Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы формирования читательской грамотности
в средней школе и возможные пути их решения
на уроках истории и обществознания

Алешина Наталья Валериевна
Проблемы формирования читательской грамотности в средней школе и возможные пути их решения на уроках истории и обществознания.
Приоритетной целью современного образования становится повышение качества и конкурентоспособности российского образования в мире. Действующая Государственная программа РФ : « Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г предусматривает следующие направления совершенствования общего образования в России:
  • усиление внимания к формированию функциональной грамотности в системе общего образования ((PISA: математическая, естественнонаучная, читательская)
  • повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся
  • повышение эффективности работы с одаренными и успешными учащимися
  • улучшение образовательной среды в школе
Словарь методических терминов и понятий дает следующее определение функциональной грамотности:
Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать с ней. В отличие от элементарной способности понимать, составлять короткие  тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [ Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий( теория и практика обучения языкам).М.: Икар , 2009.448с, с.342]
Формирование функциональной грамотности лежит в зоне ответственности всех участников образовательного процесса. Важнейшим элементом функциональной грамотности школьников является читательская грамотность.
Читательская грамотность –понимание, использование, оценка, размышление и взаимодействие с текстами для достижения своих целей, развития своих знаний и потенциала, а также для участия в жизни общества.
[сайт https://fioco.ru/fioko-news/pisa-in-focus-101- как- pisa- определяет-и-измеряет-грамотность-чтения]
Практикующие учителя отмечают следующие проблемы учеников при работе с текстами:
  • целенаправленный поиск информации
  • определение ключевых слов
  • определение значения незнакомых слов и терминов
  • затруднения при переносе знаний и умений из одной предметной области в другую
  • поиск оптимального способа решения поставленной задачи
Основным инструментарием в работе учителя с учениками остается учебник, однако тексты, предложенные авторами учебных пособий нередко прогружены информацией мало актуальной для учеников, , не содержат информации в схемах, графиках, диаграммах, кластерах, таблицах, редко дают возможность использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Возникает резонный вопрос: какие именно методические приёмы и способы позволят сделать работу с текстовой информацией эффективной?
Для предоставления возможности ученикам научиться работать с заданиями, направленными на формирование по функциональной грамотности важно продумывать компоновку и очерёдность использования текстовой информации, т.е. выбирать способ предъявления ученикам:
- последовательность информации
-сочетание текста с иллюстративным материалом
-объединение разных текстов и их фрагментов по теме
-разделение информации на несколько блоков
-составление информационных листов
На уроке обществознания «Мировое хозяйство и международная торговля» 8 кл (относится к блоку заданий- глобальная грамотность) ученикам предлагаются иллюстрации и список востребованных факторов производства
Алмазная шахта в Якутии
Сбор бананов в Эквадоре
Уборка урожая клюквы в Белоруссии
Производство смартфонов ручной сборки в Японии
Производство смартфонов на конвейере в Китае
Учитель формирует вопрос: «как вы полагаете чем обусловлено именно такое распределение мирового производства?».
 Используется прием «мозгового штурма», в результате чего появляется тезисы 1) о связи производственных возможностей и природных условий конкретной страны; 2) о том, что одна страна выпускает товары более эффективно, чем другая.
Далее учитель предлагает проанализировать цитату экономиста Давида Рикардо «каждой стране выгоднее производить товары, при изготовлении которых производительность труда на её предприятиях превосходит производительность других стран». Учитель предлагает вспомнить изученное ранее понятие «производительность труда» и привести примеры из повседневной практики учеников, которые могут служить иллюстрацией к этому высказыванию.
Сочетание текста и иллюстрациями, обсуждение проблемных познавательных заданий позволяет ученикам обеспечивает активную, заинтересованную деятельность на уроке и позволяет перейти к более сложным аналитическим заданиям, связывая эту работу в единый смысловой блок.
На уроках истории достаточно широко может применяться практическая работа с текстами из различных фрагментов исторических источников».
Тема «Благородные и «подлые»: «социальная структура российского общества второй половины XVIII века». Ученики получают подборку текстов, позволяющих оценить сложность ситуации, сложившейся по вопросу отмены крепостничества.
Примеры возможных фрагментов для использования на уроке:
Текст1.
Инструкция приказчикам и старостам об управлении деревнями, составленная князем М.М. Щербатовым в 1758 г.
Наказания должны крестьянем, дворовым и всем протчим чинить при рассуждении вины батогами. Однако должно весьма осторожно поступать, дабы смертнаго убивства не учинять иль бы не изувечить. И для того толстой палкою по голове, по рукам и по ногам не бить. А когда случится такое наказание, что должно палкою наказывать, то, велев его наклоняя, бить по спине, а лутчее сечь батогами по спине и ниже, ибо наказание чувствительнее будет, а крестьянин не изувечится.
Текст 2.
Исторический факт
Дарья Николаевна, 25-летняя вдова ротмистра Глеба Салтыкова, получившая в указе Екатерины II прозвище «урод рода человеческого», примерно за пять лет зверски убила не менее 50 человек, преимущественно дворовых девушек, «за неисправное мытьё полов и белья».
Текст3.
