Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока по истории для 11 класса

Политика и экономика: от реформ к застою

Мурашева Нелли Давыдовна



Тема   ИСТОРИЯ 11 КЛАСС
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
 
Политика и экономика: от реформ к застою
   
  Тип урока урок формирования навыков и умений, практическое занятие    
  Ф.И.О.
преподавателей
Мурашева Нелли Давидовна- учитель истории и обществознания    
  Образовательные
ресурсы
Учебник: История Отечества XX- начало XXI века, Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров. Данилов А.А. История России в таблицах: XX век. 9-11 классы: справочное пособие; «Экономическое развитие СССР». Документы: Ф.М.Бурлацкий отрывок из главы XIV «Брежнев: Крушение "Оттепели". Размышления о природе политического лидерства»; проектор, компьютер, мультимедийная доска.    
  План 1) Система «коллективного руководства».
2) Экономические реформы 60-х и их итоги. Проблемы «застоя» в экономике.
3) Партийный аппарат и общество.
4) Идеология инакомыслия.
   
  Цель урока Сформировать у учащихся знания учащихся о развитии страны в так называемый застойный период; обобщить и конкретизировать  у учащихся понимание  о том, как жили люди в тот период; систематизация  и контроль качества знаний учащихся по изучаемому вопросу; подвести учащихся к пониманию причин, сущности периода «застоя».    
  Формы и методы
обучения
Форма: фронтальная
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический
   
  Основные понятия «застой», реформа, хозрасчет, номенклатура, коллективное руководство, ротация, диссидент  и т.п.    
  Планируемые образовательные результаты    
  Объем освоения и уровень владения компетенциями Компоненты культурно-компетентностного опыта /
приобретенная компетентность
   
  Научатся: определять, что такое «застой», «коллективное руководство», «диссидент», «номенклатура», «ротация»;
Формировать знания об изменениях политической системы в 1964-82 гг;
Получить возможность научиться: самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую информацию;
Формулировать собственную точку зрения; аргументированно высказывать свое мнение;
Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.
Получат возможность понимать причины успеха в учебе, выделять главное ;
Способствовать развитию познавательной деятельности;
Предметные: характеризовать попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического развития; работать с историческими документами; на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознавать особенные черты эпохи, обосновывать свою нравственную оценку событий; давать оценку с позиции гражданина России.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценка правильности выполнения действий и заданий, полноты и обоснованности ответов и высказываний учащихся;
Познавательные: общеучебные - поиск необходимой информации в стат.данных для выполнения учебных заданий; составление продуктивно-познавательных вопросов для получения необходимой информации; подбор сведений из первоисточников для заполнения таблицы; логические - анализ исторического документа с целью выделения информации, необходимой для создания творческого продукта деятельности (таблицы);
Коммуникативные: высказывания, содержащие оценку соответствия содержания ответов учащихся  или оценку их выступлений с сообщениями; изложение собственных мнений; защита своих позиций в пользу тех или иных точек зрения; осознанное слушание мнения партнеров; организация продуктивной совместной деятельности по решению общей задачи, основанной на корректности, взаимопонимании.
Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению.
   
  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы
урока
  Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формы
организации совзаимодействия
на уроке
Универсальные учебные действия
(УУД)
  Формы контроля
1 2 3 4 5 6 7   8
I. Мотивация
к учебной деятельности
2 Подготовка класса к уроку Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель озвучивает план и тему урока.
Подводит учащихся к формулированию цели урока.
Рассаживаются по рабочим местам. Записывают тему и план урока в тетрадь. Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: принимают учебную задачу.
  Записи в тетради
II. Актуализация знаний 10 Беседа по теме: Основные  этапы развития СССР в период с середины 60-х до середины 80-х г.г. Проверка опережающего задания.
Представление подготовленных материалов (презентации)
Вывод: Наряду с явными успехами развития СССР наблюдается нарастание застойных, кризисных явлений   наблюдались во всех сферах жизни советского общества.
Выступают с подготовленными материалами Фронтальная работа Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; анализируют представленные материалы, делают выводы.
Познавательные:
Общеучебные: формулируют ответы на вопросы учителя;
Логические: осуществляют поиск необходимой информации.
  Устный опрос
Записи в тетрадях
III. Первичное осмысление 20 Работа по тексту учебника и доп.материалам
Заполнение таблицы
Работа по тексту учебника.
Работа с документом
Работа со стат.данными (прилож.3), слайд (прилож.2),  интервью родных
Работа с учебником
Работа с учебником, доп.материалами
Учитель предлагает обсуждение темы по вопросам:
1.Как изменилась политическая ситуация в стране после отставки Н.С.Хрущева?(слайд из приложения 2)
2. Какие качества Л.И.Брежнева как политика позволили ему занять высшие посты в КПСС и в Советском государстве?
3. 1965 г. иногда называют годом реформ. Что нового внесла реформа промышленности и с\х в экономическую жизнь страны? Как вы понимаете термин «хозрасчет»?
4. Какое из данных определений периода правления Л.И.Брежнева:  «застой» или «время упущенных возможностей» более точное и почему?
 
