Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) на уроках истории

Холодная война

Яковлев Михаил Михайлович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 10 с углублённым изучением химии
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Класс: 11,  предмет: история, количество часов:  4

Цель изучения темы:

Учащиеся овладеют способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности  по составлению тезисов к дебатам на тему: «В «холодной войне» не было победителей» на основе:

·        Знания о «холодной войне», её характерных чертах и хронологических рамках

·        Понимания взаимосвязи между аспектами «холодной войны» и особенностями развития стран двух систем

·        Умения обобщать и структурировать информацию

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

 

Предметный:

·        Выделять общее черты и различия  в процессе утверждения модели социализма в  странах Восточной Европы

·        Выполнять задания - задачу на историческую ситуацию

·        Анализировать фотодокументы и делать выводы

·        Определять особенности развития стран Западной Европы в период

« холодной войны»

·        Выявлять особенности китайской модели социализма

·        Объяснять причины Ближневосточного конфликта

·        Давать атрибуцию документа и отвечать на вопросы по документу, привлекая контекстные знания

·        Раскрывать влияние «холодной войны» на развитие  стран

« третьего мира»

·        Раскрывать причины и последствия международных кризисов

·        Приводить аргументы, как в поддержку, так и в опровержение  оценок международных кризисов 60- х г. XXв.

·        Анализировать фрагменты международных актов

 

Личностный:

·        проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации

·        определять потребности в освоении учебной темы

·        проявлять интерес к учебной теме

·        проявлять творчество при выполнении задания

·        проявлять сопереживание и уважение к другим людям

·        проявлять желание к самооценке

 

Метапредметный:

Познавательные умения:

·        осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием

·        определять значение и смысл терминов

·        оптимизировать информацию

·        структурировать информацию и составлять план

·        устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства

·        анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать информацию

·        самостоятельно создавать способы решения практикоориентированного задания

·        переводить информацию в разные формы предъявления

·        искать информацию в соответствии с целью

 

Регулятивные умения:

·        преодолевать затруднения при выполнении задания

·        вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий

·        планировать дальнейшее своё развитие и оценивать результат деятельности

Коммуникативные умения:

·        работать в паре и в группе

·        аргументированно отстаивать своё мнение и разрешать конфликты

·        полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

 

Блок 1. § 12.  Истоки и смысл «холодной войны» и § 20. «Международные отношения в 1960 – 1970-х гг.»:

·        Начало «холодной войны». Образование социалистического лагеря

·        Западная Европа в период «холодной войны»

·        Берлинские кризисы

·        Карибский кризис

Блок 2. § 13 – 14. Глобальное противостояние в Азии. Политические изменения в странах «третьего мира» во время «холодной войны» и

 §20. «Международные отношения в 1960 – 1970-х гг.»:

·        Особенности политического развития стран «третьего мира»

·        Установление коммунистического режима в крупнейшей азиатской стране

·        Корейская война

·        Начало противостояния в Индокитае. Вьетнамская война

·        Противостояние в арабском мире и проблема Израиля в период «холодной войны»

 

Термины и понятия (глоссарий) по теме:«холодная война», экспансия,  конфронтация,  эскалация, движение неприсоединения,  Коминформ, «железный занавес», план Маршалла, СЭВ, ОВД, НАТО,  «Пражская весна», ЕЭС,  ГДР, ФРГ, КНР,  страны «третьего мира», «гонка вооружений», биполярный мир, колония, метрополия, «теория домино», репарация, деколонизация,  «теория домино», Вьетконг.

Персоналии:  И.В.Сталин, Г.Трумэн,  У.Черчилль, Дж.Маршалл,  К.К.Рокоссовский, А.Дубчек, В.М.Молотов, Мао Цзэдун, Д.Кеннеди, Ф.Кастро, Ким Ир Сен, Н.С.Хрущёв, Хо Ши Мин, Д.Эйзенхауэр, Л.Джонсон, Нго Динь Дьем.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 

Межпредметные связи: обществознание (тема: «Политические режимы»), химия (тема: «Водород»), физика (тема: «Атомная энергетика»), география (тема: «Политическая карта мира и геополитика»).

