономах Владимир получил в связи с тем, что его мать — принцесса Мария — была дочерью Византийского императора Константина IX Мономаха. Женою Владимира была английская принцесса Гита, дочь короля Гаральда II.
Победоносные походы против половцев принесли Мономаху широкую славу хорошего организатора и блестящего полководца.
Владимир прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства, в скором времени оно расслоилось на полтора десятка самостоятельных княжеств.
Подчеркните прямой чертой оценку историка Владимира Мономаха. (1б.)
Приложение 2
Лист самооценки урока
Ф.И._______________________________________________________________
№ | Получилось | Не получилось | Почему не получилось |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 |
Моя оценка за урок: ________
Мне понравилось на уроке: ________________________________________________
Мне не понравилось на уроке: ______________________________________________
Задание 3. Решите тест (5б.)
1.Укажите годы правления князя Владимира Мономаха
1) 980-1015 г. 2) 1019-1054 гг. 3) 1078-1093 гг. 4) 1113-1125 гг.
2.Что стало непосредственным следствием Любечского съезда князей?
1) кратковременное ограничение княжеских усобиц
2) перенос столицы из Киева во Владимир
3) военный поход на Византию
4) принятие нового общерусского свода законов
3.Что нового в законодательство вносил «Устав Владимира Мономаха»?
1) установление правила «божьего суда» для раскрытия преступлений
2) ограничение кровной мести
3) запрет обращения свободных людей в холопов за долги
4) наказания за преступления против княжеской собственности
4.В конце XI-XIII в. на русские земли совершали постоянные набеги племена
1) половцев 2) аваров 3) гуннов 4) печенегов
5.Чем характеризовалось правление Владимира Мономаха в Киеве?
1) опустошением русских земель в результате набегов половцев
2) временным восстановлением единства древнерусского государства
3) массовым обращением свободных людей в холопство
4) постоянными конфликтами князя с киевскими боярами из-за власти