Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Первая мировая война и российское общество:
смена лозунгов от «За веру, царя и Отечество»
до «Долой царя! и «Даешь Учредительное собрание»!

Ковалева Оксана Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тип урока - урок объяснения нового материала.
Используемые педагогические технологии- технология проблемного обучения и ИКТ.
Оборудование:  интерактивная карта  « Россия в Первой мировой войне», презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы, документы).
План  урока
  1. Военно-технический потенциал и экономика России  перед  Первой мировой войной.
  2. Российское общество на фоне военной кампании 1914 года.
  3. Военная кампания 1915 года и начало политического кризиса в стране.
  4. Брусиловский прорыв и разгар политического кризиса  в 1916 году.
  5. В качестве вывода - был ли неизбежен февраль 1917 года?
Цель урока -  познакомить учащихся с отношением российского общества к Первой мировой войне и подвести их к пониманию  причин политического кризиса 1916-1917 годов.
Задачи урока:
Познавательные:
1) Вспомнить причины,  хронологические рамки и основные страны-участницы войны
2) Дать характеристику состоянию хозяйства России перед войной и ее военно-технического потенциала.
3) Показать отношение общества к войне на фоне кампании 1914 года
4) Сформировать представления о начале политического кризиса в стране на фоне неудачной военной кампании 1915 года
5) Сравнить положение России на фронте в 1916 году и состояние дел  внутри государства.
6) Сформулировать проблему- можно ли было избежать революции в России в феврале 1917 года.     
Метапредметные – развитие умения работать с текстом, делать выводы,  сравнивать различные исторические точки зрения, высказывать свое собственное суждение
Личностные- 
1) Продолжить  воспитание у учащихся культуры общения.
2) Воспитание  чувства любви и гордости за свое Отечество.
3)  Продолжить  формирование навыков совместного труда.
                                                   Ход урока
1. Организационный момент (1- 2 минуты).
Вступительное слово учителя:
А) знакомство с учениками, формирование 4  групп;
Б) озвучивается тема,  задачи  урока.
2.Актуализация ранее полученных по теме урока знаний. Разминка (3 минуты).
Ученикам предлагается творческое задание( кроссворд), цель которого актуализировать знания по причинам, участницам, хронологическим рамкам войны( вопросы к кроссворду в Приложениии № 1, кроссворд в презентации).
 После проделанной работы учитель объясняет, что таким образом  ученики повторили важные моменты темы.
3. Изучение нового материала (20 минут).
Учитель еще раз озвучивает проблему, которую  необходимо решить на  уроке.
  • Ученикам предлагается рассмотреть первый и второй пункты плана:
А) Ученикам, разбитым  на 4 группы даются  по следующим вопросам:  состояние хозяйства в начале войны, военно-технический потенциал России перед войной, статистический материал по численному и качественному снабжению армии техникой, оружием  и  отношение общества к войне.
Б) Каждой группе вместе с заданиями раздаются памятки, которые помогут правильно и быстро сформулировать ответ.
В) Учитель обращает внимание на временные рамки( 5минут- работа в группах и по 1минуте на выступление)  ( Приложение № 2- 5).
Г) Учащиеся изучают материалы, выступают по заданным направлениям.
 Учитель подтверждает слова выступающих о том, что в целом российское общество поддержало участие России в этой войне и приводит в качестве подтверждения строки из стихотворения Маяковского «Война объявлена», а также иллюстрирует данное утверждение с помощью презентации. Учитель обращает внимание на в целом успешную военную  кампанию 1914 года.
  •  Далее  учитель ставит задачу предположить,  как и почему изменилось отношение к войне в 1915 году( опора на тему: " Участие России в Первой мировой войне", пройденной ранее в курсе Всеобщей истории).
 Учитель иллюстрирует  ответы учеников при помощи  презентации и карты, обращает внимание на создание в Государственной Думе  Прогрессивного блока, предлагает ученикам познакомиться с выдержками из  его программы и ответить на вопрос: Что не устраивало депутатов Государственной думы?  ( Приложение 7)
  •  Четвертый  пункт плана учитель начинает освещать с беседы по теме « Военная кампания 1916 года. Брусиловский прорыв».
Ученикам предлагаются вопросы:  Покажите на карте Брусиловский прорыв.  Каковы итоги Брусиловского прорыва? Почему наступление на Юго-Западном  фронте не было завершено?
Учитель обобщает ответы на вопросы , данные учениками, выходит на проблему- цены этого успешного наступления.  Учитель задает вопрос: Был ли  неизбежен февраль  1917 года?
4. Закрепление изученного материала (3 минуты).
Учитель предлагает ученикам тест. 
5. Домашнее задание. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: « Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?
 В качестве материала, который может задать тон предлагается  следующее высказывание « Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.

