Роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории
Синюков Илья Сергеевич
1.1 Произведения художественной литературы как исторический источникВ отношении литературных произведений существует негласное и почти общепринятое в мире науки мнение: художественная литература является не просто субъективной, но находится в области авторской фантазии и не может адекватно отображать исторические факты. На этом основании традиционное источниковедение, особенно новой и новейшей истории, долгое время не рассматривало художественную литературу как исторический источник.
Лишь недавно, в связи с новыми подходами к исторической проблематике, прежде всего в русле активно развивающегося направления «социальной истории», а также благодаря развитию междисциплинарных исследований, использующих приемы и методы смежных гуманитарных дисциплин, возникла необходимость изучения литературных произведений в новом, непривычном для историка, качестве. При этом настороженно-пренебрежительное отношение к литературе как к источнику для изучения прошлого в рамках исторической науки по-прежнему сохраняется - либо по традиции, либо в силу необходимости использовать новый инструментарий.
Е. Сенявская предлагает обозначить признаки художественной литературы: и как общественного явления, и как продукта определенной эпохи, рассматриваемого под углом зрения профессионального историка в соотнесении с другими категориями источников. К художественной литературе относятся произведения письменности, имеющие социальное значение, эстетически выражающие общественное сознание и, в свою очередь, его формирующие. Художественная литература выполняет целый ряд социальных функций: хранит, накапливает, передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности, выражает мировоззрение и эстетические идеалы определенных эпох, народов, локальных цивилизаций, социальных групп.
Следовательно, литературные произведения являются:
1.Неотъемлемой частью культуры своей эпохи, а значит, сами по себе должны быть объектом и предметом исторического изучения;
2.Специфической формой выражения массового сознания, что тоже, безусловно, требует внимания профессиональных историков;
3.Эффективным инструментом воздействия на общественную ментальность, что опять же предполагает потребность в историческом исследовании.
Из такого обозначения места художественной литературы в общественной жизни становится очевидным, насколько историческая наука недооценивает ее как самостоятельный объект и предмет изучения, чрезвычайно много теряя при этом.
С историко-источниковедческой точки зрения произведение художественной литературы имеет свою специфику:
Во-первых, для него характерна известная - вплоть до максимальной - степень субъективности, влияние авторской индивидуальности;
Во-вторых, его отличительной чертой являются вымысел и фантазия - как средство художественного выражения позиции автора;
В-третьих, оно предназначено не для „внутреннего пользования” или ограниченного межличностного общения, а, как правило, для максимально широкой читательской аудитории.
Из этого следует, что литературное произведение в качестве исторического источника чаще всего не может рассматриваться с точки зрения содержащихся в нем фактических данных, поскольку в этом качестве источниковедческим критериям достоверности не отвечает.
Оно ценно совсем в другом отношении: как источник, отражающий ментальность своего времени, трудноуловимую ткань общественного сознания, психологии, интересов, настроений и т.п., то есть субъективные аспекты социальной реальности. Именно в этом плане между многими произведениями художественной литературы и теми же мемуарами, на взгляд Е. Сенявской, непреодолимой границы не наблюдается [9, с.6]. Как и воспоминания, романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь не фиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и явления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художественной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Поскольку художественная литература является одной из форм общественного сознания, то для историка важны не только (а часто и не столько) ее результаты - конкретные тексты, сколько их социальное бытование и воздействие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследования. Для характеристики эпохи или ее периода есть смысл обращать внимание не только на тематику литературных произведений в конкретное время или на господствующее среди их авторов - известных и не очень - мировоззрение (хотя и эти параметры представляют серьезный научный интерес). Весьма показательной может стать и правильно определенная степень популярности конкретных литературных жанров и отдельных произведений как в обществе в целом, так и в различных его слоях, что отражает взгляды и вкусы „читающей публики”. Издательские тиражи, например, косвенно отражают читательский спрос, а значит, и социальный интерес к конкретного рода литературным жанрам, произведениям, темам, проблемам, ценностям, излагаемым позициям и т.п.[9, с.7].
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и преломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном случае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Безусловно, не все жанры литературы равноценны как исторические источники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь, те же романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь нефиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и явления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художественной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и преломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном случае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Но, не все жанры литературы равноценны как исторические источники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь, то же самое можно сказать о любом источнике, в том числе и вполне традиционном. Он (закон, решение суда, официальный документ и т.д.) может быть адекватен или неадекватен конкретным исследовательским задачам [9, с.7].
Из этого следует, считает Е. Сенявская, что историкам не стоит идти по пути отрицания художественной литературы как категории исторических источников „с порога”. Потенциально она весьма богата. Целесообразнее классифицировать ее произведения с точки зрения возможного использования в конкретных типах исторических исследований, определяя преследуемые цели и средства их достижения.
Главное для историков в художественной литературе - „дух времени”, психологическая достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет „живым” и полным. Именно на это свойство художественной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований [9, с.7].
