Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методические рекомендации к  уроку по истории России. 10 класс.

Культура домонгольской Руси (X – начало XIII в.)

 

Ремизова Светлана Николаевна,
заместитель директора по УВР,
учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №692
Калининского района Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

 

  1. Раскрыть и показать причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Древней Руси, особенности процесса развития древнерусской культуры в X – начале XIII в.
  2. Развивать умение характеризовать уровень развития древнерусского общества на основе анализа памятников культурного наследия домонгольской Руси.
  3. Развивать умение описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.
  4. Формировать умение выражать свое отношение к нравственным ценностям, которые демонстрируют нам культурные памятники Киевской Руси; определять роль культурного фактора в развитии древнерусского общества.

Основные понятия урока

  • Культура материальная и духовная
  • Крестово-купольный храм
  • Мозаика
  • Фреска
  • Иконопись

Оборудование урока

  1. Учебник Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. « История России» 10 класс («Вентана-Граф», 2007)
  2. Иллюстрации учебника.
  3. Фрагменты документов.
  4. Мультимедийная презентация.

Технология проведения  урока

 

Ролевая игра

План урока

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала:

1)     Исторические условия развития древнерусской культуры X – начала XIII в.

2)     Уровень культурного развития древнерусского общества.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Постановка домашнего задания.

 

 

ХОД УРОКА

 

  1. I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

 

Слово учителя

В начале XII в. единое Древнерусское государство распадается на множество отдельных княжеств. Сегодня мы поговорим о том, можно ли говорить о существовании единой древнерусской народности в условиях обособления отдельных княжеств и земель Руси на рубеже XII-XIII вв.?

Записывают тему урока

Тема нашего урока: «Культура домонгольской Руси (X – начало XIII в.)

 

II. Изучение нового материала.

Вопрос классу (беседа)

 

  1. 1. Вспомните, что такое культура?
  2. 2. Чем культура первобытности отличается от культуры Античности?
  3. 3. Предположите, какой вопрос мы должны с вами рассмотреть прежде, чем будем знакомиться и анализировать достижения культуры домонгольской Руси?

 

1) Исторические условия развития древнерусской культуры X – начала XIII в.

 

Вопрос классу (беседа)

 

  1. 1. Подумайте, какие факторы, на Ваш взгляд, могли повлиять на формирование древнерусской культуры?

По ходу ответов делаются записи на доске и в тетради

Исторические условия развития древнерусской культуры:

  1. В эпоху первобытности из восточных славян сформировалась народная, в основе своей языческая культура, искусство скоморохов, богатый фольклор – былины, сказки, обрядовые и лирические песни.
  2. Культура домонгольской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен – полян, новгородцев, кривичей, вятичей и др., а также соседних племен – угро-финнов, балтов, скифов. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплетались под воздействием общих политических и социально-экономических  отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли  и ремесел, развитием межгосударственных отношений.
  3. Огромное влияние на культуру домонгольской Руси оказало христианство. Вместе с тем существовавшие двоеверие обусловило то, что в культуре Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции.

 

2) Уровень культурного развития древнерусского общества.

 

Задание классу

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

Давайте попробуем определить уровень развития древнерусского общества по его культурному наследию. Для этого мы попадем в виртуальный  музей и познакомимся с экспозицией «Культура домонгольской Руси».

В музее будут работать профессионалы-экскурсоводы, которые, изучив материал учебника и фрагменты исторических документов, проведут экскурсии по залам композиции.

Первая группа: Зал «Развитие техники земледелия и ремесел».

Вторая группа: Зал «Быт и досуг Древней Руси».

Третья группа: Зал «Письменность и просвещение».

Четвертая группа: Зал «Храмовое искусство».

 

Ролевая игра

Экскурсоводы проводят экскурсию.

 

  1. III. Подведение итогов урока.

 

Вопрос классу (беседа)

 

Охарактеризуйте уровень развития древнерусского общества на основании культурных достижений.

  • Каковы отличительные особенности культуры Древней Руси?
  • Можно ли говорить о существовании единой древнерусской народности в условиях обособленности отдельных княжеств и земель? Ответ аргументируйте.
  1. IV. Постановка домашнего задания.

 

Прочитать §10.

Выполните разноуровневые задания:

  • Для сильных учеников – подготовить компьютерную презентацию по теме урока.
  • Для средних учеников – подготовить проект «Отражение христианских ценностей и традиций в древнерусском искусстве».
  • Для слабых учеников – подготовить проект «Былины –устный учебник родной истории».
     

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»