Из «инструкции, по которой в домашних и деревнских порядках исполнять непермеено следующее». Т. Текутьева
Едва не все холопи и крестьяня должности к господу Богу не знают и в церковь для молитвы не только в свободное время, но и в великие праздники, в воскресные и торжественные дни ходить, в положенные посты говеть и исповедыватца не любят… Леность, обман, ложь, воровство бутто наследственно в них положено. Пьянство, лакомство, суеверство, примечание, шептуны – лутчее их удовольствие… милости, показанной к ним в награждении хлебом, деньгами, одеждою, скотом, свободою, не помнят, и вместо благодарности и заслуг в грубость, леность, в злобу и хитрость входят…
Текст 4.
Указ 1765 г. «О предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу»
Объявляется во всенародное известие. По высочайшей е. и. в. конфирмации, воспоследовавшей сего генваря 8 дня на поднесённый от Сената доклад, повелено, буде кто из помещиков людей своих по предерзностному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых Адмиралтейской коллегии принимать и употреблять на толикое время, на сколько помещики их похотят, и во всю ту оных людей в работе бытность, довольствовать пищею и одеждою из казны равно с каторжными; когда ж помещики их пожелают обратно взять, то отдавать им беспрекословно.
Текст 5.
Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков
Во всенародное известие. Хотя по высочайшей ея имп. вел. конфирмации обнародованным от Сената генваря 19 дня прошлого 1765 года указом, в подтверждение многих прежде изданных, и объявлено, дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую ее величества особу подачею в собственные руки челобитен утруждать: то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третие преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск, с зачетом крепостных помещикам их в рекруты.
...А буде и по обнародовании сего е. и. в. указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков послушании не останутся, и в противность выше изображенного… недозволенные на помещиков своих челобитные, а наипаче е. и. в. в собственные руки подавать отважаться: то как челобитчики, так и сочинители сих челобитен наказаны будут кнутом, и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск, с зачетом их помещикам в рекруты…
К текстовой информации составляются задания, требующие установления причинно-следственных связей между определёнными периодами Отечественной истории (дворцовые перевороты, изменения в положении дворян, просвещённый абсолютизм), соотнесения действий и мнений исторических лиц, знания фактического материала:
  • охарактеризуйте отношения между дворянами и Екатериной II к началу её правления;
  • назовите характерные черты крепостного права;
  • подумайте, можно ли дать однозначную характеристику отношения помещиков к крепостным; своё мнение обоснуйте;
  • почему дворяне получили дополнительные права, ущемлявшие интересы крестьян?
  • почему невозможно было отменить крепостное право в период правления Екатерины II?
В ходе последовательного выполнения заданий ученики сами приходят к пониманию того, что сохранение и крепостничества оказалось платой за расширение дворянских привилегий и укрепление самодержавного правления Екатерины II. Наряду с выявленной проблемой, учащиеся получили практический опыт использования текста, состоящего из источников. Они должны были сравнить информацию из разных источников, оценить их достоверность в соответствии с поставленной задачей , игнорируя при этом отвлекающую информацию 
результатом работы учащихся становятся также сформулированные ими причины усиления крепостного права.
Разновидностью работы альтернативными текстами является составление информационных листов.
При изучении темы «Великая Французская революция» в курсе Новой истории ( 8 кл.) возможно предложить ученикам три текста с заданиями к каждому из них.
В тексте №1 дается характеристика революционера (Робеспьера, Марата, Дантона). Работа над оценкой деятельности позволит учащимся рассмотреть проблему трансформации личности при изменяющихся условиях и обстоятельствах.
Текст №2 извлечение из Конституции 1795г приводит к пониманию проблемы власти и её предназначения. Учащиеся должны сделать самостоятельный выбор ради чего люди стремятся к власти и в чем состоит ответственность власти перед обществом.
Текст №3- работа с цитатами из книги Эдмунд Берка. «Размышления о революции во Франции»- ученики решают проблему целесообразности революции для общества.
В целом, такая работа с информационным листом по конкретной теме позволяет выйти на более общую проблематику взаимоотношений и взаимоответственности человека и общества, что позволяет преодолеть узко предметные рамки и осознать необходимость взвешенного подхода для решения вопросов современности.
Безусловно, тексты для использования на уроках следует подбирать не только исходя из темы урока, но и учитывать конкретные особенности класса, учитывая, насколько актуальна и интересна для них данная информация, чему они смогут научиться в процессе работы с данной информацией.
Таким образом, методика работы с текстом представляет собой целенаправленную деятельность учителя по моделированию ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску и приобретению знаний.
Учитель   создаёт условия, необходимые для формирования учебно-познавательной компетентности, предполагающей решение личностно и социально значимых проблем за счёт привлечения знаний и навыков по добыванию, переработке и применению информации, что является необходимой базой для формирования ключевых компетенций учащихся.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М .: Икар , 2009.448с, с.342
Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.  М., 1982.
Зимняя И.А. Психология чтения как вида речевой деятельности // Материалы всесоюзной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию текста», 12—15 мая 1988. М., 1988.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла/под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.с.35
Отчёт «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2018».
Антонов П. Исторический факт и его объяснение. Тезисы для размышления // Преподавание истории в школе. 2004. № 1.
Сметанникова Н. Будем ли отстающими (Международный опыт повышения качества чтения) // Библиотечное дело. 2004. № 11.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). М.: Школьная библиотека, 2005.
Хуторской А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация //Школьные технологии. 2006. № 1.
Ивашина М.В. Чтение в XXI веке // Преподавание литературы в школе. 2008. №18.
https://his.1sept.ru/view_article.php?ID=200902107
https://fioco.ru/fioko-news/pisa-in-focus-101

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»