Первая мировая война и российское общество:
смена лозунгов от «За веру, царя и Отечество»
до «Долой царя! и «Даешь Учредительное собрание»!
Ковалева Оксана Владимировна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Тип урока - урок объяснения нового материала.
Используемые педагогические технологии- технология проблемного обучения и ИКТ.
Оборудование: интерактивная карта « Россия в Первой мировой войне», презентация, раздаточный материал (таблицы, схемы, документы).
План урока
- Военно-технический потенциал и экономика России перед Первой мировой войной.
- Российское общество на фоне военной кампании 1914 года.
- Военная кампания 1915 года и начало политического кризиса в стране.
- Брусиловский прорыв и разгар политического кризиса в 1916 году.
- В качестве вывода - был ли неизбежен февраль 1917 года?
Задачи урока:
Познавательные:
1) Вспомнить причины, хронологические рамки и основные страны-участницы войны
2) Дать характеристику состоянию хозяйства России перед войной и ее военно-технического потенциала.
3) Показать отношение общества к войне на фоне кампании 1914 года
4) Сформировать представления о начале политического кризиса в стране на фоне неудачной военной кампании 1915 года
5) Сравнить положение России на фронте в 1916 году и состояние дел внутри государства.
6) Сформулировать проблему- можно ли было избежать революции в России в феврале 1917 года.
Метапредметные – развитие умения работать с текстом, делать выводы, сравнивать различные исторические точки зрения, высказывать свое собственное суждение
Личностные-
1) Продолжить воспитание у учащихся культуры общения.
2) Воспитание чувства любви и гордости за свое Отечество.
3) Продолжить формирование навыков совместного труда.
Ход урока
1. Организационный момент (1- 2 минуты).
Вступительное слово учителя:
А) знакомство с учениками, формирование 4 групп;
Б) озвучивается тема, задачи урока.
2.Актуализация ранее полученных по теме урока знаний. Разминка (3 минуты).
Ученикам предлагается творческое задание( кроссворд), цель которого актуализировать знания по причинам, участницам, хронологическим рамкам войны( вопросы к кроссворду в Приложениии № 1, кроссворд в презентации).
После проделанной работы учитель объясняет, что таким образом ученики повторили важные моменты темы.
3. Изучение нового материала (20 минут).
Учитель еще раз озвучивает проблему, которую необходимо решить на уроке.
- Ученикам предлагается рассмотреть первый и второй пункты плана:
Б) Каждой группе вместе с заданиями раздаются памятки, которые помогут правильно и быстро сформулировать ответ.
В) Учитель обращает внимание на временные рамки( 5минут- работа в группах и по 1минуте на выступление) ( Приложение № 2- 5).
Г) Учащиеся изучают материалы, выступают по заданным направлениям.
Учитель подтверждает слова выступающих о том, что в целом российское общество поддержало участие России в этой войне и приводит в качестве подтверждения строки из стихотворения Маяковского «Война объявлена», а также иллюстрирует данное утверждение с помощью презентации. Учитель обращает внимание на в целом успешную военную кампанию 1914 года.
- Далее учитель ставит задачу предположить, как и почему изменилось отношение к войне в 1915 году( опора на тему: " Участие России в Первой мировой войне", пройденной ранее в курсе Всеобщей истории).
- Четвертый пункт плана учитель начинает освещать с беседы по теме « Военная кампания 1916 года. Брусиловский прорыв».
Учитель обобщает ответы на вопросы , данные учениками, выходит на проблему- цены этого успешного наступления. Учитель задает вопрос: Был ли неизбежен февраль 1917 года?
4. Закрепление изученного материала (3 минуты).
Учитель предлагает ученикам тест.
5. Домашнее задание. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать эссе по теме: « Была ли возможность случая у России: победить в войне и избежать революции?
В качестве материала, который может задать тон предлагается следующее высказывание « Кое-что мы должны оставлять на волю случая» ,- говорил английский адмирал Нельсон.
Приложение 1.
Вопросы к кроссворду по теме: « Зарождение и начало Первой мировой войны».
1.Фамилия человека, убийство которого в Сербии Г. Принципом послужило поводом для начала Первой мировой войны
2.Этот военный союз оформился в 1882 году и включал в себя три европейских государства.
3.Государство- владычица морей, одна из участниц Первой мировой войны.
4.Это государство появилось , как империя на политической карте мира после победного окончания войны с Францией в 1871 году. Одна из стран, развязавшая Первую мировую войну.
