Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Возможности ЭОР и дистанционного обучения в преподавании истории в рамках ФГОС второго поколения

Тырнова И.В., методист курса истории Виртуальной школы ГБОУ СОШ № 277

Школа – единственный институт, через который проходит вся нация («Петербургская школа 2020»)

Современное информационное общество характеризуется возрастанием роли информации, созданием информационного пространства, доступного всем членам общества и способствующего их взаимодействию, удовлетворяющего их социальные и личностные потребности. «Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена». (Чурилина И.Н. «Роль информационно-коммуникативных технологий в управлении качеством образования», с.35)

В условиях развития современного информационного общества большое внимание уделяется использованию имеющегося информационного пространства, созданию и эффективному функционированию информационной среды. Для современного школьного образования это также актуально.

Результативностью изучения предметов общественно-научных дисциплин, в частности истории, по новым стандартам будет являться «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур» (ФГОС). В связи с этим перед педагогами стоит задача повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020). Достижению этого призвана Программа развития универсальных учебных действий, под которыми понимается программа формирования общеучебных умений и навыков. Программа должна обеспечивать:

·         развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

·         формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

·         формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

·         повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·         формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

·         овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·         формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет. (ФГОС)

В современном образовании, как известно, основной акцент делается не на усвоение уже готовых знаний, а на самостоятельный поиск решений, умение ориентироваться в непрекращающемся потоке информации, способность применять имеющиеся знания на практике, и, как следствие, становление равноправного члена общества. Как сказал известный изобретатель Томас Эдисон, «важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». «Помочь мыслить» современному ученику может и должен учитель, являющийся компетентным наставником школьника, современным специалистом, преподающим на качественно новом уровне, с использованием всех современных методов обучения. «Информационная компетентность учителя включает в себя осознанное использование современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ЭОР на всех этапах учебного процесса; умения понимать суть обработки информации, находить информацию в различных источниках, пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации, интерпретировать информацию, конвертировать визуальную информацию в вербальную звуковую систему, широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений, производить анализ информационных моделей и пр. Важно целенаправленно собирать электронные ресурсы и формировать школьную медиатеку, а в методических объединениях накапливать самостоятельно созданные ЭОР и разработки уроков с их использованием». (Журавлева О.Н. «Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов при обучении истории», с.25-26)

Научить учащегося принимать самостоятельные решения, предварительно усвоив имеющуюся информацию, критически ее переработав, помогают современные цифровые ресурсы. «ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы, в которых вместо текстового фрагмента, выполняющего только информативную функцию, содержится интерактивный электронный контент, т.е. интерактив является важнейшей их составляющей. В ЭОР нового поколения отсутствует жесткая заданность в использовании того или иного учебного модуля, учитель достаточно свободен» (Журавлева  О.Н., С.17)

Примерами ЭОР нового поколения служат коллекцииФедерального центра информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).  Дадим краткую характеристику этим коллекциям, поскольку ниже будет приведен пример использования их ресурсов в разработке уроков истории для дистанционного обучения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсовпредставляет собой хранилище самых разнообразных ресурсов по различным научным дисциплинам, предметные коллекции, словари, дидактические материалы, интерактивные цифровые карты, исторические документы и др. Ресурсы представлены в этой коллекции в нескольких форматах: видео, аудио - материалы, текстовые документы, карты, интерактивные тесты, коллекции изображений. Учитель истории на своем уроке может широко использовать эти материалы:

·         раздавать распечатанные заранее тексты или фрагменты исторических документов с вопросами

·         актуализировать знания включением в урок аудио или видео - записей

·         иллюстрировать подачу информации фотоматериалами или изображениями

·         работать с цифровыми картами

·         закреплять материал интерактивными тестами и тренажерами и т.д.

Данная коллекция хороша тем, что учитель может самостоятельно разрабатывать структуру урока, ее ресурсы можно скопировать в свою собственную локальную коллекцию и применять в дальнейшем на уроках даже при отсутствии выхода в Интернет, использовать в собственных презентациях или отдельными фрагментами на уроках.

Другой коллекцией, также широко используемой современными педагогами, является коллекция Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. Все ресурсы, представленные в ней, имеют единый интерфейс и созданы в едином цифровом формате. Они представлены тремя модулями по различным темам: информационный модуль позволяет  в режиме исследования изучить тему, практический модуль позволяет  закрепить осмысление темы, контролирующий модуль позволяет проверить усвоенные знания.

