Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий урока истории

Русь при наследниках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах

Федорова Ольга Михайловна
Тема урока: Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Цель урока Предметные: будут уметь применять исторические понятия, доказывать, что Русь в 9-12вв  была частью единого европейского пространства, использовать сведения исторических карт, понимать связь между природными и социальными явлениями, выявлять особенности Древнерусского государства начального периода раздробленности, дать характеристику исторической личности, оценить деятельность исторической личности,   
личностные:  будет проявлять познавательный интерес к изучению истории, высказывать свое отношение к историческим событиям и деятельности исторической личности, осознавать важность изучения данной темы, метапредметные: обобщать факты, использовать ранее изученный материал, анализировать  исторические источники, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, (коммуникативные, познавательные, регулятивные), систематизировать информацию из различных исторических источников, формулировать учебную цель и задачи урока
Ресурсное обеспечение урока: Учебник, атлас, историческая карта, схема
Наименование этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые результаты
  1. Организационное начало
Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь,  атлас, ручка) Проверяют  готовности к уроку Регулятивные:  осуществляют самоконтроль
  1. Актуализация знаний
Фронтальный устный опрос:
- Как говорили о Руси периода правления Ярослава Мудрого?
- Какого уровня она достигла?
Свое мнение подтвердите фактами
 
 
 

 
Высказывают свое мнение:
Это был расцвет Древнерусского государства: появился  сборник законов  «Русская правда», строились храмы, открывались щколы, основывались  монастыри, поощрялся перевод книг с греческого на славянский,  развивалась иконопись,  зодчество, ремесла.   Ярослав много сделал для распространения христианства, грамотности, культуры. При  нем сложились более четкие правила управления государством,  теперь он стал полноправным правителем государства, он определил закон престолонаследования: престол передавался старшему в роду  (дополняя друг друга, перечисляют самое главное)
Коммуникативные: владеют устной речью, используют речевые средства для выражения своих мыслей, чувств, развивают навыки учебного сотрудничества в ходе работы.
Познавательные: осуществляют     поиск необходимой информации.
 

 
  1. Мотивация
А сейчас прочитаем отрывок из  « Повести временных лет» и постарайтесь ответить, сколько лет прошло со смерти Ярослава Мудрого? Что мы узнаем о Руси этого времени? (вопросы перед прочтением)
Итак:
1. Сколько лет прошло со времени окончания  правления Ярослава Мудрого?
2. Что мы узнаем о Руси этого времени?  С какой целью собрались князья в Любече?
3.Почему усобицы (усобицы – войны князей друг с другом)  так опасны стали?

 
Зачитывает отрывок из  «Повести временных лет»  о съезде в Любече.
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы:
1.43 года
2. Князья воюют друг с другом. Собрались князья для
 « устроения мира», прекращения усобиц - войн князей друг с другом
3Подтверждают ответ словами текста
(набеги кочевников, что приводило к очень трагическим последствиям: разорению русских земель, смерти людей и т.д.)
Коммуникативные: владеют устной речью, используют речевые средства для выражения своих мыслей, чувств, развивают навыки учебного сотрудничества в ходе работы
Познавательные: осмысленное восприятие текста, умение анализировать и добывать информацию из текста

 
  1. Целеполагание и планирование
Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание.
Текст завещания:  «… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь   брат брата»?
Вопрос к документу:
От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании? (от усобиц)
 
 
 
 
 
-Смогли ли сыновья и внуки следовать заветам отца?
 
 
 
- Что нам важно узнать?
 
 
 -Предположите тему нашего урока.
 
 
 
- Какие задачи перед нами стоят?
- Как можно сформулировать проблемный вопрос урока?
- Давайте спланируем свою работу по решению поставленных задач.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответ: Ярослав Мудрый предостерегал своих сыновей от усобиц. 
 
 
 
 
 
 
Нет!  Потому что в документе о съезде говорится, что между князьями идут усобицы («сами русскую землю разоряем»)
 
- Важно узнать как дошли до жизни такой?
 
Формулируют тему урока « Русь при наследниках Ярослава Мудрого»,
определяют цель урока
 
 
 
«Почему при последователях Ярослава Мудрого Русь не могла отразить набеги внешних врагов?»
 
Планируют деятельность.
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения
Личностные: понимают необходимость изучения данной темы
Познавательные: осмысленный анализ, поиск и отбор нужной информации; выдвижение гипотез.
Коммуникативные: владеют устной речью, используют речевые средства для выражения своих мыслей, чувств, развивают навыки учебного сотрудничества в ходе работы
 

 
  1. Исследование нового материала
Задание:
Докажите, пользуясь текстом учебника на с. 64, что Ярославичи в первое время правили согласно заветам отца
 
Прочитайте п.2 стр. 65 и ответьте на вопрос: «Как, по вашему мнению, сказывались княжеские усобицы на безопасности границ Руси?» Приведите два аргумента.
Попытались ли  князья исправить ситуацию?
 
Кто был инициатором съезда в Любече?
 
Пользуясь текстом учебника с. 65-66 выполните задание №1 в рабочих листах (см. Приложение 1).
 
Сделайте вывод о значении съезда.
 
 

 
Обучающиеся  работают с текстом учебника, отвечают на вопрос:
Первое время правили сыновья по заветам отца своего - в мире и согласии, но вскоре обострилась ситуация на южных рубежах Руси – последовали набеги половцев.
Обучающиеся работают с текстом учебника, отвечают на вопрос.
 
