Как интересно усваивать историческую терминологию
Григорович Анжела Викторовна
Овладение основами любой науки означает усвоение системы ее понятий. Формирование понятий — важное звено. А легко ли современные учащиеся оперируют понятиями, владеют научной терминологией? Большинство учителей ответят: нет.При этом, следует отметить, что, если, учащиеся владеют понятиями, то они усваивают наиболее важные признаки исторических фактов. Анализируя анкеты учащихся, в чем сложность изучения истории, учащиеся отмечали, что наибольшую сложность у них вызывает изучение огромного количества сложных терминов, дат, имен; при этом многие термины используются достаточно редко как в современной практике общения, так и в процессе изучения истории, имеют абстрактный характер. Проблема усвоения понятий усложняется еще и ограниченным словарным запасом большинства современных учащихся.
Среди требований к уровню подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ, отмечается, что учащиеся должны знать:
– содержание исторических понятий;
уметь:
– конкретизировать исторические понятия.
Незнание терминологии порождает на уроке большое число проблем. Если учащиеся находятся в состоянии терминологической неграмотности, у них пропадает интерес к предмету, они перестают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа, не понимают объяснений учителя и целый ряд других трудностей, которые приводят к снижению учебных достижений. На важность усвоения терминологии, формирования понятийного аппарата указывала Н.Ф. Талызина в работе «Управление процессом усвоения знаний»: «цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности – распознавать явления, сопоставлять их, обнаруживать свойства, характерные для объектов данного класса и т.д.».
Я часто задумываюсь над вопросом, почему учащиеся, усвоившие термины на уроке, забывают их уже через пару недель, а через год и вовсе необходимо изучать их заново? Изучая психолого-педагогическую литературу, отмечала причины: учащиеся не имеют достаточной мотивации для глубокого усвоения исторической терминологии, а мозг ребенка работает весьма избирательно и надолго сохраняет в себе не всегда то, что нужно, также у учащегося, ввиду пассивной работы над своей терминологической грамотностью, вырабатывается житейски-бытовое представление о терминах (гостинец – это подарок), учащиеся не стремятся сами открывать словарь, встречаясь с незнакомым словом, термином. Также учащиеся лучше запоминают ту информацию, которая им понятна, интересна, наглядна, получена в ходе активной работы. Исходя из этого, я искала пути, как сделать работу с исторической терминологий интересной, активной и, главное, эффективной? Изучив соответствующую литературу, я начала с поиска разнообразных и интересных приемов в работе с терминологией.
Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, четко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение. Во-вторых, Н. Г. Дайри указывает, что существенным моментом при формировании понятий является воздействие учителя на все виды памяти. Это слуховая, двигательная, образная, моторная, эмоциональная память. Поэтому, при формировании того или иного понятия, учитель должен задействовать все эти виды памяти, учитывая, что у каждого школьника доминирующим является один из них. Для формирования понятий наиболее важным является словесно-логический вид памяти. Поэтому важно развивать умения логического запоминания, чему может сопутствовать составление «логических цепочек» в процессе рассуждения над содержанием понятия.
Например, при работе над понятием «город» работаем по схеме: родовой признак – поселение, видовой признак – укрепленное поселение. Но такие же признаки, если вспомнить, и у понятия «городище», значит, ищем дополнительные признаки, которые отличают город от городища. Здесь можно предложить учащимся 2 небольших текста о городище и городе, где они найдут эти признаки: время возникновения, население. После этого можно объявить конкурс на самое точное определение термина «город». При изучении понятия «мануфактура» можно работать по такой же схеме, но при выделении дополнительных признаков воспользоваться иллюстрацией мануфактуры и ремесленной мастерской. Для лучшего усвоения признаков понятия использую прием «Составь понятие» по образу «лепестки ромашки»: центр ромашки – термин, лепестки – признаки, учащиеся собирают ромашку, при этом, усложняя задачу, даю несущественные признаки или признаки, не имеющие отношения к данному термину. Эту же работу провожу в виде приема «Лестница»: первая ступенька – родовой признак, 2, 3 ступеньки – видовые признаки, далее – дополнительные признаки. Например:
у язычников
в виде военной игры или состязания
прощания с покойником
обряд
ТРИЗНА
Эти же приемы можно использовать для игры «Узнай термин по признаку».
В 5-6 классах учащиеся на уроках или дома, в качестве домашнего задания, трудные понятия разбирают по схеме «Лестница», что способствует не просто запоминанию, а осознанному усвоению изучаемых понятий.
Интересным приемом в работе с историческими понятиями является «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
- «Почему»,
- «Объясни»,
- «Назови»,
- «Предложи»,
- «Придумай»,
- «Поделись».