Приложение 1.
Вопросы к кроссворду по теме: « Зарождение и начало Первой мировой войны».
1.Фамилия человека, убийство которого в Сербии Г.  Принципом послужило  поводом для начала Первой мировой войны  
2.Этот военный союз оформился в 1882 году и  включал в себя три европейских государства.  
3.Государство- владычица морей, одна из   участниц  Первой мировой войны.  
4.Это государство появилось , как империя   на политической карте мира после  победного окончания войны с Францией в 1871 году. Одна из стран, развязавшая Первую мировую войну.  
5.Государство, которое по  условиям Версальского мира получила  Эльзас и Лотарингию,  значительную часть  репараций от  страны,  проигравшей эту войну.  
6.Так называлась группа государств, борьба за которые  стала причиной Первой мировой войны.  
7.Это государство называли  « лоскутной империей».  Ей  принадлежала часть земель  Балканского полуострова.  Активная участница  Первой мировой войны.  
8.Государство, входившее в один из военно-политических союзов, участвовавших в войне. Расположено на Апеннинском полуострове.  
9.Это  государство выступило  заступницей Сербии в июле 1914. Участница Первой мировой войны, вышла из войны 3 марта 1918 года.  
10.Этот  военный союз еще называли  « Сердечное согласие».  Датой его создания является 1904 год.  
Приложение 2
Группа  1 Эксперты по  вопросу  состояния хозяйства России  перед войной и на начальном ее этапе.
 А ) « …В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Из - за начавшейся мобилизации деревня утратила часть рабочих рук и лошадей. К 1916 году производство хлеба сократилось на  20% по сравнению с довоенным».
«… Война вызвала снижение сельскохозяйственного производства. В результате мобилизации крестьян и лошадей в армию почти полного прекращения производства сельскохозяйственных машин посевные площади сократились…. Получать хлеба стали на 600 млн. пуд меньше, чем перед войной».
История России  Часть IV.  XX   век.  Электронное пособие.
Б ) «… В ходе мобилизации изъяли по различным оценкам от 14 до 19 млн.  человек. Недостаток на промышленных предприятиях мужчин-рабочих стал компенсироваться женщинами и подростками. На ряде Петроградских предприятий женский труд занимал преобладающее место. Так, на "Скороходе" женщины составляли 70% всех рабочих, на табачных фабриках - 80%. Даже в металлопромышленности за 1914-1916 гг. число занятых женщин увеличилось почти в 10 раз. …Ухудшение качественного состава рабочей силы привело к падению производительности труда. Среднее снижение квалификации рабочих столицы за 1914-1916 гг. составило 10%. На предприятиях, которые работали непрерывно, отмечался чудовищно болезненный процесс роста производства, вырабатывавшего оружие».
Ратьковский  И.С.   Ходяков М.В.  ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ.  Взято из Электронной библиотеки Библиотекарь. ru  // Разделы: Русская история и культура.
 В)  « …Трудное положение сложилось на транспорте, начался транспортный голод. С началом войны железные дороги оказались забиты военными грузами, эшелонами с солдатами, пушками, снарядами и т. д., так что для хозяйственных грузов не оставалось подвижного состава. Хозяйственная система страны раздробилась на отрезанные один от другого районы. В городах севера начинались продовольственные трудности, а на юге скапливались излишки хлеба. Заводы останавливались из-за недостатка топлива, а в Донбассе скопились горы готового к отправке угля».
Конотопов М. В., Сметанин С.И.. Экономическая история, 2003// сайт Бесплатная библиотека
Задания:
  1. Прочитайте текст.
  2. В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и  изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будите  сформулировать ответ.
  3. Отвечать может  1 человек от группы. На выступление 1 минута.
  4. Подготовьте ответ по следующим вопросам :
  1. Как изменилось положение сельского хозяйства с началом войны ( формулируете предложение и приводите факт)?
  2. Какие изменения произошли в промышленности? Укажите любые два изменения и приведите пример.
  3. С чем были связаны транспортные проблемы в России в начале войны?
 Приложение 3
Группа 2 Эксперты по вопросу о военно-техническом потенциале России перед началом войны.
А) «Программа накопления мобилизационных запасов в 1913 г. была выполнена, поэтому в 1914 г. военное ведомство почти прекратило заказы на вооружение. В результате наиболее мощный Тульский завод вынужден был за несколько месяцев до войны свернуть свое производство, выпуская по нескольку винтовок в месяц. Например, нагрузка трех крупных оружейных заводов — Тульского, Ижевского и Сестрорецкого, вместе взятых, — составляла в 1911 г. 7%, в 1912 г. — 9%, в 1913 г. — 12%. Таким образом, «ничтожными нарядами последних перед войной лет, — писал бывший начальник главного артиллерийского управления царской армии Маниковский, — было почти совсем заглушено с большим трудом развивавшееся производство на многих военных заводах, особенно на оружейных, разбрелись и распылились не только люди, но и станки, инструменты, лекала и самое главное — навыки».
«Вследствие перехода ряда военных заводов на фактическую консервацию инженеры и рабочие поступили на гражданские заводы, расположенные в других городах. Когда же началась война, то вместо возвращения квалифицированных рабочих и специалистов на военные предприятия их мобилизовали в армию и отправили на фронт. В результате положение на военных заводах еще более осложнилось. Поэтому и кадровая военная промышленность в ходе войны развертывалась с трудом».
Б) «После мобилизации 1914 г. в русской армии насчитывалось 80 тыс., офицеров, но подавляющее большинство их погибло в первый же год войны. В пехоте потери среди офицерского состава доходили до 96%. В армию в спешном порядке после прохождения ускоренных курсов вливались вчерашние гимназисты, реалисты, семинаристы, студенты, учителя, врачи, инженеры, т. е. люди, имевшие высшее образование».
В) « Еще в начале века в России начались разработки автоматического оружия. Его образец создал солдат-кузнец Яков Рощепей. Несмотря на присуждение ему большой серебряной медали, оружие не выпускалось до самой первой мировой войны.
В 1906 г. В. Федоров сконструировал автоматическую винтовку, В 1911 г. был выпущен первый ее образец. В следующем году было изготовлено 1 50 штук. Однако царь высказался против дальнейшего выпуска, так как для нее, мол, не хватит патронов.
Издание: Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну. — М.: Воениздат, 1956.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/research/shigalin_gi/index.html
Задание:
  1. Прочитайте текст.
  2. В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и  изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будете  сформулировать ответ.
  3. Отвечать может  1 человек от группы. На выступление 1 минута.
  4. Подготовьте ответ на следующие вопросы:
  1. Охарактеризуйте состояние военной промышленности России перед войной( сформулируйте ответ и приведите факт)
  2. Как вы можете охарактеризовать уровень подготовки офицеров в первые годы войны? Приведите пример.
  3. Насколько востребованы были новые образцы вооружения перед войной? Ответ аргументируйте.
 Приложение 4
Группа 3 Эксперты по работе со статистическим материалом.
А)
Б) Прямые военные расходы.
государства  Всего (млн. руб.) На одного солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 662
Британская империя 729 1821
Германская империя 925 1156
Италия 283 566
Российская империя  826 590
Франция 568 710
В)  Численность вооруженных сил основных стран-участниц  Первой мировой войны.
Державы В строю (млн. чел.) В строю на 1 тыс. жителей (чел.)
Австро-Венгерская империя 0,4 7,6
 
