ГБОУ гимназия №66
Тема урока: Николай I: личность в истории.
Мельникова Анна Анатольевна, учитель истории и обществознания, гимназия 66
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: игра смешанного типа с элементами дискуссии
Класс:8
Цели:
1. образовательные:
· обобщить и закрепить знания, полученные учениками при изучении темы.
· всесторонне рассмотреть личность Николая Iи его роль в истории.
2. развивающие:
· продолжить формирование умения самостоятельной работы с различными источниками знаний.
· продолжить формирование умения вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.
· продолжить формирование умения оценивать роль личности в истории.
3. воспитательные:
· воспитание толерантности—уважительного отношения к личности другого человека, внимания к мотивам, вызвавшим действия этого человека.
· воспитание патриотизма и уважения к истории своей страны.
Средства обучения:
1. портрет Николая I
2. стенгазеты, подготовленные учащимися
3. элементы костюмов для некоторых участников урока-суда
Этапы урока:
1. подготовительный
2. вводный
3. основной
4. оценочный
Эпиграфы:
1.После унылых и мрачных последних лет царствования Александра 1… воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны… Этому во многом способствовало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления… восстановить законность и порядок, провести реформы.
Из статьи современного российского историка С. В. Мироненко “Николай1”
2.Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые,-
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Ф. Тютчев
Для проведения дискуссии класс делится на 3 группы: обвинение, защита и присяжные. Так как в этом варианте предусматривается большое количество и аргументов и вопросов к группе оппонентов, то возможно постоянно задействовать многих учеников. Тем более что форма дискуссии позволяет учителю распределять активность учеников, например, направлять вопросы тем из них, кто принимает пассивное участие в уроке.
Ход урока:
Слово учителя:интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Но иногда историки склонны давать слишком категоричную оценку историческим личностям. Вот, например, 2 точки зрения на Николая 1: (эпиграф). Наша задача сегодня—посмотреть с разных сторон на этого императора Российской империи и попытаться оценить его роль в истории.
1. Представитель обвинения:мы обвиняем Николая Iв бездарном руководстве страной, в потворстве разрастанию бюрократического аппарата, что привело ко взяточничеству и бумажной волоките. Численность чиновников выросла с 15 до 90 тысяч. За все время его правления не было существенных реформ, необходимых стране—не решен крестьянский вопрос, армия теряла боеспособность. Мы считаем, что Николай Iне сыграл значительной роли в истории.
Группа защиты: не считаете ли вы, что доверие царя к чиновникам вызвано тем, что главная опора самодержавия—выступила против царской власти в 1825? Как вы думаете, насколько возможно было решить крестьянский вопрос в начале девятнадцатого века?
Мы считаем, что Николай Iсыграл немалую роль в истории России, но действовал он исходя из тех обстоятельств, которые объективно существовали на момент его вступления на престол. Как вы помните, вторая половина царствования Александра не отличалась особой либеральностью, поэтому можно сказать, что политика Николая Iявлялась продолжением политики его брата. Более того, в первый же день своего правления он вынужден был начать с подавления бунта дворян.
Среди значительных реформ можно упомянуть хотя бы кодификацию законов М. М. Сперанского, необходимость которой назрела еще очень давно.
2.Обвинение:какие еще значимые реформы вы можете назвать? Почему император Николай не поменял политический курс, когда в обществе все так ждали перемен? Мы согласны, что восстание декабристов было большим уроком для Николая, но какие выводы он сделал? Повлекло ли это за собой какие-то практические действия?
Да, были сделаны некоторые шаги навстречу государственным крестьянам, их благосостояние улучшилось, но положение подавляющего большинства крестьян—помещичьих, оставалось таким же печальным. Но зато многое было сделано в отношении самих помещиков—дворян, ему удалось заметно повысить авторитет дворян в обществе.
Император свел на нет власть Государственного совета и Сената, свою канцелярию расширил. Теперь даже мелкие дела решались центральными органами и увязали в огромном аппарате чиновников. И конечно, нельзя не упомянуть про печально известное 3 отделение во главе с Бенкендорфом. Это орган постоянного надзора был призван следить за общественными настроениями, поощрялись доносы, происходило постоянное вмешательство в личную жизнь граждан. И нельзя не сказать о Чугунном цензурном уставе и ограничениях в отношении университетов. Мы считаем, что эта подозрительность неоправданна и недопустима.
Защита:можете ли вы назвать примерную численность государственных крестьян в России? Исходя из этого, скажите, так ли была незначительна эта реформа? Как вы считаете, в каких целях создавались 3 отделение и Чугунный устав?
Император Николай понимал власть монарха как власть отца в доме, и он искренне заботился о благе и процветании своих граждан. Поэтому, когда возникла угроза революции с запада, он попытался защитить страну посредством 3 отделения и цензуры. Дисциплина и порядок—вот средства, в которых так нуждалась Россия.
3.Обвинение: как вы можете объяснить связь между ужесточением контроля над настроениями общественности с одной стороны, и всплеском творческой активности писателей, с другой? В пример можно привести творчество Гоголя Н. В., Пушкина А. С., Грибоедова А. С. И других? Насколько сильна была угроза революции с запада?
В качестве последних, но не по значению, аргументов мы бы хотели привести жестокое отношение Николая к своим подданным. Палочная дисциплина господствовала везде—в армии, в училищах, в школах и чаде в государственном аппарате. Да, смертной казни не было, но ведь всем было известно, что после прогона сквозь строй почти никто не выживал. Характерно то, что прозвище у Николая было “Палкин”—это реакция населения на его действия. Вспомните, подобная сцена очень образно описана у Л. Н. Толстого в его рассказе “После бала”.
Защита:как вы думаете, мог ли Николай считать подобные наказания аморальными, если его, императорского сына, самого бил в детстве его учитель? Что вы можете сказать по поводу воспитания юного Николая?
Его воспитатель граф Ламздорф частенько в припадке ярости ударял мальчика о стену, все старания направлял на то, чтобы сломить волю Николая, шел наперекор всем его наклонностям. Иногда Николая обвиняют в солдафонстве и необразованности, но давайте вспомним, что он был третьим сыном в семье Павла 1 и готовился к карьере военного. Он хотел участвовать в государственных делах, но Александр даже не ввел его в состав Госсовета. Таким образом, мы считаем, что Николай Iне был заурядной личностью на троне Российской империи, сделал значительный вклад в развитие общества того времени все свои усилия направлял только во благо своего отечества.
Вопросы присяжных к сторонам.
Присяжные отмечают наиболее веские аргументы обеих сторон и выносят вердикт о роли Николая Iв истории России.
Каждый желающий может высказать свое мнение, согласиться или не согласиться с решением присяжных.
Заключительное слово учителя: Жизнь и деятельность выдающегося российского самодержца второй четверти ХIХ в. была полна самых неожиданных и парадоксальных поворотов. Только сегодня, опираясь на многочисленные источники и труды предшествующих авторов, можно воссоздать всю полноту его преобразований, уйти от однобокого рассмотрения николаевской эпохи. Сегодня нам на уроке удалось увидеть неоднозначность его личности и политической деятельности в истории нашей страны.
Выставление оценок за урок.