Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Анализ методических подходов к формированию
умений работать с изобразительными первоисточниками

Федосеева Ольга Алексеевна
В данной статье будут рассмотрены методические подходы по работе с изобразительной наглядностью и их соотнесение с проблемой исследования. Существует множество методических пособий, которые призваны помочь учителям в их работе. С течением времени меняется как содержание образования, так и требования к его освоению. Соответственно, меняются и методические приемы. Однако беря во внимание появления новых приемов, необходимо адаптировать уже существующие к современным требованиям. В данной части работы методические подходы и рекомендации по работе с изобразительной наглядностью будут рассмотрены с учетом современных требований ФГОС и ПООП. 
  1. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе
Данное методическое пособие направлено на организацию работы учителей с изобразительными средствами на уроках истории. Автор в своей работе раскрывает обоснование методики использования наглядности на уроках истории и анализ их влияния на качество знаний, работу и интереса учащихся в процессе изучения предмета, а также  приводит классификацию наглядных средств обучения.
Согласно предложенной П.В.Горой классификации наглядные средства обучения можно разделить:
  1. По содержанию;
  2. По характеру исторического образа.
Согласно содержанию П.В. Гора приводит две классификации: 
По Конобеевскому Н.П.:
  1. Предметы реальной действительности или натуральные наглядные пособия;
  2. Специально изготовленные изображения предметов и явлений действительности или опосредованные наглядные пособия[1].
По Стражеву А.И.:
  1. Подлинные исторические памятники или их изображения;
  2. Реконструкции памятников, исторических событий и явлений прошлого, включая художественные реконструкции (произведения исторической живописи, учебные картины, кинофильмы);
  3. Схематические материалы (планы, карты, диаграммы, графики, схемы и пр.)[2]
Также П.В. Гора приводит в своей работе классификации наглядных средств обучения исходя из особенностей содержания исторического материала и возраста учащихся средник классов (по Д.Н. Никифорову) и исходя из степени обобщения исторических фактов (А.А. Вагин и Н.В. Сперанская). С опорой на данные виды классификаций П.В. Гора приводит свой вариант классификации наглядных средств обучения:
  1. Подлинные вещественные памятники прошлого;
  2. Изобразительные наглядные средства;
  3. Условнографические или символические наглядные пособия.[3]
В рамках данного исследования особое внимание стоит уделить группе классификации «Изобразительные наглядные средства». «Важное место в группе изобразительных пособий занимают документальные плоскостные наглядные средства: рисунки современников, документальные фотографии реальных политических событий, хроникальные кинофильмы, фотопортреты выдающихся исторических деятелей, диапозитивы и диафильмы, содержащие документальные фото- и кинокадры и др.»[4]
В разделе «Приемы и средства наглядного изучения внешних сторон исторических фактов и формирования наглядных представлений» В.П. Гора предлагает использовать изобразительные первоисточники (называет картины, рисунки, портреты и т.д.) для разработки приемов наглядного изучения внешних сторон исторических фактов. «Для создания предметных представлений в школьной практике успешно примеряются картины, рисунки, фотографии. Образы людей – типичных представителей общественных групп и классов, а также выдающихся исторических деятелей – формируются с помощью рисунков, портретов, композиционных и других изобразительных пособий в сочетании с образной характеристикой.… Характеризуя личность, учитель стремится возможно полно передать все богатство е духовного мира, четко определить классовые позиции и т.п. Характеристике обычно придается ярко выраженное эмоциональное звучание. Это делается для того, чтобы вызвать у школьников к прогрессивным личностям глубокое уважение и желание подражать их лучшим человеческим качествам…»[5].
Данный методический прием учитывает личностные результаты освоения ПООП, а именно «Формирование уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека». Этот методический прием раскрывает не только внешнюю, но и внутреннюю сторону красоты человека, через применение наглядных средств обучения в виде портретов и образной характеристики личности, изображенной на этом портрете.
