Систематизация контроля знаний учащихся
Кулешова Елена Митрофановна
Преподаватель истории и обществознания
ГБОУ НПО ИСПЛ № 116 г. Санкт-Петербурга
Современное историческое образование ставит перед учителем ряд задач, связанных как с формированием у ученика конкретных знаний и умений, так и с развитием его важных личностных свойств и качеств духовно-нравственного и мировоззренческого характера, связанных с гражданской позицией, ценностными ориентациями, этико-правовыми нормами.
В связи с этим возникает вопрос об оптимальных формах систематического контроля знаний учащихся.
Предлагаемая система заданий для контроля знаний учащихся представляет собой комбинирование опросов различных видов, сочетание которых может способствовать поэтапному формированию исторического знания, предполагающего освоения материала на трёх уровнях:
- фактологический уровень;
- уровень связей и закономерностей между фактами;
- уровень творческого использования знаний.
Систематический контроль рассчитан на учащихся с различным уровнем знаний, то есть является дифференцированным и позволяет ученику самостоятельно оценивать собственный уровень (1, 2, 3), что стимулирует его продвижение по ступенькам исторического знания. Вместе с тем, такая форма контроля позволяет задействовать достаточно большое количество учащихся.
Предлагаемый дидактический материал используется при изучении истории на 2 курсе.
Тема: Гражданская война в России.
Блиц-опрос(требует быстрой реакции учащегося, умения грамотно изложить ответ целиком, соблюдая все требования к порядку ответа).
I вариант:
- Что такое Гражданская война?
- Почему крестьянство называли «третьей силой» Гражданской войны?
- Характер лозунгов белого движения?
- Хронологические рамки военных действий Гражданской войны?
- Высшие органы власти большевиков в годы Гражданской войны?
- Решения VIII съезда РКП(б)?
- Кто такие военспецы?
- Назвать военачальников красного движения?
- Что такое «военный коммунизм»?
- Характер Конституции 1918 г.?
II вариант:
- Что такое интервенция?
- Назвать главную политическую причину поражения белого движения?
- Характер лозунгов красного движения?
- Какое событие считается официальным началом военных действий Гражданской войны?
- Что такое «военная оппозиция»?
- Решения IX съезда РКП(б)?
- Что такое «зеленое движение»?
- Назвать военачальников белого движения?
- Что такое административно-командная система?
- Почему Рижский мир называли «вторым Брестом»?
Комбинированный опрос(организуется параллельно в форме устных ответов без подготовки, работы у доски и работы по карточкам. При этом виды деятельности каждого учащегося меняются от опроса к опросу: работавший в прошлый раз с карточкой следующий раз будет отвечать у доски, а потом – устно отвечать без подготовки на поставленный вопрос. Для преподавателя важно фиксировать вид деятельности каждого учащегося в ходе конкретного опроса).
Задания для устного ответа:
- Причины начала Гражданской войны?
- «Военный коммунизм»: определение, цели, мероприятия?
Задания для работы у доски:
- Последствия «военного коммунизма»?
- Определение и основные черты АКС?
Задания для работы по карточкам:
- Показать взаимосвязь понятий террор и Гражданская война?
- Показать взаимосвязь политической и экономической системы в годы Гражданской воны?
- Сравнить белое и красное движения по целям, составу, лозунгам, методам?
- Позиция крестьянства в Гражданской войне? Как и в связи с чем она изменялась?
- Раскрыть понятие «террор»? Сформулировать последствия массового террора?
- Показать взаимосвязь интервенции с событиями Гражданской войны?
Зачетная работа (связанная с составлением рассуждения по проблемному вопросу темы, позволяет активизировать мыслительные процессы, повысить степень организованности мышления, освобождает от авторитарной зависимости, дает возможность выразить собственные взгляды и отношения к проблеме).
Задание:
Обосновать собственную позицию по отношению к точке зрения, что Гражданская война - это неудовлетворенные амбиции политиков, превратившиеся в трагедию народа.
Во всех опросах используется изученный материал, данный в лекциях преподавателя и материалах базовых учебных пособий.