Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование регулятивных УУД у обучающихся
в области проектной деятельности по истории

Корнышева Юлиана Игоревна
Главным механизмом модернизации российского образования на современном этапе является введение федеральных государственных стандартов. Новый ФГОС предъявляет особые требования не только к предметным, но и метапредметным, личностным результатам. В связи с этим, главной целью образовательной программы основного общего образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть приоритетной выделяется способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения социального опыта. Особую значимость в этом играет формирование регулятивных УУД. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Основная задача регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. К регулятивным УУД относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности по истории является включение обучающихся в проектную деятельность. Где под учебным проектом понимается особый вид интеллектуальной деятельности учащихся, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются: постановка проблемы на основе анализа темы проекта; самостоятельный поиск информации; анализ, обработка и преобразование собранных источников в соответствии с задачами и этапами проектной деятельности, ориентированными на решение проблемы; творческое преобразование результатов проектной деятельности; презентация и защита проекта. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя- из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствует переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Проектную деятельность по истории можно представить в виде последовательности пяти основных этапов деятельности:
  1. Наличие проблемы. На основе темы проекта обучающиеся должны определиться с проблемой своего учебного проекта, на основе соотнесения того, что уже известно и освоено, и того, что ещё неизвестно.  Здесь самыми ценными являются результаты, сопряженные не столько с когнитивными (что узнали), сколько с личностными и развивающими эффектами образования (что поняли, чему научились, к каким ценностям приобщились и т. д.). На данном этапе формируются такие регулятивные УУД как умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебно-познавательной деятельности, формируются мотивы для реализации поставленной цели.
  2. Планирование деятельности. В ходе решения своей проблемной задачи, обучающиеся определяют круг источников, виды информации и места ее возможного нахождения, которые будут необходимы для выполнения проектного задания. Если над проектом работает группа школьников, целесообразно распределить поручения: кто анализирует материал в монографиях или статьях, кто ищет информацию через интернет, кто берет интервью и т. п. Так на этом этапе формируется умение планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. Одновременно с определением круга источников обучающиеся разрабатывают план работы над проектным заданием и последовательность действий для каждого этапа, круг лиц, ответственных за их реализацию. Школьники должны иметь представление о разных (вариативных) путях работы над своим проектом, выбирать наиболее эффективные из них и обосновывать свой выбор.
  3. Работа по поиску и анализу информации. Далее отдельные части проектного задания готовятся в микрогруппах или индивидуально, а потом обсуждаются и собираются на основе концепции и макета проекта как материализованного продукта общей интеллектуальной деятельности. Здесь формируется умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  4. Получение нового продукта. На этом этапе школьники разрабатывают сценарий презентации проекта, согласованный с заранее запланированной формой учебной или внеклассной работы (урок творческих проектов, урок-презентация, пресс-конференция, круглый стол, студия актуальных проблем, исторический вечер и т. п.)
  5. Презентация полученного продукта. Обучающиеся представляют и анализируют результаты проекта, формируется умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности для ее решения.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет увидеть допущенные просчёты (это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией).
По видам проектов в курсах отечественной и всеобщей истории можно выделить:
  • поисковые: работа над проектом «Книга памяти» (создание общей книги памяти, страницами которой станут рассказы ребят и взрослых о родственниках, которые прошли через Великую Отечественную Войну. Материалы поисковой работы собираются и оформляются в специальных папках, представляются в экспозициях школьных музеев, сайтов и кабинетов истории, кладутся в основу сценариев уроков-мужества.
  • информационные: «Создание славянской азбуки» (создание иллюстрированной книги с информацией о Кирилле и Мефодии, фрагментами алфавитных систем на двух древних азбуках – глаголице и кириллице и т.п.)
  • практико-ориентированные: «По историческим местам Кировского района Санкт-Петербурга» (создание историко-туристической карты, буклета, программа или маршрута краеведческой экспедиции)
  • ролевые: «На ярмарку в Шампань» (этюд-зарисовка, ролевая игра на сюжеты из повседневной жизни людей разных столетий)
  • творческие: «Рыцарский замок» (создание макета построек, сооружений древности, знаменитых исторических памятников).
В совокупности видовое разнообразие учебных проектов по ведущей деятельности учащихся обеспечивает системный подход к их использованию на уроках истории в основной и старшей школе, а также во внеклассной работе по предмету. Таким образом, проект и проектная деятельность- это наиболее эффективные педагогические способы реализации требований ФГОС ООО по истории, все этапы проектной деятельности и педагогическая концепция учебных проектов в целом ориентированы на формирование регулятивных УУД. 

Список литературы
  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Вяземский Е. Е. Проектная деятельность как средство формирования исторического мышления школьников: метод. рекомендации / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. — М.: Просвещение, 2017.
  3. Про А. Двенадцать уроков по истории. — М., 2000.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М., 2012.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»