5. Какой уровень жизни имели советские люди в тот период (зарплата, цены, жилье)?
Задание классу:
-Какой вывод можно сделать на основании изученных материалов?
(приложение 2-3)
 
6. Этот период характеризуется развитием инакомыслия в стране. В чем причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 60-х- начало 70-х годов?
7. Почему возникла необходимость принятия новой Конституции 1977 года? Какие противоречия содержались в Конституции СССР? Почему многие положения Конституции существовали только на бумаге?
Определяют термин «номенклатура»
Определяют термин «хозрасчет»; заполняют таблицу «Экономические реформы 1965 г.»
Определяют термин «застой» (приложение 1) и причины «застоя»
Вывод:  большинство советских семей в то время малообеспеченными себя не чувствовали (вспоминаем интервью с родителями). Но в то же время СССР находился на 77 месте в мире по личному потреблению.
Определяют понятие термина «диссидент».
Определяют причины диссидентского движения
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Познавательные:
Общеучебные - строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Регулятивные:
Удерживают цель деятельности до получения ее результата;
Целостно-смысловая компетенция.
Работают с представленными материалами, вступают в речевое общение.
Целостно-смысловая компетенция.
 Определяют понятия, работают с учебником, вступают в речевое общение
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.
  Устный опрос
Записи в рабочих тетрадях.
Записи в рабочих тетрадях.
Записи в рабочих тетрадях.
Записи в рабочих тетрадях.
Записи в рабочих тетрадях.
IV. Закрепление изученного 5 Формулирует вместе с обучающимися вывод   Вывод: Время правления Брежнева принято называть периодом «застоя» потому, что реальная власть принадлежала партаппарату; органам государственной безопасности; различным структурам ВПК. Во власть постепенно проникали представители теневой экономики и мафиозные структуры.  Это не могло не сказываться на судьбах простых людей. Вынужденные приспосабливаться к политической и идеологической реальности, они привычно повторяли государственные лозунги, при этом могли думать иначе, а свою повседневную жизнь строили на основе общечеловеческих истин и «житейской мудрости». Качество жизни все более ухудшалось, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке. Огромные средства страна тратила на вооружение и участие в региональных конфликтов.
Проблемный вопрос: Наша страна оказалась в тупике развитого социализма. Что дальше?
Учащиеся формулируют вывод об итогах развития СССР в период «застоя»
Учащиеся, высказывают свою точку зрения.
Фронтальная работа
Фронтальная работа
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями,слушают друг друга.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов: обмениваются мнениями, слушают друг друга.
   
V. Итоги урока. Рефлексия 7 Обобщающая беседа Вывод: Итогом «застойного периода» стало осознание обществом необходимости перемен. Работа с тестом(приложение 2)/ кроссвордом (приложение4) Фронтальная Логические: осуществляют поиск необходимой информации
Личностные: оценивают собственною учебную деятельность.
Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке.
  Оценивание учащихся за работу на уроке
VI. Домашнее задание 1 §34,36 вопросы для самопроверки, стр.289,301 Конкретизирует домашнее задание. Учащиеся записывают задание. Индивидуальная     Задание выложено в «Дневник.ру»
                             

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»