Использование лэпбуков в обучении школьников
Трегубова Анастасия Владимировна
Современное образование ставит одной из важнейших задач формирование у учащихся культурно-исторических ценностей, воспитание патриотизма и гражданственности. Особая роль в этом принадлежит урокам истории и внеурочной деятельности, Одним из современных педагогических направлений в образовании является культурная образовательно-воспитательная деятельность. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой. В рамках реализациицелей и задач воспитательного процесса в ГБОУ №630 я работаю учителем истории, и также педагогом внеурочной деятельности. Хочу поделиться с вами опытом работы.
Я молодой учитель, но меня очень волнует проблема образования. Почему? Я считаю, что меняется время, а вследствие этого меняется общество, в котором мы живём, изменяются дети, лишь роль педагога в современном образовательном учреждении остается неизменной. Но все же к нему выдвигаются новые требования, он всегда в поиске. Поэтому в педагогической деятельности я применяю новые инновационные технологии и методы.
В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования.
На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность.
Основная идея моей работы состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Справляться с этой задачей помогает внеурочная деятельность.
Цель моей педагогической работы:
- Пробудить интерес к истории.
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о городе, районе, стране, в которой они живут.
- Воспитать бережное отношение к окружающему миру.
- Сформировать навыки проведения культурного досуга.
Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую детей, используя методы , которые удовлетворяют потребности современных детей.
В связи с внедрением ФГОС ДО перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
Мы уверены, что следует не заменять традиционные образовательные технологии новыми, а расширять их возможности, поэтому решили использовать в своей работе
совершенно новое, интересное, незаменимое (на наш взгляд) методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома.
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга». Она представляет собой книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Это отличный способ для повторения пройденного. При создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию. Создание
лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. Интерес детей к папке объясняется не только красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конвертики и картинки, дети с удовольствием убеждаются в том, как много они знают. На родительском собрании мы информировали родителей о назначении и воспитательном потенциале лэпбука, провели мастер-класс по его изготовлению. Определились со сроками изготовления лэпбуков, что привело родителей к заинтересованности данной формой работы и активному участию в ней. Каждый ребенок совместно с родителями в течение определенного времени изготавливает свой лэпбук, а потом презентует её детям группы.
Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности. Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
– информативен;
– полифункционален;
– способствует развитию речи, творчества, воображения, исследовательской деятельности;
– пригоден к использованию большой группой детей;
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
– вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
– структура и содержание его доступны детям разного возраста.
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает педагогу:
– возможность построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
В результате внедрения лэпбука в образовательную деятельность мы ожидаем:
– повышения познавательной активности детей;
– формирования устойчивого интереса к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками;
– повышения уровня развития словаря, грамматически правильной речи;
– повышения творческой инициативности, развития общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетического восприятия, пространственного мышления;
– повышения творческой активности педагогов, родителей;
– пополнения предметно-пространственной развивающей среды в группе.
Все методы работы, предложенные мной можно с легкостью реализовать в любом образовательном учреждении. В прошлом году, программа внеурочной деятельности, реализованная мной, была связанна с музейной педагогикой. Мы с учениками исследовали культурное пространство, использовали компоненты Русского музея, а также ресурсы других виртуальных музеев мира. Лэпбуки, созданные учениками в прошлом году были посвящены Культуре эпохи возрождения, гуманизму, средневековой культуре и культуре древнего мира. В этом году, ученики, изучая историю России, готовят лэпбуки, посвященные видным деятелям отечества. В прошлом году, также была организованная выставка готовых работ учащихся.
Что позволило ученикам выступить в роли рассказчика и экскурсовода. А всем ученикам школы, зрителями и посетителями мини выставки.
Быть педагогом – это не значит учить других, это значит - учиться самому.
Учиться не только у тех, кто опытнее, умнее и мудрее тебя, но и у своих учеников, и даже у тех, кто ошибается, помня, что на ошибках учатся. Вот, что дает мне моя работа, я нахожусь в процессе непрерывного обучения и воспитания , не только своих учеников , но и себя самой.
Я очень хочу, чтобы мои ученики были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Были не только образованными, но и культурно развитыми. Тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего школьного причала Я точно знаю, что профессию выбрала правильно и могу с уверенностью сказать —
конечной точки совершенства в моей профессии нет.