История России. 11 класс
Гражданская война 1918 - 1922 гг.
Хрестик Анжелика Дмитриевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 260
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 260
Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами.
М. Волошин
Нет безразличных: правда с нами.
М. Волошин
Тип урока: комбинированный
Рефлексия:
- Как вы понимаете слова поэта? Что означал этот лозунг для противоборствующих сил? На чьей стороне была правда в Гражданской войне? Кого считать виновниками и зачинщиками великой русской смуты?
- Как вы думаете, почему гражданские войны считаются самыми трагическими в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн?
Цель урока:
1. В процессе изучения научного материала о событиях Гражданской войны необходимо составить представление о глубине и масштабности данного социально - политического конфликта, его силе влияния на дальнейший ход российской истории, на развитие российской государственности и общественности, на формирование социально -экономических и политических институтов, нравственных и духовных скреп общества.
2. Следует выявить истинные причины Гражданской войны, определить проблемы, создавшие глубокий структурный кризис;
3. Определить Уроки данного конфликта (краткосрочные и долгосрочные) для общества, государства и страны в целом;
4. Через гражданско - правовые и морально - нравственные аспекты необходимо прийти к выводу: результаты, итоги, последствия Гражданской войны должны привести к осознанию глубины личностной и общественной трагедии, что в перспективе будет способствовать формированию гражданско - правового общественного сознания, также поможет сформировать устойчивое убеждение в том, что общество должно избегать на разных этапах своего развития возникновение подобных конфликтов, как слишком разрушительных и трагичных.
Задачи:
- обучающие: изучение учащимися следующей информации:
- тип данного социально - политического конфликта, его причины;
- участники конфликта (формирование движений - белые, красные, зеленые, черные, цветовая символика), их идеалы и ценности, цели (за что сражалась каждая сторона кофликта);
- ресурсы, средства (включая интервенцию, помощь Антанты), с помощью которых они могли участвовать в вооруженном конфликте, методы ведения борьбы (включая террор);
- этапы Гражданской войны, ход военных действий на фронтах широкомасштабного конфликта;
-политика белых и красных на подконтрольных территориях;
- оценка возможностей, преимуществ или их отсутствия у каждого враждующего лагеря, исходя из этого - выявление причин, которые привели к победе красного движения и поражению белого;
- общее положение в стране (характеристика основных сфер жизнедеятельности общества), находящейся в состоянии Гражданской войны;
- ознакомление учащихся с итогами, результатами и последствиями (демографическими, экономическими, политическими, гражданско - правовыми, социальными и культурными) указанного периода;
- выявление перспектив и уроков данного конфликта;
- развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений; развитие умений исследователя (работа с исторической картой, историческими фактами, документами, свидетельствами, анализ материалов, оформление предположений и выводов);
- воспитывающие: формирование гражданско - правовой и морально - нравственной, гуманитарной позиции и оценки в отношении данного периода;
Планируемые результаты освоения темы:
- личностные: формируется устойчивое убеждение в том, что общество должно избегать на разных этапах своего развития возникновения подобных конфликтов, как слишком разрушительных и трагичных.
- метапредметные умения: формируется умение использовать различную информацию о Гражданской войне из других сфер и направлений (таких как искусство (литература, живопись, кинематограф и т.д.), обществознание, юриспруденция, политология, психология, экономика, конфликтология.
- познавательные - формируется умение осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл терминов; анализировать, сравнивать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления;
- регулятивные - принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению заданию;
- коммуникативные - отвечать на поставленные вопросы; работать в парах, в группе; участия в диалоге.
- предметные - знать факты, события, имена, связанные с периодом Гражданской войны;
- знать и уметь объяснить основные историко - политические и социокультурные понятия и термины, связанные с указанным периодом;
- понимать значение данного периода для государства, страны, общества, классов и социальных групп в целом и семей, отдельных людей в частности;
Подход к обучению: развивающий
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Средства обучения: вербальные, визуальные - фотографии, фрагменты из кинофильмов “Доктор Живаго”, “Дни Турбиных”, прослушивание музыкальных произведений о событиях Гражданской войны; ТСО - ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.
Образовательные ресурсы:
Основная литература:
учебник - Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. 11 класс., М.: Просвещение, 2019;
Дополнительная литература:
- воспоминания очевидцев событий Гражданской войны, периодическая печать данного периода, правительственные распоряжения на всех этапах текущего периода;
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа - индивидуальная, в парах, в группах, ТСО.
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.
Межпредметные связи: обществознание, литература, история, право, региональная история, культурологические и философские дисциплины.
Основные вопросы содержания:
1. Социально - политический конфликт - Гражданская война, его суть, определение; определение временных рамок (наличие разных точек зрения в российской историографии о временном периоде данного конфликта);
2. Причины (проблемы, существовавшие в различных сферах жизнедеятельности общества) Гражданской войны;
3. Участники Гражданской войны (организованные движения, их социальный состав), их ценности и идеалы; цели;
4. Интервенция, ее роль в ходе Гражданской войны, помощь Антанты;
5. Этапы и фронта Гражданской войны, бевые действия;
6. Политика белых и красных на подконтрольных территориях; “Военный коммунизм” красных ; политика “непредрешенчества” белых;
7. Определение причин, которые привели к победе красного движения и поражению белого движения;
8. Итоги братоубийственной войны;
9. Уроки Гражданской войны. Выводы.
Основные персоналии: А. И. Деникин, Л. Г. Корнилов, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич, А. В. Колчак, П. Н. Краснов, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, П. Н. Врангель, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Н. И. Махно;
Основные понятия и термины: Гражданская война, братоубийственная война, “экспроприация экспроприаторов”, политика советизации, буферное государство, военные комиссары, Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны, Коммунистический интернационал, “непредрешенчество”, “единая и неделимая Россия”, “зеленое” движение;
Весь урок может быть организован в форме групповой работы:
- каждым отдельным вопросом по содержанию урока может заниматься отдельная группа;
- класс можно разделить на группы, каждая из которых будет представлять отдельное движение Гражданской войны (красные, белые, зеленые, можно обозначить черных - анархисткое движение);
Домашнее задание:
-освоение материала параграфа, проблемное эссе.
Темы:
1. “Гражданская война - трагедия народа”
2. “Цена победы большевиков в Гражданской войне”