5.Государство, которое по условиям Версальского мира получила Эльзас и Лотарингию, значительную часть репараций от страны, проигравшей эту войну.
6.Так называлась группа государств, борьба за которые стала причиной Первой мировой войны.
7.Это государство называли « лоскутной империей». Ей принадлежала часть земель Балканского полуострова. Активная участница Первой мировой войны.
8.Государство, входившее в один из военно-политических союзов, участвовавших в войне. Расположено на Апеннинском полуострове.
9.Это государство выступило заступницей Сербии в июле 1914. Участница Первой мировой войны, вышла из войны 3 марта 1918 года.
10.Этот военный союз еще называли « Сердечное согласие». Датой его создания является 1904 год.
Приложение 2
Группа 1 Эксперты по вопросу состояния хозяйства России перед войной и на начальном ее этапе.
А ) « …В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Из - за начавшейся мобилизации деревня утратила часть рабочих рук и лошадей. К 1916 году производство хлеба сократилось на 20% по сравнению с довоенным».
«… Война вызвала снижение сельскохозяйственного производства. В результате мобилизации крестьян и лошадей в армию почти полного прекращения производства сельскохозяйственных машин посевные площади сократились…. Получать хлеба стали на 600 млн. пуд меньше, чем перед войной».
История России Часть IV. XX век. Электронное пособие.
Б ) «… В ходе мобилизации изъяли по различным оценкам от 14 до 19 млн. человек. Недостаток на промышленных предприятиях мужчин-рабочих стал компенсироваться женщинами и подростками. На ряде Петроградских предприятий женский труд занимал преобладающее место. Так, на "Скороходе" женщины составляли 70% всех рабочих, на табачных фабриках - 80%. Даже в металлопромышленности за 1914-1916 гг. число занятых женщин увеличилось почти в 10 раз. …Ухудшение качественного состава рабочей силы привело к падению производительности труда. Среднее снижение квалификации рабочих столицы за 1914-1916 гг. составило 10%. На предприятиях, которые работали непрерывно, отмечался чудовищно болезненный процесс роста производства, вырабатывавшего оружие».
Ратьковский И.С. Ходяков М.В. ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ РОССИИ. Взято из Электронной библиотеки Библиотекарь. ru // Разделы: Русская история и культура.
В) « …Трудное положение сложилось на транспорте, начался транспортный голод. С началом войны железные дороги оказались забиты военными грузами, эшелонами с солдатами, пушками, снарядами и т. д., так что для хозяйственных грузов не оставалось подвижного состава. Хозяйственная система страны раздробилась на отрезанные один от другого районы. В городах севера начинались продовольственные трудности, а на юге скапливались излишки хлеба. Заводы останавливались из-за недостатка топлива, а в Донбассе скопились горы готового к отправке угля».
Конотопов М. В., Сметанин С.И.. Экономическая история, 2003// сайт Бесплатная библиотека
Задания:
- Прочитайте текст.
- В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будите сформулировать ответ.
- Отвечать может 1 человек от группы. На выступление 1 минута.
- Подготовьте ответ по следующим вопросам :
- Как изменилось положение сельского хозяйства с началом войны ( формулируете предложение и приводите факт)?
- Какие изменения произошли в промышленности? Укажите любые два изменения и приведите пример.
- С чем были связаны транспортные проблемы в России в начале войны?
Группа 2 Эксперты по вопросу о военно-техническом потенциале России перед началом войны.
А) «Программа накопления мобилизационных запасов в 1913 г. была выполнена, поэтому в 1914 г. военное ведомство почти прекратило заказы на вооружение. В результате наиболее мощный Тульский завод вынужден был за несколько месяцев до войны свернуть свое производство, выпуская по нескольку винтовок в месяц. Например, нагрузка трех крупных оружейных заводов — Тульского, Ижевского и Сестрорецкого, вместе взятых, — составляла в 1911 г. 7%, в 1912 г. — 9%, в 1913 г. — 12%. Таким образом, «ничтожными нарядами последних перед войной лет, — писал бывший начальник главного артиллерийского управления царской армии Маниковский, — было почти совсем заглушено с большим трудом развивавшееся производство на многих военных заводах, особенно на оружейных, разбрелись и распылились не только люди, но и станки, инструменты, лекала и самое главное — навыки».
