Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Доклад

Деятельность П.А. Столыпина на посту
министра внутренних дел и премьер министра

Ануфриева Светлана Валентиновна

              Более века прошло  с того момента, когда у кормила русского государства поднялась величественная фигура выдающегося русского государственного деятеля, инициатора аграрной реформы и коренных изменений в государственном устройстве Российской Империи Петра Аркадьевича Столыпина. Став премьер-министром России и оставаясь на этом посту в течение пяти лет, Столыпин все свои знания, труд, волю, – всю свою жизнь положил на алтарь служения Богу, Царю и Отечеству. Прошло более 100 лет, и не родился еще в России человек, способный взять власть в свои руки и распорядиться ею так, как это сделал Столыпин. Говорят, что История повторяется, что ж, будем надеяться и еще раз вспоминать величайшего из сынов, которых рождала наша русская земля.                               

               Он родился через год после отмены крепостного права – 2  апреля 1862 года в Дрездене. Рос в подмосковном имении Средниково, где когда-то его отец играл со своим сверстником Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Пётр Аркадьевич приходился Лермонтову троюродным братом. При этом в семье Столыпиных отношение к своему знаменитому родственнику было сдержанным. Так, дочь Петра Аркадьевича Столыпина, Мария, в своих воспоминаниях пишет: «Лермонтов, бабушка которого была Столыпина, оставил по себе много воспоминаний в нашей семье. Родные его не любили за невыносимый характер. Особенно одна тётушка моего отца настолько его не терпела, что так до смерти и не согласилась с тем, что из-под пера этого «невыносимого мальчишки» могло выйти что-нибудь путное» (1).
_______________________________________________________________________

1 Бок М.П. Воспоминание о моем отце П.А. Столыпине // Нью-Йорк. Изд-во им. Чехова , 1953.С. 51
                                                       1
                Молодость совпала с мощным культурным подъемом 80-х годов, в эпицентре которого – на естественном отделении физико-математического факультета Петербургского университета – он оказался. Как и все «восьмидесятники», Столыпин заслушивался Менделеевым и Чебышевым, зачитывался Достоевским и Гончаровым... В 1884 году он заканчивает университет. Два года служил в министерстве внутренних дел, а затем в соответствии со склонностями был причислен к министерству земледелия и государственных имуществ, где пригодились познания, полученные на лекциях патриарха русской агрономической науки А.В.Советова.
                 По разным источникам, свою государственную службу молодой Столыпин начал в Министерстве земледелия и сельской промышленности. Однако, согласно «Формулярному списку о службе Саратовского Губернатора» 27 октября 1884 года, он был зачислен на службу в Министерство внутренних дел. Согласно тому же документу, в октябре 1885 года советом Императорского Санкт-Петербургского университета Столыпин «утверждается кандидатом физико-математического факультета», что соответствовало получению учёной степени и окончанию университетского образования. На последнем курсе обучения им была подготовлена выпускная работа экономико-статистической тематики — «Табак (табачные культуры в Южной России)». Следующая запись Формулярного списка подтверждает, что в том же году Столыпин «согласно прошению переведён на службу в число чиновников, причисленных к Департаменту земледелия и сельской промышленности»(2).
                Документы, относящиеся к начальному периоду службы П. А. Столыпина, в государственных архивах не сохранились(3). При этом согласно записям в вышеупомянутом Формулярном списке, молодой чиновник на службе в Департаменте земледелия делал блестящую карьеру. В
                                                       2
 1886 году он был утверждён в чине коллежского секретаря (что соответствовало X классу табели о рангах); в январе 1887 стал помощником столоначальника (VII класс) Департамента земледелия и сельской промышленности. Менее чем через год (1 января 1888 года) Столыпин был «пожалован в звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества» (V класс) (4). Таким образом, всего за два года он поднялся на пять ступенек по лестнице чинов бюрократической системы Российской империи.
               Однако вскоре Столыпин вновь перешёл на службу в Министерство внутренних дел. 18 марта 1889 года он был назначен Ковенским уездным предводителем дворянства и председателем Ковенского суда мировых посредников(5).
              По приезде в Ковно молодой уездный предводитель дворянства с головой окунулся в дела края. Предметом его особой заботы являлось Сельскохозяйственное общество, которое, по сути, взяло под контроль и опеку всю местную хозяйственную жизнь. Главными задачами общества были просвещение крестьян и увеличение производительности их хозяйств. Основное внимание уделялось внедрению передовых методов хозяйствования и новых сортов зерновых культур. Во время службы предводителем дворянства Столыпин близко познакомился с местными нуждами, получил административный опыт. Кроме дел уезда, Столыпин занимался своим имением в Колноберже, где изучал земледелие и проблемы крестьянства(6).
                 Усердие на службе было отмечено новыми чинами и наградами. В 1890 году он был назначен почётным мировым судьёйтитулярным советником,  в 1891 произведён в коллежские асессоры, в 1893 награждён первым орденом св. Анны,  в 1895 произведён  в  надворные советники, в 1896 получил придворное звание камергера,  в  1899 произведён в
                                                          3
коллежские, а в 1901 и в статские советники(7) .
               30 мая 1902 года  П. А. Столыпин был неожиданно назначен гродненским губернатором. Инициатива при этом исходила от министра внутренних дел В.К. фон Плеве, который взял курс на замещение губернаторских должностей местными землевладельцами(8).
                По инициативе Столыпина в Гродно были открыты еврейское двухклассное народное училище, ремесленное училище, а также женское приходское училище особого типа, в котором, кроме общих предметов, преподавались рисование, черчение и рукоделие(9).
                    Освоившись в должности губернатора, Столыпин начал проводить реформы, которые включали (10):

