Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Реферат

    
 

 

Композитор М.П. Мусоргский в Петергофе

 
 
 
 
 

                                                Твердохлебовой Веры Павловны

                                            учителя музыки 415 гимназии

                                 Петродворцового района

                                        слушателя курсов СПб УПМ
                                          «Проблемы искусствознания» 
 
 
 
г. Санкт-Петербург   
2006 год.   
            Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии в помещичьей семье. О себе композитор писал, что он «сын старинной русской семьи». Мусоргский рано проявил музыкальные способности, заниматься он начал под руководством матери и на седьмом году уже играл небольшие сочинения Ф. Листа. С 1849 по 1854 годы занимался у известного пианиста и педагога А.А. Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 году поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
             Сочинять Мусоргский начал именно в этот период. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще он удивил товарищей другим сюрпризом, принес в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение – польку «Подпрапорщик» - тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе».
               То, что Модест Петрович по несколько месяцев в разные годы жил в Петергофе, отмечают все биографы знаменитого композитора. Первый длительный период пребывания Мусоргского в столице фонтанов относится именно ко времени его учебы в школе Гвардейских подпрапорщиков в 1853 году. В тот год Модест Петрович провел со школой здесь, в лагерях Военно-учебных заведений с 23 июня по 13 августа. Лагеря возникли в 1828 году при императоре Николае Iи, по выражению одного из петергофских дачников прошлого века, стали «рассадником юного поколения отечественных деятелей, собираемых летом для отдыха на чистом воздухе и развития укрепляющихся на свободе молодых сил, готовящихся служению Царю и Отечеству».
                В начале лета каждого года воспитанники военно-учебных заведений Санкт-Петербурга по окончании экзаменов в своих корпусах со знаменами и музыкой выступали в петергофские лагеря. На площади у Нарвских ворот Николай Iпропускал их мимо себя церемониальным маршем и вслед благославлял на длительный путь.
                После церемонии проводов ранцы мигом скидывались на кучи щебня, потом их подбирал обоз, а кадеты лишь с ружьями через плечо шли стройными рядами под звуки музыки по Петергофскому шоссе до лагеря, палатки которого располагались на обширном поле к востоку от Английского пруда.
               Во все время лагерной жизни кадеты проводили ученья, занимались стрельбой, изучали на практике вместе с саперами главнейшие инженерные работы, бывали на всех разводах и парадах Петергофа и наравне с гвардейскими полками принимали участие в ежегодных маневрах.
             Известный гравер и живописец,   Лев Михайлович Жемчужников, брат поэтов  А.М. и В.М.   Жемчужниковых, так писал в своих воспоминаниях:
 

 
 