Основополагающим принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы „Анналов”, является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Этот принцип близок одному из положений ранней философской герменевтики, в частности „психологической герменевтики” В.Дильтея, - идее непосредственного проникновения в историческое прошлое, „вживания”исследователя в изучаемую эпоху, во внутренний мир создателя источника. Такой метод познания духовных явлений получил название психологической реконструкции, то есть восстановления определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия.
Во многом этот научный метод близок методу художественному, характерному для хороших писателей, пишущих на исторические темы. В основе его лежит убеждение в том, что для понимания истории главное - проникнуть в субъективный мир исторических персонажей. В значительной степени это определяется творческой интуицией: художественное освоение области исторической психологии вообще началось гораздо раньше, чем научное.
И всё же ни один писатель (как, впрочем, и историк) не способен полностью „ воссоздать все грани прошлого”, даже следуя герменевтическому принципу вживания в него, хотя бы потому, что на любого человека неизбежно давит груз знаний и представлений того времени, в котором он сам живет и действует. Несмотря на это, „психологическая реконструкция” может оказаться довольно близкой к реальности, если речь идет о собственном опыте автора, особытиях, пережитых им самим и описываемых какое-то время спустя. В этом случае художественная литература вплотную смыкается с мемуаристикой, которая, с одной стороны, является историческим источником личного происхождения, а с другой - самостоятельным литературным жанром. Именно такого рода произведения являются, пожалуй, наиболее ценным для историка источником из всего разнообразия жанров художественной литературы. При этом наиболее чуткие к исторической правде писатели, чье творчество отражает их непосредственный жизненный опыт, исповедуют принцип „взгляда на прошлое из прошлого” [9, с.8].
Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической беллетристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого периода времени способствует развитию их познавательных способностей.
1.2 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Основная цель использования художественной литературы на уроках истории – это сформировать у школьников эмпатию.
Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте [1, c 44].
Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров „здравого смысла” и отысканию оригинальных идей.Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии.
Все, что относится к эмоциональному восприятию и воспитанию происходит только благодаря произведениям художественной литературы, потому что под ее влиянием у детей также формируется мораль.
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Школьный учебник, к сожалению, не может вызвать у школьников бурю чувств. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала [7, c 87].
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся девятого класса более четко представили себе облик Наполеона, можно зачитать отрывок из „Войны и мира” Льва Толстого.
„… подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем-то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно, как будто и не было этих двух тысяч людей, которые, не дыша, смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк, звеня, дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: „Здравья желаем, ваше го-го-го-ство!”. И опять все замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как, наклоненный вперед, ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего,- видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк благодаря строгости и старательности полкового командира был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только двести семнадцать человек. И все было исправно, кроме обуви. Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Обновленная концепция истории Украины выступает как средство национальной консолидации. Однако за время независимого существования украинского государства постепенно укоренилась и стала частью официальной идеологической доктрины концепция „титульного украинского этноса”, как основы украинской политической нации. Очевидно, что именно данная концепция лежит в основе политики опережающей украинской этнической консолидации, по сравнению с консолидацией всей украинской нации на основе всех культурно-языковых групп Украины. В результате появляются такие трактовки многочисленных исторических фактов из истории Украины, которые препятствуют формированию в массовом сознании уважения к истории и культуре соседних народов и государств. В самом украинском обществе падает до критического уровня толерантность в отношениях между представителями этнических групп, растёт ксенофобия и степень разобщения между гражданами по этническому и языковому признакам [8, c 12].
Таким образом, если мы определили цель использования литературы на уроках истории, то можем определить задачи:
1. Проанализировать художественную литературу, которая изучается на уроках литературы, и использовать только те произведения, которые изучается по школьной программе литературе.
К сожалению, программа обучения истории и литературы иногда не совпадает, и программа примеров получается разорванной.
2. Отобрать методы использования художественной литературы на уроках истории
Эта задача – одна из самых основных, так как для ее реализации требуется доскональное знание как истории, так литературы и психологии, для того, чтобы не перегрузить школьников эмоциями и уметь вовремя вывести их из эмоционального состояния, в которое они приходят, при использовании на уроках отрывках военных тем, а также тяжелых драматических событий.
Для этого, мы также должны определит такие критерии для отбора художественной литературы с целью применения ее на уроках истории:
Во-первых, важно, что именно мы собираемся изучать.
Во-вторых, надо понять, заложена ли в источнике информация, которая для этого (изучения) необходима.
В-третьих, насколько эта информация пригодна (по целому ряду параметров) для данного исследования [3, c 31].
1. 3. Дидактические возможности художественной литературы на уроке истории
Художественная литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества является одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А. Полякова, „каналов проникновения исторических знаний в широкие массы”.
К сожалению, большинство современных школьников имеет довольно слабое представление о таком важном средстве познания минувшего. Выступая носительницей эстетических свойств, художественная литература дает представление о политической, экономической и культурной жизни страны, образно раскрывает этапы формирования государственности, роль народа и отдельной личности в историческом процессе. Отличаясь жанровым и тематическим многообразием, порой явной тенденциозностью, эта литература отражает жизнь народов как в переломные, так и в относительно стабильные исторические периоды [5, c 45-46].
