Потенциал творческой деятельности учащихся в изучении истории
Збарах Александра Сергеевна
На сегодняшний день всё больше обозначается стремление к индивидуализации школьного образования, однако, данный принцип довольно сложно осуществить в массовой школе. В сложившихся условиях необходимо искать новые методы обучения истории, которые позволят повысить качество усвоения исторического материала школьниками, сделают процесс обучения истории более интересным и оригинальным, будут учитывать индивидуальные склонности и способности учащихся, а также содействовать их проявлению и развитию. Одним из путей индивидуализации учебного процесса является организация ученической творческой деятельности на основе межпредметных связей по освоению исторического материала.
Надо отметить, что в общих трудах М.Т. Студеникина, Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой вопросы творчества рассматриваются в контексте приемов для освоения исторических знаний, а не как самостоятельная и самоценная проблема организации познавательной деятельности школьников. Отдельные вопросы этой проблематики рассматриваются в специальных статьях словаря - справочника «Теория и методика обучения истории» ; в том числе, есть статьи про ученическое творчество и его виды, объекты, формы в специальных работах П.В. Горы, Д.Н. Никифорова, Л.П. Разбегаевой, М.П. Барановой и других. Так, например, М.П. Баранова , поднимая вопрос о важности творческой деятельности учащихся в обучении истории, выделяет объекты творчества (макеты, модели, схемы), формы организации творческой деятельности учащихся (исторический кружок, экскурсии, турпоходы).
Об условиях и задачах творческой деятельности можно найти в работе Л.П. Разбегаевой . Д.Н. Никифоров в качестве объектов творческой деятельности учащихся рассматривает плоскостные самодельные пособия (схематические рисунки, аппликации); объёмные наглядные пособия (муляжи, макеты, модели). В другой работе- «Наглядность в преподавании истории», автор затрагивает задачи ученического творчества, упоминая о таких, как развитие воссоздающего мышления, формирование конкретных образных представлений об исторических реалиях. Творческая деятельность учащихся в обучении истории заключает в себе немалый потенциал образовательного, обучающего, воспитательного характера, благотворно сказывается на учебном процессе по освоению учащимися исторического материала.
Основными задачами творческой деятельности учащихся при изучении истории являются:
1) Формирование познавательного интереса к прошлому .
Учащиеся, занимаясь при обучении истории творчеством, погружаются в мир прошлого. Порой у них возникает ощущение сопричастности к тому, что происходило много веков назад. Такая деятельность вызывает у школьников сильный эмоциональный отклик, что стимулирует развитие познавательного интереса к предмету. В творчестве, как ни в каком другом виде ученической деятельности, проявляется индивидуальность личности, существует возможность для ее самореализации, самоутверждения. В частности, В.А. Бухвалов отмечал способность творческой деятельности «вызвать эмоциональное переживание успеха в деятельности, которое придаёт человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить». Творческая деятельность не имеет строгой регламентации. Ученик более свободен при выполнении заданий, может сам выбирать пути решения задач, исходя из своих способностей и личного опыта познавательной деятельности. У ученика увеличивается возможности самовыражения. Нахождение решений обеспечивает переживание учениками чувства успеха, что способствует самоутверждению школьников. Эти особенности творческой деятельности являются важным условием для формирования позитивного отношения учеников к изучаемому предмету.
2) Углубление и расширение знаний учащихся в процессе творческой деятельности.
Выполняя творческую деятельность по освоению исторического материала, учащиеся приобретают новые, углубляют и расширяют старые знания, на которые опираются при выполнении заданий. Решение творческих задач развивает у учащихся умение мобилизовать имеющиеся у них знания и включить их в процесс деятельности по созданию своего продукта творчества. В ходе творческой деятельности к уже имеющимся знаниям прибавляются новые. Таким образом, выполняя творческие задания, учащийся шаг за шагом приобретает новые знания и расширяет имеющийся информационный запас. По мнению Л.П. Разбегаевой, творческая деятельность снабжает учащихся новыми знаниями и умениями, «которые они успешно смогут использовать в необходимых жизненных ситуациях». Известно, что одной из причин слабого усвоения исторического материала является недостаточное развитие у учащихся (особенно в средних классов) образных представлений о тех или иных аспектах исторической действительности. Выполнение творческих заданий , как правило, связано с конкретизацией исторических представлений, с оперированием историческими образами. Л.С. Выготский (говоря художественном творчестве) обращал внимание на то, что «пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения, как если бы он о нём рассказывал». Именно в процессе творчества происходит развитие образного мышления. Под ним понимается способность отражать и оперировать образами прошлого, Оно является непременным компонентом структуры исторического мышления, составляет основу для логического, абстрактного упорядочения исторических объектов во времени и пространстве. Развитие в процессе творчества образного исторического мышления, оперирование наглядными представлениями, способствует повышению качества усвоения учебного исторического содержания в целом. Творческое воссоздание образов, событий и явлений, социальных типов людей, памятников истории и культуры, повышает эффективность формирования на индуктивной основе исторических понятий.
