Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль художественной литературы в самостоятельном изучении истории

Синюков Илья Сергеевич
1.1 Произведения художественной литературы как исторический источник
В отношении литературных произведений существует негласное и почти общепринятое в мире науки мнение: художественная литература является не просто субъективной, но находится в области авторской фантазии и не может адекватно отображать исторические факты. На этом основании традиционное источниковедение, особенно новой и новейшей истории, долгое время не рас­сматривало художественную литературу как исторический источник.
Лишь недавно, в связи с новыми подходами к исторической проблематике, прежде всего в русле активно развивающегося направления «социальной исто­рии», а также благодаря развитию междисциплинарных исследований, исполь­зующих приемы и методы смежных гуманитарных дисциплин, возникла необ­ходимость изучения литературных произведений в новом, непривычном для историка, качестве. При этом настороженно-пренебрежительное отношение к литературе как к источнику для изучения прошлого в рамках исторической науки по-прежнему сохраняется - либо по традиции, либо в силу необходимо­сти использовать новый инструментарий.
Е. Сенявская предлагает обозначить признаки художественной литерату­ры: и как общественного явления, и как продукта определенной эпохи, рас­сматриваемого под углом зрения профессионального историка в соотнесении с другими категориями источников. К художественной литературе относятся произведения письменности, имеющие социальное значение, эстетически вы­ражающие общественное сознание и, в свою очередь, его формирующие. Ху­дожественная литература выполняет целый ряд социальных функций: хранит, накапливает, передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности, выражает мировоззрение и эстетические идеалы определенных эпох, народов, локальных цивилизаций, социальных групп.
Следовательно, литературные произведения являются:
1.Неотъемлемой частью культуры своей эпохи, а значит, сами по себе должны быть объектом и предметом исторического изучения;
2.Специфической формой выражения массового сознания, что тоже, безусловно, требует внимания профессиональных историков;
3.Эффективным инструментом воздействия на общественную ментальность, что опять же предполагает потребность в историческом исследовании.
Из такого обозначения места художественной литературы в общественной жизни становится очевидным, насколько историческая наука недооценивает ее как самостоятельный объект и предмет изучения, чрезвычайно много теряя при этом.
С историко-источниковедческой точки зрения произведение художествен­ной литературы имеет свою специфику:
Во-первых, для него характерна известная - вплоть до максимальной - сте­пень субъективности, влияние авторской индивидуальности;
Во-вторых, его отличительной чертой являются вымысел и фантазия - как средство художественного выражения позиции автора;
В-третьих, оно предназначено не для „внутреннего пользования” или огра­ниченного межличностного общения, а, как правило, для максимально широкой читательской аудитории.
Из этого следует, что литературное произведение в качестве исторического источника чаще всего не может рассматриваться с точки зрения содержащихся в нем фактических данных, поскольку в этом качестве источниковедческим критериям достоверности не отвечает.
Оно ценно совсем в другом отношении: как источник, отражающий ментальность своего времени, трудноуловимую ткань общественного сознания, психологии, интересов, настроений и т.п., то есть субъективные аспекты соци­альной реальности. Именно в этом плане между многими произведениями ху­дожественной литературы и теми же мемуарами, на взгляд Е. Сенявской, не­преодолимой границы не наблюдается [9, с.6]. Как и воспоминания, романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь не фиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и яв­ления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художе­ственной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Поскольку художественная литература является одной из форм общест­венного сознания, то для историка важны не только (а часто и не столько) ее результаты - конкретные тексты, сколько их социальное бытование и воздейст­вие, само по себе требующее специального исторического изучения и исследо­вания. Для характеристики эпохи или ее периода есть смысл обращать внима­ние не только на тематику литературных произведений в конкретное время или на господствующее среди их авторов - известных и не очень - мировоззрение (хотя и эти параметры представляют серьезный научный интерес). Весьма по­казательной может стать и правильно определенная степень популярности кон­кретных литературных жанров и отдельных произведений как в обществе в це­лом, так и в различных его слоях, что отражает взгляды и вкусы „читающей публики”. Издательские тиражи, например, косвенно отражают читательский спрос, а значит, и социальный интерес к конкретного рода литературным жан­рам, произведениям, темам, проблемам, ценностям, излагаемым позициям и т.п.[9, с.7].
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и пре­ломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном слу­чае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Безусловно, не все жанры литературы равноценны как исторические ис­точники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь, те же романы и повести интересны - в качестве исторического источника - отнюдь нефиксированием исторических фактов (последние лучше искать в других, более достоверных источниках), но субъективным взглядом автора на события и яв­ления общественной жизни, современником и участником которых он является или являлся, отражая его мировоззрение в обобщенно-символической художе­ственной форме и без претензий на фактическую достоверность.
