Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Культурогенез и его исторические парадигмы

Степанов Александр Владимирович
  1. Культурогенез – это процесс зарождения и становления культуры, формирования ее основных характеристик. Культурогенез неразрывно связан с генезисом человека и общества.
Концепции культурогенеза
 Религиозная концепция. Все, в том числе человек, созданы по образу и подобию Бога. Культура является проявлением божественного дара в человеке.
 Космологическая концепция. Разум и культура были занесены на Землюс других планет.
Орудийно-трудовая теория культурогенеза (Ф. Энгельс). Согласно теории происхождение культурного и социального связано с процессом становления человеческого труда, благодаря которому природа стала культурной средой человека. Человек выделился из животного мира, и культуру породила деятельность человека. Пространство культуры значительно расширяется благодаря механизму воспроизводства человеческой деятельности. При этом человек выступает как общественное существо. Появлению языка, речи, мышления, сознания, культуры способствовало сознание искусственных орудий труда.
 Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Культурогенез раскрывается через тотемизм, древнейшую форму религии. Культура начинается с системы запретов – табу. Совесть – качество, выделяющее человека из мира животных. Согласно Фрейду, люди, после совершения первородного греха, объединились в род, появились первые моральные нормы, запрещающие кровосмесительные браки. Любая культура возникает вследствие подавления первичных потребностей, наложением запретов на природные инстинкты. Основную задачу культуры Фрейд видит в защите человека от природных сил (инстинктов, холода, дождя и т.д.).
Игровая концепция (Хейзинг, Гадамер, Финк). Культура берет свое начало в игре. Игра – это человеческая необходимость, любая его деятельность имеет вид игры. Основа появления культурных форм лежит в иллюзиях и духовных чаяниях человечества, в его мечтах и идеалах.
 Символическая концепция (Э. Кассирер). Человек биологически более слабое существ, чем животное. Неосознанное подражание животным привело к выработке специфической системы ориентиров, которые дополняют инстинкты и надстраиваются над ними. Происходит символическое приспособление к миру. Истоки культуры лежат в способности человека создавать искусственный мир, обозначая реальность некими определенными символами. Специфическими символическими формами являются язык, наука, миф, искусство. Человек является одновременно и «символическим» и «незавершенным» животным. Он взаимодействует с вещами посредством языковых форм, искусственных средств, мифических символов, художественных образов, религиозных обрядов.

 
  1. Человек прямоходящий (хомо эректус, питекантроп)
    Эректусы обладали средним ростом (1,5—1,8 м), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Были зачатки речи, крупный массивный скелет, невысокий рос. Умели поддерживать огонь, существовали простые формы коллективной деятельности, владели орудиями труда. Жили в пещерах, вели общественный образ жизни (жили группами).
Человек умелый (Homo habilis) представлял собой переходный вид между австралопитеком и человеком прямоходящим, он жил 2,5-1,5 млн лет назад на территории Африке. Данный представитель рода менее всего похож на современного человека, его примитивные черты приводят некоторых специалистов к выводу об исключении этого вида из рода Homo.
Человек умелый был ростом не более 130 см, он обладал непропорционально длинными руками. Его вес составлял около 30-50 кг, а объем мозга был в два раза меньше, чем у современного человека. От австралопитеков он отличался большим объемом черепной коробки и строением таза, которое обеспечивало более совершенный способ передвижения при помощи ног.
Череп человека умелого был расширен в теменно-затылочной и подглазничной областях. У него уже сложились структуры мозга, необходимые для появления речи, увеличились лобная и теменная доли. По сравнению с австралопитеком, размер зубов Homo habilis уменьшился, а эмаль стала тоньше. Если судить по строению челюсти, то данный представитель рода предпочитал мясную пищу, а не растительную.
У ноги человека умелого было 5 костей ступни, 5 фаланг пальцев, лодыжка и пяточная кость. По своему строению нога была примитивной, но все же человеческой. Структура кисти сочетала в себе как прогрессивные черты, необходимые для создания орудий и силового захвата, так и следы адаптации к лазанью по деревьям. Расширение ногтевых фаланг свидетельствует о формирование пальцевых подушечек как осязательного аппарата.