«Вследствие перехода ряда военных заводов на фактическую консервацию инженеры и рабочие поступили на гражданские заводы, расположенные в других городах. Когда же началась война, то вместо возвращения квалифицированных рабочих и специалистов на военные предприятия их мобилизовали в армию и отправили на фронт. В результате положение на военных заводах еще более осложнилось. Поэтому и кадровая военная промышленность в ходе войны развертывалась с трудом».
Б) «После мобилизации 1914 г. в русской армии насчитывалось 80 тыс., офицеров, но подавляющее большинство их погибло в первый же год войны. В пехоте потери среди офицерского состава доходили до 96%. В армию в спешном порядке после прохождения ускоренных курсов вливались вчерашние гимназисты, реалисты, семинаристы, студенты, учителя, врачи, инженеры, т. е. люди, имевшие высшее образование».
В) « Еще в начале века в России начались разработки автоматического оружия. Его образец создал солдат-кузнец Яков Рощепей. Несмотря на присуждение ему большой серебряной медали, оружие не выпускалось до самой первой мировой войны.
В 1906 г. В. Федоров сконструировал автоматическую винтовку, В 1911 г. был выпущен первый ее образец. В следующем году было изготовлено 1 50 штук. Однако царь высказался против дальнейшего выпуска, так как для нее, мол, не хватит патронов.
Издание: Шигалин Г. И. Военная экономика в первую мировую войну. — М.: Воениздат, 1956.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/research/shigalin_gi/index.html
Задание:
- Прочитайте текст.
- В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будете сформулировать ответ.
- Отвечать может 1 человек от группы. На выступление 1 минута.
- Подготовьте ответ на следующие вопросы:
- Охарактеризуйте состояние военной промышленности России перед войной( сформулируйте ответ и приведите факт)
- Как вы можете охарактеризовать уровень подготовки офицеров в первые годы войны? Приведите пример.
- Насколько востребованы были новые образцы вооружения перед войной? Ответ аргументируйте.
Группа 3 Эксперты по работе со статистическим материалом.
А)
Б) Прямые военные расходы.
государства | Всего (млн. руб.) | На одного солдата (руб.) |
Австро-Венгрия | 265 | 662 |
Британская империя | 729 | 1821 |
Германская империя | 925 | 1156 |
Италия | 283 | 566 |
Российская империя | 826 | 590 |
Франция | 568 | 710 |
Державы | В строю (млн. чел.) | В строю на 1 тыс. жителей (чел.) |
Австро-Венгерская империя | 0,4 | 7,6 |
Британская империя | 0,4 | 0,9 |
Германская империя | 0,8 | 10,0 |
Итальянские владения |
0,5 |
11,9 |
Российская империя | 1,4 |
7,5 |
Французские владения |
0,8 |
10,1 |
- Изучите таблицы.
- В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и изучайте только таблицу по которой вы и должны будете сформулировать ответ.
- Отвечать может 1 человек от группы. На выступление 1 минута.
- Подготовьте ответы на вопросы:
- Сравните уровень вооружения Германии и России. Сформулируйте ответ и приведите пример.
- Каков был уровень прямых расходов на армию в России по сравнению с другими государствами?
- Какие выводы можно сделать по итогам анализа таблицы № 3?
Приложение 5
Группа4 Эксперты по вопросу отношения российского общества к Первой мировой войне.
А) «Как принята была вообще в России война 1914 года? Сказать просто, что она была "популярна", было бы недостаточно. Конечно, в проявлениях энтузиазма - и не только казенного - не было недостатка, в особенности вначале. Даже наши эмигранты - такие, как Бурцев, Кропоткин, Плеханов - отнеслись к оборонительной войне положительно. Рабочие стачки на время прекратились. Не говорю об уличных и публичных демонстрациях.».
Милюков П.Н. Как принята была война в России? // Воспоминания. М., 1991.С.157-162.
Б) «В столице 96% подлежащих призыву явились на призывные пункты. Организовывались манифестации с заверениями в преданности царю и Отечеству. В армии не хватало вакансий, и офицеров зачисляли рядовыми».
В) Писатель Михаил Зощенко вспоминал: “Осенью 1914 г. началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою за свою Родину».
Г ) Из заявлений либералов об отношении к войне:
Представители конституционно-демократической партии: « Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг- сохранить родину единой и неделимой… Отклоним же внутренние споры, не дадим не малейшего повода на деяться на разделяющие нас разногласия».
Д) Из манифеста ЦК РСДРП « Война и социал-демократия»
« С точки зрения рабочего класса и трудящихся масс всех народов России наименьшим злом было бы поражение царской монархии, самого реакционного и варварского правительства... Чем больше будет жертв, тем яснее будет для рабочих масс… необходимость обратить оружие против правительства и буржуазии каждой страны…» ( позиция Ленина и большевиков)
Задания:
- Прочитайте текст.