Существуют литературные произведения, которые самоценны в качестве источника для изучения именно общественных явлений, которые, хотя и пре­ломляясь в сознании писателя, могут быть весьма точно и концентрированно выражены художественными средствами. Предметом отражения в данном слу­чае является именно субъективная реальность - либо самого автора, либо его социального окружения, то есть общественные настроения, психологическая атмосфера времени и т.п.
Но, не все жанры литературы равноценны как исторические ис­точники и не все авторы в равной степени значимы для историка. Но ведь, то же самое можно сказать о любом источнике, в том числе и вполне традиционном. Он (закон, решение суда, официальный документ и т.д.) может быть адекватен или неадекватен конкретным исследовательским задачам [9, с.7].
Из этого следует, считает Е. Сенявская, что историкам не стоит идти по пути отрицания художественной литературы как категории исторических ис­точников „с порога”. Потенциально она весьма богата. Целесообразнее класси­фицировать ее произведения с точки зрения возможного использования в кон­кретных типах исторических исследований, определяя преследуемые цели и средства их достижения.
Главное для историков в художественной литературе - „дух времени”, психологическая достоверность картины, без познания которой представление о прошлом не будет „живым” и полным. Именно на это свойство художествен­ной литературы обращали внимание те немногие историки, которые поднимали вопрос об ее использовании в качестве исторического источника, как правило, в рамках именно историко-психологических исследований [9, с.7].
Основополагающим принципом исторической психологии, выдвинутым французскими историками школы „Анналов”, является осознание и понимание эпохи, исходя из нее самой, без оценок и мерок чуждого ей по духу времени. Этот принцип близок одному из положений ранней философской герменевтики, в частности „психологической герменевтики” В.Дильтея, - идее непосредст­венного проникновения в историческое прошлое, „вживания”исследователя в изучаемую эпоху, во внутренний мир создателя источника. Такой метод позна­ния духовных явлений получил название психологической реконструкции, то есть восстановления определенных исторических типов поведения, мышления и восприятия.
Во многом этот научный метод близок методу художественному, харак­терному для хороших писателей, пишущих на исторические темы. В основе его лежит убеждение в том, что для понимания истории главное - проникнуть в субъективный мир исторических персонажей. В значительной степени это оп­ределяется творческой интуицией: художественное освоение области историче­ской психологии вообще началось гораздо раньше, чем научное.
И всё же ни один писатель (как, впрочем, и историк) не способен полно­стью „ воссоздать все грани прошлого”, даже следуя герменевтическому прин­ципу вживания в него, хотя бы потому, что на любого человека неизбежно да­вит груз знаний и представлений того времени, в котором он сам живет и дей­ствует. Несмотря на это, „психологическая реконструкция” может оказаться довольно близкой к реальности, если речь идет о собственном опыте автора, особытиях, пережитых им самим и описываемых какое-то время спустя. В этом случае художественная литература вплотную смыкается с мемуаристикой, ко­торая, с одной стороны, является историческим источником личного происхо­ждения, а с другой - самостоятельным литературным жанром. Именно такого рода произведения являются, пожалуй, наиболее ценным для историка источ­ником из всего разнообразия жанров художественной литературы. При этом наиболее чуткие к исторической правде писатели, чье творчество отражает их непосредственный жизненный опыт, исповедуют принцип „взгляда на прошлое из прошлого” [9, с.8].
Для учителя истории важно, что чтение учащимися и исторической бел­летристики и художественной литературы, какого-либо рассматриваемого пе­риода времени способствует развитию их познавательных способностей.
1.2 Основные цели использования художественной литературы на уроках истории
Основная цель использования художественной литературы на уроках истории – это сформировать у школьников эмпатию.
Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте [1, c 44].
Метод эмпатии применим к различным видам творческой деятельности (в рационализаторской, изобретательской, в управленческой деятельности, в процессе художественного творчества). В условиях применения метода эмпатии необходимо как бы слиться с объектом исследования, что требует огромной фантазии, воображения; происходит активизация фантастических образов и представлений, что приводит к снятию барьеров „здравого смысла” и отысканию оригинальных идей.Метод эмпатии, как правило, широко используется в решении задач художественного творчества. Всем писателям свойственно высокое развитие способностей к эмпатии.
Все, что относится к эмоциональному восприятию и воспитанию происходит только благодаря произведениям художественной литературы, потому что под ее влиянием у детей также формируется мораль.
Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории, привлекаются в качестве выразительного материала на уроках. И всегда художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Потому, что живость и конкретность художественного образа усиливают картинность повествования и таким образом создают более конкретные исторические представления у учащихся.
Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Школьный учебник, к сожалению, не может вызвать у школьников бурю чувств. Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают идейную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического материала [7, c 87].
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях,- обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся девятого класса более четко представили себе облик Наполеона, можно зачитать отрывок из „Войны и мира” Льва Толстого.
„… подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем-то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно, как будто и не было этих двух тысяч людей, которые, не дыша, смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк, звеня, дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: „Здравья желаем, ваше го-го-го-ство!”. И опять все замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как, наклоненный вперед, ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего,- видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк благодаря строгости и старательности полкового командира был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только двести семнадцать человек. И все было исправно, кроме обуви. Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.
Таким образом, художественная литература иллюстрирует научный материал истории, комментирует его художественными сюжетами, углубляет понимание, возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания.
Обновленная концепция истории Украины выступает как средство национальной консолидации. Однако за время независимого существования украинского государства постепенно укоренилась и стала частью официальной идеологической доктрины концепция „титульного украинского этноса”, как основы украинской политической нации. Очевидно, что именно данная концепция лежит в основе политики опережающей украинской этнической консолидации, по сравнению с консолидацией всей украинской нации на основе всех культурно-языковых групп Украины. В результате появляются такие трактовки многочисленных исторических фактов из истории Украины, которые препятствуют формированию в массовом сознании уважения к истории и культуре соседних народов и государств. В самом украинском обществе падает до критического уровня толерантность в отношениях между представителями этнических групп, растёт ксенофобия и степень разобщения между гражданами по этническому и языковому признакам [8, c 12].
Таким образом, если мы определили цель использования литературы на уроках истории, то можем определить задачи:
1. Проанализировать художественную литературу, которая изучается на уроках литературы, и использовать только те произведения, которые изучается по школьной программе литературе.
К сожалению, программа обучения истории и литературы иногда не совпадает, и программа примеров получается разорванной.
2. Отобрать методы использования художественной литературы на уроках истории
Эта задача – одна из самых основных, так как для ее реализации требуется доскональное знание как истории, так литературы и психологии, для того, чтобы не перегрузить школьников эмоциями и уметь вовремя вывести их из эмоционального состояния, в которое они приходят, при использовании на уроках отрывках военных тем, а также тяжелых драматических событий.
Для этого, мы также должны определит такие критерии для отбора художественной литературы с целью применения ее на уроках истории:
Во-первых, важно, что именно мы собираемся изучать.
Во-вторых, надо понять, заложена ли в источнике информация, которая для этого (изучения) необходима.
В-третьих, насколько эта информация пригодна (по целому ряду парамет­ров) для данного исследования [3, c 31].
1. 3. Дидактические возможности художественной литературы на уроке истории
Художественная литература исторического жанра: романы, повести и поэмы, отражающие далекое прошлое человечества является одним из самых эффективных и доступных, используя выражение академика Ю.А. Полякова, „каналов проникновения исторических знаний в широкие массы”.
К сожалению, большинство современных школьников имеет довольно слабое представление о таком важном средстве познания минувшего. Выступая носительницей эстетических свойств, художественная литература дает пред­ставление о политической, экономической и культурной жизни страны, образно раскрывает этапы формирования государственности, роль народа и отдельной личности в историческом процессе. Отличаясь жанровым и тематическим мно­гообразием, порой явной тенденциозностью, эта литература отражает жизнь народов как в переломные, так и в относительно стабильные исторические пе­риоды [5, c 45-46].
Благодаря историко-художественной литературе люди всех возрастов получают представление о конкретной эпохе, о различных классах и сословиях, о взаимоотношениях власти и общества в разных исторических условиях. Не­редко это относится к тем явлениям и личностям, о которых по идеологическим мотивам долгое время не принято было что-либо писать, а если и давали сведе­ния в учебниках истории прежних лет, монографиях и популярных работах, то односторонне [4, с.42].
Читая художественные произведения, мы имеем уникальную возмож­ность (учитывая проведенную литераторами значительную научно-исследовательскую работу) узнать о мотивах действий видных политиков и простых смертных, чьи имена сохранились в исторических источниках, о при­чинах, обусловивших исход того или иного события, об истории создания па­мятников культуры либо совершения научного открытия.
Историческая беллетристика возвращает из забвения портреты и судьбы лиц бывших некогда знаменитыми. Одновременно она предлагает читателю яр­кие примеры успешной деятельности в конкретных областях: военном деле, меценатстве, предпринимательстве, искусстве, науке, политике и т.д. Знакомство с подобными произведениями помогает читателю, особенно юному, формировать в себе такие качества, как патриотизм, предприимчивость, отвага, бесстрашие, благородство, милосердие.
Об огромном значении и больших просветительских возможностях историко-художественной литературы неоднократно говорили известные писате­ли, историки и литературоведы [4, с.44].
Конкретность и живость художественного образа делают его прекрас­ным средством усиления картинности повествования учителя о событиях и дея­телях нового времени, тем самым содействуя созданию у учащихся как можно более конкретных исторических представлений.
