Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение технологии деятельностного метода
на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Касаткина Арина Александровна
Пояснительная записка
          С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли  на новый  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в 2015-2016 учебном году осуществился поэтапный переход на стандарты второго поколения основной школы.
          Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Отличительной особенностью нового ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Целью образования становится формирование универсальных учебных действий (ууд) и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
          Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в образовательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса.
          В сентябре 2015 года ГБОУ гимназия №405 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга становится участником федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО - НОО - ООО)».  Инновационный проект был создан Негосударственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт системно-деятельностной педагогики». Срок реализации проекта: 1 января 2015 – 31 декабря 2019; проект направлен на обучение педагогов современным образовательным технологиям, обеспечивающим реализацию ФГОС.
          Руководителем направления инновационной деятельности «Реализация дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон как возможность соответствия требованиям профессионального стандарта педагога» назначена Касаткина А.А. Участниками инновационной деятельности становятся 25 педагогов нашей гимназии по разным учебным предметам (14 учителей начальных классов, 4 учителя математики, а также учителя биологии, географии, ИЗО, технологии, русского языка и литературы, истории и педагог-психолог).
          Дидактическая система деятельностного метода Л.Г. Петерсон позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействияПри этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: 
урок «открытия» нового знания (организуется процесс самостоятельного построения детьми нового знания);
урок рефлексии (закрепляет полученные знания и умения, выявляют причины своих ошибок и корректируют их);
урок построения системы знаний (структурирование и систематизация изучаемого материала);
урок развивающего контроля (контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов, формирование умения контролировать собственную деятельность).  
          Дидактическая система деятельностного метода создает особые трудности для учителя, который должен научиться направлять деятельность учащихся на освоение новых ууд.
          Для планирования и проведения уроков в гимназии используется адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций;
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
 
          Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока. 
          Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К ЭТАПАМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА
(УРОК С УЧАЩИМИСЯ)
I Мотивация к учебной деятельности  
  1. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
  3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
 
 
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии  
  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
  2. Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
  3. Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
  4. Организовать обобщение актуализированных способов действий.
  5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
  6. знания.
  7. Мотивировать к пробному учебному действию.
  8. Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
  9. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
 
 
 
III Выявление места и причины затруднения  
  1. Организовать восстановление выполненных операций.
  2. Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
  3. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами
  4. (алгоритмом, понятием и т.д.).
  5. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
 
IV Построение проекта выхода из затруднения  
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
  1. Учащиеся ставят цель проекта
  2. (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
  3. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
  4. Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
  5. Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
 
 
V Реализация построенного проекта  
  1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
  2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
  3. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
  4. Организовать фиксацию преодоления затруднения.
  5. Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
 
 
VI Первичное закрепление во внешней речи  
  1. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
 
 
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону  
  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
  2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом).
  3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
  4. (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
  5. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
 
 
VIII Включение в систему знаний и повторение  
  1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
  2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
 
 
IX Рефлексия учебной деятельности  
  1. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
  2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
  3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
  4. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
  5. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ф.И.О. педагога: Касаткина А.А.
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ)
Тема: «Установление демократии в Афинах»
Основные цели:
1) Сформировать представление о демократии, ее признаках.
2) Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний.
3) Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
4) Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование: интерактивный комплекс: доска, проектор;  карточки с  заданиями.
Краткая аннотация к работе: урок ориентирован на учащихся 5 класса, работающих по учебнику Т.П. Андреевской, М.В.Белкина «История Древнего мира».
 
Ход урока

 
  1. Мотивация к учебной деятельности.
 
- Наш урок мы начнем с прочтения стихотворения, которое написал житель Афин Солон в 6 веке до н.э. (карточка №1)
С земли камней премного закладных убрал,
Свободной стала прежде в рабстве бывшая.
Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,
Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.
Также о тех позаботился я, кто богатством и силой
Всех превзошел, — чтобы их не опозорил никто.
Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,
И запретил побеждать несправедливо других.
 
- Как вы понимаете эти строки?
- Как вы думаете, кому они могут принадлежать? (правителю, известному человеку, поэту, освободителю и т.д.).
- Автор этих строк - правитель (архонт) Солон, живший в 6 веке до н.э. в афинском полисе. Это стихотворение является важным историческим источником тех того времени.
- К какому виду исторического источника мы относим это стихотворение? (письменный). Проанализировав этот источник, мы узнаем, о тех государственных преобразованиях, которые совершил Солон в 594 году до н.э.
 
- Какой же у нас будет урок?   (Урок открытия новых знаний)
- Как ученик открывает новое? (Сначала ученик выясняет, что он не знает, а затем сам открывает новые знания.) 
- С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового).
 
