Опыт решения проблем профессионального
образования в России в конце XIX в.
Куликова Мария Левтериевна,
преподавательСПб ГБПОУ
Педагогический колледж № 4
Современное средне специальное образование имеет крайне широкую специализацию. Во многих сферах этой ступени образования существуют определенные проблемы, связанные как с наличием в должном количестве педагогов, инфраструктурным обеспечением и т. п. Для решения этих проблем полезным может оказаться обращение к богатому опыту становления профессионального образования в нашей стране. В данной статье речь пойдет об истории формирования системы профессиональной подготовки моряков торгового флота. На примере этого сюжета можно увидеть, что частная инициатива при должной поддержке может сыграть большую роль в развитии профессионального образования.преподавательСПб ГБПОУ
Педагогический колледж № 4
Система подготовки шкиперов и штурманов коммерческого флота, оформившаяся в 1867 году, предусматривала один тип учебных заведений – мореходные классы[1]. Положения, регулировавшие их открытие и функционирование, не были достаточно детализированы. Это было сделано для того, чтобы мореходные классы корректировались в зависимости от условий местности, в которой они открывались. Не были регламентированы критерии, по которым комплектовался преподавательский состав. Учебная программа и итоговые экзамены составлялись также самостоятельно. Поэтому проблемы, возникавшие в условиях безграмотности населения и отсутствия прослойки образованных специалистов торгового мореплавания не получалось решать государственным путем. Материальное обеспечение мореходных классов было недостаточным. Попытки заведующих и преподавателей из отдаленных местностей империи обратиться с финансовыми проблемами в министерства редко заканчивались успехом. С помощью разветвленной сети Отделений Правление ИОСРТМ помогало учебным заведениям, а иногда и выполняло работу государственных структур. Специфика направлений подготовки в классах предполагала обязательное наличие учебного инвентаря, специальных инструментов, научиться пользоваться которыми должны были моряки торгового флота. С ними ситуация обычно была не лучше, чем с учебниками. Чтобы получить необходимые инструменты и пособия, комитет класса (либо сами преподаватели) должны быть обратиться в Гидрографический департамент при Морском министерстве. Однако в Департаменте не всегда находили средства, чтобы помочь учебным заведениям, поэтому Общество решило внести в смету своих расходов отдельный пункт, выделяя 150 рублей на закупку необходимых инструментов для мореходных классов. Этой суммы могло хватить для частичного комплектования лишь одного учебного заведения самыми необходимыми приборами (секстант (60-70 р.), компас (50-60 р.), барометр (10-12 р.), термометр (2 р.), карты (от 2р.), глобус (от 5 р.))[2].
Несмотря на то, что Общество не финансировало ни одного мореходного класса полностью, была предусмотрена система поощрений для учеников и материальной помощи для преподавателей. В 1878 году в честь юбилея императора Александра II ИОСРТМ учредило медали – золотые и серебряные малого и большого размеров. Общество поощряло лучших выпускников мореходных классов выдачей серебряных медалей. Золотые выдавались почетным членам Общества, наиболее отличившимся мореходцам, исследователям, заслуженным преподавателям. Каждый год Правление выделяло и высылало суммы для помощи наиболее нуждающимся ученикам мореходных классов. Они ежегодно определялись на основании конкретных запросов руководства мореходных классов.
Ученикам, выдержавшим экзамен в мореходных классах, выдавалось свидетельство, не дающее никаких преимуществ кроме того, что можно было сдавать государственный экзамен после плавания 16 месяцев (для штурмана каботажного плавания) и 24 месяца (для штурмана дальнего плавания). Для получения необходимой практики закончившие курсы искали места, но не всегда могли их получить. Согласно отчету члена Общества Е. В. Белявского, командировавшегося Правлением в 1885 году на побережья Азовского и Черного морей, это происходило потому, что российских торговых кораблей мало, а «отчасти и потому, что на русских судах дальнего плавания шкипера и даже вся команда, как об этом свидетельствуют, из немцев»[3]. Однако для учеников, закончивших курс обучения, обязательным было прохождение практики, чтобы получить государственный диплом, поэтому некоторые из них обращались в Общество с просьбой помочь в поиске места на судне. Правление в первую очередь связывалось с представителями транспортных предприятий – Императорского Русского Общества пароходства и торговли и Общества Добровольного флота.
Помимо текущей деятельности, связанной с выполнением огромной работы по поддержанию мореходных классов, членами Общества собирались статистические данные по учебным заведениям. Преподаватели ежегодно высылали отчеты о мореходных классах, командированные Правлением члены Общества осматривали учебные заведения, знакомились с преподавателями. С середины 1880-х годов Министерством народного просвещения несколько раз инициировалось обсуждения новых законопроектов об учебных заведениях для моряков торгового флота. Для обсуждения этого вопроса Министерство обращалось к ИОСРТМ и его конкретным членам (К. М. Вальдемар, А. Е. Нос), которые представили свое экспертное мнение по этому вопросу. Оно расходилось с позицией министерских чиновников (представителей военно-морского флота). В этот период ведется полемика, выявившая противников мореходных классов, считавших необходимым повышение их уровня до училищ и академий. Военно-морские офицеры, пароходные компании (в том числе РОПиТ) и некоторые биржевые комитеты критиковали деятельность Общества, считая работу мореходных классов безрезультатной. Попытки создать более оптимальную систему профессионального образования для моряков торгового флота не привели к успеху. Новые положения о мореходных учебных заведениях были приняты лишь в 1902 году. До этого времени Общество продолжало поддерживать эти учебные заведения и помогало распространять специальные профессиональные знания, необходимые морякам торгового флота.
Таким образом, данный исторический сюжет является демонстрацией опыта развития профессионального образования в нашей стране. Частная инициатива может стать серьезным источником развития системы образования. Члены Общества, используя собственные ресурсы, содействовали развитию специального образования. Обращение к подобному опыту может повлиять на развитие современного средне специального образования.
Литература:
- Белявский Е. В. Доклад СПб Отделению ИОСРТМ // Русское судоходство. 1886. №5-6. С. 35-37
- Протокол заседания правления 18 окт. 1879 г. // Известия. 1880. Вып. 3
- РГИА Ф. 95 Отдел торгового мореплавания и торговых портов Министерства торговли и промышленности. Оп 1. Д. 558. Переписка Министерства народного просвещения по вопросам деятельности мореходных учебных заведений. Л. 50
[1] РГИА Ф. 95 Отдел торгового мореплавания и торговых портов Министерства торговли и промышленности. Оп 1. Д. 558. Переписка Министерства народного просвещения по вопросам деятельности мореходных учебных заведений. Л. 50
[2] Протокол заседания правления 18 окт. 1879 г. // Известия. 1880. Вып. 3
[3] Белявский Е. В. Доклад СПб Отделению ИОСРТМ // Русское судоходство. 1886. №5-6. С. 35-37