Один из главных критериев принадлежности к роду Homo — создание орудий, для чего требуется большой объем головного мозга и изменения в строении кисти. Человек умелый изготавливал инструменты, которые представляли собой камни, расколотые с целью получения режущей кромки.
Homo habilis называют творцом галечной культуры, однако его орудия несут следы незначительной обработки, для их создания использовалось всего от 3 до 10 ударов. Такие инструменты являлись более совершенными, чем те, что применялись ранее. Они предоставили человеку умелому возможность выжить в условиях, которые прежде были враждебными для приматов.
Эксперты полагают, что социальная организация и интеллект Homo habilis были сложнее, чем у австралопитеков. Хотя человек умелый и использовал орудия, в отличие от современных людей, он не был хорошим охотником и часто становился добычей крупных животных, о чем свидетельствуют ископаемые останки. С помощью инструментов отделялось мясо от костей, которые оставляли хищники. Как правило, орудия человека умелого не использовались для нападения и защиты.
3) Синкретизм является основным качеством культуры, которое характеризует процесс перехода от биологического животного бытия к социокультурным формам существования разумного человека.
Характерными чертами синкретизма первобытной культуры  являются:
 - Проявления слитности человека с природой, где первобытный человек сопоставляет себя с животными, растениями, явлениями природы. С этими отождествлениями взаимосвязан особый для древней культуры феномен тотемизма, который в переводе с индейского языка племени оджибве, означает – его род, является верой в предков, который являет себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и т.д.
- С синкретизмом связан и первобытный феномен анимизма, что в переводе с лат. означает – душа, является одушевлением природного мира и природных явлений, которые окружают первобытного человека. Вся деятельность человека полагается им в качестве порождения природы.

-  С развитием ремесел смогло вывести человека на новый уровень миропонимания, дало ему существенное осознание себя и природы, своеобразие своего бытия и бытия природы.

Синкретизм первобытной культуры.

Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.
Проявление синкретизма:
1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;
2) человек не выделяет себя из общества. Синкретизм личного и общественного. В отличие от современного человека первобытный отождествлял себя не с самим собой, а с общиной
3) Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры. Для первобытного человека религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве;
4) синкретизм может восприниматься как некий принцип мышления. Важнейшая характеристика – отсутствие четких аппозиции между такими понятиями как жизнь и смерть, живое – мертвое, духовное – материальное и т.д.
4)
Изучение первобытной культуры в рамках культурологии вызывает большое затруднение. Это связано как с чрезмерной удаленностью данного этапа от нашего времени, так и с недостатком, крайней скудостью фактических, материальных данных о первобытной культуре, об образе жизни и взглядах на мир первых людей.
Поэтому построение научных представлений о первобытной культуре возможно не только на основании данных археологии (т.е. на основе сохранившихся материальных предметов древних культур), но и на достижении в области этнографии (т.е. на основе описания современных племенных общностей, оторванных от цивилизации).
Для более глубокого исследования первобытной культуры часто прибегают к данным религиоведения, психологии, лингвистики и др. В этом случае ученые изучают не столько материальные стороны жизни первобытных людей, сколько особенности их мировосприятия, их религиозное мировидение, психологию отношения человека к себе, к другому, к миру в целом.
Таким образом, первобытную культуру мы будем рассматривать через характеристику сознания первобытного человека, то есть через раскрытие сущности так называемого мифологического сознания.
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита.
5)
 Фетишизм и тотемизм являются логическим проявлением анимизма.
Фетиш — это неодушевленный предмет, который, согласно представлениям анимиста, обладает магической силой. Духи, живущие в предметах, имеют большую или меньшую силу. У анимистов фетишами могут быть кости, палки, особой формы камни, рога животных и т. д. Фетиши используют для защиты от злых сил, и так как, по поверью, они являются обиталищем духов, то анимисты поклоняются им. Если фетиш бездействует, анимист может его побить плетью или вбить в него гвоздь, чтобы причинить духу боль за нежелание помочь. Разного рода амулеты, широко распространенные среди мусульман, на деле являются фетишами.
