Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 Использование  акмеологических технологий

   в музейно-педагогической деятельности

 учителя мировой художественной культуры

 

Семенова Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук

учитель истории и мировой художественной культуры

ГБОУ  средней общеобразовательной школы № 38 Санкт-Петербурга

 

 

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.

Демокрит - ( от . 460- после 360) древнегреческий философ

 

.В течение 10 лет учащиеся  нашей школы принимают активное участие в освоении многоуровневой музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» Центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, успешно участвуют в Интернет-Олимпиадах и гуманитарных чтениях Русского музея.

 Формирование эстетических и духовно-нравственных качеств личности ,  ценностного отношения к изобразительному искусству, к  музею и художественной культуре в целом, формирование визуальной культуры учащихся являются важнейшими педагогическими задачами музейной педагогики.  Реализация этих задач  наиболее эффективна  при условии сотрудничества и  творческого  взаимодействие учителя школы и музейного педагога.

В практике нашей работы сложилась эффективная модель педагогического сопровождения  учащихся  при изучении искусства в школе и в пространстве музея.

Так, существующая  система дополнительного образования в средней школе позволяет органично включить в  работу детских творческих объединений  музейную педагогику.

На протяжении многих  лет мы руководим творческим объединением учащихся  «Школа экскурсоводов». Досуговая деятельность школьников  связана со  стремлением  в   после урочной деятельности реализовать свои творческие интересы и  способности. Работа  в кружке позволяет включить ребят в освоение музейного пространства Русского музея, в

подготовку   к участию в  Интернет — Олимпиадах  и в гуманитарных чтениях, в разработку  тематических конференций старшеклассников  по музейной педагогике в школе.

В процессе работы сложилась определенная педагогическая технология сопровождения  образовательного  процесса, способствующая достижению учащимися высоких результатов. Целью нашего педагогического действия является развитие личности ребенка, побуждение  к достижению своих творческих вершин, к  самореализации через творчество. Наше педагогическое кредо «Гуманизм. Развитие. Личность» является той нравственной позицией, которая определяет результат и ценность нашего опыта.

Следует отметить, что современное   научное направление  ,  связанное с системой наук о человеке, интегрирующее достижения педагогики и психологии   ,  естественных, общественных, технологических дисциплин  получило название    акмеология.

Акмеология (гр akme -  высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство и logos- речь, учение) — наука о достижении вершин человеческого качества в человеке, овладении совершенством в том числе и в развитии своих задатков, природной одаренности через образование, позитивную социализацию.

Базовые понятия акмеологии разрабатывались в трудах Л.С.   Выготского , Б.Г. Ананьева,  Н.И. Кузьминой, С.Д. Пожарского, Ю.А. Гагина, А.А. Деркача.

Акмеология — это восхождение к разуму сердца, поиски гуманистического смысла бытия человека, реализация его творческих возможностей на разных этапах его жизнедеятельности: на этапе детства, юношеского возраста, взрослости.

 В контексте этих исследований,  акмеологические технологии определяются  как совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. (Акмеология: Учебное пособие.

 А.А. Деркач, Зазыкин В.Г.  - Спб, 2003 С.103) .

Движение человека к «акме» , своей вершине начинается с самого раннего возраста .

В нашем контексте акмеологическими технологиями мы называем методы педагогического сопровождения образовательного процесса, направленные на личностный рост  и индивидуальное   развитие учащихся.

 Некоторые вопросы  педагогических технологий , направленных на личностное развитие учащихся  и  подтвердивших  на  практике эффективность  нашей деятельности, мы попытаемся  представить  в данной статье.

 

 Сочетание  лучших  традиций гумансистической педагогики  и инновационных    методик, связанных с компьютеризацией  современного образовательного пространства  позволяет по-новому переосмыслить педагогические ресурсы для решения задач личностного развития человека информационного общества. 

 

В то же время само искусство, его изучение является мощным фактором развития личности человека, побуждения его к творчеству, к  восхождению к образу человека.

Лев  Николаевич Толстой говорил о великой нравственной и  объединяющей силе искусства: « Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому: заставляет с большим  вниманием и пониманием относится к чужой боли, к чужой радости. Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ».

Дмитрий Сергеевич Лихачев, выдающийся российский филолог, писал : «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Оно делает его добрее, а следовательно счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче и интереснее жить» .

