Технологическая карта урока в 8 классе
Преобразования Петра Первого
Даманина Анна Владимировна
Цель занятия: Изучить основные положения реформ Петра I, рассмотреть их результаты и проанализировать историческое значение.
Задачи:
Образовательные: познакомить учеников с содержанием реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения.
Развивающие: закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы; работать в команде и группе.
Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания.
Оборудование: Учебники, тексты документа, карточки с незаконченными предложениями.
Задачи:
Образовательные: познакомить учеников с содержанием реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения.
Развивающие: закрепить навыки работы с текстом учебника, умения давать аргументированную оценку и формулировать значение исторического события; делать выводы; работать в команде и группе.
Воспитательные: способствовать развитию чувства гордости историческим прошлым своей страны, осознанию Петра I как великой личности российской истории; воспитание чувства сопереживания к судьбам простого народа.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: осуществление гражданской идентификации личности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; оценка правильности выполнения действий; выполнение учебных действий
Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; выделение существенной информации из текстов разных видов; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; формулирование проблемы
Коммуникативные УУД: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений; формулирование собственного мнения; умение задавать вопросы; построение монологического высказывания.
Оборудование: Учебники, тексты документа, карточки с незаконченными предложениями.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Испольхование ИКТ | ||||||||||||||||||
Организа-ционный момент Актуали- зация опорных знаний Проблемно-мотивационный этап |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Очень часто историки представляют 18 век особым периодом в развитии нашей государственной жизни. Этому периоду дано несколько названий: одни зовут его «Императорским», другие «Петербургским», третьи просто называют это время новой русской историей. Новую русскую историю начинают с так называемой эпохи преобразований общественного быта. Главным деятелем этих преобразований был Петр I Великий. Поэтому время его царствования представляется нам той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России. Давайте сопоставим высказывания двух историков: В. Татищев: «Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации». М. Щербатов «Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой». |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Выполняют задания: Учащиеся формулируют проблему, выбирают лучший вариант, который записывается на доске и в тетрадях. Проблема: Могли ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом и культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изминилось в системе управления Рос. Государством? |
Коммуникативные ууд: умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, предметные:Знать: даты, термины. уметь: отвечать на вопросы по пройденному материалу. познавательные: умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. регулятивные ууд: умение осуществлять целеполагание разбивать деятельность на этапы. |
использование теста в форме интерактивной игры |
||||||||||||||||||
Этап введения нового материала | Организация работы в группах.
|
Каждая из групп учащихся выполняет задание по учебнику. 1-я группа. Реформа центрального управления. Какие новые органы власти появились при Петре I? Чем они занимались? Улучшилось ли управление страной? Ответ объясните. 2-я группа. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Каково содержание указа о единонаследии? Какое сословие стало единым? Сколько классов чиновников вводила Табель о рангах? Что они получали вместе с чином? От чего зависело продвижение по службе? Считаете ли вы такой порядок справедливым? Почему? 3-я группа. Областная (губернская) реформа. И городская реформа. На какие части была разделена территория России в 1708 г.? Какой властью обладали губернаторы? Для чего была проведена губернская реформа? Считаете ли вы эту реформу полезной? Почему? Класс знакомится с содержанием преобразований Петра I, слушая ответы каждой группы на вопросы. Заключительные вопросы заданий позволяют ученикам сформулировать историческое значение реформ. Оно заносятся всем классом в таблицу |
коммуникативные ууд:умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). регулятивные ууд: умение осуществлять целеполагание, разбивать деятельность на этапы. Метапредметные:Уметь аргументи- ровать и отстаивать свое мнение. Уметь делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности. Предметные: уметь аргументировать свое мнение о реформах Петра 1. Личностные: Осознавать значимость государственных преобразованийдля дальнейшего развития страны. |
|||||||||||||||||||
Первичное закрепление и диагностика усвоения нового материала | Выполнение задания «Закончи предложение»
|
Учащиеся выполняют задание, а затем осуществляют взаимопроверку выполнения задания, по ответам, появившимся на экране.
|
личностные ууд: навык оценочной деятельности. познавательные: умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Интерактивное задание в презентации | ||||||||||||||||||
Итоги урока, рефлексия | После представления результатов выполнения задания предлагается вернуться к решению проблемы: Давайте вспомним противоположные оценки историков деятельности Петра и решим, какая оценка и почему кажется вам наиболее верной. А может быть, вы сформулируете собственную позицию. |
Ученики формулируют свой вывод. Часть класса поддерживает положительную оценку, данную Петру I В.Татищевым, и аргументируют ее тем, что реформы Петра улучшили центральную и местную систему управления страной, поставили продвижение по службе в зависимость от личных качеств человека, способствовали экономическому развитию городов. Сторонники высказывания М.Щербатова называют разрушение русских традиций, удар по авторитету православной церкви, подчинение ее государству. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
|||||||||||||||||||
Домашнее задание | Пар. 5 чит., вопр. Устно. задание 2 (стр. 39) |
Слушают, записывают д/з |