Формирование Средневековых городов. Городское ремесло
Иванова Надежда Сергеевна
Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.Цели урока:
- Выяснить основные причины возникновения и образования городов;
- Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;
- Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.
Задачи урока:
- Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;
- Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;
- Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами;
Тип урока: Комбинированный
Форма контроля: Индивидуальный и фронтальный опрос.
Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, шедевр, цех.
Оборудование:
- Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс;
- Презентация «Формирование средневековых городов»;
- Раздаточный материал
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?
- Как воспитывали и учили будущего рыцаря?
- Какое поведение мы сейчас называем «рыцарским»?
- Изучение нового материала.
- Изменения в общественной жизни;
- Возникновение в Европе множества городов;
- Борьба городов с сеньорами;
- Мастерская городского ремесленника;
- Цехи-союзы ремесленников;
- Цехи и развитие ремесла.
- Изменения в общественной жизни.
=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)
=> Интересно, всегда ли существовали города?
=> Были ли города в древнем мире?
Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:
в Древнем Египте - по берегам Нила,
в Древней Греции - Афины,
на Апеннинах - «вечный город» - Рим.
В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.
=> Что произошло с городами Западной Римской империи после завоевания ее германцами?
=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)
=> Чем занималось население городов в этих государствах?
В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.
=> Рассмотрим карту «Европа в Xв.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время?
Учащиеся: отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж и Орлеан во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Майнц в Германии, Лондон в Англии, Венеция и Милан в Италии.
=> А теперь рассмотрим карту на стр. 114 – «Развитие ремесла и торговли в Европе XIV вв». Как изменилась карта Европы?
Учащиеся отмечают значительный рост городов.
Определение проблемы урока.
Анализируя полученную информацию, учащиеся формулируют проблему:
Каковы причины увеличения численности средневековых городов в Европе?
Вопросы, связанные с изученным материалом:
=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии? (Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как тягловую силу.)
=> Какой способ обработки земли у них был распространен? (Расчистка, двуполье, трехполье.)
Далее учитель рассказывает учащимся о развитии сельского хозяйства (на материале учебника).
Вопросу о развитии ремесла. С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.
В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь, смолу.
Одна из важных ремесленных специальностей в деревне - кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки, ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.
Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.
Распространялось гончарное производство, ткачество (см. иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).
Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.
Вопрос:
=> В чем состояла связь между освоением новых земель, применением железных орудий труда и улучшением выплавки и обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успехами в овцеводстве?
=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?
Учащиеся должны вспомнить характерные черты натурального хозяйства.
Среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием. Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.
- Возникновение в Европе множества городов.
Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:
1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе феодал;
2) в поисках покупателей и заказчиков.
Постепенно ремесленники оседали в определенном месте. Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.
Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.
Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города. Рассмотрим как выглядел средневековый город (стр.104).
Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.
Документ «о возникновении города Брюгге» (стр. 109)
Учитель показывает на доске, а учащиеся находят в учебнике (стр. 114-115) нижеперечисленные города.
Города возникали в различных местах:
Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)
Возле монастырей, у резиденции королей - Париж
Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир
У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)
Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя
На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.
Что вы считаете причиной возникновения городов?
Возможные ответы:
- Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.
- Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.
- Борьба городов с сеньорами.
Что значит поговорка: «Нет земля без сеньора».
На чьей земле возникали города? Какие налоги платили крестьяне и городские жители?
Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.
Результат (что получили города): создавались органы самоуправления в свободных городах. (Например, в Германии глава городского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)
Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)
Коммуна - независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету.
Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:
X-XI вв. - города под властью сеньоров;
XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;
XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в свободных городах.
Горожане освобождались от повинности сеньору.
Если крестьянин прожил в городе год и один день он становился свободным. «Городской воздух делает человека свободным»
Физминутка
- Мастерская городского ремесленника
Рассмотрим, как жили ремесленники, для этого выберите одну из иллюстраций на (с. 107) «Мастерские ремесленников».
Учащиеся «совершают экскурсию» в мастерскую ремесленника.
Вопросы для учеников:
=> В каком помещении находятся мастерские?
=> Какие орудия труда применяются в ней?
=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?
=> Кто хозяин мастерской? Почему?
=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?
Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.
Иллюстрация (с. 108) «Изделия ремесленников: замок и ключи».
Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.
Вопрос
=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?
Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок;
2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.
Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера. Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним столом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с 5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлечения и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допущенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было предоставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал полное послушание мастеру.
Вопрос:
=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?
Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.
В мастерской не было разделения труда.
- Цехи-союзы ремесленников
Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:
- феодалы входили в феодальную лестницу,
- духовенство объединяла церковь,
- крестьяне жили общинами,
- купцы создавали гильдии,
- ремесленники - цехи.
Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».
Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.
Были у цеха и общие помещения:
- склады для хранения сырья,
- здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры во время цеховых праздников;
- церковь.
Цехи решали следующие вопросы:
- о цеховых уставах,
- о собраниях мастеров,
- о выборах старшин и их действиях.
- Цехи и развитие ремесла
Развивалась узкая специализация мастеров, например:
- одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;
- одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.
Работа с документом («История средних веков. Рабочая тетрадь 6 класс» Крючкова Е.А. задания к § 13, стр 42. задание 2)
Роль цехов в развитии производства:
- с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;
- со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто работал в ремесленной мастерской?
- Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров?
- Хотели бы вы жить в средневековом городе?
- Какие новые термины вы сегодня узнали?
Закончите одно из предложений.
1. Сегодня на уроке мне понравилось:
2. Мне сегодня удалось:
3. До начала урока я думала, что:, а сейчас знаю:
4. Настроение в ходе урока у меня
- Домашнее задание
«3» - § 13; устно вопросы 1-5
«4» - § 13; устно вопросы 1-5, 8.
письменно вопросы 6,7
«5» - § 13; устно вопросы 1-8.
Подготовить сообщение:
«Мастер, его мастерская и ученики»;
«Города и сеньоры».