Анализ методических подходов к формированию
умений работать с изобразительными первоисточниками
Федосеева Ольга Алексеевна
В данной статье будут рассмотрены методические подходы по работе с изобразительной наглядностью и их соотнесение с проблемой исследования. Существует множество методических пособий, которые призваны помочь учителям в их работе. С течением времени меняется как содержание образования, так и требования к его освоению. Соответственно, меняются и методические приемы. Однако беря во внимание появления новых приемов, необходимо адаптировать уже существующие к современным требованиям. В данной части работы методические подходы и рекомендации по работе с изобразительной наглядностью будут рассмотрены с учетом современных требований ФГОС и ПООП.
Данное методическое пособие направлено на организацию работы учителей с изобразительными средствами на уроках истории. Автор в своей работе раскрывает обоснование методики использования наглядности на уроках истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета, а также приводит классификацию наглядных средств обучения.Согласно предложенной П.В.Горой классификации наглядные средства обучения можно разделить:
- По содержанию;
- По характеру исторического образа.
По Конобеевскому Н.П.:
- Предметы реальной действительности или натуральные наглядные пособия;
- Специально изготовленные изображения предметов и явлений действительности или опосредованные наглядные пособия[1].
- Подлинные исторические памятники или их изображения;
- Реконструкции памятников, исторических событий и явлений прошлого, включая художественные реконструкции (произведения исторической живописи, учебные картины, кинофильмы);
- Схематические материалы (планы, карты, диаграммы, графики, схемы и пр.)[2]
- Подлинные вещественные памятники прошлого;
- Изобразительные наглядные средства;
- Условнографические или символические наглядные пособия.[3]
В разделе «Приемы и средства наглядного изучения внешних сторон исторических фактов и формирования наглядных представлений» В.П. Гора предлагает использовать изобразительные первоисточники (называет картины, рисунки, портреты и т.д.) для разработки приемов наглядного изучения внешних сторон исторических фактов. «Для создания предметных представлений в школьной практике успешно примеряются картины, рисунки, фотографии. Образы людей – типичных представителей общественных групп и классов, а также выдающихся исторических деятелей – формируются с помощью рисунков, портретов, композиционных и других изобразительных пособий в сочетании с образной характеристикой.… Характеризуя личность, учитель стремится возможно полно передать все богатство е духовного мира, четко определить классовые позиции и т.п. Характеристике обычно придается ярко выраженное эмоциональное звучание. Это делается для того, чтобы вызвать у школьников к прогрессивным личностям глубокое уважение и желание подражать их лучшим человеческим качествам…»[5].
Данный методический прием учитывает личностные результаты освоения ПООП, а именно «Формирование уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека». Этот методический прием раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю сторону красоты человека, через применение наглядных средств обучения в виде портретов и образной характеристики личности, изображенной на этом портрете.
Помимо требований ПООП, данный методический прием может быть использован в современном уроке истории, так как учитывает личностные результаты освоения ФГОС основного общего образовании. А именно: «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира». Данный результат будет достигнут путем применения данного методического приема на уроках истории через разработку системы вопросов и заданий к изобразительным источникам разных видов и эпох, на которых изображены типичные представители профессий, общественных групп, классов и т.д.
Помимо личностных результатов освоения ФГОС данный прием также отвечает метапредметным результатам освоения стандарта, а именно: Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней. В целях адаптации данного методического приема к современным требованиям необходимо передать подготовку образной характеристики по изображению в руки учащихся. Данная корректировка позволит реализовать данный методический прием в рамках системно-деятельностного подхода.
В § 19 «Приемы усвоения сущности длительно развивающихся исторических явлений» П.В. Гора предлагает решить проблему трудности понимания учащимися развития как цепи последовательных изменений, происходящих во времени, использованием приема наглядного сравнения этапов развития типичных исторических явлений по схеме «было – стало»[6].
Данный методический прием реализует требования как ПООП, а именно:
- Метапредметные результаты. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах – через развитие умений школьников сравнивать и анализировать информацию, извлеченную из изобразительных источников по схеме «было-стало» для формирование представления об историческом процессе, как цепи взаимосвязанных и последовательных изменений
- Метапредметные результаты. Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходств и объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки – через применение на уроках адаптированных изобразительных источников, снабженных системой вопросов и заданий на восстановление принадлежности тех или иных изобразительных источников к определенной эпохе.
