Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Приемы визуализации на уроках истории и обществознания

Ованян Ксения Юрьевна
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда вдруг «сваливается» много информации, её нужно как-то запомнить, сгруппировать, упорядочивать. Хорошо если являешься специалистом в данной области и эта информация сама собой "отложилась" в голове и как-то уже приведена в порядок. А если информация совсем "свежая" и её использование нужно уже сейчас, нет времени ждать несколько дней или недель пока она "созреет"? А если эту информацию нужно запомнить ребенку? В следствии глубоких научных исследований нейрофизиологи и психологи пришли к выводу, что восприятие информации ребёнком осуществляется на 80 % зрением. То есть, большая часть детей являются визуалами.
 Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, блок- схемы, таблицы, планы, визуальные юниты, матрицы-подсказки и т.д.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество примеров, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.
Визуализация – (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Другими словами, визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа. Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учеников на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала. На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия учащихся направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче. Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку, но при этом не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.
Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.
«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика. В качестве примера можно привести наиболее популярные формы представления учебной информации.
 Учащийся поколения Z все пытается упростить, сжать.  В связи с этим, современного ребенка необходимо научить  «сжимать» информацию, выделять главное, что к сожалению не всегда получается.
Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.
«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика. В качестве примера приведем наиболее популярные формы представления учебной информации.
В середине 70-х годов XX века британский психолог Тони Бьюзен предложил технику «Ментальных карт» или « Майнд мэп». Педагогическое сообщество приняло это с большим удовольствием.
Интеллектуальные карты на сегодняшний день, это, наверное один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
  • запоминания
  • упорядочивания и систематизации информации
  • планирования деятельности
  • подготовки к выступлениям
  • поиска решений в сложной ситуации
  • рассмотрению различных вариантов решения задач.
Здесь встает главный вопрос, как же визуализировать свои мысли? Связать их с текстом и вложить в них смысл. Как картинка может заменить классический линейный конспект?
Как же это выглядит на практике? Для начала,  соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты - пригодится всё. Приготовьте белый лист формата А-4 и цветные карандаши.
Главное в ментальной карте – это цвет! Все ветви ментальной карты должны быть выполнены разными цветами. Мозг через визуализацию лучше улавливает цветовые сигналы, таким образом, процент запоминаемой информации увеличивается.
  1. В центре листа рисуем центральный образ (ключевую фразу), который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа, как на карте, так и в мыслях. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте – главное, что этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
  2. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
  3. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
Как это видят дети.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»