Методическая разработка информационной карты урока истории в 7 классе
Международные отношения в конце 15-17 веке
Яковлев Андрей Владимирович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына
Введение:учитель истории и обществознания
ГБОУ гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына
Урок истории «Международные отношения в конце XV-XVII веке» соответствует параграфу 14 УМК «Всеобщая история. История Нового времени» под редакцией А. Я. Юдовской. Чаще всего данная тема реализуется как урок изучения нового материала и представляет большие сложности для усвоения обучающимися ввиду значительного объема материал и его сложности. Основной проблемой урока является изучение хода Тридцатилетней войны 1618-1648 гг., которая тесно связана с историей международных отношений Московского государства. Эта война повлияла на вступление России в Смоленскую войну 1632-1634 гг., значительно изменила представление о военном деле в нашей стране, открыла путь к формированию прообраза регулярной армии (полки нового строя, масштабное привлечение иностранных наемников). Стоит отметить, что Тридцатилетняя война включена в перечень необходимых дат по всеобщей истории ОГЭ и ЕГЭ. Для оптимального изучения темы разработан и подготовлен раздаточный материал к уроку, который включает в себя:
- Упрощенная карта боевых действий с подписанными этапами войны (вложение 1);
- Карта урока с подготовленными схемами, таблицами, заданиями (вложение 2).
Карта урока подготовлена с комментариями и ответами. Обучающимся раздается материал из вложения 2. Учитель может оценивать заполненные обучающимися карты урока по его итогам.
1. Причины международных конфликтов в 16-17 веке Задание для обучающихся: выписать из пункта параграфа «Причины международных конфликтов» основные причины международных конфликтов в рассматриваемый период.
Пояснение (примерные формулировки причин): 1) противоречия между интересами Габсбургов (Испания, Австрия) и национальных государства (Англия, Франция) 2) Религиозные противоречия между католиками и протестантами 3) Экономические противоречия (колонии, рынки сбыта, контроль за торговыми путями) 4) Соперничество между Францией и Испанией за итальянские земли 5) Борьба между католической Испанией и протестантской Англией 6) Османская угроза
2. Коалиции Тридцатилетней войны
Задание для обучающихся: выписать из пункта параграфа «Первая общеевропейская война» в подготовленную таблицу страны-участницы Тридцатилетней войны по коалициям.
Габсбурги (Католическая лига) | Антигабсбургские силы (Евангелическая лига протестантов) |
Пояснение:
Католическая лига: Австрия, Испания, германские католические князья
Антигабсбургские силы: протестантские князья Германии, Англия, Дания, Швеция, Московское государство, Голландия.
3. Этапы войны Задание для обучающихся: по пунктам параграфа «Начало войны», «Война разгорается», «Вступление в войну Швеции» и используя раздаточный материал в виде карты (вложение 1) внести информацию в подготовленную таблицу.
Название этапа | Годы | Итог |
Пояснение:
Название этапа | Годы | Итог |
Чешский | 1618-1623 | Разгром чехов и их союзников Габсбургами |
Датский | 1625-1629 | Имперский полководец Валленштайн разгромил датского короля Христиана IV, Дания выведена из войны. |
Шведский | 1630-1634 | Неоднозначный: Шведские войска в виде новой регулярной армии успешно вступили в войну, заняв большую часть Германии, однако в 1632 году погиб король Густав II Адольф, а к 1634 году Шведские силы оказались выбиты из южной Германии. |
Франко-шведский | 1635-1648 | К 1648 году основные силы католической лиги оказались разгромлены. |
4. Работа с источником Тридцатилетняя война стала конфликтом, в котором неоправданно высокие потери понесло мирное население, в основном чехи и немцы. По современным оценкам цифры данных потерь могут достигать 7.5 млн. человек. Формирование антивоенного мировоззрения, дипломатических способов решения конфликтов является неотъемлемой частью данного урока, что также отражено в информационной карте. Обучающимся предлагается ознакомиться с видеороликом (1 мин. 27 секунд) об осаде и разграблении протестантского города Магдебурга, жертвами эти событий стало примерно 20 тысяч человек. Ссылка: https://yadi.sk/i/ZT_s6rcWN1PaHA
