Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок по предмету: «История и культура Санкт-Петербурга» в 9 классе.
Тема: «Святыни Петербурга»
Кузьмин Константин Михайлович, учитель истории ГБСКОУ школы-интерната №6 Красногвардейского района Санкт- Петербурга.

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся о церковных сооружениях Санкт-Петербурга.
Задачи.
Образовательные: воспроизвести и осмыслить фактический материал по истории создания архитектурных церковных сооружений в Санкт-Петербурге, их местоположения, значимости в культурной жизни нашего города.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных способностей, внимания, памяти; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать, закреплять, умение работать с историческим материалом, давать полные и развёрнутые ответы.
Воспитательные: воспитывать любовь к своему городу, культурному наследию наших предков, чтить христианские традиции.
Оборудование урока: карточки с заданиями, компьютер, диапроектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока.
1. Начальный этап урока. На начальном этапе урока учащиеся знакомятся с правилами игры, выбирают капитана своей команды. Объясняется тематика урока, которая проводится по теме «Святыни Петербурга». Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей «Что? Где? Когда?».
Все учащиеся находятся за одним столом, рядом находятся карточки с заданиями. Счёт игры ведётся на школьной доске. По очереди ученики берут со стола карточки с номером задания, на которые они должны ответить в течение определённого промежутка времени. За правильно выполненное задание команда получает один балл.

Задание № 1. Догадайся, что это?
В этом задании учащимся даётся текст с описанием одного из храмов нашего города. По этому описанию, где не указывается название этого собора, они должны догадаться, о чём идёт речь и озвучить ответ о каком церковном сооружении идёт речь.
1). Этот собор считается первым храмом в Санкт – Петербурге. Построенный из дерева за несколько месяцев он стал действовать, являясь единственным храмом Городового или Петербургского острова, где первоначально строился и город. Все торжественные службы стали совершаться в этом соборе, который около 20 лет был основным храмом новой столицы. В этом соборе 22 октября 1721 года Пётр принял титул императора. Этот собор просуществовал до 1932 года и был разрушен в годы советской власти.
(Ответ: Троице - Петровский собор)

2). Этот собор был основан Петром I в один из дней своего рождения 30 мая 1714 года и окончен постройкою в годы царствования Анны Иоанновны в 1733 году. Из икон этого собора особенно замечательны те, которые собственноручно выточены из слоновой кости самим Петром I. В этом соборе погребены лица императорской фамилии, а потому и называется «Царской усыпальницей». Золочёный шпиль собора, увенчанный фигурой летящего ангела, имеет в высоту 122,5 метра и является символом нашего города. После телевизионной башни шпиль этого собора является самой высокой точкой Санкт-Петербурга.
(Ответ: Петропавловский собор)

Строительство этого собора началось в 1818 году, но закончилось лишь в 1858 году. Этот собор до сих пор поражает своим величием и масштабами. Ширина здания 97,6 м, длина 111,5 м, высота 101,88 м. Таким образом, этот собор лишь на 20 метров ниже шпиля Петропавловского собора. После освещения храма один из современников писал: «Гармония внешнего и внутреннего убранства, стройность и красота целого и деталей, роскошь и вместе с тем величавая простота всего храма делают собор одним из замечательнейших зданий в мире». Собор являлся главным кафедральным собором столицы. В целом имеющий форму креста, он вмещает 14 тысяч человек. Этот собор знаком горожанам и гостям города как музей-памятник. По особым церковным праздникам в нём начали проводиться богослужения.