 

Школьный предмет, говорящий с сердцем юного человека, это  мировая художественная культура, обогащенная уникальными методиками музейной педагогики, которые делают школьника сопричастным современному культурному процессу, активно включают в современный культурологический социум.

Остановимся более подробно на методике интегрированного взаимодействия школьного образовательного пространства и музейной педагогики.

Как известно,   музейная педагогика как специальный предмет предполагает  организацию обучения непосредственно в музее,  учитывая и специфику возрастной детской  аудитории и специфику музея как образовательного пространства  и предполагает определенную совокупность знаний, психолого-педагогических установок, методов и приемов развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды ( Столяров Б.А. Музейная педагогика . История, теория, практика.-  М.: Высшая школа, 2004. С. 214).

 

Работа профессионального музейного работника ясна — он ведет экскурсию, знакомит с экспозицией Русского музея.

 А как сделать эти замечательные уроки-экскурсии в музейном пространстве  импульсом к самостоятельному творчеству ребенка. В чем педагогическая задача учителя школы?  Чем его профессиональная деятельность отличается от деятельности музейного педагога?

 Опыт нашей работы позволяет поделиться интересными наблюдениями за восприятием искусства в пространстве музея детьми  младшего школьного возраста и подростками.

Что может быть интереснее и увлекательнее знакомства с миром искусства?

В пространстве музея, знакомясь с подлинными произведениями искусства

на крыльях нашей фантазии мы переносимся в различные эпохи, встречаемся с различными людьми. Мы им сопереживаем, сочувствуем, думаем вместе с ними, восхищаемся тем миром, который они видят вокруг себя. Примериваем на себя не только их платья, костюмы, но и их судьбы. И судьбы художников, оставивших нам свои мысли, мечты, взлет своей фантазии. Настоящее произведение искусства выходит за рамки своего времени..

И восприятие его всегда индивидуально. Маленькие детки  просто рассматривают картины. И их  «Почему?» не имеет границ.

В младшем школьном возрасте рисуют все. Мир познается и утверждается сенсорно.

И сколько в этом мире Мам, Солнц, Цветов.

Интересно , что в раннем возрасте детей захватывает яркость образность художественных произведений, стремление в своих рисунках подражать и  повторить увиденное. Дети как бы на себе «примеривают» художественный образ, исторический  костюм, сюжет картины. Девочек увлекают образы красивых дам, их платья, прически.

Мальчикам интересны батальные сражения, героизм, яркость произведений, значительность личностей, изображенных на портретах. В своих рисунках на уроках дети  воспроизводят  внешнюю строну художественного явления, понятную и доступную их возрасту .

 Ребенок окружен любовью и заботой и его мир  художественных впечатлений ярок, гармоничен, светел и наивен.

Совершенно по — другому воспринимают искусство ребята подросткового возраста.

 Человек взрослеет. Он хочет  понять  мир  взрослых. Не повторение и  подражание героям картин занимает его, а стремление осмыслить этот мир художественных ценностей,

 и понять свое место в нем. Доминирующее мышление становится не образным, а аналитическим. Развивается потребность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы. Внимание и память приобретают характер регулируемых и управляемых процессов.

  Подростку нужны взрослые знания и представления об этом мире.  Он стремиться  овладеть языком изобразительного искусства. Найти свое место в этом мире вечных  человеческих ценностей. Не красивые платья на  картинах  занимают мир подростка, а интересуют судьбы этих людей и этих эпох.  Интересует нравственная оценка событий  и эстетических критериев искусства . Кризис подросткового возраста  -  это время взросления. Это время поиска нравственной оценки деяний людей, их эстетических ценностей.    

Интерпретация художественного произведения изменяется с возрастом.

Учащиеся  подросткового возраста   чутко улавливают стиль эпохи, внешнюю эстетику произведения, стараются понять глубинный смысл произведения, ищут в произведении проявления личности художника.

Подростковый возраст является переходным в процессе взросления. Ломаются  сложившиеся формы взаимоотношений с людьми , актуализируется осознание своей индивидуальности, значимости  своего статуса в возрастной группе.

 В процессе обучения мышление интеллектуально одаренных детей требует самореализации, признания  своей индивидуальности прежде всего в группе сверстников.

Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте особо выделяется потребность в формировании нравственного самосознания, поиска положительного позитивного опыта взаимодействия  личности в социуме. Идет поиск своего идеала в разных областях человеческой деятельности. Событийная история человечества становится интересна теми личностями, которые ее создавали. И особенно теми людьми, которые оставили  после себя глубинный нравственный след своего бытия, реализовали свой   смысл жизни, свое призвание.   Афоризм  Г. Гейне «Нравственность — это разум сердца» очень точно определяет направление  нравственных исканий взрослеющего человека.

 

Сердце ребенка взрослеет, и на  пути его восхождения к вершинам своей личности, встают нравственные проблемы человеческого бытия.

 

Искусство  дает  достаточно примеров высоконравственного поведения человека, показывает красоту его души, стремление к высоким идеалам Любви, Доброты, Справедливости. 

Нередко, именно такой личностью, достойной подражания, становится деятель культуры, созидающий, а не разрушающий человеческое пространство бытия.

Встреча с подлинным произведением искусства в пространстве музея становится мощным импульсом  к самостоятельному творчеству. Ломаются шаблоны, стереотипы восприятия. Свобода сопереживания истинному художественному произведению вызывает потребность в поиске самовыражения в индивидуальном творчестве.  Становится  актуальным  потребность в самообразовании, в овладении всем богатством современных технологий.

 

Музейный педагог видит воздействие искусства на своего юного  слушателя, учитель видит процесс взросления человека, сопровождает его восхождение к собственным вершинам творческой реализации. Интеграция профессиональных ресурсов   и сотрудничество   учителя и музейного педагога дают наиболее эффективный результат. Музейный педагог будит интерес к искусству, расширяет  гуманитарный кругозор  учащихся, мотивирует их стремление к познанию искусства. 

Учитель в  процессе школьного взаимодействия  видит ученика как личность, его индивидуальные особенности, творческие возможности,  его«зону ближайшего развития»   Индивидуальный подход  к личности ребенка всегда плодотворно воздействует на его дальнейшее развитие, на  овладение  не только школьными универсальными  навыками,  но и новыми вершинами в развитии своей личности. Процесс образования и побуждения к активному самообразованию, педагогическое руководство этой деятельностью дают наиболее социально зрелый творческий продукт.

Педагогика подросткового возраста апеллирует прежде всего к индивидуальности взрослеющего человека.

Для того,  чтобы образовательный процесс был полноценным и  музейные занятия учащихся давали свой  полноценный результат необходима  целенаправленная работа учителя и учащихся  на  уроках в школе, продолжающая работу экскурсовода в музее.

 

 Современные педагогические технологии позволяют  реализовать  творческий потенциал учащихся.

Остановимся более подробно на практическом опыте внедрения акмеологических технологий  в  преподавание мировой художественной культуры  в школе и использование образовательных ресурсов  музейной педагогики.

 Акмеологические технологии должны в основу брать психологические установки личности взрослеющего  человека.

К ним относятся:

-        диагностика личностных интересов и потребностей,

-        разработка  индивидуального маршрута самообразования,

-        обучение приемам самообразования , то есть  целенаправленное  восполнение знаний с использованием электронных носителей и   традиционных письменных источников

-        самоконтроль , то есть обучение самостоятельно контролировать полученный результат 

Открытость познания искусства, возможность к его приобщению предполагают для такую организацию учебного процесса , при котором наиболее востребованы сама личность ребенка с ее сложившимися системами ценностей . И роль педагога заключается в постановке новых более сложных целей на качественно новом уровне познания.

 

 В нашей школе сложилась традиция проведения конференций учащимися старшего школьного возраста. Большим творческим импульсом, побуждающим к самообразованию, является  подготовка школьных конференции , в том числе и конференций по музейной педагогике.

 

 Акмеологические технологии в процессе подготовке к конференции связаны

прежде всего с определениемвоспитательной цели конференции. 

Это  прежде всего решение нравственных проблем , изучение биографий людей оставивших после себя нравственный след, служивших нравственному просвещению своего народа.

 

Подготовка к конференции по музейной педагогики начинается с посещения музея.

Этому событию предшествует подготовительный этап. 

Чтобы образовательный процесс был полноценным и  музейные занятия учащихся давали свой  полноценный результат необходима  целенаправленная работа учителя и учащихся  на  уроках в школе.

Этап диагностики интересов, склонностей, определение места именно этого предмета в профессиональном и личностном самоопределении важен. Он исключает перегрузку заданиями и определяет тех ребят для кого это важно. В силу личностных склонностей.

