Разработка урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга с применением ИТК и различных стратегий педагогической технологии Развитие критического мышления
Модерн в Петербурге
Дан Татьяна Юрьевна
Задачи урока:
-познакомить учащихся с архитектурным стилем модерн
- продолжить работу по развитию навыков анализа различных источников информации
- мотивировать учащихся на самостоятельное знакомство с городом
- формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип урока:
урок практикум, изучение нового материала.
Оборудование: мультимедиа.
Эффективность представленного материала (по сравнению с традиционным)
Использование в дидактическом материале педагогических технологий РКМ и ИКТ содействует формированию исследовательской культуры, пробуждают исследовательский интерес к городу, позволяют эффективно взаимодействовать с информационно-коммуникативной реальностью.
В разных условиях, в разных ситуациях актуализируются разные аспекты образовательного потенциала учащихся.
Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а развитием способности к обучению.
В материале отражён процесс работы с информацией и обратная связь: ученик- учитель.
Дидактический материал представлен блочно, вариативно, что позволяет использовать его коллегами в зависимости их интереса и задач.
Список использованных источников.
: А.В. Даринский, В.И. Старцев История Санкт-Петербурга.
Б.М. Кириков., Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Мастера и стили.
И.А. Муравьёва Век модерна.
Авторские фотографии.
www.spb-guide.ru (Лоцман путешествий Санкт-Петербург.
http: // walkaspb.ru (Прогулки по Петербургу)
Методические и технические рекомендации .
Iфаза – вызова.
На слайде презентации написано слово МОДЕРН и цитата
«Умеющий мыслить, умеет задавать вопросы» Э.Кинг.
Учитель : Сегодня перед Вами раскроет свои тайны красивейший и загадочный мировой стиль, а путь его постижению и открытию – ваши вопросы! (Мозговой штурм).
Ученики задают учителю вопросы, используя стратегию техники вопросов РКМ. «Запускается» познавательная деятельность учащихся. Учитель ,отвечая на вопросы, регулирует процесс, задаёт уточняющие, помогает в формулировке.
Обмен информации, обсуждение.
IIфаза – осмысления. Учитель предлагает посмотреть фрагмент видеофильма, в презентации, в котором представлены постройки модерна в Петербурге и в парах (группах) проанализировать видео фрагмент, определить , что является характерным для модерна в Петербурге.
После обсуждения , составление кластеров.
Задание обсуждается парой и представляется классу.
Учитель на доске может выполнять параллельно с выступлениями аналогичную работу, уже корректируя работу класса , и представляя «итоговый» вариант кластера.
Iфаза – вызова.
Учитель: Мировые архитектурные стили сменяют друг друга и приходят в свой исторический период. Как Вы думаете ,почему рубеж 19 / 20 веков, стол временем модерна? ( Это главный аналитический вопрос урока, направлен на активизацию умения учащихся обобщать и анализировать материал, умение рефлектировать и использовать межпредметные связи и личностный опыт).
-Какие изменения происходят в мире? За счёт чего происходят изменения в архитектуре?
IIфаза – осмысления.
Обмен информации обсуждения. Отвечая на поставленные вопросы ученики показывают своё умение видеть объект, считывать информацию с разных источников, анализировать и обобщать.
Интересные ответы учащихся учитель записывает на доске:
За счёт чего происходят изменения в архитектуре?
- использование новых строительных и отделочных материалов.
- использование железо- бетонных конструкций.
- проектирование «изнутри наружу».
- синтез искусств.
Модерн – мировой стиль, а как он отразился в живописи?
IIIфаза – рефлексии.
1 вариант.
Синквейн «Модерн», «Петербургский модерн».
2 вариант.
Ученикам зачитываются утверждения, если они согласны, они в тетради напротив цифры 1 (первое утверждение) ставят +, не согласны -. ( Приём Верное и неверное утверждение).
-
Модерн рождается как отклик на сложное противоречивое время. (+)
-
На архитектуру Петербурга особое влияние оказал Северный модерн стран Скандинавии. (+)
-
Любимыми цветами модерна были: жёлтый и белый. (-)
-
«Модерн» , в переводе значит – образцовый. (-)
-
Для модерна характерно слияние искусств. (+)
-
Торговый дом компании Зингер украшает скульптура Гермеса. (-)
-
Ф. Лидваль архитектор гостиницы Астория. (+)
3 вариант.
Пользуясь литературой, заполните таблицу.
Модерн в Петербурге.
Название постройки |
Адрес. |
Архитектор. |
Годы постройки. |
Гостиница Астория.
|
|
|
|
|
Литейный проспект, дом 57. |
|
|
|
|
П.Ю. Сюзор. |
|
|
|
|
1901 – 1903 . |
Домашнее задание (по выбору учащихся):
1 вариант - Эссе ( стратегия создания письменного текста)
2 вариант -РАФТ
Р- роль, от чьего лица будет написан текст.
А – для какой аудитории.
Ф - в какой литературной форме.
Т - тема заданная - «Петербургский модерн»
3 вариант
В паре ( малой группе) разработать маршрутный лист по теме «Модерн в Петербурге» и проиллюстрировать его авторскими фотографиями.
4 вариант
В паре (малой группе) составить и представить классу фрагмент экскурсии
Темы представлены на выбор: «Модерн в Петербурге», «Архитектор Ф. И. Лидваль»,
«Здания модерна на Невском проспекте», «Художники модерна», Ваша тема, тема интересная ученику, связанная с модерном в Петербурге.
5 вариант
Рисунок в стиле модерн.
Дан Татьяна Юрьевна
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга лицея № 395.