Технологическая карта урока по истории для 11 класса
Политика и экономика: от реформ к застою
Мурашева Нелли Давыдовна
|
Тема | ИСТОРИЯ 11 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Политика и экономика: от реформ к застою |
||||||||||||
Тип урока | урок формирования навыков и умений, практическое занятие | |||||||||||||
Ф.И.О. преподавателей |
Мурашева Нелли Давидовна- учитель истории и обществознания | |||||||||||||
Образовательные ресурсы |
Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Данилов А.А. История России в таблицах: XX век. 9-11 классы: справочное пособие; «Экономическое развитие СССР». Документы: Ф.М.Бурлацкий отрывок из главы XIV «Брежнев: Крушение "Оттепели". Размышления о природе политического лидерства»; проектор, компьютер, мультимедийная доска. | |||||||||||||
План | 1) Система «коллективного руководства». 2) Экономические реформы 60-х и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике. 3) Партийный аппарат и общество. 4) Идеология инакомыслия. |
|||||||||||||
Цель урока | Сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать у учащихся понимание о том, как жили люди в тот период; систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу; подвести учащихся к пониманию причин, сущности периода «застоя». | |||||||||||||
Формы и методы обучения |
Форма: фронтальная Методы: наглядный, частично-поисковый, практический |
|||||||||||||
Основные понятия | «застой», реформа, хозрасчет, номенклатура, коллективное руководство, ротация, диссидент и т.п. | |||||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность |
|||||||||||||
Научатся: определять, что такое «застой», «коллективное руководство», «диссидент», «номенклатура», «ротация»; Формировать знания об изменениях политической системы в 1964-82 гг; Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию; Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение; Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций. Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ; Способствовать развитию познавательной деятельности; |
Предметные: характеризовать попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; работать с историческими документами; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенные черты эпохи, обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России. Метапредметные: Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний учащихся; Познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учебных заданий; составление продуктивно-познавательных вопросов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - анализ исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы); Коммуникативные: высказывания, содержащие оценку соответствия содержания ответов учащихся или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; организация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании. Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению. |
|||||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||||||||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
I. Мотивация к учебной деятельности |
2 | Подготовка класса к уроку | Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель озвучивает план и тему урока. Подводит учащихся к формулированию цели урока. |
Рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь. | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Записи в тетради | |||||||
II. Актуализация знаний | 10 | Беседа по теме: Основные этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г. | Проверка опережающего задания. Представление подготовленных материалов (презентации) Вывод: Наряду с явными успехами развития СССР наблюдается нарастание застойных, кризисных явлений наблюдались во всех сферах жизни советского общества. |
Выступают с подготовленными материалами | Фронтальная работа | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; анализируют представленные материалы, делают выводы. Познавательные: Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя; Логические: осуществляют поиск необходимой информации. |
Устный опрос Записи в тетрадях |
|||||||
III. Первичное осмысление | 20 | Работа по тексту учебника и доп.материалам Заполнение таблицы Работа по тексту учебника. Работа с документом Работа со стат.данными (прилож.3), слайд (прилож.2), интервью родных Работа с учебником Работа с учебником, доп.материалами |
Учитель предлагает обсуждение темы по вопросам: 1.Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?(слайд из приложения 2) 2. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве? 3. 1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»? 4. Какое из данных определений периода правления Л.И.Брежнева: «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему? 5. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)? Задание классу: -Какой вывод можно сделать на основании изученных материалов? (приложение 2-3) 6. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов? 7. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге? |
Определяют термин «номенклатура» Определяют термин «хозрасчет»; заполняют таблицу «Экономические реформы 1965 г.» Определяют термин «застой» (приложение 1) и причины «застоя» Вывод: большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению. Определяют понятие термина «диссидент». Определяют причины диссидентского движения |
Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа Фронтальная работа |
Познавательные: Общеучебные - строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Удерживают цель деятельности до получения ее результата; Целостно-смысловая компетенция. Работают с представленными материалами, вступают в речевое общение. Целостно-смысловая компетенция. Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга. |
Устный опрос Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. Записи в рабочих тетрадях. |
|||||||
IV. Закрепление изученного | 5 | Формулирует вместе с обучающимися вывод | Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры. Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов. Проблемный вопрос: Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше? |
Учащиеся формулируют вывод об итогах развития СССР в период «застоя» Учащиеся, высказывают свою точку зрения. |
Фронтальная работа Фронтальная работа |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга. |
||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | 7 | Обобщающая беседа | Вывод: Итогом «застойного периода» стало осознание обществом необходимости перемен. | Работа с тестом(приложение 2)/ кроссвордом (приложение4) | Фронтальная | Логические: осуществляют поиск необходимой информации Личностные: оценивают собственною учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. |
Оценивание учащихся за работу на уроке | |||||||
VI. Домашнее задание | 1 | §34,36 вопросы для самопроверки, стр.289,301 | Конкретизирует домашнее задание. | Учащиеся записывают задание. | Индивидуальная | Задание выложено в «Дневник.ру» | ||||||||