Вот пример аннотации к информационному модулю «Мощь страны – уважение соседей»: «В ходе работы с модулем учащийся сможет поставить себе цели познавательной деятельности, познакомиться с хронологией изучаемого периода истории Московского государства, провести параллели с событиями, произошедшими в это же время в соседних государствах. 2. Проанализировав аудиоматериал модуля, учащийся сможет выяснить, как расширялось и укреплялось Русское государство в XV веке, проанализировать влияние идеи «Москва - третий Рим» на дипломатию, внешнеполитическую линию России. 3. Модуль снабжен иллюстративным материалом, на основе которого также возможно организовать практическую работу учащихся. 4. В модуле представлены древнерусские книжные миниатюры, дополняющие повествование о событиях внешней политики Руси XV века. На основе этого исторического источника возможно проведение лабораторной работы. 5. Особое внимание в содержании модуля уделено одной из первых идеологических концепций России – «Москва - третий Рим», что, безусловно, способствует развитию в учащихся чувства патриотизма. Метод изложения данной проблемы способствует развитию в учащихся способности к выявлению и анализу причинно-следственных связей, а также развитию умения работать с теоретическим историческим материалом. 6. Каждую иллюстрацию учащийся сможет скопировать и продолжить работу с ней самостоятельно. 7. В финале изучения темы учащийся подходит к важному выводу о смене международного статуса Московского государства вследствие окончательного избавления от ига».(http://fcior.edu.ru/card/3430/mosh-strany-uvazhenie-sosedey.html)

Преимущества указанных ЭОР заключаются в следующем:

·         это уже готовые интерактивные фрагменты по теме – озвученные, снабженные документальным материалом, богато иллюстрированные

·         они позволяют учащемуся самостоятельно изучить выбранную тему, в случае неудачи при проведении контроля, вновь вернуться к теоретическому материалу и отработать ошибки

·         ресурсы рассчитаны как на самостоятельную работу ученика, так и на работу под руководством учителя, однако, при этом основная мыслительная и аналитическая работа ложится на учащегося

·         из этих ресурсов также можно создать собственную локальную цифровую образовательную коллекцию и использовать ее в работе на уроках

«Возможности применения инновационных ЭОР способны обеспечить не только получение информации, ее практическую отработку, контроль учебных достижений, но и позволяют расширить границы процесса обучения, самостоятельной учебной работы, дополнив их активнодеятельностными, внеаудиторными, коллективными и другими формами. ЭОР, конечно, не заменяет учебник, хотя большой потенциал для применения в учебном процессе и преимущества ресурсов нового поколения очевидны». (Журавлева О.Н., с.20)

Вот уже третий год в нашей школе работает Виртуальная школа в оболочке Moodle. Идет разработка ресурсов по различным предметам, в том числе и по истории. Курс разбит на уроки согласно поурочному планированию. Каждый урок снабжен методическими рекомендациями для ученика, позволяющими ему сориентироваться в уроке, самостоятельно изучить ресурсы. Возможности оболочки МУДЛ позволяют разместить фактически все возможные форматы: текстовые документы, аудио и видео - фрагменты, иллюстрации, карты, цифровые и электронные тесты и тренажеры, презентации, таблицы и т.д. Огромным подспорьем учителю являются коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов иЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов, о которых речь шла выше. Еще одним преимуществом Виртуальной Школы является возможность оперативно (в том числе и on- line) задать вопрос или проконсультироваться с учителем, получить результаты тестирования. Кроме того, возможно самостоятельное изучение предмета, например, в режиме экстерната, или в случае пропуска большого количества уроков по болезни.

Рассмотрим вариант структуры урока в 10 классе Виртуальной школы по теме «Характерные черты эпохи Просвещения» в системе дистанционного обучения. В уроке использованы   ресурсы коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

1.      Урок начинается с Методических рекомендаций. В них поэтапно, пошагово даны все фазы урока с вопросами и заданиями по актуализации знаний, обращениями к записям в тетрадь, заполнением предлагаемых таблиц, обращением к цифровым ресурсам, помещенным в уроке. Методическими рекомендациями может пользоваться как ученик, самостоятельно изучающий данную тему, так и учитель в ходе проведения урока.