- В целях более продуктивной работы разбейтесь по 2-3человека внутри группы и изучайте только 1отрывок по которому вы и должны будите сформулировать ответ.
- Отвечать может 1 человек от группы. На выступление 1 минута.
- Подготовьте ответ на следующие вопросы:
- Как к войне отнеслись представители либерально настроенной части общества?
- Какую позицию заняли рабочие и интеллигенция?
- Представители какой политической силы выступили за поражение России в этой войне? Предположите, почему?
Приложение 6.
Рабочий лист ученика по теме: « Первая мировая война и российское общество».
Год военной кампании | Цели Германии | Основные сражения на Западном направлении( для России) | Итоги военных операций. Последствия. |
Отношения общества к войне | Причины изменений общественных настроений |
---|---|---|---|---|---|
1914 | 1.Молниеносная война 2.Избежать войны на два фронта 3. Сначала разгромить Францию, а потом направить все мощь армии против России |
1.Август 1914 год наступление 1 и 2 русских армий в Восточной Пруссии 2.Осень 1914 наступление на юго-западном направлении |
1.Русские армии разбиты, но удалось спасти Париж и ослабить немецкие дивизии 2.Заняты Галиция и часть Буковины !! Срыв планов молниеносной войны. |
1.Русское общество встретило войну лозунгами «……………………………….»,что говорит о …………………………….. населения действий царя и правительства. 2. За поражение царской России в этой войне выступили…………….. во главе с Лениным. |
|
1915 | 1.Выести из войны Россию 2. Достичь военного превосходства на Восточном фронте, а на Западном фронте перейти к стратегической обороне. |
1. Май 1915- немецкая военная операция на юго-западном направлении | 1. Россия потеряла Галицию, Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии и Украины | 1. В 1915 часть общества ………………………………..в действиях правительства. 2. В Думе появилась межпартийная коалиция под названием …………………………………………. 3.……………………………………………………………….. выступал за создание……………………власти ,которая пользуется ………………………….. народа. |
1.Одной из причин перемены общественного настроения была неудачная……………………… кампания 1915 года 2.Во-вторых,часть населения была недовольна …………………… роли……………………..при принятии государственных решений, а последняя прислушивалась к Григорию…………………… 3.Все это приводило к частой смене кабинетов министров. Это явление получило «………………………………………………………..». |
1916 | 1.Окончательный разгром Франции | 23 мая- июнь 1916 года- Брусиловский прорыв. | 1. Фронт прорван на протяжении 340 км и в глубину уходил на 120км. 2. Австор-Венгрия находилась на гране катастрофы |
1. Несмотря на удачное наступление на Юго-западном фронте ………………………………..кризис стал еще более глубоким. 2. На смену прежним лозунгам к концу 1916 года пришли «……………………………..». |
1. Перебои с поставками……………………в города, что привело к появлению очередей. 2. Из-за введения……………………..было неспокойно в деревне. 3.Началось разложение ……………………в армии. 4. Виновником всех бед аристократия считала………………………., поэтому декабре 1916 года он был убит Пуришкевичем В. М. и Д.П.Юсуповым |
Приложение 7
Из Программы Прогрессивного блока 1915 год.
« Нижеподписавшиеся представители фракций и групп Государственной Думы…, исходя из уверенности, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отчество к победе и что такою может быть лишь власть, опирающаяся на народное доверие и способная организовать народное сотрудничество всех граждан, пришли к единогласному заключению, что важнейшая и насущная задача создания такой власти не может быть осуществлена без выполнения нижеследующих условий:
- Создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны..
- Решительное изменение применявшихся до сих пор приемов управления, основывающихся на недоверии, в частности:
Б) устранение двоевластия военной и гражданской власти
В) обновление состава местной администрации
Г) разумная и последовательная политика, направленная на сохранение внутреннего мира и устранение розни между национальностями и классами».
Приложение 8. Анкета ученика 9 класса.
Дорогие ребята, вам предлагается оценить урок .Рядом с каждым вопросом поставьте то количество баллов, которому по-вашему соответствует проведенный урок.
Вопросы | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Мне на уроке было интересно | |||||
Мне на уроке было трудно |
|||||
На уроке я получил новые знания | |||||
Данный урок вызвал у меня интерес к следующей теме |