Ресурсы: Всеобщая история: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Ю.Пленков, Т.П.Андреевская, С.В.Шевченко; под общей ред.академика РАН В.С.Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 336 с.: ил.

Формы работы школьников: индивидуальная,   групповая

Технология освоения темы – технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

 

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

Iэтап. Самоопределение к деятельности

 

Ситуативное задание

В современной исторической науке существует несколько точек зрения о том, кто же одержал победу в «холодной войне».  Лауреат  Пулитцеровской премии 2010 г., бывший шеф московского бюро «Вашингтон пост» Дэвид Хоффман  в своей книге «Мёртвая  рука. Неизвестная история холодной войны и её опасное наследие», вышедшей в Великобритании в 2011 г. утверждает, что в «холодной войне» не было победителей. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

Подготовьте тезисы к дебатам  по теме: «В «холодной войне» не было победителей»

 

IIэтап. Учебно-познавательная деятельность.

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П),  на «умение» (У)

 

Блок 1. Истоки и смысл «холодной войны»

Содержание блока осваивается школьниками на основе  § 12  («Истоки и смысл «холодной войны»)  и  § 20 («Международные отношения в 1960 – 1970-х гг.»)  учебника в соответствии с данной структурой:

1.     Начало «холодной войны». Образование социалистического лагеря

2.     Западная Европа в период «холодной войны»

3.     Берлинские кризисы

4.     Карибский кризис

 

 

1.     На основе § 12  пункта 1 (стр. 136 – 141)

 

Задание 1. (З) Расшифруйте аббревиатуру следующих понятий: Коминформ,  ОВД,  СЭВ.

 

Задание 2.  (З) Назовите политического деятеля, впервые употребившего понятие «железный занавес».

 

Задание 3.(З) Дополните следующие предложения:

 

Министром обороны Польши был назначен советский маршал ______________

Лидером компартии Чехословакии являлся ________________

Совет экономической взаимопомощи был создан в ______ г., а Организация Варшавского договора  -   в ______г.

Кроме компартий восточноевропейских стран, в Коминформ вошли две массовые коммунистические партии Запада -  _________ и _____________.  Антикоммунистическое восстание в Венгрии произошло в ______ г.

 

Задание  4. (П) Назовите факторы, способствовавшие утверждению коммунистических режимов после окончания Второй мировой войны. Какие факторы, на Ваш взгляд, были определяющими?

 

Задание 5. (У) Заполните колонку в таблице под названием «Социалистический лагерь»:

Проявления «холодной войны»

Аспект для сравнения

Социалистический лагерь

Капиталистический лагерь

1.     Хронологический

( перечислите страны и даты их присоединения к тому или иному лагерю)

 

 

2.     Военный аспект (запишите название военно-политического блока, дату его создания, фамилии  президента США и лидера СССР на момент создания блока)

 

 

3.     Экономический аспект (запишите название формы сотрудничества и дату образования)

 

 

4.     Идеологический аспект  (напишите название политического режима, характерного для того или иного блока стран)

 

 

 

2.     На основе § 12 пункта 2 (стр.141 – 144)

 

Задание 1. (З) Расположите исторические события в хронологическом порядке:

 

А) Создание ЕЭС

Б) Образование НАТО

В) Образование ГДР

Г) Образование ФРГ

 

Задние 2. (П) Согласны ли Вы со словами Г.Трумэна: «… без плана Дж.Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма»? Своё мнение обоснуйте.