Помимо требований ПООП, данный методический прием может быть использован в современном уроке истории, так как учитывает личностные результаты освоения ФГОС основного общего образовании. А именно: «формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира». Данный результат будет достигнут путем применения данного методического приема на уроках истории через разработку системы вопросов и заданий к изобразительным источникам разных видов и эпох, на которых изображены типичные представители профессий, общественных групп, классов и т.д.
Помимо личностных результатов освоения ФГОС данный прием также отвечает метапредметным результатам освоения стандарта, а именно: Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней. В целях адаптации данного методического приема к современным требованиям необходимо передать подготовку образной характеристики по изображению в руки учащихся. Данная корректировка позволит реализовать данный методический прием в  рамках системно-деятельностного подхода.
В § 19 «Приемы усвоения сущности длительно развивающихся исторических явлений» П.В. Гора предлагает решить проблему трудности понимания учащимися развития как цепи последовательных изменений, происходящих во времени, использованием приема наглядного сравнения этапов развития типичных исторических явлений по схеме «было – стало»[6].
Данный методический прием реализует требования как ПООП, а именно:
  • Метапредметные результаты. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах – через развитие умений школьников сравнивать и анализировать информацию, извлеченную из изобразительных источников по схеме «было-стало» для формирование представления об историческом процессе, как цепи взаимосвязанных и последовательных изменений
  • Метапредметные результаты. Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходств и объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки – через применение на уроках адаптированных изобразительных источников, снабженных системой вопросов и заданий на восстановление принадлежности тех или иных изобразительных источников к определенной эпохе.
Так же данный методический прием учитывает требования ФГОС, а именно:
  1. Метапредметные результаты. Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов – через разработку системы вопросов и заданий к комплексу изобразительных источников, направленных на формирование у учащихся умений восстанавливать последовательность событий, а также на развитие знаниевого компонента по курсу, в рамках которого применяется данный методический прием.
Однако данный методический прием не направлен на достижение личностных и предметных результатов освоения ФГОС и ПООП основного общего образования, поэтому требует доработки.
Среди результатов воспроизводящего варианта наглядного изучения внешних сторон исторических фактов В.П.Гора называет следующие позиции:
  1. В тесной связи с усвоением исторических фактов ученики обучаются эффективным приемам учения, которые помогают им мысленно «видеть» и основательно запоминать события и явления прошлого. Овладевая приемами учения и умениям сознательно переносить их на изучение нового фактического материала, ученики приобретают некоторую познавательную самостоятельность, что повышает эффективность воспроизводящего изучения исторических фактов.
  2. Благодаря систематическому использованию адекватных приемов наглядного изучения внешних сторон однородных исторических фактов у школьников складываются ценные обобщенные умения[7], подготавливающие их к самостоятельной реконструкции исторических образов в условиях более сложного творческо-поискового обучения.
  3. Постепенное усложнение приемов наглядного учения и самого фактического материала ставит перед учениками все более сложные познавательные задачи. Это развивает воображение, наглядно-образное мышление и память учеников, совершенствует приемы их умственной деятельности.
  4. Яркое эмоциональное восприятие и последующее воспроизведение внешних сторон исторических фактов затрагивает чувства учащихся. Это содействует эффективной реализации воспитательных возможностей, заложенных в фактическом материале[8].
Все выше представленные результаты изучения внешних сторон исторических фактов путем использования метода наглядного обучения примерно совпадают  с результатами освоения ФГОС и ПООП основного общего образования. Этот факт говорит о том, что адаптированный методических рекомендаций по изучению внешних сторон исторических фактов, разработанных в данном методическом пособии В.П. Горой, можно использовать в разработке современного урока истории.
Таким образом, в данном методическом пособии можно найти малое количество методических приемов, которые можно адаптировать к современным требованиям освоения школьной программы. Но в общем плане этот труд нельзя использовать в современном уроке истории. Необходим тщательный отбор и доработка методических приемов и рекомендаций с учетом современных разработок, новых требований и развития познавательных возможностей учащихся.
  1. Волгин О.А. «Школьное образование в контексте «визуального поворота»
Автор данной статьи дает оценку новой тенденции в школьном образовании, а именно – «визуализации» процесса обучения. Причиной данной тенденции автор называет «визуальный поворот», что отражается, по мнению автора, и в требованиях ФГОС, «где напрямую указано, что ученик должен быть подготовлен школой к извлечению и переработке информации из различных видов источников в том числе визуальных»[9].
