Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование Средневековых городов. Городское ремесло

Иванова Надежда Сергеевна
Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История средних веков 6 класс.
Цели урока:
  1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов;
  2. Продолжить формирование умений обучающихся работать с источниками, выявлять причинно-следственные связи и пользоваться понятийным аппаратом;
  3. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, умение отстаивать свою точку зрения.
 
Задачи урока:
  1. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр;
  2. Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней;
  3. Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами;
 
Тип урока: Комбинированный
Форма контроля: Индивидуальный и фронтальный опрос.
Основные понятия и термины: город, ремесло, горожане, мастер, подмастерье, шедевр, цех.
Оборудование:
  1. Учебник Агибалова Е. В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс;
  2. Презентация «Формирование средневековых городов»;
  3. Раздаточный материал
Ход урока:
  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
Вопросы:
  1. Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?
  2. Как воспитывали и учили будущего рыцаря?
  3. Какое поведение мы сейчас называем «рыцарским»?
  1. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА 
  1. Изменения в общественной жизни;
  2. Возникновение в Европе множества городов;
  3. Борьба городов с сеньорами;
  4. Мастерская городского ремесленника;
  5. Цехи-союзы ремесленников;
  6. Цехи и развитие ремесла.
  1. Изменения в общественной жизни.
Вступительная беседа - процесс возникновения городов.
=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)
=> Интересно, всегда ли существовали города?
=> Были ли города в древнем мире?
Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:
в Древнем Египте - по берегам Нила,
в Древней Греции - Афины,
на Апеннинах - «вечный город» - Рим.
В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.
=> Что произошло с городами Западной Римской империи после завоевания ее германцами?
=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)
=> Чем занималось население городов в этих государствах?
В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.
=> Рассмотрим карту «Европа в Xв.» и скажите, много ли городов было в странах Европы в это время? 
Учащиеся:     отмечают, что городов очень мало и называют города: Париж и Орлеан во Франции, Прага в Чехии, Кёльн и Майнц в Германии, Лондон в Англии, Венеция и Милан в Италии.
=> А теперь рассмотрим карту на стр. 114 – «Развитие ремесла и торговли в Европе XIV вв».  Как изменилась карта Европы?
Учащиеся       отмечают значительный рост городов.
Определение проблемы урока.
Анализируя полученную информацию, учащиеся формулируют проблему:
Каковы причины увеличения численности средневековых городов в Европе?
Вопросы, связанные с изученным материалом:
=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии? (Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как тягловую силу.)
=> Какой способ обработки земли у них был распространен? (Расчистка, двуполье, трехполье.)
Далее учитель рассказывает учащимся о развитии сельского хозяйства (на материале учебника).
Вопросу о развитии ремесла. С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.
В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь, смолу.
Одна из важных ремесленных специальностей в деревне - кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки, ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.
Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.
Распространялось гончарное производство, ткачество (см. иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).
Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.
Вопрос:
=> В чем состояла связь между освоением новых земель, применением железных орудий труда и улучшением выплавки и обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успехами в овцеводстве?
=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?
Учащиеся должны вспомнить характерные черты натурального хозяйства.
Среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием. Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.

 
  1. Возникновение в Европе множества городов.
 
Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:
1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе феодал;
2) в поисках покупателей и заказчиков.
Постепенно ремесленники оседали в определенном месте. Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.
Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.
Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города. Рассмотрим как выглядел средневековый город (стр.104).
Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.
Документ «о возникновении города Брюгге» (стр. 109)
Учитель показывает на доске, а учащиеся находят в учебнике (стр. 114-115) нижеперечисленные города.
Города возникали в различных местах:
Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)
Возле монастырей, у резиденции королей - Париж
Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир
У речных переправ и бродов -  Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)
Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя
На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.
Что вы считаете причиной возникновения городов?
Возможные ответы:
- Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.
- Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.

 
  1. Борьба городов с сеньорами.
 
Что значит поговорка: «Нет земля без сеньора».
На чьей земле возникали города? Какие налоги платили крестьяне и городские жители?
Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали развитию ремесла и торговли в городах.
Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.
Результат (что получили города): создавались органы самоуправления в свободных городах. (Например, в Германии глава городского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)
Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)
Коммуна - независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету.
Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:
X-XI вв. - города под властью сеньоров;
XII-XIV вв. - борьба городов с сеньорами;
XIV-XV вв. - последствия борьбы: самоуправление в свободных городах.
Горожане освобождались от повинности сеньору.
Если крестьянин прожил в городе год и один день он становился свободным. «Городской воздух делает человека свободным»

Физминутка

 
  1. Мастерская городского ремесленника
 
Рассмотрим, как жили ремесленники, для этого выберите одну из иллюстраций на (с. 107) «Мастерские ремесленников».
Учащиеся «совершают экскурсию» в мастерскую ремесленника.
Вопросы для учеников:
=> В каком помещении находятся мастерские?
=> Какие орудия труда применяются в ней?
=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?
 => Кто хозяин мастерской? Почему?
=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?
Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.
Иллюстрация (с. 108) «Изделия ремесленников: замок и ключи».
Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.
Вопрос
=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?
Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок;
2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.
Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера. Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним столом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с 5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлечения и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допущенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было предоставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал полное послушание мастеру.
Вопрос:
=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?
Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.
В мастерской не было разделения труда.

 
  1. Цехи-союзы ремесленников
Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснить причины объединения ремесленников в цехи.
Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:
  • феодалы входили в феодальную лестницу,
  • духовенство объединяла церковь,
  • крестьяне жили общинами,
  • купцы создавали гильдии,
  • ремесленники - цехи.
Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей).
Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».
Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.
Были у цеха и общие помещения:
  • склады для хранения сырья,
  • здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры во время цеховых праздников;
  • церковь.
Мастера работали каждый в своей мастерской.
Цехи решали следующие вопросы:
  • о цеховых уставах,
  • о собраниях мастеров,
  • о выборах старшин и их действиях.
 
  1. Цехи и развитие ремесла
Растущее разделение труда в городском ремесле.
Развивалась узкая специализация мастеров, например:
  • одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;
  • одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.
Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.
Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.
Работа с документом («История средних веков. Рабочая тетрадь 6 класс» Крючкова Е.А. задания к § 13, стр 42. задание 2)
Роль цехов в развитии производства:
  • с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;
  • со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.
 
  1. Подведение итогов. Рефлексия.
- Почему в Средние века возникла поговорка «Городской воздух делает свободным»?
- Кто работал в ремесленной мастерской?
- Почему средневековым городам удалось освободиться от власти сеньоров?
- Хотели бы вы жить в средневековом городе?
- Какие новые термины вы сегодня узнали?
Закончите одно из предложений.
1. Сегодня на уроке мне понравилось:
2. Мне сегодня удалось:
3. До начала урока я думала, что:, а сейчас знаю:
4. Настроение в ходе урока у меня

 
  1. Домашнее задание
 
«3» - § 13; устно вопросы 1-5
«4» - § 13; устно вопросы 1-5, 8.
письменно вопросы 6,7
«5» - § 13; устно вопросы 1-8.
Подготовить сообщение:
«Мастер, его мастерская и ученики»;
«Города и сеньоры».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»