Император Николай I 
«Лагерь мы любили, здесь было свободнее; соблазняли нас разносчики, нравилось нам гулянье в царских садах, купание в море, несмотря на продолжительные учения и смотры. Спали мы в больших, хороших палатках, но в сильный дождь они промокали до того, что одеяло и постель были мокры, и только оставалось сухое то место, на котором лежишь. Тюфяки и подушки были парусиновые, набитые соломой. Ружья стояли посреди палатки. Умывались в поле, далеко от палаток, на открытом воздухе.
                Лагерная столовая стояла далеко; это был навес на деревянных столбах, вдоль которого тянулись столы, покрытые черной клеенкой, и на них были расставлены деревянные миски, ложки, кружки с квасом и черный хлеб. К каждой миске садилось пять-шесть человек, составляющие артель… Кормили нас в лагерях лучше, чем в городе, из боязни, что приедет царь и попробует, что он делал нередко».
                Позднее вместо палаток были построены деревянные бараки, которые снесли в 1932 году.
                Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно в 1856 году. Началась служба в Преображенском полку. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А.С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М.И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М.А.Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» – творческого содружества передовых русских композиторов – А.П. Бородиным, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.
               Если с датами его пребывания в парадной летней резиденции русских царей ясность имеется, то в части конкретных адресов проживания Мусоргского – полная неопределенность. И более того, существует ошибочное утверждение, перепечатываемое из одного издания в другое,  что он жил в Петергофе на даче певицы Мариинского театра Дарьи Михайловны Леоновой. Следующие два длительных пребывания Мусоргского в Петергофе его биографы относят к летним сезонам 1878 и 1879 годов. По их утверждению именно в эти два года Модест Петрович жил летом на даче Леоновой в Петергофе. К такому заключению исследователи пришли на основании его письма, отправленного им в декабре 1878 года своему другу, поэту графу Арсению Аркадьевичу Голенищеву–Кутузову, кстати сказать, часто снимавшему дачу в Петергофе. В нем Мусоргский писал: «Летом жил в Петергофе; три месяца прошло в музыках с Д.М. Леоновой, и аз многогрешный, увенчан венком. Написал порядочно сцену Марфы с Андреем Хованским перед самосжиганием – Леонова в слезы обратила в этой сцене слушателей…»
               Даже из этого письма видно, что композитор много работает на даче в Петергофе в тот летний сезон. Он посвящает Дарье Михайловне Леоновой рукопись «Предсказание Марфы раскольницы»: «Прошу Вас Д.М. принять от меня на память. М. Мусоргский. Петергоф.»
                «Хованщина» - народная музыкальная драма в пяти частях. Так 7 июля 1872 года композитор озаглавил в своей тетради список исторических материалов для создания нового капитального сочинения, и над этими словами через несколько дней написал посвящение В.В. Стасову. Общий замысел «Хованщины», подробности сценических положений, образы героев тщательно «вырабатывались и обрабатывались» Мусоргским и Стасовым в оживленной переписке. Главный герой оперы – сам русский народ, ищущий правды и справедливого устроения жизни. Разнородные душевные движения «пришлых людей» из посадов московских, стрельцов, раскольников, крепостных девушек гениально выражены Мусоргским в ярких хорах и хоровых эпизодах, подлинными мелодиями композитор воспользовался лишь в нескольких случаях.
                   Развитию драмы народной в опере сопутствует любовная трагедия обиженной молодым Хованским раскольницы Марфы, чью душу «до днесь терзает… измена его», изображенная Мусоргским с глубокой и задушевной лирической искренностью. В широкой напевности ее партии, полной народно-песенных интонаций, слышны горячее чувство и жгучая ревность, печаль и решимость погибнуть в огне вместе с любимым.
                    Изящная мягкость стелющейся мелодии рисует облик князя Василия Голицына, властолюбивого и опасливо-нерешительного, суеверного, когда он прислушивается к страшным предсказаниям Марфы, и способного на подлую жестокость, с какой он приказывает утопить ее «как колдунью».
                      Несколько музыкальных произведений, написанных в Петергофе, композитор посвятил Людмиле Ивановне Шестаковой, музыкальной и общественной деятельнице, родной сестре Михаила Ивановича Глинки.
                       Летом 1878 г. в Петергофе Модест Петрович после длительной размолвки встретился с композитором М.А Балакиревым, о чем он сообщил в письме от 28 июля В.В. Стасову: «Мой дорогой, я виделся с Милием и в восторге. Много хорошего было помянуто…». Балакирев в те годы, будучи во главе Придворной певческой капеллы, ежегодно на лето выезжал с ней в Петергоф. И их встреча могла произойти не только на даче у Мусоргского, но и в Английском дворце, в кабинете Балакирева, или на его казенной квартире в доме на Фабричной улице.
                        В следующем году Мусоргский снова живет в Петергофе, на той же даче, но более короткое время, с 1 по 17 июля. На рукописи «Думка Параси» Модест Петрович приписывает: «3 июля 1879 года. Старый Петергоф. М. Мусоргский. – Посвящается Елизавете Ивановне Милорадович»
                        Итак, ни в переписке, ни в публикациях биографов более точного адреса проживания композитора, чем Старый Петергоф, не упоминается. В то же время известно, что дачу Д.М. Леонова снимала в Ораниенбауме, а письма самого композитора указывают на его проживание именно в Петергофе. Документы Петергофского дворцового правления тех лет, хранящиеся в Российском Государственном Историческом архиве подтверждают, что по заведенному порядку, до 1917 года для проживания на даче в Петергофе требовалось личное разрешение императора. Это обстоятельство и дает возможность установить точные адреса и годы проживания в Петергофе многих государственных и общественных деятелей. По спискам дачников в деле за 1879 год значится, что коллежский советник М.П. Мусоргский снял дачу в Петергофе по бульвару Юркевича в доме садового мастера Хохлова на летнее время.
                        Бульвар Юркевича ( ныне – Красных Курсантов) был излюбленным дачным местом в середине XIXстолетия. Здесь находились дачи, прекрасные по архитектуре и со всеми удобствами, которые часто снимались именитыми дачниками.
                        Дача Игнатия Васильевича Хохлова находилась примерно в 100 метрах от железнодорожного вокзала Старого Петергофа в сторону Финского залива, что позволяло Мусоргскому при необходимости быстро приезжать как в Петербург, так и в Ораниенбаум, где жила Леонова. Какой была дача, установить пока не удалось, но место, где она находилась (третий участок от вокзала) можно определить с точностью. Не вызывает сомнений, что она была вместительной и весьма удобной, и может быть даже с приличной отделкой внутренних помещений, ее снимали именитые люди, среди которых были князь А.И. Урусов, вице-адмирал А.В. Воеводский.
                         Следует отметить, что на этой же даче в 1857 году жил учащийся училища Правоведения, будущий композитор, Петр Ильич Чайковский со своим отцом, отставным генерал-майором. Значит у Модеста Петровича на даче Хохлова были приличные условия и для работы, и для отдыха.
                         Со стороны залива, в  начале бульвара Юркевича, на углу Ораниенбаумского спуска и Знаменской улицы находилась собственная дача композитора А.Г. Рубинштейна, о которой , конечно, Мусоргский знал. Модест Петрович в Петергофе не только плодотворно работал, но и активно отдыхал, совершая дальние прогулки по окрестностям Петергофа и Ораниенбаума в кругу друзей и знакомых. Об одной из таких прогулок летом 1878 года, в частности, писала сестра художника М.А. Врубеля, который также провел несколько летних сезонов в Старом Петергофе, композитору Римскому-Корсакову: «Была как-то предпринята поездка… в красивую холмистую местность «Венки». Довольно значительная группа участников этой поездки  любовалась долго чудным закатом и центром этой группы… был Мусоргский со своим другом по искусству – певицей Леоновой…».
                          И разве могла дачная жизнь обойтись без вечерних концертов самого Мусоргского? Около его дачи собиралось немало любителей классической музыки, чтобы послушать его игру… Скудны сведения о пребывании Модеста Мусоргского в Петергофе, но нет сомнения, что петергофский период был плодотворным в творчестве композитора.     


 
 
 
Литература:
 
1. В Гущин  «…Я виделся с Милием и в восторге…»  НИИХ СпбГУ   1995 г.
 
2. «25 оперных шедевров»                                                Москва.            1983 г.
 
3. Орусевская Ф.М. «Пять портретов»      Москва. Детская литература. 1982 г.                

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»