Следует отметить, что мнение автора об этой тенденции отличается от современного восприятия наглядного метода обучения. Так, автор рассматривает как положительные, так и отрицательные стороны преобладания визуализации в учебном процессе, говоря о том, что «исключительно визуальное кодирование учебной информации, по сути, нарушает целостность ее восприятия»[10]. Однако главное противоречие, по мнению автора, следует из того, что ведущая единица визуального дискурса — образ никогда не поддается полной вербализации, а образы, как носители учебной информации, могут заключать в себе смыслы, по разным причинам, не поддающиеся адекватному прочтению (вербализации) учащимися[11]. Автор признает, что «современный урок» сегодня конструируется в массовом сознании, в первую очередь, визуально.[12]
  1. Волгин О.А. «Проблемы критического восприятия фотодокументальных источников в обучении истории
В данной статье автор поднимает вопрос об использовании визуальных источников (фотодокументов) для формирования критического мышления школьников. Статья раскрывает потенциал данных наглядных средств обучения, который позволяет «приобретать на их основе знания о прошлом, и, с позиции этих, сведений производить оценку нового содержания, развивать у учеников умения критики (до определенных пределов) этих видов исторических источников».[13]
На основе первого проведенного исследования, автор говорит о том, что «контекст, в котором подается тот или иной визуальный исторический образ во многом определяет его восприятие и часто затрудняет адекватное прочтение содержащейся информации».[14]
Среди общих выводов после двух проведенных исследований автор делает вывод о том, что, «важно использовать приемы обучения, которые позволяют ученику соотносить и грамотно использовать вербальную и визуальную информацию, связанную с фотодокументами, критически относиться как к текстам, относящимся к источнику, так и к тому, что изображено на фотографии».[15]
Таким образом, Волгин О.А. в своих статьях говорит о том, что несмотря на активную тенденцию использования визуальных источников разных видов на уроке истории, которая отражается как в современных методических разработках, так и в нормативно-правовых документах об образовании, нельзя позволять изобразительным источникам заменять вербальные средства обучения (речь учителя), документальные и вещественные источники. Несмотря на тот факт, что современный урок понимается, в первую очередь, как урок построенный на визуальном восприятии информации, разностороннее развитие учащихся, формирование компетенций и раскрытие воспитательного потенциала урока истории, строится на комбинировании учителем разных видов самостоятельной деятельности школьников, что также отвечает современным требованиям ФГОС.
Особую сложность в работе с визуальным источником представляет формирование критического мышления учащихся. Среди рекомендаций, приведенных автором, можно выделить основные:
  1. Тщательный подбор к визуальному источнику контекста, который поможет учащимся сделать правильные выводы, избежав искажения исторической действительности. Контекст должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, адекватно вписываться в урок и не препятствовать адекватному восприятию источника учащимися.
  2. Необходимо разработать систему вопросов и заданий к самому источнику и к сопровождающему его контексту. Эти вопросы и задания должны помочь учащимся правильно соотнести изображение с контекстом, оценить извлеченную информацию и сделать выводы. 
Итак, приведенные в данных статьях выводы и рекомендации по работе с визуальными источниками отвечают требованиям примерной образовательной программы основного общего образования, а именно:
Метапредметные результаты: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Данные результаты будут достигнуты путем развития критических умений школьников через соотнесение изобразительного источника и контекста, в котором он представлен.
Также данные рекомендации отвечают требованиям ФГОС нового поколения, а именно:
Предметные результаты: развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Данные результаты будут достигнуты путем развития критических умений школьников через извлечение, анализ и соотнесение информации, извлеченной из визуального источника с опорой на систему вопросов и заданий.
Необходимо отметить что данные статьи были использованы в рамках исследования с адаптацией к теме «Формирование умений школьников работать с изобразительными первоисточниками на уроках истории в рамках курса «История Средних веков». Поэтому рекомендации, которые были выделены, требуют адаптации к каждой теме школьного курса истории.
