Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Педагогические риски при использовании визуального
потенциала компьютерных игр в процессе
обучения истории и обществознанию

Иванов Егор Эдуардович
Деятельность учителя так или иначе – постоянный поиск идеальной комбинации средств и методов обучения для достижения тех или иных задач урока. Во время этого поиска учитель рано или поздно сталкивается с ошибками и просчётами, а значит, деятельность учителя напрямую сопряжена с риском. Этот риск куда выше многих профессий, ведь деятельность учителя – творческий процесс, стремление к недостижимому идеалу.
Важно отметить, что уроки истории и обществознания можно отнести к группам повышенного риска. Учитель на этих уроках подвергается дополнительному риску за счёт специфики предметов. Для уроков истории риск связан, во-первых, с противоречивыми эпизодами в истории страны, которые учитель обязан преподносить в соответствии с установленными стандартами. Во-вторых, программа подвержена постоянным изменениям, во многом зависит от политической ситуации в стране и за её пределами. В-третьих, уроки истории стимулируют учащихся высказывать своё мнение, что может привести к столкновению мнений, которое не всегда удаётся привести к организованной дискуссии[1].
Обществознание, в свою очередь, так же затрагивает множество тем, которые могут привести к рискованным ситуациям. Во-первых, такие темы, как религия, политическое устройство России, социальное расслоение и прочие, формируют мировоззрение учащихся, что возлагает огромную ответственность на учителя. Во-вторых, риск связан с тем, что главной задачей обществознания является подготовка учащихся к жизни, их социализация и воспитание. В-третьих, на уроки обществознания стимулируют учащихся на то, чтобы высказывать свои мысли и идеи, делиться личным социальным опытом, который не всегда может быть позитивным. Учитель постоянно должен быть готов к неожиданному повороту хода урока , должен смягчать острые углы дискуссии и следить за  каждым учащимся, учитывая его психофизические особенности[2].
В совокупности все эти факты приводят к тому, что шанс появления рискованной ситуации возрастает. Учитель может подготовится к педагогическому риску с помощью проверенных, отработанных приёмов, личной выдержке и педагогическому опыту[3]. Но важно помнить, что универсальных решений не существует, и даже отработанные решения могут не сработать при тех или иных обстоятельствах.
Переходя к теме данной работы, важно отметить, что компьютерные игры и их составляющие можно считать одним из самых рискованных средств обучения. Использование игр в процессе обучения на всём протяжении существования российской системы образования было крайне ограничено[4]. Ни образовательные, ни развлекательные игры не получили распространения в отечественных школах. Для западных стран ситуация противоположна. Например, для американских школ создаются целые кластеры образовательных и развлекательных игр для каждого урока[5]. Эти кластеры могут быть интегрированы в образовательный процесс полностью или по частям, это зависит лишь от желания учителя. Использование игр носит рекомендательный характер, для учителей выпускают методические пособия[6] и готовые материалы для применения на уроке. Подобное связано в первую очередь с культурой создания игр, которая непрерывно развивается на Западе на протяжении последний 50 лет. На фоне западных стран использование игр в российских школах минимально, что приводит нас к важному вопросу - оправдан ли психолого-педагогический риск использования визуального потенциала компьютерных игр на уроках истории и обществознания? Перед ответом на вопрос важно помнить, что компьютерные игр сегодня – многомиллиардная индустрия, способная удовлетворить любой запрос и интерес. Этот вид интереса очень популярен среди молодёжи, как а нашей стране, так и по всему миру. Высока вероятность, что часть учеников класса будем знакома с используемыми материалами, что может повысить их интерес к уроку, а также подтолкнуть к обсуждению.
Для ответа на вопрос о педагогическом риске нам нужно ответить на главный вопрос «для чего нужно использовать материалы игр на уроках истории и обществознания?». Игры могут формировать познавательный интерес, критическое мышление, развивает умение работать с иллюстративным материалом, повысить мотивацию к обучению. Стоит отметить, что для подобных целей можно использовать уже опробованные иллюстративные и видеоматериалы. Тем не менее, иллюстративные материалы способны стать для учителя практически неисчерпаемых визуальных материалов, которые до этого не были использованы. Это повысит заинтересованность учеников к уроку, а также позволит учителю организовать деятельностный подход благодаря самостоятельно созданию методического аппарата к иллюстрациям. Сократить риск при использовании данных материалов можно благодаря созданию сборников готовых заданий с вопросами.
Давайте рассмотрим педагогические риски, возникающие при использовании карикатуры на уроках обществознания, разделив их на виды с позиции учителя:
Стратегический риск в первую очередь обусловлен техническим оснащением школы. Государство активно продвигает внедрение передовых технологий в школы[7]. Однако, несмотря на все усилия, в школах сохраняется недостаток технических средств – интерактивных досок, проекторов, компьютеров[8]. Этот недостаток часто приводит к невозможности использовать материалы компьютерных игр, а так же прочих визуальных материалов. Остро стоит и проблема подбора материалов для использования. Учитель должен затратить личное время для поиска материалов, отвечающих критериям педагогического процесса, а также найти время в самом уроке для демонстрации материалов. Всё это, при отсутствии пособий и готовых пакетов с материалами, заставляет учителя тратить куда больше времени на поиск.