Британская империя 0,4 0,9
 
Германская империя 0,8 10,0
 
Итальянские владения
 
0,5
 
11,9
 
Российская империя 1,4
 
7,5
 
Французские владения
 
0,8
 
10,1
 
Задания:
  1.  Изучите таблицы.
  2. В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и  изучайте только таблицу по которой  вы и должны будете  сформулировать ответ.
  3. Отвечать может  1 человек от группы. На выступление 1 минута.
  4. Подготовьте ответы на вопросы:
  1. Сравните уровень вооружения Германии и России. Сформулируйте ответ и приведите пример.
  2. Каков был уровень прямых расходов на армию в России по сравнению с другими государствами?
  3. Какие выводы можно сделать по итогам анализа таблицы № 3?
 
 Приложение 5
Группа4  Эксперты по вопросу отношения российского общества к Первой мировой войне.
А)  «Как принята была вообще в России война 1914 года? Сказать просто, что она была "популярна", было бы недостаточно. Конечно, в проявлениях энтузиазма - и не только казенного - не было недостатка, в особенности вначале. Даже наши эмигранты - такие, как Бурцев, Кропоткин, Плеханов - отнеслись к оборонительной войне положительно. Рабочие стачки на время прекратились. Не говорю об уличных и публичных демонстрациях.».