В качестве тотемов, как правило, выступают животные, растения, а также вещи и явления природы, которым приписывают сверхъестественную, магическую связь или кровное родство с племенем. Поэтому тотем является объектом религиозного поклонения. Каждое племя имеет свой тотем, от которого зависит жизнь его членов. Тотем священен и опасен для членов племени. К примеру, если тотем племени — утка, то член племени, который убьет и съест ее, понесет наказание.
К ранним формам верований относятся:
1. Анимизм (от лат. "анима" – дух, душа) – это вера в существование души у человека и у других природных объектов. По мнению английского этнографа Эдварда Бёрнетта Тайлора, который ввел в науку это понятие, представления о душе возникли у древних народов в результате попыток понять разницу между сном и бодрствованием, а также желанием объяснить, что такое галлюцинации и видения.
Тайлор считал анимизм самым древним верованием, которое лежит в основе любой религии. Однако сейчас известны его предшественники: аниматизм - безличное одушевление природы в целом, дологический мистицизм и магия. Сейчас анимизм распространен в Африке, Америке, Океании, Азии. В России анимистами остаются нанайцы, саамы, ханты, якуты, манси, ненцы и др.
3. Тотемизм (от сев.-инд. "ототем" – его род) – чаще всего это вера в происхождение человека от какого-то животного. Им поклонялись, в большинстве случаев их запрещалось убивать и есть, хотя периодически могло совершаться ритуальное убийство и поедание. Однако тотемом мог стать: ветер дождь, голова черепахи или стебель маиса. Дж. Фрезер считал, что именно тотемизм стал причиной для одомашнивания животных и окультуривания растений. Выращивали рядом с собой тотемных предков, время от времени совершая заклание. Тотемизм, оказал большое влияние на формирование более поздних религиозно-мифологических представлений, особенно, на культ предков. Сейчас тотемизм сохранился в Австралии, Америке, Африке.
Фетишизм (от фр. "фетише" – волшебство) – поклонение неодушевленным предметам с особыми сверхъестественными свойствами. Это амулеты, обереги: кусок камня, лапка кролика, зубы акулы. Можно сказать, что сказочная волшебная палочка - это тоже фетиш. Религиозный фетишизм сохранился и сегодня. Так для привлечения удачи нужно надеть украшение с подходящим камнем. Почитание мощей в христианстве и буддизме и Черного камня в исламе, тоже фетишизм.
6)
Миф является основной формой общественного сознания первобытности. Миф (от греч. - предание) в культуре первобытного общества играл особую роль. Мифология представляла собой основной способ понимания мира, миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Миф - это древнейшая форма познания, наиболее архаическое идеологическое образование, имеющая синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы науки, религии, философии, искусства. Миф связан с ритуалом, Миф и ритуал были тесно переплетены с магией и религией.
Обычно в мифах содержатся сказания о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени (сакральное время) и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, природы, культуры.
Для мифологического сознания характерно, что первобытный человек не выделяет себя из окружающей природной и социальной среды, мышление первобытного человека нерасчленено, диффузно, оно почти не отделимо от эмоциональной, моторной сферы, поэтому миф надо «проигрывать». Отсюда очеловечивание природы, одушевление Космоса и его фрагментов в виде конкретных чувственных образов, предстающих часто в фантастическом виде. Духи и герои связываются семейно-родовыми отношениями. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифическое время - это начальное «правремя», то есть до начала отсчета текущего времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия богов и предков - это сфера первопричин всего последующего, источник архетипических первообразов, образец для всех последующих действий, то есть важнейшая задача мифа - создание модели, образца для подражания и воспроизведения.
Таким образом, миф - это особая форма сознания, для которого характерна: а) иррациональность; б) алогичность; в) в миф надо верить, а не объяснять его; г) синкретизм создания, где переплетены объект и субъект, количество и качество, абстрактное и конкретное мышление, чувственное и рациональное мышление; д) миф требует не только слов, но и воплощения, его необходимо проигрывать; е) миф объясняет акт творения - поэтому он модель объяснения того, что было и парадигма: образец для повторения; ж) миф - это реальность особого рода, а не выдумка, «сказка».