Диспозиционный риск может быть вызван противоречиями между учителем и другими участниками образовательного процесса. В первую очередь это может проявляться в непринятии администрацией и\или коллегами новаторских методических приёмов, которые будет использовать учитель. Для компьютерных игр это проблема стоит особенно остро, ведь к играм в нашей стране до сих пор относятся настороженно[9]. Даже образовательные игры, сделанные специально для применения в школах, не пользуются популярностью, не находят применения на уроках[10]. Материал развлекательных игр на фоне образовательных имеют ещё меньше шансов быть использованными на уроках без возникновения конфликтов\недопонимания.
Тем не менее, недоверчивость администрации к материалам игр может и вовсе не возникнуть, если учитель заранее разъяснит специфику работы. Так, во время апробации данного методического приёма на практике, администрация школы отнеслась к подобному эксперименту благосклонно, коллеги также поддержание внедрение новых приёмов. Важно отметить, что использование игр натолкнулось на непонимание некоторыми родителями. Они жаловались мне и классным руководителям, поскольку считали использование игр недопустимыми из-за «жестокости». Но после проведения бесед с ними, демонстрации материалов» конфликт был исчерпан.
Риск, связанный с личностью педагога, также нельзя сбрасывать со счетов. Учитель подбирает материалы для урока из игр, о которых он сам слышал или непосредственно ознакомился. Несмотря на то, что развлекательные игры делаются для широкого круга людей, они могут быть не поняты учениками без дополнительного контекста, который известен учителю. Этот риск выше риска, вызванного использованием обычных визуальных материалов, таких как иллюстрации или образовательные кинофильмы[11]. Лучше всего сравнить риск использование материалов игр с риском использования отрывков художественных фильмов, когда ученики не вполне понимают контекст происходящего, действия персонажей и прочее. Задача учителя при этом – отобрать максимально доступные для понимания материалы.
Возможна и другая ситуация, связанная с выбором учителем тех или иных игр. Многие ученики, особенно среди юношей, могут узнать используемые игры, что приведёт к активному обсуждению с вовлечением в него учителя. Задача учителя – свести подобные обсуждения к минимум, перенеся их с урока на перемену.
Для использования игр характерен и физический риск. Демонстрация иллюстраций, видео- и пользовательских материалов на уроках истории и обществознания требуют использования проектора или интерактивных досок. Но в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 «после использования технический средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления»[12]. Существуют и временные рамки использования проектора\интерактивной доски. Так, для презентаций в 5-11 классах отводиться 25-30 минут. Дополнительным ограничением становится Федеральный Закон РФ «Об Образовании в РФ».  В статье 13 п.9 закона  устанавливается, что «использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается»[13]. Возвращаясь к первому пункту, важно отметить, что, несмотря на желание министерства образования обеспечить компьютеризацию школы и внедрить ИКТ на уроках[14], эти законы создают препятствие для учителей. Учителя ограничены в использовании информационных технологий, что приводит их к ситуации выбора – какой именно приём использовать? Учитель будет вынужден отказаться от некоторых перспективных приёмов в пользу других лишь затем, чтобы соблюсти требования.
Психологический риск проявляется в страхе учителя перед использованием новых технологий и внедрением их в деятельность конкретного класса. Этот риск связан с неуверенностью учителя в необходимости использовать визуальные материалы игр, отдельно или вместо обычных иллюстраций и видеоматериалов. В первую очередь этот риск связан с ответственностью, возложенную на учителя за использование этих материалов. Важно помнить, что пособия и готовые комплекты отсутствуют, поэтому учитель сам составляет задания и несёт ответственность за его применения на уроке и последствия, вызванные этим заданием.
Таким образом, существует несколько рисков, связанных с использованием визуального потенциала компьютерных игр на уроках истории и обществознания. Несмотря на наличии рисков у этого конкретного метода, важно помнить, что риски сопровождают любой педагогический приём из существующих. Избавиться от рисков невозможно, однако накопленный опыт, личная выдержка и набор опробованных приёмов позволят свести указанные риски к минимуму.
 
[1] О. В. Иванов. Некоторые проблемы организации процесса обучения истории в условиях введения ФГОС. Стр. 28
[2] Соболева О.Б. Методика обучения обществознанию. Стр. 432
[3] Там же, стр. 436
[4] Дмитриевна Т.А. К вопросу использования компьютерных игр в образовательной системе стр.24
[5] Foster A., Shah M. PCARD: Integrating games Into Classrooms. Стр. 48
[6] Niess M. L., Gillow-Wiles H. Handbook of Research on Teacher   Education in the Digital Age. URL: https://www.academia.edu/15060527/Game_Network_Analysis_For_teaching_with_games
[7] Бейсембина А.Б. Применение современных информационных технологий на уроках истории и обществознания. Стр. 165
[8] Там же
[9] Филатов А. В. Краткая история компьютерных игр в России. Стр. 39
[10] Александровна М.Н. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе. Стр. 13
[11] Жаркова О.М. Использование визуальной информации в преподавании истории. Стр. 67
[12] Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы CанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
Эл. ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/ [дата обращения: 08.01.20 13:10]
[13]  Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года.
Эл.ресурс: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/13.html [дата обращения: 09.01.20 20:30]
[14] Александровна Л.Л. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ стр.1 7

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»