             Проводимые нововведения вызывали критику крупных землевладельцев. На одном из заседаний князь Святополк-Четвертинский заявил, что «нам нужна рабочая сила человека, нужен физический труд и способность к нему, а не образование. Образование должно быть доступно
_______________________________________________________________
2,3,4,5,6,7 Сидоровнин Г.П. Глава II. Начало службы. В западном крае//Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) //«ПОКОЛЕНИЕ». М. , 2007.С. 33-78
                                                        4
 
обеспеченным классам, но не массе…» Столыпин дал резкую отповедь(11): «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…»
             Работа в Гродно вполне удовлетворяла Столыпина. Однако вскоре министр внутренних дел Плеве вновь сделал предложение Столыпину занять должность губернатора Саратовской губернии. Назначение Столыпина саратовским губернатором являлось повышением по службе и свидетельствовало о признании его заслуг на различных должностях в Ковно и Гродно. Ко времени его назначения губернатором Саратовская губерния считалась зажиточной и богатой(12).
              После поражения в войне с Японией Российскую империю захлестнули революционные события. При наведении порядка Столыпин проявлял редкое мужество и бесстрашие, что отмечают все свидетели того времени. Он безоружным и без какой-либо охраны входил в центр бушевавших толп. Спокойный и строгий вид губернатора так действовал на народ, что страсти сами собой утихали. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась. Действия молодого губернатора были замечены Николаем II, который дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие(13).
                Во второй половине апреля 1906 г. Столыпина вызвали в Царское Село телеграммой за подписью императора. Встретив его, Николай II сказал, что пристально следил за действиями в Саратове и, считая их исключительно
_______________________________________________________________
 8.9,10,11 Черепица В.Н. П.А.Столыпин – гродненский губернатор//Православный вестник,1998, № 2-3
                                                          5
выдающимися, назначает его министром внутренних дел(14).
               Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности. В его ведении были:

  • управление делами почты и телеграфа

  • государственная полиция

  • тюрьмы, ссылка

  • губернские и уездные администрации

  • взаимодействие с земствами

  • продовольственное дело (обеспечение населения продовольствием при неурожае)

  • пожарная часть

  • страхование

  • медицина

  • ветеринария

  • местные суды и др.