Пример работы с термином «революция»:
- Почему происходят революции?
-Объясни значение слова «революция»
-Назови, какие революции ты уже знаешь, какие общие признаки у этих революций
-Предложи вариант создания конфедерации как альтернативу Люблинскому сейму.
-Придумай 3 предложения с использованием термина «революция», придумай синонимы к термину «революция».
-Поделись мнением, могли ли революции достигать своих целей и при каких условиях?
На уроках я часто провожу терминологические разминки: учащийся по желанию вытягивает карточку с названием любой изученной темы. Затем он должен сам вспомнить термины, относящиеся к заданной теме и вызвать любого учащегося, чтобы тот дал определение любому термину, в случае затруднения, ответить сам. Эта работа позволяет организовать постоянное повторение изученных терминов.
Облако слов также может стать интересным помощников в работе с исторической терминологией. Творческий учитель придумает десятки вариантов для работы с облаком слов: из предложенных терминов выпишите те, которые относятся к экономике средневековой Европы, к истории восточных цивилизаций, России; распределите понятия в 2, 3 группы, по какому признаку вы это сделали; среди предложенных терминов, выберите пары, связанные между собой логически, пары, противоположные по значению, близкие по значению.
Так при работе с понятием «революция», я предложила учащимся выписать все слова из облака слов, которые связаны с данным понятием (промышленный переворот, партия, большевики, якобинцы, конкистадоры, Конституция, власть, гуманизм, террор, сатьяграха, неолит, буржуазия).
Во время этой работы учащиеся вспомнили большой объем изученного исторического материала, изученные исторические понятия.
Работу с облаком слов можно использовать и в качестве создания проблемной ситуации при изучении новой темы: учащимся предлагается выписать из облака слов неизвестные им понятия, сделать предположения о родовом признаке, предположить, к какой сфере может относиться данное понятие, с каким событием быть связано и т.д. После знакомства с темой проверить предположения, внести коррективы.
При подготовке к олимпиаде по истории и обществознанию необходимо повторить огромное количество сложных терминов. В работе с олимпиадниками, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ использую следующие приемы:
«Собери определение»:
А) обеспечивающая, сфера, людей, удовлетворение, общественной жизни, в жизненных благах, потребностей, (экономика)
Б) ценностей, по производству, целенаправленная, материальных, деятельность, человека, и духовных, и целенаправленная (труд).
«Дополни схему термином»:
???????????
Ввел шведский | Отражает поиск государством | Означает взаимосвязь географической |
ученый Р.Челлен | направлений своего влияния | среды и международной |
деятельности государства |
???????
Получение и удержание | Заключается в реальном | Субъектами являются индивиды, |
государственной власти | осуществлении государственной власти | социальные группы, общество в целом |
1 прием строится по принципу игры «4 картинки – одно понятие»: какой термин объединяет эти картинки?
2 прием «Какое понятие нарисовано?». Учащимся предлагается подобрать обществоведческий термин к иллюстрации, объяснить свой выбор, какие признаки понятия отражены на данной иллюстрации. Данная работа позволяет повторить многие понятия, определить их признаки, развивает творческое мышление:
При работе с понятиями очень важны и задания на группировку (распределение) понятий, например, учащимся можно предложить 2 понятия, понимание которого складывается из усвоения целого ряда других понятий, необходимо распределить термины, относящиеся к одному из понятий:
1)
ФЕОДАЛИЗМ |
рынок | КАПИТАЛИЗМ |
буржуазия | ||
земля | ||
Капитал | ||
наемный рабочий | ||
землевладелец | ||
крепостное право | ||
повинность | ||
банки | ||
мануфактура | ||
ремесло | ||
фабрика |
ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА |
приватизация | РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА |
Спрос и предложение | ||
Централизованное планирование | ||
Экстенсивный путь развития | ||
конкуренция | ||
Свободное предпринимательство | ||
Социальные гарантии | ||
национализация | ||
безработица | ||
инфляция | ||
Частная собственность |
Таким образом, формирование исторического понятия складывается из следующих важных моментов:
- мотивация и познавательный интерес;
- создание представлений (важна визуализация понятия);
- создание целостной картины исторического явления, в которой отобраны и включены все существенные признаки явления;
- вычленение существенных признаков явления;
- сообщение термина, закрепляющего данное понятие (термин может быть дан предварительно – в связи с целостной картиной, с рассказом или позже – на основе определения);
- определение понятия.
- упражнение в использовании нового понятии, в употреблении нового термина на данном и на последующих уроках;
- выработка умения оперировать новым понятием, применять его для познания нового исторического материала или для анализа его с новых точек зрения.