Правдивый художественный образ, отличаясь меткостью и убедитель­ностью, облегчает восприятие исторического прошлого. Этой меткостью и убе­дительностью художественного образа определяется его доказательная сила, воспитывающая у школьников определенное отношение к изучаемым истори­ческим явлениям, вызывая у них сочувствие, восхищение, негодование, возму­щение, ненависть. Яркий и выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, ибоэтические нормы и общественные идеи выражены в художественных произве­дениях не в отвлеченных формулировках, а в конкретных ситуациях, раскрыты на живых примерах [2, с.98].
Привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность до­вести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкрет­ном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изу­чаемого исторического материала.
Обращение к богатствам художественной литературы, безусловно, по­могает повышению педагогического мастерства. В произведениях художест­венной литературы учитель находит неисчерпаемый конкретный материал, как правило, отсутствующий в учебных пособиях, - яркие факты, раскрывающие внутреннюю сторону событий, внутреннюю жизнь и облик людей прошлого, обстановку и колорит эпохи, меткие характеристики и детали быта.
Художественная литература, привлекаемая в преподавании истории, может быть разделена на две группы: литературные памятники изучаемой эпо­хи и историческую беллетристику. К литературным памятникам относят произ­ведения, созданные в изучаемую эпоху, написанные современниками событий, изучаемых в курсе истории.
Произведения этой группы являются своеобразными документами эпо­хи, нередко служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом.
Конечно, в литературных памятниках эпохи содержится ее изображение сквозь призму взглядов автора, как представителя определенного класса своего времени, как сторонника конкретных философских, литературных, социальныхпозиций. Поэтому необходим в ряде случаев критический подход учащихся к этим литературным произведениям, некоторые указания и оговорки учителя. Таким образом, литературные памятники эпохи могут быть в ряде случаев ис­пользованы для ознакомления не только с историческими событиями, но и для изучения идеологии, взглядов людей своего времени [2, с.4].
Учитель истории может активно привлекать также художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями позднейшего време­ни, историческую беллетристику, исторический роман, повесть или стихотво­рение на историческую тему. Они созданы на основе изучения мемуаров, доку­ментов и других исторических источников и научных исследований прошлого. Это более или менее удачные попытки реконструировать прошлое в виде лите­ратурного произведения исторического жанра.
Они не могут служить документальными источниками для исторической науки, но служат популярным, доступным и увлекательным средством озна­комления учащихся с результатами изучения прошлого в конкретных образах, выразительных характерах, в драме, развернутой в динамическом действии. Недаром увлечение историей и серьезной работой над научными исследованиями о прошлом пробуждается у многих школьников в результате чтения ис­торических романов [6, c 31].
Указанные здесь различия художественно-литературных памятников эпохи и исторической беллетристики в ряде случаев условны и относительны [2, с.5].
Подразделение художественной литературы о прошлом на два вида име­ет значение не только для исторической науки, но и для практики преподавания истории в школе. Различны цели, которые преследует учитель истории, вводя в урок отрывок из произведения того или иного вида художественной литерату­ры, различны и принципы отбора, применяемого в отношении художественных произведений этих двух категорий, задачи, которые мы ставим перед учащими­ся при разборе этих отрывков, и методические приемы их использования [5, c 56].
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и стра­ны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и непод­дельного чувства, во многом предопределяет успех обучения. Однако учитель не всегда находит нужную гамму ярких изобразительных средств для конкрет­ной и образной передачи знаний. На помощь ему, а значит и учащимся, должны прийти произведения писателей и поэтов.

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.Алексашкина Л. Н. Самостоятельная работа школьников при изучении новейшей истории / Л. Н. Алексашкина – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
2.Вагин А. А. Художественная литература в преподавании новой исто­рии. (1640-1917): Хрестоматия. Пособие для учителей / А. А. Вагин – М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
3.Горностаева З. Я., Орлова Л. В. Проблема самостоятельной познава­тельной деятельности // Открыт, школа / З. Я. Горностаева, Л. В. Орлова – М.: Просвещение, - 1998. – 334 с.
4.Еграшкина М. В. Изучение темы „Литература и искусство начала XX в” на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе / М. В. Еграшкина – М.: Просвещение, 2005. – 445 с.
5.Зверева М. И. Формирование информационно-мировозренческой куль­туры учащихся // Педагогика / М. И. Зверева – М.: Просвещение, 2005. – 450 с.
6.Озёрский И. З. Руководство внеклассным чтением по истории: Пос. для учителей / И. З. Озёрский – М.: Наука, 1979. – 80 с.
7.Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории / Л. М. Предтеченская – М.: Просвещение, 1978. – 167 с.
8.Программы общеобразовательных учреждений: История „Академический школьный учебник” 5-11 классы: Учебное издание. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
9.Сенявская Е. М. Художественная литература как исторический источник // История приложение к „Первому сентября” / Е. М. Сенявская – М.: 2001. - №44. – 6-13 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»