- Метапредметные результаты. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов – через разработку системы вопросов и заданий к комплексу изобразительных источников, направленных на формирование у учащихся умений восстанавливать последовательность событий, а также на развитие знаниевого компонента по курсу, в рамках которого применяется данный методический прием.
Среди результатов воспроизводящего варианта наглядного изучения внешних сторон исторических фактов В.П.Гора называет следующие позиции:
- В тесной связи с усвоением исторических фактов ученики обучаются эффективным приемам учения, которые помогают им мысленно «видеть» и основательно запоминать события и явления прошлого. Овладевая приемами учения и умениям сознательно переносить их на изучение нового фактического материала, ученики приобретают некоторую познавательную самостоятельность, что повышает эффективность воспроизводящего изучения исторических фактов.
- Благодаря систематическому использованию адекватных приемов наглядного изучения внешних сторон однородных исторических фактов у школьников складываются ценные обобщенные умения[7], подготавливающие их к самостоятельной реконструкции исторических образов в условиях более сложного творческо-поискового обучения.
- Постепенное усложнение приемов наглядного учения и самого фактического материала ставит перед учениками все более сложные познавательные задачи. Это развивает воображение, наглядно-образное мышление и память учеников, совершенствует приемы их умственной деятельности.
- Яркое эмоциональное восприятие и последующее воспроизведение внешних сторон исторических фактов затрагивает чувства учащихся. Это содействует эффективной реализации воспитательных возможностей, заложенных в фактическом материале[8].
Таким образом, в данном методическом пособии можно найти малое количество методических приемов, которые можно адаптировать к современным требованиям освоения школьной программы. Но в общем плане этот труд нельзя использовать в современном уроке истории. Необходим тщательный отбор и доработка методических приемов и рекомендаций с учетом современных разработок, новых требований и развития познавательных возможностей учащихся.
- Волгин О.А. «Школьное образование в контексте «визуального поворота»
Следует отметить, что мнение автора об этой тенденции отличается от современного восприятия наглядного метода обучения. Так, автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны преобладания визуализации в учебном процессе, говоря о том, что «исключительно визуальное кодирование учебной информации, по сути, нарушает целостность ее восприятия»[10]. Однако главное противоречие, по мнению автора, следует из того, что ведущая единица визуального дискурса — образ никогда не поддается полной вербализации, а образы, как носители учебной информации, могут заключать в себе смыслы, по разным причинам, не поддающиеся адекватному прочтению (вербализации) учащимися[11]. Автор признает, что «современный урок» сегодня конструируется в массовом сознании, в первую очередь, визуально.[12]
- Волгин О.А. «Проблемы критического восприятия фотодокументальных источников в обучении истории
На основе первого проведенного исследования, автор говорит о том, что «контекст, в котором подается тот или иной визуальный исторический образ во многом определяет его восприятие и часто затрудняет адекватное прочтение содержащейся информации».[14]
Среди общих выводов после двух проведенных исследований автор делает вывод о том, что, «важно использовать приемы обучения, которые позволяют ученику соотносить и грамотно использовать вербальную и визуальную информацию, связанную с фотодокументами, критически относиться как к текстам, относящимся к источнику, так и к тому, что изображено на фотографии».[15]
Таким образом, Волгин О.А. в своих статьях говорит о том, что несмотря на активную тенденцию использования визуальных источников разных видов на уроке истории, которая отражается как в современных методических разработках, так и в нормативно-правовых документах об образовании, нельзя позволять изобразительным источникам заменять вербальные средства обучения (речь учителя), документальные и вещественные источники. Несмотря на тот факт, что современный урок понимается, в первую очередь, как урок построенный на визуальном восприятии информации, разностороннее развитие учащихся, формирование компетенций и раскрытие воспитательного потенциала урока истории, строится на комбинировании учителем разных видов самостоятельной деятельности школьников, что также отвечает современным требованиям ФГОС.
Особую сложность в работе с визуальным источником представляет формирование критического мышления учащихся. Среди рекомендаций, приведенных автором, можно выделить основные:
- Тщательный подбор к визуальному источнику контекста, который поможет учащимся сделать правильные выводы, избежав искажения исторической действительности. Контекст должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, адекватно вписываться в урок и не препятствовать адекватному восприятию источника учащимися.