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
 
- Вспоминаем значение тех терминов, которые изучили на прошлом уроке: аристократия, демос, полис.
- О каких «камнях закладных» пишет Солон? (долговые камни, долговое рабство)
- Как можно понимать первые две строки стихотворения? (отменил долговое рабство, камни с земельных участков убрали, вернул свободу)
- О чем еще с гордостью пишет Солон? (даровал власть народу, стал «щитом» между аристократией и демосом).
-Сформулируем новый термин. Как греки называли народную власть? (демократия).
-Сформулируем тему нашего урока («Установление демократии в Афинах»)
- Солон, согласно этому источнику, установил демократию в Афинах. Приведите доказательство или опровержение словам Солона.
- Можем ли мы выполнить поставленную задачу?  (нет)
- Какое у вас  затруднение? (Я  не могу обосновать  свой ответ.)
 
3. Выявление   места  и  причины затруднения 
 
- Почему вы не смогли выполнить задание? (Мы не знаем этого, мы это еще не изучали на уроке истории)
 
4. Построение проекта выхода из затруднения
 
- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (узнать, была ли установлена в Афинах демократия)
- Какие средства вы можете использовать при достижении цели? (учебник, рабочие листы, карточки)
- Цели и задачи поставлены, вы начинаете работать в парах, по следующему плану: работая с текстом учебника (параграф 25 п.2), надо заполнить рабочие листы.
 
5. Реализация построенного проекта
 
 
 
Рабочий лист № 1 (1 колонка)
что такое долг «под залог тела»?  
как демос был избавлен от долгового рабства?  
что стало с рабами - должниками, проданными на чужбину?  
кто отменил долговое рабство?  
все ли жители были довольны реформой?  
Сделайте вывод: как изменилось положение демоса после реформы?  
 
Рабочий лист № 2 (колонка)
что такое народное собрание?  
какие права получило народное собрание?  
кто мог в нем участвовать?  
кто дал народу новые права?  
все ли жители были довольны реформой?  
Сделайте вывод: как изменилось положение демоса после реформы?  
 
Рабочий лист № 3 (3 колонка)
что такое народный суд?  
кто мог участвовать в нем?  
мог ли бедняк стать судьей?  
кто создает народный суд?  
все жители были довольны этой переменой  
Сделайте вывод: как изменилось положение демоса после реформы?  
 
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Каждый ряд озвучивает ответы и выводы на вопросы рабочих листов. Выводы вывешиваются на доску.

 
Вывод № 1 Вывод № 2 Вывод № 3
     
 
- На основании выводов определите, как изменилось положение демоса в Афинах. Какие новые права он обрел? (Ответы детей)
- Запись в тетради: В 594 году до н.э. архонт (правитель) Солон провел реформы, заложившие основы демократии в Афинах: отменил долговое рабство, предоставил народному собранию право принимать законы и выбирать должностных лиц, создал народный суд.
- Таким образом, законы Солона привели к тому, что власть в афинском государстве принадлежала не только знатным афинянам (аристократии), но и простому народу – демосу.
-Запись в тетради: Демократия - власть народа.
- Возвращаемся к источнику, с которого начинали урок. Почему Солон пишет, что «власть даровал … народу в той мере, в какой он нуждался, чести его не лишил, но и не дал лишних прав». О каких «лишних» правах речь?
(ответы учащихся).
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Карточка №2. Решение кроссворда.
Вопросы:
1. Власть народа
2. Преобразование
3. Афинский архонт
4. Правило в государстве

 
  2.   3.     4.      
1.                  
                   
                   
                   
                   
                   
Ответы:
  2.р   3.с     4.з      
1.д е м о к р а т и я
  ф   л     к      
  о   о     о      
  р   н     н      
  м                
  а                
 
8. Включение в систему знаний и повторение
Совместное составление синквейна по правилам.
Синквейн - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы
4 строка – фраза, несущая определенный смысл
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
 
Солон
мудрый, справедливый
реформировал, преобразил, освободил,
Даровал власть простому народу.
Демократия!
 
9. Рефлексия учебной деятельности
- Какие новые знания вы приобрели на уроке?
- В чем были затруднения?
- Что помогло вам их преодолеть?
- Вы смогли открыть новые знания самостоятельно?
В конце урока учащиеся подводят итоги своей деятельности:
 
Я узнал (а)…………………….
Я понял (а)…………………...
Я запомнил (а)………………
 
Домашнее задание:
Заполнить рабочие листы других групп, используя § 25 пункт 2, выучить записи в тетради.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»