2.      По ходу изучения материала, идут ссылки на ресурсы, которыми предлагается воспользоваться:

·         Презентация учителя «Революция в естествознании и идеи Просвещения»

·         Век Просвещения. Интерактивная информация ч.1 и ч.2 (как сказано в аннотации, модули позволяют в режиме исследования изучить тему "Век Просвещения") -http://fcior.edu.ru/card/10967/vek-prosvesheniya.html, http://fcior.edu.ru/card/7307/vek-prosvesheniya.html.

·         Общественная мысль эпохи Просвещения. Интерактивная информация. Модуль предназначен для формирования знаний об общественной мысли эпохи просвещения. Рассматриваются основные направления общественной мысли эпохи Просвещения в Италии, Франции и Германии. Уделяется внимание персоналиям просветителей и их идеям. Рекомендован для углубленного изучения истории. http://fcior.edu.ru/card/21343/obshestvennaya-mysl-epohi-prosvesheniya.html.

·         Век Просвещения. Интерактивная практика (модуль позволяет закрепить осмысление темы "Век Просвещения") - http://fcior.edu.ru/card/13508/praktika-vek-prosvesheniya.html.

·         Век Просвещения. Интерактивный контроль (Модуль предназначен для проверки знаний) - http://fcior.edu.ru/card/4104/kontrol-epoha-prosvesheniya.html.

·         Галерея портретов «Мыслители Просвещения о роли разума, образованности, религии, нравственности, искусстве» (иллюстративный ряд к теме "Эпоха Просвещения", закрепление изученного материала) -  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/12be5baf-c950-4b22-b0b4-7e2ef1475a62/%5BIS10VI_8-33%5D_%5BGA%2BTT_04%5D.html. Этот ресурс позволяет рассмотреть портреты известных просветителей Вольтера и Руссо, познакомиться с их высказываниями о религии, культуре, нравственности, поразмышлять об их взглядах на эти предметы и влиянии их на дальнейшее развитие цивилизации.

·         Эпоха Просвещения. Схема (справочный материал к теме "Эпоха Просвещения", работа по выявлению взаимосвязей) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b4f2da23-9b0c-4f24-8887-f7ec1d464acc/%5BIS10VI_8-33%5D_%5BCX_01%5D.swf. Ресурс поможет структурировать полученные в ходе урока знания.

·         Деятели эпохи Просвещения. Интерактивный тест (работа по проверке знаний) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/956b7804-87e4-4b21-b29b-f4025973f393/%5BIS10VI_8-33%5D_%5BIS_05%5D.swf.

3.      Домашнее задание. Предлагается выполнить письменные задания на соответствие и тест с обоснованием ответа и отослать учителю по Виртуальной школе.

Примечание. Предложенную схему урока можно изменять  в зависимости от задач, стоящих перед учителем на уроке, от уровня подготовленности класса. Не обязательно отрабатывать все предложенные ресурсы, такой задачи не ставится. Цель в другом: учитель может творчески подойти к подготовке урока, выработав собственную схему использования цифровых ресурсов, направив работу учащихся по исследовательскому пути. Если ученик занимается самостоятельно, он может отработать предложенные задания в удобном ему режиме.

Таким образом, ученик, пользующийся возможностями Виртуальной школы и цифровыми ресурсами, развивает следующие навыки:

·         умение самостоятельно работать с документами, текстами, историческими источниками

·         умение анализировать, сопоставлять, выделять главное

Учитель, в соответствии с  требованиями Новых стандартов образования, также творчески подходит к проведению урока, являясь помощником и проводником ученика в многообразном и увлекательном процессе исследования, ибо, по словам академика П. Капицы,  «воспитание творческих способностей в человеке основывается на развитии самостоятельного мышления».

 

Литература и источники:

 

1.      О.Н.Журавлева «Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов при обучении истории» – Сборник «Методика преподавания истории в профильной школе с использованием электронных образовательных ресурсов», СПб., 2011 г.

2.      Чурилина И.Н. «Роль информационно-коммуникативных технологий в управлении качеством образования». - Сборник ИМЦ Кировского района СПб «Приоритеты. Опыт. Инновации. Сотрудничество. Качество», СПб., 2011 г.

3.      Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020», Санкт-Петербург, 2010.

4.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (ФГОС)

5.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

6.      Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»