 

Задание 3. (У) Заполните колонку в таблице под названием «Капиталистический лагерь»:

 

Проявления «холодной войны»

 

Аспект для сравнения

 

 

Социалистический лагерь

 

Капиталистический лагерь

1.     Хронологический аспект(перечислите страны и даты их присоединения к тому или иному лагерю)

 

 

2.     Военный аспект (запишите название военно-политического блока, дату его создания, фамилии  президента США и лидера СССР на момент создания блока)

 

 

 

3.     Экономический аспект (запишите название формы сотрудничества и дату образования)

 

 

4.     Идеологический аспект  (напишите название политического режима, характерного для того или иного блока стран)

 

 

 

3.     На основе  § 12 пункта 3 (стр.142)  и  § 20 (Стр.218 – 220)  (ДЭС - отрывок из документального фильма «Равновесие страха. Война, которая осталась холодной». Фильм  2.  «В начале было слово»;   отрывок из документального фильма «Равновесие страха. Война, которая осталась холодной». Фильм 4. «Всевидящее око», 2013 г.)

 

Задание 1 (З) Назовите дату первого и второго Берлинского кризисов. 

Задание 2 (З) Назовите даты образования ФРГ и ГДР.

Задание  3  (П) В чём заключалась опасность второго Берлинского кризиса?  Своё мнение обоснуйте.

Задание 4 (У) Заполните  таблицу:

 

 

 

Первый Берлинский кризис

 

Второй Берлинский кризис

 

 

Дата

 

 

 

 

 

Причины

 

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

 

 

Лидер СССР в годы кризиса

 

 

 

 

Президент США в годы кризиса

 

 

 

 

4.     На основе  § 20  пункта 4 (стр.220 – 222) (ДЭС – отрывок из документального фильма «Равновесие страха. Война, которая осталась холодной». Фильм 4. «Всевидящее око»,  2013 г.)

 

Задание 1. (З) Дополните следующие предложения:

 

В период «Карибского кризиса» первым секретарём ЦК КПСС являлся __________,  президентом США - ________, коммунистическим лидером Кубы __________.

 

Задание 2. (З) Назовите дату подписания договора между СССР, США и Великобританией о запрещении испытания ядерного оружия в трёх сферах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой).

 

Задание 3. (П) Можно ли считать, что в период Карибского кризиса мир стоял на пороге Третьей мировой войны? Своё мнение обоснуйте.

 

Задание 4.  (П) Согласны ли Вы с точкой зрения о том, что Кеннеди «проиграл Карибский кризис»?  Приведите аргументы, подтверждающие Вашу позицию.

 

Задание 4. (У) Найдите и исправьте исторические ошибки в тексте:

 

Карибский кризис -  термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противостояние между СССР и США в октябре 1961 г.  США разместили свои ракеты средней дальности «Марс» в Египте, а СССР в ходе операции «Сатурн» - на Кубе. В результате взаимных уступок и переговоров между Н.С.Хрущёвым и президентом США Д.Эйзенхауэром кризис удалось преодолеть.

 

Диагностическое задание.

Дополните предложения:

Сразу после окончания Второй мировой войны началось соперничество и противостояние между ____, возглавившим  __________________ лагерь, и

_____________________ лагерем под эгидой _______. В основе этого противостояния, получившего название «холодная война», лежало различие между  двумя общественными системами. Мир стал ________.   Период «холодной войны» характеризуется: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Блок  2. Глобальное противостояние в Азии. Политические изменения в странах «третьего мира» во время «холодной войны».

Содержание блока осваивается школьниками на основе  § 13 - 14 учебника в соответствии с данной структурой:

 

1.     Особенности политического развития стран «третьего мира».

2.     Установление коммунистического режима в крупнейшей азиатской стране

3.     Корейская война

4.     Начало противостояния в Индокитае. Вьетнамская война

5.     Противостояние в арабском мире и проблема Израиля в период «холодной войны»

 

1.     На основе § 13 – 14 пункта 1 (стр.147 – 149)

Задание 1. (З) Напишите значения терминов: «третий мир», движение неприсоединения, колония, метрополия.

 

Задание 2. (З) Назовите дату официального  оформления движения неприсоединения.

 

Задание 3. (П) Приведите причины того, что столь разные страны Азии и Африки можно объединить понятием « третий мир».

 

Задание 4. (У) Представьте названия государств Бандунгского движения и их лидеров в виде таблицы.

 

2.     На основе § 13 – 14 пункта 2 (стр.149 – 150)

 

Задание 1. (З) Назовите дату провозглашения Китайской народной республики и фамилию её лидера.