7)
Появление морали исследователи ее истории связывают с первобытно-общинным строем. Однако в их размышлениях существуют некоторые расхождения. Одни исследователи считают, что моральные нормы появились на заре этого строя, другие — на стадии его упадка. Тем не ме­нее, можно с уверенностью сказать, что мораль возникла в процессе развития первобытного об­щества из-за жизненной необходимости упорядочения коллективных, общественных отноше­ний, благодаря чему обеспечивалась выживаемость людей в условиях слабо развитых произво­дительных сил и почти полной зависимости существования человека и человеческих общностей от природных сил.
Первоначальной формой выражения нравственных принципов и норм были обычаи. Именно они, будучи способами поведения, принятыми в определенной человеческой общности в перво­бытную эпоху, являлись главными регуляторами поведения людей в отношении членов семьи, рода, племени и инородцев. В основе первобытных обычаев лежали запреты (табу) и ограниче­ния. На подчинение им было ориентировано воспитание, которое начиналось с раннего детства и заканчивалось половозрастной зрелостью. При этом подчинение обычаям было безоговороч­ным. Несоблюдение табу наказывалось. Бывало и так, что человек, осознавший греховность и виновность в нарушении первобытной нравственности, кончал жизнь самоубийством. Господ­ство обычаев в нравственных взаимоотношениях сдерживало моральный выбор и нравственное совершенствование индивида.
Принимая устойчивый нравоучительный характер, обычай приобретал силу традиции, т.е. он передавался из поколения в поколение и осуществлялся по принципам "так было всегда, так не­обходимо поступать и нам"; "так делали наши деды и отцы, будем так делать и мы".
Своеобразной формой выражения и способом межпоколенной ретрансляции нравственных норм являлись обряды. Они проявляли заложенный в обычаях нравственный смысл в символи­ческих, условных формах: театрализованных действиях, танцах, песнях, аллегориях. Ими сопро­вождались различные стороны жизнедеятельности людей: семейная, хозяйственная, обществен­ная. Многие из них оказались столь живучими, что в первозданном, языческом, виде дошли до наших времен. В классовых обществах обряды стали сопровождать официальные, государствен­ные мероприятия в виде праздничных элементов, придворных, воинских и дипломатических ри­туалов. Нравственно-воспитательную ретрансляционную функцию выполняли и различные жанры народного фольклора, в частности сказки, пословицы, поговорки, игры.
8)
 Магия первобытных людей
1 Магия первобытных людей – основная форма древней культуры и религии. Первобытная магия возникает с расцветом человеческой истории. В этот период исследователи обнаруживают первые магические ритуалы, магические обереги.
 Магия выступала в качестве попытки воздействия на окружающую реальность, природу, духов, человека при помощи определенных практик. Магия явилась следствием разложения первобытного стада, нижнепалеолитического сознания, вместо которого появилось мифологическое сознание.
 Магия выступила формой связи действия и мифа. Магические ритуалы и обряды были и составной частью и репетицией действий. Таким образом, вся жизнь первобытных людей неотделимо связывалась с магией.
Магия в современном мире, взятая из первобытности
Магические ритуалы легли во основу всех религий мира. Так, христианская церковь включила многие магические церемонии в свой культ, переделав их на свой лад. Первоначально христиане заимствовали из магических церемоний и языческих мистерий древности два таинства – причащение и крещение. Затем возникли и другие – миропомазание, елеосвящение, исповедь, брак и священство. Обычай дуть на младенца, на воду, масло, чтобы придать им благодать и одновременно отогнать сатану, плевать на сатану во время крещения также есть пережиток древней веры – веры в то, что человеческое дыхание и слюна обладают особой колдовской силой. Обряды купания новорожденного в воде, окропления его водой известны у народов Древней Мексики, Китая, Японии, Тибета, Новой Зеландии, Африки.