Ребятам можно  предложить самые простые вопросы:

1.     Любите ли вы посещать музеи

2.     В  каких музеях вы были

3.     Ваши любимые художники

Анализ полученных ответов дает представление о степени развитости познавательных интересов, эстетических потребностях и запросах учащихся.

Полезно до посещения экскурсии провести беседу по теме, составить коллективный рассказ  о том, что ребята уже знают, на какие вопросы они хотели бы получить ответы на экскурсии. Интересно свои рассуждения до посещения экскурсии в музее записать .

В каждом классе есть ребята, которые с удовольствием, опережая экскурсионную работу , расскажут о своих представлениях и впечатлениях. Дадим им слово. Посмотрим, как класс реагирует на их  лидерство в познании. Их выступления создадут  нужную педагогическую мотивацию для посещения музея.

Предлагаем до посещения музея заполнить «Лист самоанализа».

Вопросы должны быть простые и понятные. Например:

1.      Что вы знаете по этой теме?

2.      Какие вам знакомы художники в связи с этой темой?

3.      Как вы оценивает свои знания по теме ?

Интересно записать на видеокамеру ответы ребят.  Использование цифровой техники позволит сделать фоторепортаж из музея по заданной теме, привлечь интернет ресурсы для обработки материала.  Все эти заготовки пригодятся для формирования своего тематического фильма о посещении музея. который с удовольствием ребята просмотрят на итоговой  конференции.

На уроке необходимо настроить ребят на встречу с подлинным искусством.

 

 

 В этой работе поможет серия фильмом Русского музея, предварительная работа с программой «Здравствуй, музей!»

 

 В  сложившейся практике нашего опыта можно выделить несколько этапов.

 

1.      Организационный этап педагогической деятельности связан с планированием.

Педагогически целесообразно  на этом этапе учесть музейные ресурсы, спланировать тематику  школьного учебного  материала с экскурсиями в музее.

2.      Подготовительный этап
Ребята заранее должны знать тему экскурсии, подготовить себя к ее восприятию.

3.      Работа во время экскурсии. Во время экскурсии  ребята работают с музейным педагогом — специалистом, который осуществляет педагогическую образовательную деятельность  в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс, обеспечивает общение зрителя с музейным памятником. Это  системно-организованное и четко направленное взаимодействие музейного педагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения в условиях музейной среды на основе целостности и общности музейного пространства, музейного педагога и музейного зрителя  ( Столяров  Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высшая школа , 2004  С. 209).

Профессиональная деятельность музейного педагога и педагога школы — это сотрудничество, интеграция профессиональных компетенци.й направленных на общую цель -побуждение, мотивация учащихся к самообразованию, расширению своего культурного кругозора, проявление индивидуальности и личного творческого самовыражения  в интерпретации художественных образов.

Во время экскурсии  ребята ведут запись, внимательно слушают, задают вопросы.

Акмеологическая технология предполагает, что ребята  анализируют процесс получения новый знаний.  В школе учащиеся  заполняют  «Лист самоанализа после экскурсии». Вопросы могут быть самые простые:

1.                  Что  нового я узнал по этой теме?

2.                  Назвать имена художников, произведений, которых мне были неизвестны.

3.                  Как изменились ваши знания после посещения экскурсии?

Ребята выслушивают мнения одноклассников. Дополняют свои записи. Выполняют творческие работы. Работают с интернет-ресурсами, чтобы восполнить недостающую информацию. Делают  презентации. Готовят свои исследовательские проекты к защите на школьной конференции по музейной педагогике.

Монографическое изучение творчества художников, погружение в эпоху в ее художественном личностном контексте побуждает учащихся к сотворчеству, к стремлению используя сеть Интернет расширить и свой зрительный багаж и свои теоретические знания об искусстве.

Развивающая сила искусства, концентрация в музейном пространстве шедевров разных эпох показывает как бесконечен мир художественного познания мира. Как бесконечен мир интерпретации художественного произведения.

 

При этом  индивидуальное самообразование в области художественного познания мира , с социализацией результатов своей деятельности — эта та  акмеологическая технология, которая позволяет личные мотивы в познании транслировать на социальную востребованность  своей индивидуальности.

