Использование информационно-коммуникационных технологий
при формировании универсальных учебных действий
Егоркина Елена Михайловна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ лицей № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Методологической основой ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, который выбран не случайно. Условия жизни в XXI веке значительно изменились по сравнению с предыдущими периодами: за 1 год создается информации больше, чем за предыдущие 5000 лет, наиболее востребованные сейчас профессии даже не существовали несколько лет назад, сроки внедрения научных открытий сократился до нескольких лет вместо десятилетий.учитель истории и обществознания
ГБОУ лицей № 378
Кировского района Санкт-Петербурга
Все это приводит к тому, что обучать по традиционной старой формуле «Послушай – повтори – выполни – получи отметку» невозможно. После такого обучения наш ученик не сможет приспособиться к новым условиям современной жизни, не достигнет успеха. Значит, мы должны действовать иначе. Именно системно-деятельностный подход должен обеспечивать формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Учащийся получает знания не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
ФГОС нового поколения предполагает развитие универсальных учебных действий в течение всего периода обучения в школе. Универсальные учебные действия открывают школьникам возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в планировании, прогнозировании, целеполагании, самоопределении, контроле, структурировании и т.д. Собственная учебная деятельность учащихся придает образовательному процессу личностный характер, становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Формирование навыков информационной деятельности и универсальных учебных действий – задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Именно информационно-коммуникационные технологии могут стать для педагога настоящей «палочкой-выручалочкой». Но для этого он сам должен постоянно учиться и быть открытым к поиску новых решений.
Рассмотрим несколько примеров использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД.
Для уроков истории и даже для других школьных предметов, когда надо запомнить хронологический порядок появления чего-либо, как нельзя лучше подходят «Ленты времени». Такие сервисы, как Dipity, Xtimeline, Free Timeline, Ourstory и другие, позволяют создавать временную шкалу с отмеченными событиями, вставлять рисунки, фотографии, презентации, видео, ссылки на другие ресурсы. Можно предоставлять совместный доступ к проекту, и тогда либо группа учащихся, либо целый класс может создать такую ленту, на которой будет изображена, например, история целого государства или отдельный исторический период.
Для мозгового штурма или выполнения домашнего задания можно использовать интерактивную доску объявлений или интерактивные плакаты (сервисы linoit.com, Glogster, ThingLink), в которых тоже предусмотрены функции совместного доступа, позволяющие развить коммуникативные УУД.
Еще больше возможностей открывает перед учителем и учащимися сервис LearningApps.org. Можно выбирать на любой вкус и на любую ситуацию: кроссворды, «вставь слово», «подпиши картинку», «установи последовательность», «составь пары», викторины, паззлы и т.д. Можно давать индивидуальные задания за отдельными рабочими местами с компьютерами, а можно, пользуясь проектором, работать с классом.
Для развития УУД подходит и технология веб-квестов, которая делает процесс обучения намного интереснее и для ученика и для учителя, развивает критическое и творческое мышление. Играя свою роль, обучающиеся учатся смотреть на проблему с разных точек зрения, используя тот информационный ресурс, который им интересен. Веб-квесты подходят для реализации дистанционных международных проектов. Проведение веб-квестов «Восстание декабристов» и «Нравственный подвиг Сергия Радонежского» показало, что учащиеся с большим энтузиазмом берутся за подобные проекты и действительно развивают регулятивные универсальные учебные действия.
Еще одна технология – инфографика. Еще совсем недавно это было направление, известное только журналистам. Сейчас оно с каждым днем приобретает все большую популярность в образовании, и не только в начальной школе. Инфографика позволяет передать какую-либо идею, основанную на сопровождении какой-либо информации, представленной в виде сведений или количественных данных. То есть должна быть совокупность коротких текстов и графики. Конечно, очень удобно самому учителю представлять какую-нибудь тему в виде материала, поданного таким образом. Но гораздо полезнее предоставить самим учащимся возможность преобразовать нужную информацию в виде инфографики. Для этого можно использовать такие сервисы, как Wordle, Сreately, Cacoo, Tagxedo и другие.
А для поддержки своего школьного предмета или дополнительного образования можно предложить создать свой собственный дистанционный курс. Для этого хорошо подходит недавно созданная в Финляндии система дистанционного обучения Eliademy. На данный момент эта система бесплатна, русскоязычна и обладает всем функционалом, который так необходим в дистанционном обучении. Свой курс можно разбить на модули, теоретический материал представить в виде текста, презентаций, видео, аудио файлов, ссылок на другие источники. Для заданий, созданных в различных формах, можно установить сроки выполнения. Мы считаем, что дистанционное образование может способствовать развитию различных универсальных учебных действий именно в силу большей свободы и самостоятельности учащихся.
Еще один вид работы с учащимися – исследовательская и проектная деятельность. «Учебно-исследовательская деятельность - это инструмент развития личности, средство обогащения новыми знаниями, способ формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и учащегося.» [4, с.121] Постановка целей, выдвижение гипотезы, определение объекта исследования – все это формирует универсальные учебные действия.
Для проведения анкетирования чаще всего мы предлагаем учащимся создать google-формы с последующей более детальной обработкой результатов в электронных таблицах. Важно научить школьников правильно составлять вопросы. Для выполнения контент-анализа необходимо научить детей бережнее относиться к источнику информации.
Формируя универсальные учебные действия, мы не должны забывать о том, что необходимо как-то все это оценивать. Для этого в помощь учителям разработаны не только очные курсы повышения квалификации, но и дистанционные, доступные любому желающему. Речь идет о курсах программы Intel® «Обучение для будущего» из серии «Элементы». Такие курсы, как «Методы оценивания в XXI веке» или «Методы сотрудничества в XXI веке» помогают учителям осваивать новые образовательные стандарты, обогащать свою копилку готовыми критериями оценивания тех или иных учебных действий, учат создавать свои собственные методы оценки. Например, создать отдельные формы самооценивания по каждому уровню веб-квеста, групповой работы, мультимедийной презентации, контрольные листы создания сайта, планы оценивания в проекте и т.д.
Использование ИКТ в сочетании с другими современными образовательными технологиями способствует повышению внутренней мотивации к обучению, формирует те самые УУД, о которых столько сейчас говорится. Однако, если каждый урок однообразно строить на лентах времени или интерактивных кроссвордах, то это так же быстро надоест учащимся, как и уроки-лекции.
Любому педагогу стоит запомнить знаменитую фразу выдающегося математика, программиста и педагога Сеймура Пейперта:
Литературные источники
- Ключева Е.Е., Егоркина Е.М. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий.[Текст] / Е.Е. Ключева, Е.М. Егоркина //Дидактика XXI века: инновационные аспекты использования ИКТ в образовании: материалы международной научно-практической заочной конференции 19 мая 2014 года /[редкол.: О.Ф. Брыксина (отв. ред.), Е.Н. Тараканова, М.А. Воронина] – Ч.1. – Самара: ПГСГА, 2014.– с. 31-33.
- Кондратенко О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления/ О.А. Кондратенко // научный диалог. – 2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. – С. 92-99.
- Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия / Г.л. Копотева, И.М. Логвинова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 99 с.
- Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников. // Современные наукоемкие технологии. №1, 2011. С. 121-123.
- Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ./Под ред. А. В. Беляевой, В. В. Леонаса.—М.: Педагогика, 1989.— 224 с: ил.