(Ответ: Исаакиевский собор)
Задание № 2. Видео – вопрос.
Учащимся даётся видеокартинка Невского проспекта, канала Грибоедова. Внимание их акцентируется на зданиях расположенных вокруг. Далее в видеосюжете не раскрывая заднего плана, ставится вопрос: Ребята скажите, какой из храмов нашего города находится сейчас за моей спиной и почему он построен именно на этом месте. При правильном ответе учащимся задаются дополнительные вопросы:
1. Какое второе название носит этот храм?
2. Почему он носит такое название?
3. Какие события и когда произошли здесь во второй половине 19 века?
Далее на экране компьютера появляется концовка видеосюжета, где даётся план самого храма. В случае неполного ответа учащихся учитель рассказывает о трагических событиях, произошедших на месте возникновения этого церковного сооружения.
(Ответ: Храм Воскресения Христова, «Спас на крови»)

Задание № 3. Математическое.
В этом задании используется раздаточный материал, который получает каждый участник команды. Ставятся задачи рассчитать, сколько времени уходило на постройку отдельно взятых петербургских храмов и дать ответ, какой из них строился дольше всех и почему.
Пример задания:

Петропавловский собор (1714 – 1733)
Храм Воскресения Христова (1883 – 1907)
Исаакиевский собор (1818 – 1858)
Казанский собор (1801 – 1811)
Никольский собор (1753 – 1762)

(Ответ: Исаакиевский собор строился больше всех – 40 лет)

Учащимся задаётся дополнительный вопрос: Каким являлся по счёту Исаакиевский собор, строительство которого началось в 1818 году, и по проекту какого архитектора он был построен?

Задание № 4. Блиц- опрос.
В этом задании учащиеся должны за короткий промежуток времени дать правильный ответ.
Вопросы:
1. Во имя какого святого Никольский морской собор получил своё название?
Ответ: во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков.

2. Памятники каким русским полководцам были установлены напротив Казанского собора и почему?
Ответ: Напротив этого собора были установлены памятники русским полководцам Кутузову и Барклай де Толли, участникам Отечественной войны 1812 года.
В ходе войны в собор были доставлены почётные трофеи: вражеские знамёна и ключи от неприятельских городов и крепостей. Поэтому Казанский собор является памятником русской военной славы.
С диапроектора на экран выводится картинка Казанского собора.

3. В память о каком событии Северной войны на Выборгской стороне был воздвигнут один из храмов Санкт-Петербурга?
Ответ: 27 июня 1709 года Пётр I одержал победу над Полтавой. В память об этом знаменательном событии на Выборгской стороне была заложена Сампсониевская церковь.

Задание № 5. Собери картинку.
Каждому учащемуся раздаются фрагменты картинки Петропавловского собора. Их задача будет заключаться в том, чтобы правильно сложить эти фрагменты в единое целое.
Задание будет засчитано, если все участники команды правильно соберут картинку.

Задание № 6. Поставь стрелки.
Каждому участнику команды раздаётся лист с заданием. В этом задании учащиеся должны соединить стрелками архитектурные церковные сооружения Санкт -Петербурга с фамилиями зодчих, которые принимали непосредственное участие в создании проектов этих соборов.
Исаакиевский собор Трезини

Петропавловский собор Растрелли

Казанский собор Монферран

Смольный собор Чевакинский

Никольский собор Воронихин


Задание № 7. «Чёрный ящик».

В этом задании учащиеся должны отгадать предмет, который находится в черном ящике, а также кто изображён на этом предмете.
Далее следует рассказ учителя:
В этой шкатулке находится предмет, который появился на Руси с принятием христианства. На этих предметах рисовали живописные изображения Иисуса Христа или святых специальными красками, приготовленными на яичном желтке. Эти предметы помещались на стенах в храмах, в монастырях, в княжеских домах и домах горожан. На этом предмете изображён новгородский князь, мощи которого были перенесены в Санкт-Петербург по указанию Петра I. Человек, изображённый на этом предмете, является святым покровителем нашего города. Имя этого князя встречается в названиях нашего города. Его именем названы площадь, на которой находится памятник этому князю, мост, станция метро, улица.
После ответов учащихся шкатулка открывается и достаётся икона с изображением святого князя Александра Невского.

Подведение итогов урока.
Обратить внимание учащихся на общий счёт игры, похвалить всех учащихся за знания и умения, которые они показали во время этой игры. Выделить наиболее активных участников среди них.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»