Далее обучающиеся выполняют подготовленное задание с источником:
Из отрывка произведения Гриммельсгаузена “Похождения Симплиция Симплициссимуса”:
“…Потом каждый солдат занялся своим делом, и были следствием этих дел гибель и разорение. Одни занимались тем, что резали, варили и жарили так, что было похоже на приготовление к пиру. Другие ломали и громили дом сверху и снизу, словно искали потайную кладовую, в которой надеялись найти золотое руно Колхиды. Третьи складывали сукно, платье и домашнюю утварь в тюки, как будто собирались везти их на рынок. А то, что не могли забрать с собою, было разломано и разбито. Иные рылись шпагами в сене и соломе, как будто не довольно перекололи ими свиней и овец. Иные выпускали пух из перин и набивали их мясом и салом, как будто так мягче было спать. Некоторые выбивали двери и окна, как бы желая возвестить вечное лето. Медную и оловянную посуду били одну об другую, а потом тоже запаковывали в тюки в погнутом и испорченном виде. Кровати, столы, стулья, скамейки пошли в топку, хотя во дворе лежало сколько угодно дров. Словом, каждый измышлял свою пытку для крестьян, ни один не избежал мук…”
Вопросы к тексту:
- Почему грабежи и жестокое отношение к мирному населению не пресекались военным командованием?
- Почему именно крестьянское имущество становилось легкой добычей солдат – своих и чужих?
- Как вам кажется, существовала ли связь между войной, голодом и эпидемиями?
Пояснение:
- Армия Габсбургов под командованием Валленштайна являлась наемной, воевала до тех пор, пока выплачивалось жалование. Затянувшаяся война подрывала казну, следовательно армия кормила сама себя, грабя мирное население, что не пресекалось командованием. Также война носила религиозный характер, что добавляло ей ожесточенности.
- Крестьяне не имели возможности себя защитить, местные феодалы не имели ресурсов для защиты населения подвластных территорий.
- Война приводила к неоправданным потерям со стороны мирного населения, снижалось количество рабочей силы в аграрном секторе, пашни и поля приходили в запустение, что накладывалось и на низкие показатели урожайности в целом. Отсутствие адекватного подхода к погребению жертв сражений, разорение густозаселенных районов и постоянный голод приводили к развитию серьезных эпидемий.
Страна | Итог | Государственная религия |
- (лат. contributio — всеобщий вклад, общественный сбор средств) — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.
Страна | Итог | Государственная религия |
Швеция | Повышение международного авторитета, получены обширные земли на Балтике по судоходных рекам Эльбе, Одеру, Везеру, выплачена контрибуция | Протестантизм (лютеранство) |
Франция | Получен Эльзас | Католицизм |
Священная римская империя | Князья получили большую автономию от императора, углубление раздробленности страны | Католицизм/Протестантизм (лютеранство) |
Нидерланды | Признана независимость от Испании | Протестантизм (кальвинизм) |
Испания | Падение международного авторитета, исключение из разряда «великих держав» | Католицизм |
6. Новое военном деле Тридцатилетняя война серьезно повлияла на развитие военного дела в Европе и России. Обучающимся предложено ознакомиться с отрывком из фильма «Капитан Алатристе» (Испания, 2007) продолжительностью 5 минут 28 секунда и на примере битвы при Рокруа 1643 года выписать новые элементы в военном деле.
Ссылка на отрывок: https://yadi.sk/i/mqgKuvE9wNKjiA
Пояснение: превращение ручного огнестрельного оружия (мушкеты) в реальную силу на поле боя, использование нового типа кавалерии кирасиров, использование пикинеров для прикрытия мушкетеров от атак кавалерии противника и т.д.
7. Фишбоун Задание для обучающихся: в качестве элемента рефлексии обучающимся предлагается заполнить фишбоун. Фишбоун (изображение) приведен в карте урока для обучающихся (вложение 2). Выделяется ключевая проблема урока, факты, причины событий, подводятся итоги.