  1. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории
Данное методическое пособие представляет собой сборник информации по использованию изобразительной наглядности разных видов: от самостоятельных рисунков учителей на доске мелом до поделок школьников. Все методические приемы, использованные в данном методическом пособии – разработки таких методистов, как А.А. Вагин, Д.Н. Никифоров, Н.В. Андреевская и т.д., а также труды самого автора – М.В. Коротковой. В рамках темы работы был проведен анализ главы №7 «Глазами художника».
В рамках данной главы автор говорит о том, что методическая работа на уроке с картиной зависит от ее типа и приводит классификацию исторических картин, составленную А.А. Вагиным[16]:
  1. Событийные
  2. Типологические
  3. Описательные
Среди способов применения картины автор приводит рекомендации Вагина А.А[17].:
  1. Сюжетное изображение в сочетании с рассказом
  2. Изучение деталей на картине
  3. Анализ картины с целью серьез­ных обобщений
  4. Эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра
  5. Дополнительный информативный ряд
Автор выделяет следующие этапы работы над исторической картиной:
  1. Подготовка к восприятию картины (сообщение названия и автора, и замечание о смысле ее демонстрации);
  2. Первичное восприятие картины (Что? Где? Когда?);
  3. Осмысление отдельных деталей картины, их анализ;
  4. Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей[18].
Короткова М.В. дает следующие рекомендации по организации работы над исторической картиной. Овладевая способами такой деятель­ности, ученики приобретают умение рассматривать произведе­ния живописи[19]:
  • Познавательный материал необходимо использовать в различных типах познавательных заданий;
  • Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рас­ сказов и написанию сочинений;
  • Использование логических заданий на анализ, сравнение, синтез материала картины.
После освоения учащимися всех вышеуказанных видов деятельности, возможна организация творческой деятельности.
Автор приводит несколько методических приемов работы с исторической картиной:
  1. Зрительная опора – образное обозначение или фиксация какой-либо даты, события и т.д.;
  2. Материальная иллюстрация – как подтверждение основных идей речи учителя;
  3. Сравнения картин;
  4. Создание эмоци­онального эффекта;
  5. Анализ картин;
  6. Самостоятельный источник знаний;
  7. Нахождение дета­лей (для подтверждения или опровержение той или иной точки зрения);
  8. Сопоставительный анализ текста и картины;
  9. Модели­рование схем на основе исторических картин;
  10.  Восстановление истинной факту­ры исторического события (критическая оценка авторской позиции);
  11.  Воссоздание образа времени, эпохи;
  12.  «Оживление» действующих лиц;
  13.  «Опознание» действующих лиц;
  14.  Меткие оценочные высказы­вания по картине, которые необходимо объяснить;
Все приведенные методические приемы учитывают современные требования ПООП, а именно:
Личностные результаты:
  1. Формирование уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека ;
Данный результат может быть достигнут путем применения такого методического приема как «оживление» действующих лиц, воссоздание образа времени/эпохи, использования изобразительного источника как материальной иллюстрации и зрительной опоры. Однако стоит обратить внимание на тот факт, что если первые два приема «оживление» действующих лиц и воссоздание образа времени или эпохи предполагают самостоятельную деятельность учащихся, что отвечает требованиям системно-деятельностного подхода, то два последних использования изобразительного первоисточника как материальной иллюстрации и зрительной опоры – реализуют лишь объяснительно-иллюстративную стратегию использования изобразительных первоисточников.
Метапредметные результаты:
  1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
Данный результат может быть достигнут путем использования таких методических приемов как сравнение, анализ картин, сопоставительный анализ текста и картин, модели­рование схем на основе исторических картин, так как данные приемы направлены на систематизацию, анализ, обобщение и сопоставление информации, извлеченной из источников. Однако для достижения данного результата учителю необходимо разработать обширную систему вопросов и заданий, а также грамотно подобрать изобразительную наглядность по теме, которая будет соответствовать возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся, а также будут организовывать их самостоятельную деятельность.
