Методическая разработка урока
Формирование демократических свобод в современной России
Степанянц Екатерина Евгеньевна
Форма плана занятияФормат: урок
Тема: Формирование демократических свобод в современной России
I. Подготовительная часть (организация)
Класс (возраст обучающихся) и место в программе (в т.ч. учебный предмет)
урок дополнит обязательную для изучения тему «Становление политической системы в современной России». Урок подойдет для учащихся 9, 11 классов.
Выбор темы мотивирован желанием преподавателя показать учащимся как они могут проявлять гражданскую активность и реализовывать свои политические права после достижения совершеннолетия. Для этого лучше всего подходит период 1990-93гг. В процессе занятия мы разберем значение и ценность демократических свобод для общества, то как они формировались в РФ.
Цель занятия: формирование активной гражданской позиции и заинтересованности в судьбе своей страны.
Задачи:
- разобрать процесс формирования гражданских прав и демократических свобод; какие документы фиксируют и защищают демократические ценности общества.
-определить основные события повлиявшие на процесс формирования демократического общества.-
- сопоставить политико-правовой образ РФ в 1990х и современности.
- разобрать, как гражданин может участвовать в политической жизни страны.
- обсудить, связана ли реализация политических прав и свобод с такими понятиями как патриотизм и ответственность за свою страну.
Планируемые результаты занятия
В результате проведения занятия обучающиеся смогут:
-определить и охарактеризовать основные события повлиявшие на формирование гражданских, политических свобод и демократического общества.
- перечислять и анализировать документы, фиксирующие гражданские и политические права человека.
- критически анализировать любую пропаганду.
- принимать самостоятельные решения на основе полученных знаний.
- понимать значение демократических свобод для благополучия общества.
Основные понятия (словарь занятия):
Демократическое общество, электорат, Федеральное собрание, патриотизм, референдум и всенародное голосование.
Материалы (ресурсное обеспечение занятия):
Воспоминания участников событий 1993г. (С. Алексиевич «Время секонд хэнд»), Конституция РФ, компьютер, проектор, экран, заранее подготовленная презентация, текстовые фрагменты законодательных актов закрепляющих гражданские и политические свободы в России.
II. Вводная часть
Мотивация.
Выход на тему занятия через обсуждение постепенного развития общества, защищенности человека и стабильности. Обращение к современной политической ситуации. Определяется, что гражданские права и свободы могут быть установленны только при проявление активной гражданской позиции (аналогии с принятием Habeas corpus, Home state act, Home rule,Декларации независимости и тд). Учащиеся проявляют знания полученные по предыдущим переиодам мировой и российской истории. Современная политико-правовая ситуация это продолжение предшествующего периода и предпринятых тогда решений.
III. Основная часть.
Информационный блок
а) Получение информации по теме
Ученики получают документы для ознакомления (Конституция РФ), текстовые фрагменты законодательных актов закрепляющих гражданские и политические свободы в России. Ролики новостей о: Августовском путче 1991г, штурме Белого дома 1993г., статистика о всенародном голосование 1993г.
б) Определение незнакомых понятий (учителем или самостоятельно).
Учитель определяет незнакомые понятия и с помощью презентации рассказывает о формирование гражданских и политических свободах в России. Ученики затем должны самостоятельно на основе полученных документов и информации от учителя объяснить, как гражданин может участвовать в политической жизни страны. Учитель при необходимости корректирует ответы.
Аналитический (практический) блок.
а) Проводится дискуссия о том, связана ли реализация политических прав и свобод с такими понятиями как патриотизм и ответственность за свою страну. В конце учащиеся пишут эссе на эту тему и аргументируют свою точку зрения.
б) Представление работы групп (индивидуальной работы), общее обсуждение
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов (обобщение)
Учащиеся самостоятельно фиксируют, что приносят демократические свободы обществу, по пунктам. В процессе возможно коллективное обсуждение.
Оценивание
Учитель оценивает работу по тому, как активно выступал каждый ученик и насколько сильные аргументы приводил в защиту своего мнения.
Также оценивается каждое эссе учащихся.
Рефлексия
Записать в тетради, что нового узнали и как это влияет или не влияет на восприетие учащимися современной политико-правовой ситуации в РФ. Какие проблемы и пути решения они могут предложить. Какие вопросы о тех событиях они хотели бы задать очевидцам(возможно своим родителям)?