После занятия поста премьер-министра Столыпин совмещал оба поста, оставаясь министром внутренних дел до конца своей жизни(15).
               Начало его работы на новом посту совпало с началом работы I Государственной думы, которая была в основном представлена левыми, с самого начала своей работы взявшими курс на конфронтацию с властью. Во время выступлений в революционно настроенной Думе ярко проявился
_______________________________________________________________
12,13,14 Сидоровнин Г.П. Глава III. //Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) //«ПОКОЛЕНИЕ». М. , 2007.С. 156
15 Иванов Р.Н.Кровь Столыпина//Руди. М.,2001. С.21-21
                                                       6
ораторский дар Столыпина, который принёс ему общегосударственную известность(16).
                Столыпин изначально дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России». Отвечая на упрёки о несовершенстве законов и, соответственно, невозможности их правильного применения, он произнёс фразу, которая получила широкую известность: «Нельзя сказать часовому: у тебя старое кремнёвое ружьё; употребляя его, ты можешь ранить себя и посторонних; брось ружьё. На это честный часовой ответит: покуда я на посту, покуда мне не дали нового ружья, я буду стараться умело действовать старым»(17).
               Постоянное противостояние между исполнительной и законодательной властью в сложившейся политической обстановке в стране было неприемлемым  и  8  июля 1906 года Первая Государственная дума была распущена императором. Столыпин заменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров с сохранением должности министра внутренних дел.
              Сразу же после назначения Столыпин начал переговоры о приглашении в новый кабинет популярных парламентских и общественных деятелей. На посту премьер-министра Столыпин действовал весьма энергично. Его запомнили как блестящего оратора, многие фразы из речей которого стали крылатыми, человека, справившегося с революцией, реформатора, бесстрашного человека, на которого было совершено
_______________________________________________________________
16 Сидоровнин Г.П. Глава IV.Министр внутренних дел.I Государственная дума. Премьер министр //Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) //«ПОКОЛЕНИЕ». М. , 2007.С. 150-176
17 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911//Молодая гвардия. М., 1991. С. 35.
                                                                  7
несколько покушений. На должности премьер-министра Столыпин оставался вплоть до своей смерти, последовавшей вследствие покушения в сентябре 1911 года.
              Необходимость перемен была осознана властью в ходе революции 1905-1907 гг. Это осознание привело 8 июля 1906 г. на пост премьер-министра волевого и энергичного П.А. Столыпина, который для обеспечения порядка и процветания в стране поставил перед собой несколько целей. 
               Чтобы остановить революцию и политический терроризм, 19 августа 1906 г. в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров, ведавших только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа(18). Войска подавляли все без исключения бунты.
                  Введение военно-полевых судов было вызвано тем, что военные суды (постоянно действующие), на тот момент разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях в губерниях, объявленных на исключительном положении, проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в
_______________________________________________________________
16 Сидоровнин Г.П. Глава V. //Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) //«ПОКОЛЕНИЕ». М. , 2007.С. 177-277
                                                                        8
военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.
                   В своей речи от 13 марта 1907 года перед депутатами II Думы премьер так обосновывал необходимость действия этого закона: «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие, самые исключительные законы, чтобы оградить себя от распада»(19).
                Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. Несмотря на несовершенство статистики и противоречивость отдельных данных, можно говорить о том, что за шесть лет действия закона с 1906 по 1911 годы по приговорам военно-полевых судов было казнено по различным данным от 683 до 6 тысяч человек (по тем временам масштаб казней был беспрецедентным), а к каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение(20).
                Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция»(21).
                Закон о военно-полевых судах не был внесен правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года. В итоге, вследствие принятых мер, революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер, проявляясь лишь единичными
_______________________________________________________________
19 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911//Молодая гвардия. М., 1991. С. 47.
20,21Сидоровнин Г.П. Глава V. //Пётр Аркадьевич Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911) //«ПОКОЛЕНИЕ». М. , 2007.С. 177-277
                                                                   9
 