- Необходимо разработать систему вопросов и заданий к самому источнику и к сопровождающему его контексту. Эти вопросы и задания должны помочь учащимся правильно соотнести изображение с контекстом, оценить извлеченную информацию и сделать выводы.
Метапредметные результаты: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Данные результаты будут достигнуты путем развития критических умений школьников через соотнесение изобразительного источника и контекста, в котором он представлен.
Также данные рекомендации отвечают требованиям ФГОС нового поколения, а именно:
Предметные результаты: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Данные результаты будут достигнуты путем развития критических умений школьников через извлечение, анализ и соотнесение информации, извлеченной из визуального источника с опорой на систему вопросов и заданий.
Необходимо отметить что данные статьи были использованы в рамках исследования с адаптацией к теме «Формирование умений школьников работать с изобразительными первоисточниками на уроках истории в рамках курса «История Средних веков». Поэтому рекомендации, которые были выделены, требуют адаптации к каждой теме школьного курса истории.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории
В рамках данной главы автор говорит о том, что методическая работа на уроке с картиной зависит от ее типа и приводит классификацию исторических картин, составленную А.А. Вагиным[16]:
- Событийные
- Типологические
- Описательные
- Сюжетное изображение в сочетании с рассказом
- Изучение деталей на картине
- Анализ картины с целью серьезных обобщений
- Эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра
- Дополнительный информативный ряд
- Подготовка к восприятию картины (сообщение названия и автора, и замечание о смысле ее демонстрации);
- Первичное восприятие картины (Что? Где? Когда?);
- Осмысление отдельных деталей картины, их анализ;
- Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей[18].
- Познавательный материал необходимо использовать в различных типах познавательных заданий;
- Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рас сказов и написанию сочинений;
- Использование логических заданий на анализ, сравнение, синтез материала картины.
Автор приводит несколько методических приемов работы с исторической картиной:
- Зрительная опора – образное обозначение или фиксация какой-либо даты, события и т.д.;
- Материальная иллюстрация – как подтверждение основных идей речи учителя;
- Сравнения картин;
- Создание эмоционального эффекта;
- Анализ картин;
- Самостоятельный источник знаний;
- Нахождение деталей (для подтверждения или опровержение той или иной точки зрения);
- Сопоставительный анализ текста и картины;
- Моделирование схем на основе исторических картин;
- Восстановление истинной фактуры исторического события (критическая оценка авторской позиции);
- Воссоздание образа времени, эпохи;
- «Оживление» действующих лиц;
- «Опознание» действующих лиц;
- Меткие оценочные высказывания по картине, которые необходимо объяснить;
Личностные результаты:
- Формирование уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека ;
Метапредметные результаты:
- Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Предметные:
- Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;
Все приведенные методические приемы учитывают современные требования ФГОС, а именно:
Личностные:
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Предметные:
- Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное методическое пособие дает обширную базу методических приемов по работе с изобразительной наглядностью, которые можно реализовать как в рамках школьного курса. Помимо этого, данные приемы по большей части отвечают современным требованиям освоения школьной программы. Но надо отметить, что если приемы, представленные автором можно использовать для достижения всех видов (личностные, метапредметные, предметные) результатов примерной основной образовательной программы, то для достижения метапредметных результатов ФГОС невозможно использовать ни один прием без дополнительных доработок.
Среди всех проанализированных методических рекомендаций, данное пособие наиболее полно отвечает требованиям современных нормативно-правовых документов, учитывает системно-деятельностный подход и включает в себя методические разработки крупных отечественных методистов.
[1] Н.П. Конобеевский. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. М., 1958, стр. 35-36
[2] А.И. Стражев. Методика преподавания истории. М., 1964, стр. 246-247
[3] Гора П.В Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. С.25
[4] Там же, С.28.
[5] Там же, С.63-64
[6] Там же, С. 144
[7] «Под обобщенными умениями мы понимаем такие умения учащихся, которые характеризуются относительно свободным переносом исторических знаний и приемов учебной работы на изучение нового, преимущественно однородного, исторического материала». Там же, С.81
[8] Там же, С. 99
[9] «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия Российской системы». РГПУ им. Герцена. 2013, С. 589
[10] Там же, С. 590
[11] Там же, С. 590
[12] Там же, С. 591
[13] Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург 2014, С. 56
[14] Там же, С. 57
[15] Там же, С. 60
[16] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000, С. 128
[17] Там же, С. 129
[18] Там же, С. 129
[19] Там же, С. 130