Разработка индивидуального образовательного маршрута  является началом  обращение к информационным технологиям  и позволяет по -новому организовывать образовательный процесс, ориентировать его на личностный рост учащихся, на стремление к овладению своими творческими способностями через овладение новыми информационными технологиями.

Подростку важно утвердиться в своем социальном статусе в группе. Работа над докладом, презентацией, фильмом — показывает насколько ребята разносторонне одарены. Им предлагается  акмеологическая модель творческой деятельности, где Я — концепция, прогнозирует успешный результат. Ребята овладевают технологией успешной деятельности. Наиболее полна она отражена  в технологии  работы над исследовательским проектом: постановка цели, формирование гипотезы,задач, методов, прогнозирование результатов исследования, обобщение материала, публичная защита исследовательского проекта.

Как старшеклассникам  хочется найти  свое  образное слово, связанное с осознанием творчества художника., показать одноклассникам свою уникальность, одаренность в понимании сложного мира искусства , свою  способность к творчеству.

Важным этапом является подведение итогов, награждение лучших работ. Краткая  письменная оценка - резюме  всех представленных  на конференцию творческих работ в виде рейтинговых Сертификатов,  Грамот, Дипломов, Призов зрительских симпатий .  Критерии оценки: использование различных источников, включение музейных ресурсов, включение экскурсии в проект, музыкального сопровождение, оригинального дикторского текста.

Ребята должны научиться слушать одноклассников, уметь увидеть лучшие стороны их деятельности по самообразованию, отметить в чем суть и оригинальность их работы.

Конференция записывается на видеокамеру.

У ребят будет возможность увидеть себя со стороны, по-другому взглянуть на себя, на практике понять, что личность формируется через социальную оценку своей деятельности.

 Реальная социальная оценка  мотивируют  дальнейшее развитие личности, дальнейшее восхождение к своему «акме», своим творческим вершинам.

Приводим  методическую разработку сценария  школьной конференции по музейной педагогике.

 

 

Героические образы русского искусства ХУ-Х1Х веков

 

 

Актуальность темы связана с поиском наиболее оптимальных методов обучения в современном информационном пространстве, поиском средств воспитания  человека гражданского общества.

 

Цель занятия: формирование культуры визуального мышления на материале музейной педагогики и ресурсов Интернет.

 

Проблема урока-конференции — показать пути интеграции традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий.

    

Ведущие понятия и термины:

·        конференция — собрание для обсуждения общих проблем,

·        проблемы образования в условиях информационного общества,

·        традиционные и инновационные методы обучения,

·        самообразование и самовоспитание,

·        учись учиться,

·        музейная педагогика,

·        творческое развитие личности,

·        культура визуального мышления,

·        человек гражданского общества — мы разные, и мы вместе.

 

 

 

 

Задачи занятия:

·        формировать  умения пользоваться разными источниками информации,

·        творчески перерабатывать информацию в соответствии с поставленными учебными задачами

·        учиться публичным выступлениям,

·        учиться анализировать художественное произведение искусства,

·        овладевать языком искусства и искусствоведческими понятиями: стиль эпохи, барокко, классицизм, романтизм, передвижники как явление общественной мысли и художественной культуры России Х1Х века

 

Музейный компонент является  отправной дидактической основой в построении концепции конференции. Предварительно  учащиеся посетили экскурсию в Русском музее. Рефераты и презентации  выполнены в форме исследовательских работ, с опорой на личные впечатления.

Для анализа результативности занятия разработан «Маршрутный лист занятия», цель  которого проверить эффективность  занятия, установить обратную связь с учащимися, поддерживать и стимулировать творческий интерес к теме конференции.

 

Тип урока соответствует возрастным особенностям учащихся, их потребности в освоении художественной культуры в пространстве музея, в диалогах со сверстниками, доступности информационного пространства через сеть интернет.

 

Зрительный ряд занятия представлен фоторепортажем из залов Русского музея, подбором картин по теме «Героические образы Русского искусства» из сети интернет.

 

Музыкальный ряд дает представление о ведущих музыкальных стилях различных этапов художественной культуры ХУ-Х1Х веков. Древнерусскую живопись сопровождает мужской хор церковных знаменских распевов, культуры эпохи  барокко иллюстрирует музыка Генри  Персела, эпоха классицизма представлена произведениями Людвига ван  Бетховена, Петра Ильича  Чайковского.

