Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
История России. 11 класс 

Гражданская война 1918 - 1922 гг. 

Хрестик Анжелика Дмитриевна,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 260
 
 
Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами.

М. Волошин

Тип урока: комбинированный 
Рефлексия:  
- Как вы понимаете слова поэта? Что означал этот лозунг для противоборствующих сил? На чьей стороне была правда в Гражданской войне? Кого считать виновниками и зачинщиками великой русской смуты? 
- Как вы думаете, почему гражданские войны считаются самыми трагическими в истории любой страны? Можно ли избежать гражданских войн?  
Цель урока:   
1. В процессе изучения научного материала о событиях Гражданской войны необходимо составить представление о глубине и масштабности данного социально - политического конфликта, его силе  влияния на дальнейший ход российской истории, на развитие российской государственности и общественности, на формирование социально  -экономических и политических институтов, нравственных и духовных скреп общества.  
2. Следует выявить истинные причины Гражданской войны, определить проблемы, создавшие глубокий структурный кризис; 
3. Определить Уроки данного конфликта (краткосрочные и долгосрочные) для общества, государства и страны в целом; 
4. Через гражданско - правовые и морально - нравственные аспекты необходимо прийти к выводу: результаты, итоги, последствия Гражданской войны должны привести к осознанию глубины личностной и общественной трагедии, что в перспективе   будет способствовать формированию гражданско - правового общественного сознания, также поможет сформировать устойчивое убеждение в том, что общество должно избегать на разных этапах своего развития возникновение подобных конфликтов, как слишком разрушительных и трагичных.   
Задачи:  
- обучающие: изучение учащимися следующей информации:  
- тип данного социально - политического конфликта, его причины; 
- участники конфликта (формирование движений - белые, красные, зеленые, черные, цветовая символика), их идеалы и ценности, цели (за что сражалась каждая сторона кофликта); 
- ресурсы, средства (включая интервенцию, помощь Антанты), с помощью которых они могли участвовать в вооруженном конфликте, методы ведения борьбы (включая террор); 
- этапы Гражданской войны, ход военных действий на фронтах широкомасштабного конфликта; 
-политика белых и красных на подконтрольных территориях;  
- оценка возможностей, преимуществ или их отсутствия у каждого враждующего лагеря, исходя из этого - выявление причин, которые привели к победе красного движения и поражению белого;  
- общее положение в стране (характеристика основных сфер жизнедеятельности общества), находящейся в состоянии Гражданской войны;  
- ознакомление учащихся с итогами, результатами и последствиями (демографическими, экономическими, политическими, гражданско - правовыми, социальными и культурными) указанного периода;  
- выявление перспектив и уроков данного конфликта;  
- развивающие: дальнейшее формирование у учащихся метапредметных умений; развитие умений исследователя (работа с исторической картой, историческими фактами, документами, свидетельствами, анализ материалов, оформление предположений и выводов); 
- воспитывающие: формирование гражданско - правовой и морально - нравственной, гуманитарной позиции и оценки в отношении данного периода;   
Планируемые результаты освоения темы: 
- личностные: формируется устойчивое убеждение в том, что общество должно избегать на разных этапах своего развития возникновения подобных конфликтов, как слишком разрушительных и трагичных.  
- метапредметные умения: формируется умение использовать различную информацию о Гражданской войне из других сфер и направлений (таких как искусство (литература, живопись, кинематограф и т.д.), обществознание, юриспруденция, политология, психология, экономика, конфликтология.  
- познавательные  - формируется умение осуществлять поиск и извлечение информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл терминов; анализировать, сравнивать, обобщать информацию; переводить информацию в разные формы предъявления;  
- регулятивные - принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению заданию;  
- коммуникативные - отвечать на поставленные вопросы; работать в парах, в группе; участия в диалоге.  
- предметные - знать факты, события, имена, связанные с периодом Гражданской войны;  
- знать и уметь объяснить основные историко - политические и социокультурные понятия и термины, связанные с указанным периодом;  
- понимать значение данного периода для государства, страны, общества, классов и социальных групп в целом и семей, отдельных людей в частности;  
Подход к обучению: развивающий  
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый. 
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая  
Средства обучения: вербальные, визуальные - фотографии, фрагменты из кинофильмов “Доктор Живаго”, “Дни Турбиных”, прослушивание музыкальных произведений о событиях Гражданской войны; ТСО - ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник.  
Образовательные ресурсы:  
Основная литература: 
учебник  - Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. 11 класс., М.: Просвещение, 2019;  
Дополнительная литература:  
- воспоминания очевидцев событий Гражданской войны, периодическая печать данного периода, правительственные распоряжения на всех этапах текущего периода;   
Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа - индивидуальная, в парах, в группах, ТСО.  
Методы контроля: визуальный, устный, письменный.  
Межпредметные связи: обществознание, литература, история, право, региональная история, культурологические и философские дисциплины.  
Основные вопросы содержания:  
1. Социально - политический конфликт - Гражданская война, его суть, определение; определение временных рамок (наличие разных точек зрения в российской историографии о временном периоде данного конфликта);  
2. Причины (проблемы, существовавшие в различных сферах жизнедеятельности общества) Гражданской войны; 
3. Участники Гражданской войны (организованные движения, их социальный состав), их ценности и идеалы; цели;  
4. Интервенция, ее роль в ходе Гражданской войны, помощь Антанты; 
5. Этапы  и фронта Гражданской войны, бевые действия;  
6. Политика белых и красных на подконтрольных территориях; “Военный коммунизм” красных ; политика “непредрешенчества” белых;  
7. Определение причин, которые привели к победе красного движения и поражению белого движения;  
8. Итоги братоубийственной войны; 
9. Уроки Гражданской войны. Выводы.   
Основные персоналии:  А. И. Деникин, Л. Г. Корнилов, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич, А. В. Колчак, П. Н. Краснов, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевский, П. Н. Врангель, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Н. И. Махно;  
Основные понятия и термины: Гражданская война, братоубийственная война, “экспроприация экспроприаторов”, политика советизации, буферное государство, военные комиссары, Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны, Коммунистический интернационал, “непредрешенчество”, “единая и неделимая Россия”, “зеленое” движение;   
Весь урок может быть организован в форме групповой работы: 
- каждым отдельным вопросом по содержанию урока может заниматься отдельная группа; 
- класс можно разделить на группы, каждая из которых будет представлять отдельное движение Гражданской войны (красные, белые, зеленые, можно обозначить черных - анархисткое движение);  
Домашнее задание:  
-освоение материала параграфа, проблемное эссе.  
Темы:  
1. “Гражданская война - трагедия народа” 
2. “Цена победы большевиков в Гражданской войне” 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»