Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль вожатых педагогических отрядов РДШ
в популяризации профессий среди школьников

Козлова Наталья Сергеевна
Введение
Актуальность: современное состояние общества, особенности региональных рынков труда, актуальность проблемы дефицита узкоспециализированных кадров, вызванное, в том числе,  отсутствием интереса в молодежной среде к получению малопрестижных профессий, усилили востребованность в области воспитания обучающихся  в части популяризации разнообразных профессий, что способствует формированию осознанного выбора профессий на основе системы ценностей российского общества. Поэтому необходимо системно и целенаправленно ориентировать обучающихся в многообразном мире профессий, в противовес эпизодичности профориентационных мероприятий. Поскольку последствием этого является то, что большая часть выпускников школ выбирает профессии, не востребованные на рынке труда в результате перенасыщения и избыточного предложения. Помощниками в решении этой задачи могут стать вожатые педагогических отрядов, студенты вузов и ссузов нашего города.
Цель: разработать и апробировать программу подготовки вожатых педагогических отрядов «Подготовка вожатых педагогических отрядов к
популяризации профессий среди школьников»
Задачи:
  • Провести теоретический анализ по проблеме подготовки вожатых;
  • разработать программу подготовки вожатых педагогических отрядов;
  • апробировать программу подготовки вожатых педагогических отрядов;
  •   реализовать и отследить эффективность программы;
Глава Теоретические аспекты подготовки студентов-вожатых педагогических отрядов
1.1. Проблема профессионального сопровождения вожатого
     Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация включает в себя: 1)  Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.      Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей. 2)   Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. 3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
       Одним из средств решения этой проблемы является популяризация современных профессий среди школьников. Развитие современного образования идет по пути открытости и непрерывности, предоставляя разнообразные ресурсы для развития детей в образовательных учреждениях - школах. Многообразие возможностей для развития человека, являясь социальным благом, создает определенные трудности выбора. Школы чаще всего реализуют несколько образовательных программ, придавая особую значимость внеурочным дополнительным образовательным программам. В этих условиях педагогическое сопровождение детей со стороны вожатых, которые способны мотивировать детей, вовлечь в совместную деятельность, сплотить детскую группу и направить ее деятельность на социально и личностно значимые цели, приобретает особую актуальность и значимость. Приобретаемые студентами профессиональные компетенции оцениваются в деятельности по педагогическому сопровождению детей, осваивающих дополнительные образовательные программы1. Важно понимать, что условия для досуга и отдыха современных детей существенно изменились, увеличилось время, отводимое на образовательную деятельность, и сократилась общественно-полезная деятельность. В современных школах необходимы педагогические кадры, которые обладали бы компетенциями именно в этой работе. Развитие и
 
Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 78-81.
социализация детей, становясь целевыми ориентирами в образовании, определяют необходимость подготовки вожатых для работы с детьми по досуговым и образовательным программам. Деятельность вожатого осуществляется в соответствии с задачами, которые ставит перед ним образовательная организация, реализующая собственную миссию и приоритетные направления в работе с детьми. Система подготовки вожатых обеспечивается  общими целями и содержанием воспитательной работы школы. 
1.2. Особенности деятельности педагога по популяризации профессий среди школьников
     Популяризация профессий – это расширение представлений обучающихся о мире профессий, понимания особенностей регионального и городского рынка труда, выстраивание карьеры и понимание значимости различных профессий в целом для экономического развития страны1. Цель и задачи деятельности педагога в популяризации профессий среди школьников: помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии;  формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.. Основные направления деятельности педагога по популяризации профессий среди школьников: способствовать развитию у школьников устойчивого интереса к трудовой деятельности, организаторских и коммуникативных умений, профессионально значимых качеств, необходимых для трудовой деятельности; создать условия для профессионального самоопределения учащихся; методы и формы, которые может использовать педагог в популяризации профессий. Необходимо устанавливать контакты на ярмарках вакансий, на которые приглашаются представители предприятий и учреждений профессионального образования, а также на других массовых
 
1Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.
мероприятиях: «Дней открытых дверей», «Дней выпускника». Очень важно проводить занятия совместно со специалистами - работниками центров занятости, рекрутерами, специалистами порталов поиска работы. Необходимы выезды в крупнейшие предприятия региона, организовать тематические практикумы, привлекать в помощь специалистов разных профессий. Вывод по параграфу, что
1.3. Роль студента педагогического отряда в популяризации профессий
      Одним из помощников в решении этого вопроса может стать вожатый. В настоящее время актуальны исследования по проблемам профессиональной направленности старшеклассников. У выпускников школ наблюдается тенденция долгого поиска себя, нечеткого представления сферы будущей профессии. Успех выбора профессии  во многом зависит от правильного и своевременного выявления его интересов. Поэтому воспитание устойчивых профессиональных интересов и их изучение является одной из главных задач проблемы формирования профессиональной    направленности.1
     Основная деятельность вожатого – это организация мероприятий, обеспечивающих интерес обучающихся к миру профессий; расширению представлений и знаний о сферах трудовой деятельности, о карьере, об основных закономерностях профессионального развития; создание условий, способствующих формированию у обучающихся универсальных компетенций, которые необходимы для освоения и эффективности в любой профессиональной сфере. Вожатый должен быть неким "проводящим звеном" для учеников в огромный мир профессий - как традиционных, так инновационных. Функция вожатого показать ученику, какие профессии бывают, какой у них потенциал, какие требования они предъявляют
к тому, кто хочет ими овладеть. Таким образом, «популяризация профессией» - это в большей мере информирование и расширение кругозора обучающихся в мире профессии, в региональных особенностях рынка труда. Вожатые РДШ
могут проводить профпросвещение обучающихся в условиях обучения в
 
Жиркова М. И., Алексеева И. С. Формирование профессиональной направленности старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 346–347.
общеобразовательной школе.  Работа вожатого должна включать мероприятия, которые позволят детям на практике познакомиться с конкретными профессиями.
Алгоритм деятельности вожатого по направлению «Популяризация профессий».
     Основными функциями вожатого в направлении деятельности являются организационная, коммуникативная, функция методического обеспечения и воспитательная функция - носителя духовной культуры. Поэтому при выборе тематики мероприятий вожатый должен в первую очередь ориентироваться на главную цель Российского движения школьников в целом, и на задачи направления «Популяризации профессий» в частности. Начиная любой вид деятельности по направлению, вожатому желательно придерживаться следующего алгоритма: поставить цель мероприятия, например, получение обучающимися новых знаний в конкретной сфере или расширение уже имеющихся навыков в более сложной ситуации, приобретение учащимися определенных компетенций и т.п.1
Планирование мероприятий должно учитывать:
  • количество участников (обучающихся и др.), их возрастные особенности;
  • кто будет проводить мероприятие и/или участвовать в нём: сам вожатый, приглашенные лекторы или «мастера своего дела» - известные профессионалы, партнеры РДШ, учредители, организаторы событийных мероприятий и др. Можно привлекать старшеклассников для проведения мероприятий у учащихся младших классов;
  • время и место проведения мероприятия;
  • необходимость мультимедийных средств, оргтехники или раздаточно-стимулирующего материала и т.п.
     Непосредственно организация мероприятия заключается в подготовке
 
1 Никитина Э.К., Любченко О.А., Львова А.С. Разработка модели подготовки вожатых в системе педагогических отрядов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.
 
(основываясь на предыдущих пунктах) и проведении самого мероприятия.
Аспект мотивирования в большей степени касается познавательной активности и непосредственной деятельности обучающихся как участников проводимых мероприятий. Это могут быть различные методы и техники, такие как интерактивное взаимодействие во время мероприятия, получение обратной связи, отзывов, стимулирование обучающихся к самостоятельным выводам и рефлексии.
     Контроль подразумевает руководство мероприятием, оценку эффективности проведенного мероприятия, самоанализ вожатого и т.п.
Таким образом, при формировании программы обязательно нужно учитывать возрастные особенности развития обучающихся, а также возможность привлечения партеров РДШ, специалистов - профессионалов, интересных людей.
Выводы по главе
     Взаимодействие педагога, вожатого педотряда, их сотрудничество.  Одним из помощников в решении этого вопроса может стать вожатый. Таким образом, популяризация профессий является важной составляющей воспитательного процесса, организованного школой,  педагогом и  вожатым. Данная совместная деятельность, основанная на сотрудничестве, нам представляется необходимой и эффективной в современных условиях.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»