спорадическими актами насилия. Государственный порядок в стране был сохранён(22).
              Однако понимая, что одними полицейскими мерами установить спокойствие в России не удастся, П.А. Столыпин  основной целью для себя поставил проведение реформ, направленных   на  модернизацию страны.
                Столыпинская программа, не будучи формально статуированной, представляет из себя совокупность проектов законодательных и нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами в начале ХХ века. Проекты предполагали существенные, а нередко коренные изменения во всех без исключения сферах жизни российского общества. Часть из них вступила в силу, другая часть осталась нереализованной. Не все из этих проектов были инициированы и подготовлены командой Столыпина - некоторые достались ему «по наследству». Однако именно Столыпин объединил их в цельную систему, в их основе лежало целостное представление Столыпина о том, какой должна быть Россия, чтобы, сохранив уникальность своей культуры, не проиграть в мировой конкурентной борьбе. Мы можем говорить о наличии у Столыпина самостоятельной концепции преобразований.
                Столыпин прекрасно осознавал масштабность переживаемой Россией в начале XX в. трансформации и давал ей адекватные определения: «эпоха перемен», «великий перелом», «перестройка и брожение», «период перестройки», «великий исторический перелом», «время переустройства всех
_______________________________________________________________
22Гейфман А. Последние годы//Революционный террор в России 1894-1917/ «КОРН-ПРЕСС». М.,1997.С.448
 