 

Задание 2. (З) Объясните понятие «культурная революция» и назовите её хронологические рамки.

 

Задание 3. (П) Докажите, что китайская модель социализма имела ярко выраженный национальный характер. Аргументируйте свою позицию.

 

Задание 4. (У) Дополните предложение. Несмотря на социально-экономические преобразования в Китае, политические структуры страны остались неизменными, потому что _____________

 

3.     На основе § 13 – 14 пункта 3 (стр.150 – 152)

 

Задание 1. (З) Назовите дату  Корейской войны.

 

Задание 2. (З) Назовите два независимых государства, на которые разделилась Корея в 1948 г.

 

Задание 3. (З) Назовите  лидера корейских коммунистов.

 

Задание 4. (П) Дополните предложение:

 

 Главную ответственность за развязывание войны в Корее несёт/несут ______________,  потому что __________________________________

 

Задание 5. (У) Найдите и исправьте исторические ошибки в тексте:

 

В 1949 г. на Корейском полуострове было создано два независимых государства: Республика Корея со столицей в Пхеньяне и Корейская Народно-Демократическая Республика со столицей в Сеуле. Северную Корею поддерживали США, Великобритания и миротворческие силы ООН, Южную Корею – Китай и  СССР. Лидер корейских коммунистов Хо Ши Мин полагал, что, как только коммунисты перейдут 38-ю параллель, на юге начнётся народное восстание, которое завершится короткой гражданской войной.  Военные успехи в борьбе с американскими войсками и войсками ООН повысили международный престиж Китая.

 

 

4.     На основе § 13 – 14 (стр.152 – 154) и § 20 (стр. 222 – 224)  пункта 4.

 

Задание 1. (З) Назовите первого президента Социалистической республики Вьетнам.

 

Задание 2.  (З)  Назовите дату войны во Вьетнаме.

 

Задание 3. (З) Объясните значение понятий «теория домино» и Вьетконг.

 

Задание 4. (П) Докажите что, в исторических судьбах Вьетнама и Кореи после получения независимости было много общего.

 

Задание 5. (П) Объясните тот факт, что  во время Корейской войны американское общество с пониманием реагировало на войну, а в период вьетнамской существовало  мощное антивоенное движение.

 

Задание 3. (У) Найдите и исправьте исторические ошибки в тексте:

 

Основной метрополией в Индокитае была Англия. В 1948 г. лидер коммунистов Хо Ши Мин объявил о создании независимой Демократической Республики Вьетнам, а США в противовес  установили в Южном Вьетнаме диктатуру Нго Динь Дьема. На Женевской международной конференции 26 апреля 1957 г. было достигнуто соглашение о разграничении Северного и Южного Вьетнама. Вьетнамская война 1966 – 1975 гг. завершилась победой США над Северным Вьетнамом.

 

5.     На основе § 13 – 14 пункта 5 (стр.158 – 161)

 

Задание 1. (З) Назовите дату провозглашения независимости Израиля.

 

Задание 2. (П) Приведите аргументы, объясняющие  причины того, что в годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось полностью привлечь ближневосточные страны на свою сторону.

 

Задание 3. (У) Изобразите схематично взаимоотношения между СССР, ближневосточными странами и США.

 

 

Диагностическое задание.

 

Дополните предложения:

 

Послевоенный мир включал в себя не только два враждебных блока, существовал ещё и ____________, к которому относились государства, образовавшиеся в результате распада колониальных империй.

В _____ г. к власти в Китае пришли коммунисты во главе с _________.

Корейская война __________ гг. наряду с блокадой Берлина стала ещё одним пиком «холодной войны». На Женевской международной конференции ______ г. было достигнуто соглашение о разграничении Северного и Южного Вьетнама. Во главе Южного Вьетнама, при поддержке США,  находился __________, Северный Вьетнам возглавил _________.   Во вьетнамской войне _______ гг. победа оказалась на стороне _________.

 

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.

