Методическая разработка открытого урока по истории России в 9 классе
Общественное движение в 80-х – 90-х гг.
Месяц Юлия Васильевна
Цели урока:
- выяснить особенности либерального и консервативного движения в 80-90 годы 19 века время;
- выявить изменения, произошедшие в революционном народничестве;
- рассмотреть процесс формирования русского марксизма.
-развивать умения обобщать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Новые термины и даты: кризис революционного народничества, теория малых дел; рабочее движение; марксизм; 1883 г. – группа « Освобождение труда».
Оборудование: презентация, ПК, карточки с заданиями, раб.листы
Ход урока
- Орг. момент. Приветствие.
- Актуализация:
Слово учителя: Ребята, т.к. у нас с вами урок истории, я принесла сегодня с собой чемодан с историями.
- Я мечтаю, чтоб в этом чемодане было как можно больше историй самых разных: поучительных, веселых, грустных, мудрых. И что б они попадали в чемодан из разных периодов нашей истории от самых разных людей.
- А у вас есть мечта? О чем мечтаете?
- А если бы ваши мечты вдруг осуществились, что бы вы ощутили?--------- радость, счастье
- Люди стремились осуществить свои мечты всегда, они стремились к этому и в 20в. и в 19веке. Сегодня при помощи чемодана заглянем в 19в. и поищем там кусочки чьего- то счастья.
Открываем чемодан, в нем лежат разные вещи, ученик достает вещи.
- Рубашка с закатанными рукавами.- что делает ее владелец? – работает
- Бабочка. – у бабочки и рубашки один владелец? – нет- почему?
- Библия – кто-то положил сюда свои религиозные убеждения
- Портмоне – чей это предмет – когда-то там были деньги и не малые
- Раньше, когда люди собирались в дорогу, они брали на память о близких фотографии.
5. Что за люди изображены на этих фотографиях? ( Буржуазия, дворяне, разночинцы)
Слово учителя: Что этим людям для счастья нужно?
У всех этих социальных групп есть свои мечты. Т.к. в 19 веке было очень много потрясений, люди всегда стремились защищать свои интересы.
- Сегодня мы поговорим о течениях, которые оформились еще в начале19 века и помогали людям отстаивать свои интересы.
- какие идеологические течения мы знаем?- консервативное, либеральное, революционное
- как одним словосочетанием назвать все течения? – общественное движение. .(Слайд 1)
- какой период 19 века мы изучаем- 80-90 годы
- сформулируйте тему урока: «Общественное движение 80-90 годов 19 века» Запишем ее в рабочие листы. (Слайд 2 )
Слово учителя: Что мы уже знаем о либералах, консерваторах и революционерах?(называют основные принципы либерализма, консерватизма и революционного народничества)
- о деятельности какого из этих течений мы говорили в последний раз? - народников (Слайд 3)
После гибели Александра 2 на трон вступил Ал.3, как вы думаете, в деятельности общественного движения что-нибудь изменилось?
- каковы же наши цели? (Слайд 4 _)
3. Новый материал
- Распределение в три группы
Слово учителя: ребята, сейчас вам нужно взять из чемодана вещь, которая, по Вашему мнению, соответствует вашему течению…………………. Немного позже мы вернемся к этим предметам.
- Работа в группах по заполнению таблицы
Слово учителя: ребята, каждой вашей группе предложен документ, поработав с которым, вам необходимо заполнить свой столбик в рабочих листах. Задания №1 и 2. (4 мин.)
- Давайте послушаем выступление каждой группы, не забывайте заполнять таблицу во время выступления другой группы.
- обратите внимание на предмет, который вы взяли из чемодана, не у кого не возникло желания поменять его? Объясните почему вы выбрали именно этот предмет?
3. А теперь, я предлагаю вашему вниманию познакомиться с представителями каждого течения.
- в свои таблицы в вопрос №1 впишите эти фамилии, дома, когда вы будете работать с параграфом, допишите в таблицы остальных деятелей каждого течения. (Слайд 120
- перед вами высказывания идеологов, определите, кому из них какое принадлежит и почему. Помните, что в каждой цитате есть маркеры-подсказки.
4. Слово учителя: Сейчас мы поменяем группы (переставить карточки с названиями групп)
- Если бы вы были представителем консерваторов, либералов, марксистов второй половины 19 в. и столкнулись с проблемой рабочих и крестьянских недовольств, как бы вы попытались их решить?(2 мин)
- трудно было договориться разным политическим течениям? Поэтому - то между ними очень часто происходили разногласия.
- как вам заниматься политикой, легко или сложно? – устали? – давайте немного встряхнемся.
5. Переставить карточки с названиями групп У меня на доске множество понятий, все они относятся к либерализму, консерватизму и марксизму. Вам необходимо выйти и забрать свои термины.
- объясните, почему вы их выбрали.
- Ребята, с опорой на данные термины, придумайте лозунг, громкую фразу, выражающую убеждения вашего течения! – озвучьте. Что у вас получилось.(1 мин)
4. Рефлексия
Слово учителя: А сейчас я предлагаю вам внести свой вклад в чемодан истории, давайте каждая группа опустит свой лозунг и предмет, относящийся к вашему течению в чемодан. (Чемодан закрыть).
- Ребята, посмотрите на свои рабочие листы, мы достигли, поставленных целей?
- Домашнее задание:
- На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме, особое внимание уделим деятельности марксистов, по этому я предлагаю вам выбрать для себя задание:
На «5» - письменно решите проблему: Причины успеха марксизма в России
На «4» - письменно ответьте на вопрос: В чем проявилась «Теория малых дел» на практике?
Инд. Задание 6 историческая справка «Деятельность Г.В. Плеханова»
Не забудьте вклеить ваши рабочие листы в тетради по истории.
- Оценки