3) Развитие умений и психических качеств личности.
Процесс создания учеником новых продуктов творчества связан с развитием различных умений школьников. В.А Бухвалов обращал внимание на то, что ученическое творчество способствует развитию «системы умений, с помощью которых личность творит». При изучении объектов прошлого для их отображения в своем творчестве у учащихся совершенствуются умения находить, считывать , анализировать информацию из различного вида источников. В процессе освоения важной для творчества информации у школьников развиваются способность к образному восприятию, внимание и память. Историческое познание, как в науке, так и в учебном процессе, предполагает не только абстрактно-логическое, но и образное мышление. Развитию последнего при обучении истории способствует как художественное, так и техническое ученическое творчество, которое предполагает развитие у школьников исторических представлений. В процессе художественного творчества, при воссоздании образов прошлого, у учащихся совершенствуются умения изобразительной деятельности (умения отображения объектов на плоскости, в объеме и т.д.), развивается реконструирующее воображение, внутренняя и внешняя речь. В процессе технического творчества ученик осваивает (совершенствует) практические умения работы с различными материалами, создания из них новых продуктов деятельности. Любой вид самостоятельной творческой деятельности связан с развитием организационных умений. Школьники учатся планировать свою работу, правильно распоряжаться своим временем, создавать необходимые условия для деятельности, придавать ей целенаправленный характер. При этом совершенствуются волевые качества личности, что является очень важным условием достижения успеха.
4) Потенциал для нравственного воспитания.
На выборе тематики для творчества сказываются ценностные ориентации личности. В творчестве выражается на осознанном или неосознанном уровне отношение ученика к отображаемому им объекту. Творчество сопряжено с эстетическим воспитанием, как в плане освоения художественного стиля прошлого, их эстетических ценностей, так и в плане реализации своего художественного видения объектов. Занимаясь творческой деятельностью при изучении истории, ученик познаёт достижения прошлого, понимает сложность выполнения тех или иных исторических и художественных объектов. Занимаясь реконструкцией достижений прошлого, школьник осуществляет трудовую деятельность, что способствует воспитанию такого ценного качества нравственной личности , как уважение к труду, причём, не только своему, но и других людей. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на огромнейший потенциал творческой деятельности при изучении истории для развития учащихся , специальных работ по его исследованию нет. Однако, необходимо отметить, что занятия творческой деятельностью при изучении истории играют немаловажную роль для качественного усвоения исторического материала. Кроме того, творческая деятельность позитивно отражается на психологическом состоянии учащихся, способствуя их творческой самореализации и самовыражению, проявлению индивидуальности. Кроме того, через занятия творческой деятельностью при изучении истории, учащиеся получают возможность для самоутверждения, что им так необходимо. Занятие школьниками творческой деятельностью при изучении истории способствует овладению учащимися новыми навыками, которые могут пригодиться в жизни, происходит техническое совершенствование.
Творческая деятельность способна вызвать положительные эмоции школьников, чувство удовлетворения, что способствует формированию познавательного интереса к изучению истории ( а это, в свою очередь, благотворно отражается на учебном процессе по освоению исторического материала). Творческая деятельность конкретизирует представления учащихся, делает исторический материал доступным и интересным. Результатом этого является осознанное изучение истории школьниками, интерес к историческому материалу, повышение качества знаний. Творческая деятельность при изучении истории несёт в себе большой потенциал для умственного и технического развития школьников, для развития психических качеств, для формирования нравственных качеств. Творческая деятельность способствует углублению и расширению знаний учащихся, делает процесс обучения истории более разнообразным и интересным.
Список литературы.
1. Барабанов В.В., Лазукова Н.Н. теория и методика обучения истории. Словарь – справочник. М.: 2007.- 376с.
2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Пед. Поиск. 2000.- 144с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ. 1997.- 91с.
4. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос. 1999.- 175с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999. – 112с.
6. Гора П.В. Из опыта преподавания истории. М.: Академия педагогических наук. 1959. – 114с.
7. Гора П.В. Пути повышения качества обучения и воспитания учащихся на уроках истории: методические рекомендации. М.: МГПИ. 1986. - 92с.
8. Никифоров Д. Н. Наглядность в преподавании истории. М.: Просвещение. 1964.- 327с.
9. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподавании истории и обществознания. М.: Просвещение. 1978.- 319 с.
10. Разбегаева Л.П., Целуйко В.М. Деятельностный подход к обучению - путь к прочным знаниям. Волгоград.: ВГПИ. 1990. - 59с.
11. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей. М.: Владос. 1999.- 176с.
12. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос. 2000.- 239с.