Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современный подход к организации преподавания
истории в школе и интерактивные технологии

Мурашева Нелли Давидовна
Новое общество – общество будущего – выдвигает новые требования перед образованием. Технологии завтрашнего дня нуждаются в людях, которые могут принимать критические решения, которые могут найти свой путь в новом окружение, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения в действительности.
Образование третьего тысячелетия нельзя представить без ориентации на человека, решительной демократизации, радикальной гуманизации. В настоящее время в Украине идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное поведение, иной педагогический менталитет. Важнейшей составной педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
В учительской среде существует большой интерес, как к технологиям, так и к моделям обучения, которые основаны на гуманистичном (поисковом) подходе.
Актуальность состоит в том, что педагогические возможности инноваций в технологиях обучения очень перспективны и, как способ обучения, намного превосходят возможности традиционных способов реализации учебного процесса, применение которых становится все менее эффективным в современной школе.
Информационной базой послужил, как собственный опыт педагогической практики в школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу.
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Н. Суворова «Интерактивное обучение. Новые подходы» и многие другие.
Основной формой организации учебной деятельности практически во всех странах мира сегодня является классно-урочная система. Будучи прогрессивной на протяжении четырех столетий, сегодня, в условиях научно-технического прогресса, она перестала удовлетворять потребности общества в образовании и требует усовершенствования.
 
В настоящее время все чаще можно слышать критику в адрес классно-урочной системы, и это чаще всего связано с пассивностью учеников на уроках и отсутствием интереса к обучению, снижением качества знаний, перегрузкой детей домашними заданиями, с тем, что учебные занятия вредно влияют на здоровье школьников.
Сегодня остро встала проблема усовершенствования форм организации процесса обучения, нахождения ответов на вопросы: как обучать, как создавать условия для развития и самореализации личности в процессе обучения. Как, оставаясь в рамках классно-урочной системы, повысить эффективность учебного процесса, достичь высокого интеллектуального развития учеников, обеспечить овладение ими навыков саморазвития личности. В большей степени этого можно достичь, используя современные инновационные технологии, в частности технологии интерактивного обучения, превращая, таким образом, традиционный урок в интерактивный.
Развитие науки и техники дало учителям и ученикам новые формы коммуникаций, новые типы решения абстрактных и конкретных задач, превращая учителя из авторитарного транслятора готовых идей во вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика. Будущее за системой обучения: ученик – технология – учитель, где учитель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником процесса обучения
Еще в начале 20-х годов прошлого столетия в трудах известных педагогов (И. Павлов, А. Ухтомский, С. Шатский, В. Бехтеров) появляются термины «педагогическая технология», «педагогическая техника». Педагогическая технология определялась в педагогической энциклопедии 30-х годов, как совокупность приемов и способов, направленных на чуткую и эффективную организацию учебных занятий
Технология происходит от греческого слова techne – искусство и мастерство, и слова logos – учить. В буквальном смысле «педагогическая технология» означает – наука о педагогическом мастерстве. Технология – это комплекс, который состоит из:
  • запланированных результатов;
  • способов оценки для коррекции и выбора оптимальных методов, приемов обучения, оптимальных для данной конкретной ситуации;
  • набора моделей обучения, разработанных на этой основе Для планирования результатов используют уровневый подход. Уровней планированных результатов может быть сколько угодно. Технология должна содержать критерии для оценки положения ученика, выбора модели обучения. Модель – самый короткий путь от начальных условий до запланированных результатов. В основе модели лежит комплекс методов и способов обучения.
Любая педагогическая технология должна отвечать основным критериям технологичности: системности (логичность, взаимосвязь частей, целостность), руководству (диагностика, планирование), эффективности (гарантировать достижение определенного стандарта обучения).
Прежде чем перейти к доскональному изучению интерактивных учебных технологий и интерактивному уроку необходимо выяснить суть интерактивного обучения и сравнить его с общеизвестными, традиционными подходами в обучении. В современной школе можно выделить три основные модели обучения.
Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянной активной взаимосвязи всех учеников. Это совместное обучение, взаимообучение (коллективное, групповое), где и ученик, и учитель являются равнозначными субъектами обучения, понимая, что они делают, что они знают, умеют и совершают. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, создание атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает возможность учителю стать настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает как превосходство одного участника процесса над другим, так и одной мысли над другой. При интерактивном обучении ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критично мыслить, принимать обдуманные решения
Элементы интерактивного обучения можно найти в трудах В. Сухомлинского, в творчестве учителей-новаторов 70-80-х годов ХХ века Ш. Амонашвили, В Шаталова, Е. Ильина, С. Лисенковой и других. Однако, в советский период, в условиях навязывания комбинированного урока, творчество отдельных педагогов было, скорее всего, исключением, чем правилом.
В Западной Европе и США групповые формы обучения учеников активно развивались и совершенствовались. В конце ХХ века интерактивные технологии получили распространение в теории и практике американской школы. Исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мериленд) в 80-х годах прошлого века показывают, что интерактивные методы обучения позволяют резко увеличить процент усвоения материала, так как влияют не только на сознание ученика, а и на его чувства и волю. Результаты этих исследований были отображены в схеме, которая получила название «Пирамида обучения»

Если попробовать дать определение понятия интерактивная технология обучения, то – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно безучастие школьника в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания. Каждый ученик имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться; от его деятельности зависит качество выполнения поставленного перед группой или перед всем классом задания. Интерактивные технологии обучения включают в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и приемы, которые стимулируют процесс познания, и умственные и учебные условия и процедуры, при помощи которых можно достичь запланированных результатов.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»