Благодаря историко-художественной литературе люди всех возрастов получают представление о конкретной эпохе, о различных классах и сословиях, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях. Нередко это относится к тем явлениям и личностям, о которых по идеологическим мотивам долгое время не принято было что-либо писать, а если и давали сведения в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне [4, с.42].
Читая художественные произведения, мы имеем уникальную возможность (учитывая проведенную литераторами значительную научно-исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о причинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания памятников культуры либо совершения научного открытия.
Историческая беллетристика возвращает из забвения портреты и судьбы лиц бывших некогда знаменитыми. Одновременно она предлагает читателю яркие примеры успешной деятельности в конкретных областях: военном деле, меценатстве, предпринимательстве, искусстве, науке, политике и т.д. Знакомство с подобными произведениями помогает читателю, особенно юному, формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.
Об огромном значении и больших просветительских возможностях историко-художественной литературы неоднократно говорили известные писатели, историки и литературоведы [4, с.44].
Конкретность и живость художественного образа делают его прекрасным средством усиления картинности повествования учителя о событиях и деятелях нового времени, тем самым содействуя созданию у учащихся как можно более конкретных исторических представлений.
Правдивый художественный образ, отличаясь меткостью и убедительностью, облегчает восприятие исторического прошлого. Этой меткостью и убедительностью художественного образа определяется его доказательная сила, воспитывающая у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывая у них сочувствие, восхищение, негодование, возмущение, ненависть. Яркий и выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, ибоэтические нормы и общественные идеи выражены в художественных произведениях не в отвлеченных формулировках, а в конкретных ситуациях, раскрыты на живых примерах [2, с.98].
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала.
Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, помогает повышению педагогического мастерства. В произведениях художественной литературы учитель находит неисчерпаемый конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - яркие факты, раскрывающие внутреннюю сторону событий, внутреннюю жизнь и облик людей прошлого, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта.
Художественная литература, привлекаемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпохи и историческую беллетристику. К литературным памятникам относят произведения, созданные в изучаемую эпоху, написанные современниками событий, изучаемых в курсе истории.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи, нередко служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
Конечно, в литературных памятниках эпохи содержится ее изображение сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных, социальныхпозиций. Поэтому необходим в ряде случаев критический подход учащихся к этим литературным произведениям, некоторые указания и оговорки учителя. Таким образом, литературные памятники эпохи могут быть в ряде случаев использованы для ознакомления не только с историческими событиями, но и для изучения идеологии, взглядов людей своего времени [2, с.4].
Учитель истории может активно привлекать также художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего времени, историческую беллетристику, исторический роман, повесть или стихотворение на историческую тему. Они созданы на основе изучения мемуаров, документов и других исторических источников и научных исследований прошлого. Это более или менее удачные попытки реконструировать прошлое в виде литературного произведения исторического жанра.
Они не могут служить документальными источниками для исторической науки, но служат популярным, доступным и увлекательным средством ознакомления учащихся с результатами изучения прошлого в конкретных образах, выразительных характерах, в драме, развернутой в динамическом действии. Недаром увлечение историей и серьезной работой над научными исследованиями о прошлом пробуждается у многих школьников в результате чтения исторических романов [6, c 31].
Указанные здесь различия художественно-литературных памятников эпохи и исторической беллетристики в ряде случаев условны и относительны [2, с.5].
Подразделение художественной литературы о прошлом на два вида имеет значение не только для исторической науки, но и для практики преподавания истории в школе. Различны цели, которые преследует учитель истории, вводя в урок отрывок из произведения того или иного вида художественной литературы, различны и принципы отбора, применяемого в отношении художественных произведений этих двух категорий, задачи, которые мы ставим перед учащимися при разборе этих отрывков, и методические приемы их использования [5, c 56].
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкретной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Алексашкина Л. Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории / Л. Н. Алексашкина – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
2.Вагин А. А. Художественная литература в преподавании новой истории. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
3.Горностаева З. Я., Орлова Л. В. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт, школа / З. Я. Горностаева, Л. В. Орлова – М.: Просвещение, - 1998. – 334 с.
4.Еграшкина М. В. Изучение темы „Литература и искусство начала XX в” на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе / М. В. Еграшкина – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.
5.Зверева М. И. Формирование информационно-мировозренческой культуры учащихся // Педагогика / М. И. Зверева – М.: Просвещение, 2005. – 450 с.
6.Озёрский И. З. Руководство внеклассным чтением по истории: Пос. для учителей / И. З. Озёрский – М.: Наука, 1979. – 80 с.
7.Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории / Л. М. Предтеченская – М.: Просвещение, 1978. – 167 с.
8.Программы общеобразовательных учреждений: История „Академический школьный учебник” 5-11 классы: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
9.Сенявская Е. М. Художественная литература как исторический источник // История приложение к „Первому сентября” / Е. М. Сенявская – М.: 2001. - №44. – 6-13 с.