Милюков П.Н. Как принята была война в России? // Воспоминания. М., 1991.С.157-162.
Б)  «В столице 96% подлежащих призыву явились на призывные пункты. Организовывались манифестации с заверениями в преданности царю и Отечеству. В армии не хватало вакансий, и офицеров зачисляли рядовыми».
В)  Писатель Михаил Зощенко вспоминал: “Осенью 1914 г. началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою за свою Родину».
Г ) Из заявлений либералов об отношении к войне:
Представители конституционно-демократической партии: « Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг- сохранить родину единой и неделимой… Отклоним же внутренние споры, не дадим не малейшего повода  на деяться на разделяющие нас разногласия».
Д) Из манифеста ЦК РСДРП « Война и социал-демократия»
« С точки зрения рабочего класса и трудящихся масс всех народов России наименьшим злом было бы поражение царской монархии, самого реакционного и варварского правительства... Чем больше будет жертв, тем яснее будет для рабочих масс… необходимость обратить оружие против правительства и буржуазии каждой страны…» ( позиция Ленина и большевиков)
Задания:
  1. Прочитайте текст.
  2. В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и  изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будите  сформулировать ответ.
  3. Отвечать может  1 человек от группы. На выступление 1 минута.
  4. Подготовьте ответ на следующие вопросы:
  1. Как к войне отнеслись представители либерально настроенной части общества?
  2. Какую позицию заняли рабочие и интеллигенция?
  3.  Представители какой политической силы выступили  за поражение России в этой войне? Предположите, почему?
 
 Приложение 6.
  Рабочий лист ученика по теме: « Первая мировая война и российское общество».  

 
Год военной кампании Цели Германии Основные сражения на Западном направлении( для России) Итоги военных операций.
Последствия.
Отношения общества к войне Причины изменений общественных настроений
1914 1.Молниеносная война
2.Избежать войны на два фронта
3. Сначала разгромить Францию, а потом направить все мощь армии против России
1.Август 1914 год наступление  1 и 2  русских армий в Восточной Пруссии
2.Осень 1914 наступление на юго-западном направлении
1.Русские армии разбиты, но удалось спасти Париж и ослабить немецкие дивизии
2.Заняты Галиция и часть Буковины
!! Срыв планов молниеносной войны.
1.Русское общество встретило войну лозунгами «……………………………….»,что говорит о ……………………………..
населения действий царя и правительства.
2. За поражение царской России в этой войне выступили…………….. во главе с Лениным.
 
1915 1.Выести из войны Россию
2. Достичь военного превосходства на Восточном фронте, а на Западном фронте перейти к стратегической обороне.
1. Май 1915- немецкая военная операция на юго-западном направлении 1. Россия потеряла Галицию, Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины 1. В 1915 часть общества ………………………………..в  действиях правительства.
2. В Думе появилась межпартийная коалиция под названием ………………………………………….
3.……………………………………………………………….. выступал за создание……………………власти ,которая пользуется ………………………….. народа.
1.Одной из причин перемены общественного настроения была неудачная……………………… кампания 1915 года
2.Во-вторых,часть  населения была недовольна …………………… роли……………………..при принятии государственных решений, а последняя  прислушивалась к Григорию……………………
3.Все это приводило к частой смене кабинетов министров. Это явление получило «………………………………………………………..».
1916 1.Окончательный разгром Франции  23 мая- июнь 1916 года- Брусиловский прорыв. 1. Фронт прорван на протяжении 340 км и в глубину уходил на 120км.
2. Австор-Венгрия находилась на гране катастрофы
1. Несмотря на удачное наступление на Юго-западном фронте ………………………………..кризис стал еще более глубоким.
2. На смену прежним лозунгам  к концу 1916 года пришли  «……………………………..».
1. Перебои с поставками……………………в города, что привело к появлению очередей.
2. Из-за введения……………………..было неспокойно в деревне.
3.Началось разложение ……………………в армии.
4. Виновником всех бед аристократия считала………………………., поэтому декабре 1916 года он был убит Пуришкевичем В. М. и Д.П.Юсуповым

 Приложение 7
Из Программы Прогрессивного блока  1915 год.
« Нижеподписавшиеся представители фракций и групп Государственной Думы…, исходя из уверенности, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отчество к победе и что такою может быть лишь власть, опирающаяся на народное доверие и способная организовать народное сотрудничество всех граждан, пришли к единогласному заключению, что важнейшая и насущная задача создания такой власти не может быть осуществлена без  выполнения нижеследующих условий:
  1. Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны..
  2.  Решительное изменение применявшихся до сих пор приемов управления, основывающихся на недоверии, в частности:
А)строгое проведение начал законности в управлении
Б) устранение двоевластия военной и гражданской власти
В) обновление состава местной администрации
Г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами».
 
 Приложение 8.  Анкета ученика 9 класса.
Дорогие ребята, вам предлагается оценить урок .Рядом с каждым вопросом поставьте то количество баллов, которому по-вашему соответствует проведенный урок.
Вопросы 1 балл  2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Мне на уроке было интересно          
Мне на уроке было трудно
 
         
На уроке я получил новые знания          
Данный урок вызвал у меня интерес к следующей теме          
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»