                                                                   10
государственных законодательных устоев» и т. д. (23).
                 Понимая всю сложность ситуации, сложившейся в условиях системного кризиса в стране, Столыпин предлагал решить в рамках переходного периода две взаимосвязанные проблемы. Первая (так называемая отрицательная задача) состояла в оперативном прекращении революции. Вторая (так называемая положительная задача) сводилась к проведению системных реформ, позволявших, в конечном счете, создать динамично развивающуюся Россию. Как известно, с отрицательной задачей Столыпин справился и фактически обеспечил России 12-летнюю паузу между революцией 1905г. и революциями 1917г.
                 Столыпинские реформы можно условно разделить по трем направлениям: формирование основ гражданского общества, реформирование государственного устройства и модернизация экономики.
               Один из важнейших элементов столыпинской программы - реальное обеспечение гражданских и политических свобод личности. В этом плане ключевое значение имел Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий»,(24) который непосредственным образом касался миллионов крестьян. Указ, с одной стороны, ликвидировал архаичную систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о вопиющей гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой - предоставлял крестьянам широкий круг
_______________________________________________________________
23 Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911//Молодая гвардия. М., 1991. С. 50-51.
24 П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х томах//2-е изд., РОСПЭН. М.,2011.Т.1.С.102-106.
                                                      11
 прав, уравнивающих их в положении с другими категориями населения, в том числе и с дворянством (в отношении государственной службы). Он стал важным шагом в процессе перехода от сословного общества к гражданскому.
             Проектом «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции» (25) Столыпин ставил и решал две взаимосвязанные задачи: во-первых, личность, получив права, включалась в единое правовое пространство и воспитывалась в духе правопорядка и законности; во-вторых, фиксируемые в проекте права личности сопрягались с ее ответственностью перед законом. 
                 Консолидирующую политическую и социальную функцию выполнял комплекс законопроектов конфессионального характера(26). Считая правильным первенствующее положение православной церкви, вместе с тем Столыпин настаивал на юридической защите прав и чувств представителей других конфессий. Также ему принадлежит важная роль в практической реализации положений Манифеста 17 октября о свободе совести. Предоставление старообрядцам и сектантам права открыто исповедовать свою веру, а также гражданских прав имело огромное значение для вовлечения в единый модернизационный процесс большого числа активных граждан. Принципиально важный шаг был сделан Столыпиным в снятии разного рода национальных ограничений и, прежде всего, относительно еврейского населения.
                   Реализация столыпинских проектов о правах и свободах граждан, безусловно, способствовала формированию в России нового типа личности -
_______________________________________________________________
24,26 П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х томах//2-е изд., РОСПЭН. М.,2011.Т.1.С.101-102, 107-142
                                                       12
свободной, творчески активной, целеустремленной в выборе жизненной позиции и профессиональной ориентации. Именно такая личность и обеспечила динамизм экономического роста в стране, создала основу социальной мобильности и политической стабильности.
                  Одной из важнейших составляющих столыпинской программы реформ была задача обеспечения социального партнерства между различными слоями населения. Столыпин предлагал законодательно закрепить право рабочих на экономические стачки, считая естественным их стремление к самоорганизации и борьбе за улучшение своего материального положения.
                  Реформа рабочего законодательства мыслилась Столыпиным в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны, планировалось постепенное ограничение административного вмешательства в отношения рабочих и предпринимателей, предоставление тем и другим необходимой свободы действий, а с другой - оказание реальной материальной помощи рабочим путем страхования, а также организации врачебной помощи и пересмотра нормирования труда подростков и женщин.
Гибким и дифференцированным был подход к социальным гарантиям рабочих.
                До Столыпина оказание денежных пособий рабочим, здоровью которых на предприятии был нанесен ущерб, всецело входило в область частной инициативы промышленников. Несправедливость и неэффективность этой системы Столыпин понял задолго до того, как оказался на вершине власти. Будучи ковенским губернским предводителем дворянства, он выступал против введения административных барьеров для рабочих, желающих эмигрировать. 
                 Когда Столыпин возглавил правительство, то впервые в России  
                                                        13                                                                               
была разработана и внедрена система социального страхования, выразившаяся в десяти законопроектах. В их числе «головной» проект «Об обеспечении рабочих на случай болезни»,(27) направленный на создание условий для получения рабочими врачебной помощи и денежных пособий, частично восполняющих их потери в заработной плате во время болезни, и проект «О страховании рабочих от несчастных случаев» (28). Страховое законодательство явилось одним из тех элементов столыпинской модели модернизации, который был воплощен уже после смерти премьера. Тем не менее, в нем выпукло и ярко отражен характер реформ, их направленность на расширение прав личности и, вместе с тем, на приобретение этой личностью еще и обязанностей, обусловленных нахождением в обществе.
                    Также характерно для столыпинских реформ особое внимание государства к инициированным им процессам. Обоснованно не доверяя промышленникам и не наблюдая правового сознания у рабочих, правительство бралось контролировать каждый их шаг в страховом деле.
                  Столыпин хорошо сознавал тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Возглавив правительство, он планировал совместно с общественными учреждениями (земствами и городскими управами) создать единую и общедоступную образовательную сеть, включающую начальное, среднее и высшее образование. При этом подчеркивалась мысль о необходимости именно «законченного круга знаний» на каждой ступени образовательного цикла.
                    В проекте «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» говорилось: «Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный круг обучения в правильно организованной школе» (29). Были
                                                      14
разработаны типовые образцы школьных сетей (начальных и высших начальных училищ), составлены необходимые инструкции, планировалось повышение заработной платы учителям. Окончательного законодательного решения по проекту вынесено не было. Между тем, его реализация привела бы к постепенной ликвидации безграмотности населения.
Правительство Столыпина прилагало массу организационных усилий к тому, чтобы «становящаяся личность» была грамотной. От этого, без преувеличения, зависел успех реформ. За 1907-1911 гг. ассигнования на начальную школу возросли в 4 раза - с 9 млн. до 35,9 млн. рублей. Законом 22 июня 1909 г. был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ(30).
Вместе с тем поощрялась частная инициатива. Были подготовлены «Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения»,(31) согласно которым частные общества, товарищества и лица могли утверждать низшие, средние и высшие учебные заведения, классы и курсы.
                     В контексте общего стратегического замысла модернизации и увеличения доступности образования разрабатывался пакет проектов в области подготовки учительских кадров. Правительство ассигновало значительные средства на переподготовку учителей средней школы, на организацию для них ознакомительных поездок за границу.
                      С целью преодоления недостатков в подготовке преподавателей высшей квалификации, правительство разработало ряд проектов, направленных, с одной стороны, на подготовку профессоров в России
 ______________________________________________________________
27,28,29.30,31 П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. В 2-х томах//2-е изд., РОСПЭН. М.,2011.Т.1.С.506, 517-535,625,627-648,649-655.
                                                                       15         
и за рубежом, а с другой - на улучшение их материального положения.
                Следует особо подчеркнуть, что Столыпин придавал принципиально важное значение развитию отечественной науки и культуры. Эта сторона его деятельности в отечественной историографии до сегодняшнего дня практически не затрагивается.
&n

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»