Задание № 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Создание ЕЭС

2) «Пражская весна»

3) Речь У.Черчилля в Фултоне

4) Второй Берлинский кризис

5) Провозглашение КНР

6) Антикоммунистическое восстание в Венгрии

Ответ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2 (ДЭС – слайд № 1).  Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Какое историческое событие периода «холодной войны» изображено на фотографии?

 

А) Первый Берлинский кризис

Б) Карибский кризис

В) Второй Берлинский кризис

Г) «Пражская весна»

Ответ:__________________

 

Задание № 3. Напишите пропущенное слово/словосочетание.

Экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 гг., получила название __________________________________

Ответ:____________________________

 

Задание № 4. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к периоду «холодной войны». Найдите и запишите порядковый номер понятия, «выпадающего» из данного ряда.

1)    «Теория домино»;  2) операция «Цитадель»;  

 3) движение неприсоединения;   4) гонка вооружений;

 5) «Пражская весна»;    6) операция «Анадырь»

Ответ: ______________________

 

Задание № 5. Установите соответствие между историческими событиями и датами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ                                 ДАТЫ

 

А) Создание НАТО                                          1) 1955 г.

Б) Карибский кризис                                        2) 1948 г.

В) Строительство Берлинской стены             3) 1962 г

Г) Провозглашение государства Израиль      4)  1949 г.

Д) Создание ОВД                                              5) 1968 г.

Е) «Пражская весна»                                         6) 1961 г.

                                                                             7) 1946 г.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

А

 

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 6. Назовите не менее двух негативных последствий для СССР начавшейся «холодной войны». Приведите не менее трёх международных кризисов этого периода, в которых проявилось противостояние двух систем.

Ответ: ____________________________________________________

 

Задание № 8 (ДЭС – слайд № 2). Установите соответствие между  фамилиями  известных политических деятелей времён «холодной войны»  и  их изображениями. Ответ запишите в таблицу.

 

А) Ким Ир Сен (основатель северокорейского государства,  Председатель Кабинета министров КНДР с 1948 по 1972 гг.)

Б) Н.С.Хрущёв(первый секретарь ЦК КПСС в 1953 – 1964 гг.)

В) Ф.Кастро (коммунистический лидер Кубы до 2006 г.)

Г) Д.Ф.Кеннеди (президент США в 1961 – 1963 гг.)

Д) Мао Цзэдун (крупнейший политический деятель Китая в XXв.)

Е) И.В.Сталин  (генеральный секретарь партии с 1922 г., председатель СНК СССР с 1941 г.)

Ж) У.Л.С.Черчилль (премьер-министр Великобритании в 1940 – 1945 и 1951 – 1955 гг.)

З) Г.Трумэн (президент США в 1945 – 1953 гг.)

 

 

Ответ:

 

А

 

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

Ж

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIэтап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание А (информативный уровень)

Дополните тезисы к дебатам по теме «В «холодной войне» не было победителей».

1.     В «холодной войне» победу одержали США, потому что _______________________________________________________

2.     В «холодной войне» не было победителей, потому что _______________________________________________________

3.     В 90-е гг. XXв. произошла лишь разрядка международной напряжённости, «холодная война» продолжается до сих пор, потому что_____________________________________________________

 

Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте тезисы к дебатам: «В «холодной войне» не было победителей»  на основе памятки.

ПАМЯТКА:Чтобы составить тезисы к дебатам, Вам необходимо вспомнить и перечислить основные события и аспекты проявления «холодной войны». Аспекты проявления «холодной войны»:

·        военный

·        экономический

·        идеологический

 

Задание В (эвристический уровень)

Составьте тезисы к дебатам по теме: «В «холодной войне» не было победителей».

 

IVэтап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Дополните  предложение:

 

 

 

 

Изученная тема была мне

 

 

 

 

 

 

·        интересна

·        важна

·        актуальна

·        полезна

·        неинтересна

 

 

 

 

 

потому что____________________

____________________

 

Задание 2 (самооценка)

Дополните предложения:

1.     Я доволен/довольна своей работой на уроке, потому что____________

 

2.     Я оцениваю свою работу по теме на ___________(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _______________________________

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»