  1. Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Данные результаты достигаются путем применения методических приемов: сравнение, анализ картин путем организации самостоятельной работы учащихся по изобразительным первоисточникам с целью выполнения задания на составление памятки с последовательностью действий при анализе и сравнении картин.
  1. Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Данный результат достигается путем использование таких предложенных автором приемов как восстановление истинной факту­ры исторического события (критическая оценка авторской позиции), нахождение дета­лей (для подтверждения или опровержение той или иной точки зрения), так как эти приемы развивают критическое мышление учащихся.
Предметные:
  1. Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;
Данный результат достигается путем использование таких предложенных автором приемов как использование изобразительного источника как самостоятельного источника знаний, нахождение дета­лей (для подтверждения или опровержение той или иной точки зрения), воссоздание образа времени, эпохи, «оживление» действующих лиц. Путем организации как индивидуальной, так и коллективной деятельности учащихся по самостоятельному поиску необходимой информации в источнике, или же организация работы под руководством учителя с опорой на разработанную систему вопросов и заданий. Надо отметить, что бóльшую часть вышеуказанных приемов можно использовать для достижения данного результата.
Все приведенные методические приемы учитывают современные требования ФГОС, а именно:
Личностные:
  1. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
Данный результат достигается путем использование таких приемов как использование изобразительных источников как материальной иллюстрации, для создания эмоци­онального эффекта и воссоздания образа времени/эпохи. Стоит заметить, что первые два приема – использование изобразительных первоисточников как материальной иллюстрации, для создания эмоци­онального эффекта не предусматривают организацию самостоятельной деятельности учащихся. Что касается приема «воссоздание образа времени/эпохи» учителю необходимо внимательно отнестись к подготовке необходимых вопросов и заданий для учащихся.
Предметные:
  1. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
Данный результат достигается путем использование таких приемов как использование изобразительных источников как сопоставительный анализ текста и картины и использование метких оценочных высказы­ваний по картине, которые необходимо объяснить. Этот результат можно достичь через разработку системы вопросов и заданий к тексту источника и картине, для организации работы учащихся самостоятельно или под руководством учителя. Особенно интересным кажется прием с использованием метких оценочных высказы­ваний по картине, которые необходимо объяснить с опорой на картину. Для реализации этого приема учителю необходимо подобрать такое суждение, которое будет способствовать усвоению учащимися материала по теме, и не будет искажать историческую действительность. Таким образом, для использования данного приема учителю необходимо провести серьезную подготовительную работу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное методическое пособие дает обширную базу методических приемов по работе с изобразительной наглядностью, которые можно реализовать как в рамках школьного курса. Помимо этого, данные приемы по большей части отвечают современным требованиям освоения школьной программы. Но надо отметить, что если приемы, представленные автором можно использовать для достижения всех видов (личностные, метапредметные, предметные) результатов примерной основной образовательной программы, то для достижения метапредметных результатов ФГОС невозможно использовать ни один прием без дополнительных доработок.
Среди всех проанализированных методических рекомендаций, данное пособие наиболее полно отвечает требованиям современных нормативно-правовых документов, учитывает системно-деятельностный подход и включает в себя методические разработки крупных отечественных методистов.
 
[1] Н.П. Конобеевский. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. М., 1958, стр. 35-36
[2] А.И. Стражев. Методика преподавания истории. М., 1964, стр. 246-247
[3] Гора П.В Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. С.25
[4] Там же, С.28.
[5] Там же, С.63-64
[6] Там же, С. 144
[7] «Под обобщенными умениями мы понимаем такие умения учащихся, которые характеризуются относительно свободным переносом исторических знаний и приемов учебной работы на изучение нового, преимущественно однородного, исторического материала». Там же, С.81
[8] Там же, С. 99
[9] «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия Российской системы». РГПУ им. Герцена. 2013, С. 589
[10] Там же, С. 590
[11] Там же, С. 590
[12] Там же, С. 591
[13] Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознанию. Историческое краеведение. Герценовские чтения 2013. РГПУ им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург 2014, С. 56
[14] Там же, С. 57
[15] Там же, С. 60
[16] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000, С. 128
[17] Там же, С. 129
[18] Там же, С. 129
[19] Там же, С. 130

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»