 

 

По результатам посещения музея ребятам предлагается сделать свои исследовательские проекты и защитить их на конференции, поставить общую проблему конференции,  сформулировать резолюцию конференции.

 

В результате обсуждения проблем изучения художественной культуры в условиях информационного общества, учащиеся делают общие выводы  в форме резолюции.

-     В музейном пространстве происходит формирование визуальной культуры,  развиваются и совершенствуются духовные потребности личности

-     Современное информационное пространство делает доступным изучение основ художественного мира

-     Умение учиться предполагает овладение не только информационным пространством, но и своими творческими способностями и  их развитие.

 

В процессе подготовки конференции  ребята учатся  самостоятельно  размышлять, рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы. Активно используют информационные ресурсы, заново перечитывают свои записи экскурсии.  Стараются интерпретировать свои впечатления, полученные на экскурсии, овладевают умением публичного выступления. 

 

 

Подведем общие итоги роли акмеологических  технологий  в развитие творческого потенциала учащихся:

 

1.      Личность формируется в процессе творческой деятельности. Учитель для развития личности ученика должен формировать проблему повышенной сложности, решение которой лежит в «зоне ближайшего развития», и на всех этапах  обучения должен обеспечивать педагогическое сопровождение. 

 

2.      Овладение знаниями в школьные годы должно  формировать нравственную позицию ученика, обращаться к  разуму его сердца. Проблемное обучение должно строиться на решении нравственных проблем бытия человечества. «Акме»  проявляется в поиске высоких нравственных идеалов в истории, искусстве, изучении биографии выдающихся людей, служивших нравственному  просвещению народа.

 

3.      Методические приемы акмеологических технологий связаны с разработкой под руководством учителя программы индивидуального самообразования,  обучению  приемам самоконтроля с целью выработки адекватной самооценки, овладение современными универсальными интегрированным знаниями,  гуманитарным и техническим предметам.

 

 

Таким образом выстраивается технология восприятия музейного пространства  не только как источника расширения общекультурного кругозора, но и как важнейшего источника личностного творчества и саморазвития. От пробуждения интереса к искусству , восприятие художественных образов в музейной среде до способности самостоятельно интерпретировать  произведения искусства,  создавать свои творческие произведения.

 

Вот такое вдохновенное легкое изящное стихотворение написала Лиллиана Миносян

 ( 15 лет) после посещения Русского музея.

 

Родились у Зевса с Мнемосиной

Дочери прекрасней всех цветов.

И владели дочери их силой,

Неподвластной для других Богов.

 

Приносили Музы вдохновение

Тем, кто мир прекрасным наполнял.

Разрывало сердце чувств кипение,

И шедевр художник создавал.

 

И в музеях музы выставляли

На картинах прожитые дни..

На полотнах словно застывали

И любовь и войны и цари.

 

 

Личностное восприятие истинного искусства индивидуально, оно является бесконечным источником  вдохновения и творчества. Музейная среда побуждает к  самостоятельному творчеству. И главным побуждающим началом к своему саморазвитию является подлинное искусство — неиссякаемый источник творчества и вдохновения.

 

.

Список литературы для самообразования учителя

 по вопросам педагогической акмеологии и музейной педагогике.

 

 

1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.

2.      Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография. Н.В.  Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л.С. Паутова- Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008.- 376 с.

3.      Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск 2000

4.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Л.: Наука, 1989.- 180 с.

5.      Бодалев А.А. Психология личностного роста. М.. 1995

6.      Бойко А. Г. Информационно-коммуникативные технологии в музейно-педагогической деятельности. - СПб., 2007

7.      Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999

8.      Выготский Л.С. Психология искусства.  М., 1965.

9.      Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии.-Санкт-Петербург, 2000

10.  Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: Пути достижения вершин профессионализма. - М.:  «Луч», 1993.- 184 с.

11.  Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии.- Спб.: Спб.АА, 1995.- 23 с. 298 с.

12.  Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д. Основание фундаментальной и синергетической акмеологии (Санкт-Петербург)

13.  Музейно-педагогическая программа  «Здравствуй, музей!» Концепция, структура, содержание.  Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, И.П. Ештокина- Спб, 2005.

14.  Семенова Е.С. Роль музейной педагогики в формировании исторического самосознания школьников.  Электронный жургнал «Экстернат. РФ». 2012

16.  Теоретико-методологические задачи акмеологии. Научная конференция. Украина 2006

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»