В современном обществе магия используется в большинстве случаев для развлечения людей. Например, гадания на картах стали доступны всем, хотя раньше были лишь прерогативой посвященных, жрецов. Или же искусство факиров. Ради развлечения публики, они могут усилием своей воли может прорастить посаженое зерно, побег быстро увеличивается в размере. В Древней Индии факиры были особым слоем населения, живя довольно замкнуто от остальных. Теперь же их умение можно наблюдать повсеместно.
Также современный человек не знал бы некоторых наук не выдумай человек магию. Например, древние египтяне хорошо знали движение небесных тел, и на основе этого они положили начало астрологии. Они также ввели понятие счастливых и несчастливых дней.
Без алхимии не было бы возможным возникновение и дальнейшее развитие химии. Даже Ньютон не брезговал изучать древние трактаты по алхимии и ставить по ним свои эксперименты.
Современная медицина некоторые свои препараты позаимствовала от древних колдунов. Так, например, травяные настои, включение компонентов, которые использовались древними знахарями, в состав лекарств.
9) Основные черты первобытного искусства
Синкретизм – сочетание разнообразных воззрений, слитность во всем( существование плясок, танцев, пения, музыки в общем единстве)
• Осознание мира происходило стихийно.
• Художественное освоение мира происходило параллельно с формированием человека разумного
• Символическая форма, условный характер изображения.
  • Внимание людей сосредотачивалось на изображении зверей. Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных - мамонтов, слонов, лошадей, оленей.
  • Широко были распространены женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схема­тизированными головами — так называемые «венеры», по-видимому, свя­занные с культом матери-прародительницы.
    • В культуре первобытности отразилось зародышевое состояние психических переживаний человека.
    • Зародились все виды изобразительного искусства: графика, живопись, скульптура. Появилось декоративное искусство: резьба по камню, кости.
  •  Развились художественные ремёсла: изготовление изделий из бронзы, золота, серебра
  • В связи с оседлым образом жизни к концу первобытной эпохи появляются новые виды поселений и погребений. Поселения делят на неукрепленные (стоянки и селища) и укрепленные (городища и крепости), а погребения различают с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты и гробницы) и грунтовые. Над курганами иногда возвышались каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин), которые показывали, что образ человека в искусстве занимает все большее и большее место, а, значит, свидетельствовали о начале периода господства человека над природой. Наиболее сложными сооружениями были мегалиты, т.е. гробницы из больших камней - дольмены, менгиры и кромлехи.
10)
Умершего помещали в них в позе эмбриона - как лежит младенец в чреве матери. Другое известное положение - на боку, в позе спящего, оно более характерно для Западной Европы. Какой смысл видели в этом погребающие, какую логику? Спящий должен проснуться, младенцу надлежит родиться. Что еще можно увидеть в обеих традициях, как не прозрачную надежду на будущее возрождение, воскресение умершего?
В те времена люди не знали о том что человек умер, они думали что он просто засыпал! На него одели ожерелье и положили в могилу копьё , потому что люди верили что если положить необходимые предметы в могилу умершего человека, то в мире ином он будет охотиться и проживать полноценной жизнью.
 
11)
Культовое значение  медвежьих пещер
 
 Охота на медведя (котоpого запpещено называть свои именем) пpевpащается в длительный  pитyал:  за  несколько  дней  до выхода в леc охотники поют "медвежьи песни", исполняя по семь песен ежедневно. Убив медведя, охотники отpезают головy  и  лапы,  а вокpyг тyши толпа женщин в поселке совеpшает  огненнyю  цеpемонию, обходя медведя с гоpящими и дымящими  головнями. Голова yбитого  медведя  становилась  центpальным  объектом пpаздника; ее вpеменно помещали па столе или специальном помосте  и чествовали, а в дальнейшем чеpеп относили в священное место в лесy, "на медвежье кладбище", недостyпное собакам, и помещали  в  "особые медвежьи амбаpы".