 
С целью предотвращения княжеских усобиц состоялся Любечский съезд князей.
-Владимир Мономах!
Познавательные, коммуникативные, регулятивные,
Личностные.
  1. Включение знаний в систему знаний
 
Работа по карте
 
Какие чувства испытывает летописец, написавший «раздрасся вся русская земля»
 
Даже съезд в Любече не смог удержать князей от усобиц, хотя временно прекратились войны в период правления Владимира Мономаха и его сына Мстислава.
 
Что еще рассказывают летописи о Владимире Мономахе?
«Владимир прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок
 

 
Показывают на карте княжества, на которые распалась Русь.
 
Сожаление, горечь, страдание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют задание №2 к приложению и отвечают на вопросы
Личностные УУД: определение своей позиции по проблеме
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение; оценивать позицию другого
Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные УУД: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
  1. Рефлексия.
  Так почему же при последователях Ярослава Мудрого Русь не могла отразить набеги внешних врагов?
Оцените результативность своей работы на уроке, заполните таблицу и ответьте на вопросы к приложению №2 (лист самооценки)
 
 
 
 
 
 

 
 Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства, в скором времени оно расслоилось на полтора десятка самостоятельных княжеств
 
Работа с таблицей ( приложение №2)
Познавательные УУД: формулировать вывод Личностные УУД: оценивают жизненные ситуации; определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности общества
 

 
  1. Задавание на дом.
Приложение №2 
Задание 3. Решите тест, п.8, вопросы на с. 68
 
 
 
 

 
   
 

Приложение 1
Рабочий лист урока по теме: «Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах»
 
При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
(Гай Саллюстий Крисп)
Фамилия, имя _________________________________________________
 
Критерии оценивания: 13-15б. – «5», 10-12 б. – «4», 6-9 б. – «3», 0-5б. – «2»
 
          Задание 1. Заполнить таблицу «Любечский съезд князей» - при выполнении задания используйте текст учебника - пункт 2, с. 65.  (4б.)

 
Дата проведения съезда  
Инициатор созыва съезда  
Решения съезда  
Значение съезда  
 
Задание 2. Прочитайте отрывок из «Поучения» Владимира Мономаха и отрывок  из книги «Мир историка Б.А. Рыбакова о Владимире Мономахе, выполните задания и ответьте на вопросы (5б.)
 
ФРАГМЕННТ ИЗ «ПОУЧЕНИЯ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
«А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился  я в разъездах и на охотах  с тринадцати лет… А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальные и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать… а раздаривал много скота и много одежды своей…С отцом охотился на всякого зверя.
…Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал…
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства… Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите… Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…».

 
  1. Подчеркните прямой линией фрагмент текста, где говорится о внутренней политике Владимира Мономаха. (1б.)
  2. Подчеркните двойной чертой фрагмент текста, где говорится о внешней политике Владимира Мономаха. (1б)
  3. К кому обращается князь в своем обращении? (1б.)
  4. О каких качествах Вдадимира Мономаха свидетельствует источник? (При ответе проанализируйте эти качества с двух точек зрения: личностные и качества, характеризующие князя как государственного деятеля) (2б.)
 
Б. А. РЫБАКОВ О ВЛАДИМИРЕ МОНОМАХЕ
Пожалуй, ни об одном из деятелей Киевской Руси не сохранилось столько ярких воспоминаний, как о Владимире Мономахе. Народ сложил о нём многочисленные былины...«Шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия, ею короновались все русские цари, вплоть до последнего Романова...
Владимир получил хорошее образование, которое позволило ему в своей политической борьбе использовать не только меч рыцаря, но и перо писателя.
Прозвание Мономах Владимир получил в связи с тем, что его мать — принцесса Мария — была дочерью Византийского императора Константина IX Мономаха. Женою Владимира была английская принцесса Гита, дочь короля Гаральда II.
Победоносные походы против половцев принесли Мономаху широкую славу хорошего организатора и блестящего полководца.
Владимир прочно держал всю Русь в своих руках, укрепил её внешний авторитет и внутренний порядок. Со смертью Мономаха закончился период единения Русского государства, в скором времени оно расслоилось на полтора десятка самостоятельных княжеств.
 
Подчеркните прямой чертой оценку историка Владимира Мономаха.  (1б.)
 
 
Приложение 2
Лист самооценки урока
Ф.И._______________________________________________________________
Получилось Не получилось Почему не получилось
Задание 1      
Задание 2      
Задание 3      
 
Моя оценка за урок: ________
Мне понравилось на уроке: ________________________________________________
Мне не понравилось на уроке: ______________________________________________
 
 
Задание 3. Решите тест (5б.)
1.Укажите годы правления князя Владимира Мономаха
1) 980-1015 г. 2) 1019-1054 гг.        3) 1078-1093 гг.        4) 1113-1125 гг.
 
2.Что стало непосредственным следствием Любечского съезда князей?
1) кратковременное ограничение княжеских усобиц
2) перенос столицы из Киева во Владимир
3) военный поход на Византию
4) принятие нового общерусского свода законов
 
3.Что нового в законодательство вносил «Устав Владимира Мономаха»?
1) установление правила «божьего суда» для раскрытия преступлений
2) ограничение кровной мести
3) запрет обращения свободных людей в холопов за долги
4) наказания за преступления против княжеской собственности
 
4.В конце XI-XIII в. на русские земли совершали постоянные набеги племена
1) половцев               2) аваров                    3) гуннов                   4) печенегов
 
5.Чем характеризовалось правление Владимира Мономаха в Киеве?
1) опустошением русских земель в результате набегов половцев
2) временным восстановлением единства древнерусского государства
3) массовым обращением свободных людей в холопство
4) постоянными конфликтами князя с киевскими боярами из-за власти

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»