Историко-патриотическая игра
Правнуки Победы
Лаврова Валентина Юрьевна
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству» - так писал Виссарион Григорьевич Белинский, известный литературный критик, писатель, публицист.Патриотизм (от греческого – родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.
Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения, насилие, безнравственность.
Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде? А кто из мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности, "русскому национальному характеру" понимался многими философами нашего отечества не просто как совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма. В. Розанов писал: «...болит душа за Россию... болит за её нигилизм. Если «да» (т.е. нигилизм) – тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет «нигилистичной» – то России нужно перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть... Вот где зажата душа. Но как «нигилизм» пройдет, когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?».
Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственно – патриотическое воспитание становится первостепенной задачей.
Именно поэтому ежегодно в образовательном учреждении в преддверии празднования
Дня Победы проводится районная историко – патриотическая игра по станциям «Правнуки победы». Она проходит в соответствии с ранее разработанным положением. Цель игры – формирование интереса к героическому прошлому нашей Родины. Задачами игры являются воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, формирование уважения к старшему поколению, отстоявшему в боях свободу и независимость России, воспитание уважения к историко-культурному наследию нашей страны, формирование творческих начал личности в процессе творческой деятельности.
В игре принимают участие команды школ района. Все конкурсы оценивают компетентные члены жюри. Они же оценивают выступление команд при прохождении игровых станций.
Начинается игра с торжественной линейки, на которой команды представляют свое название, девиз, эмблему и форму одежды по актуальной теме. Этот этап игры оценивается членами жюри. Далее жюри отправляется на станции (каждый член жюри на свою заранее обозначенную в положении станцию). После этого команды получают маршрутные листы и отправляются на дистанцию.
На этапах команды должны ответить на вопросы, связанные с историческими событиями Великой Отечественной войны (станция Историческая), с героями, чьи подвиги останутся в истории навечно (станция Героическая), с местами боевой славы своего города и района (станция Краеведческая), дать название военной технике времен Великой Отечественной войны и рассказать о ней (станция Военная техника), разобрать и собрать автомат АК – 47 (станция Огневой рубеж), прочитать стихотворение военного времени или современное о войне (станция Литературная), а также угадать 10 мелодий и исполнить песню военного времени или современную о войне (станция Музыкальная).
После того, как участники проходят все этапы, начинается работа жюри, где обсуждаются и подводятся итоги игры. Пока жюри работает, для участников игры и болельщиков проводится концерт художественной самодеятельности школы «И все о той весне».
По окончании концерта и работы жюри объявляются результаты и проходит награждение команд и особо отличившихся участников на конкретном этапе. Все ребята получают именные сертификаты участника районной историко – патриотической игры «Правнуки Победы», а также памятные призы и сувениры. Учителя, готовившие команды к игре получают сертификаты учителя – тренера команды – участницы районной историко – патриотической игры «Правнуки Победы». Члены жюри получают сертификаты членов жюри районной историко – патриотической игры «Правнуки Победы».
В наше время очень важно развивать чувство гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Поэтому проведение игр такого рода нужно и важно. В процессе подготовки и прохождения этапов ребята втягиваются в историю, ищут ответы на поставленные вопросы и запоминают их.
Мы считаем, что именно таким способом, через игру, достигаются поставленные цели.
Учитель истории В. Ю. Лаврова