Кyльт  медведя  мыслился  как  кyльт возpождения животных, как кyльт плодовитости объектов охоты.  Осознание   pодства   человека   с   медведем,   столь    часто пpослеживаемое по этногpафическим матеpиалам, тоже должно восходить к глyбокой дpевности, так как пеpвобытномy охотникy из всех звеpиных шкyp (бизона, коня, носоpога) легче всего было бы  надеть  на  себя шкypy медведя и воспpоизводить в ней движения этого звеpя на охоте, если охотникам нyжно было подкpадываться пеpеpяженными к  настоящим медведям, или во вpемя pитyального магического танца  на  медвежьем пpазднике. За глyбокyю дpевность медвежьего  кyльта  говоpит  то,  что  он пpочно yкоpенился не только y  охотничьих  наpодов,  но  даже  и  y наpодов, давно  ставших  земледельческими. 
Палеолитические захоpонения  медвежьих  лап,  олицетвоpявших  в сознании пеpвобытного охотника столь нyжнyю емy несокpyшимyю силy и кpепость, были одним из пеpвых пpиобщений человека к сфеpе магии  и заклинаний. Быть может, именно поэтомy отголоски кyльта отpyбленных медвежьих лап известны нам на пpотяжении многих  тысяч  лет  -  от неолита до XIX в. В окpестностях Hовгоpода  в  неолитических  слоя часто встpечались "пальцевые кости медвежьей лапы, заpытые  в  однy ямy с костями человека.  
О медвежьем кyльте неолита и  бpонзового  века  свидетельствyют интеpеснейшие находки исследователей в зоне  фатьяновской  кyльтypы. Ими обнаpyжены pитyальные захоpонения медведей  на  фатьяновских могильниках и амyлеты из медвежьих когтей или имитиpyющие  медвежьи когти. Обильны сpедневековые сведения о кyльт медвежьих лап. Сyммиpованы сведения о находках глиняных моделей медвежьих лап в славянских кypганах Поволжья и Пpиладожья; в pяде  слyчаев  в могилах с тpyпосожжением найдены кости медвежьих лап с когтями.
Владение огнем, выслеживание звеpя, всеобщая загонная охота, закалывание звеpя pогатинами, постpойка  жилищ  -  весь  этот  комплекс  pазноpодных элементов влиял на выpаботкy новых, веpоятно еще  весьма  тyманных, пpедставлений  о  взаимоотношениях  людей  междy  собой,  людей   и животного миpа, о pазмножении основных объектов охоты. В pезyльтате появились тотемно-магические пpедставления, отpаженные в  пеpвичном медвежьем кyльте. Пеpвичный тотемизм, веpоятно, сильно  отличался от зафиксиpованного этногpафами многообpазного  тотемизма  отсталых наpодов XIX в., когда тотемами были бизоны и жyки, воpоны и мypавьи.
Медведь как  главный объект охоты  в  сpеднепалеолитической  Евpопе, явная антpопомоpфность медведя, обитание медведя в таких же пещеpах, в каких жили и люди, - все это могло содействовать заpождению идеи, так сказать, "пpотототемизма", выpажением котоpой стал кyльт именно медведя.
Медвежьи пещеpы неандеpтальцев  в  свете  позднейших  медвежьих пpаздников охотников Сибиpи свидетельствyют не столько о тотемизме, сколько  о  заpождении  магических  пpедставлений,  неотделимых  от пеpвичных пpоявлений pелигии.  
Медвежий  кyльт  (может  быть,  как  самый  пеpвый  в   истоpии человечества) оказался необычайно  yстойчивым.  В  лесных,  богатых медведями местах он дожил до сpедневековья.  Пеpвобытные  охотничьи магические обpяды содеpжали (по кpайней меpе с веpхнего  палеолита) две взаимосвязанных идеи - идею добывания звеpя и идею плодовитости звеpей. В связи с этим мы наблюдаем, что y земледельческих  наpодов медвежий пpаздник начал модифициpоваться и пеpешел в pазpяд весенних агpаpных пpазднеств6. Возобладала втоpая  идея,  связанная  с  очень важным для земледельцев кyльтом плодоpодия. Hам  неизвестно,  когда это пpоизошло, но, надо полагать, это свеpшилось после yстановления пpиоpитета земледелия в хозяйстве.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»