Историческое образование в современном мире
Мурашева Нелли Давидовна
Историческое образование в современном мире – является один из сложных и противоречивых элементов системы образования. В России ни одна наука не претерпела столько изменений как история, даже взрослому человеку трудно осмыслить и разобраться в новой трактовке многих исторических процессов. Вопрос «Как сегодня преподавать историю в школе?» волнует учителей – предметников. Понятно всем, что нудное изложение материала приводит к безразличию и тоске в глазах учеников, хотя надо сказать, справедливости ради, что безразличие и тоску в глазах, мы видим не только по этой причине, а может и столько по этой причине и не потому что уроки проходят по старой традиционной системе преподавания. Многие и сегодня считают, что советская школа была лучшей в мире, и я думаю, что у них есть основания так считать. Поэтому, школа сегодня как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения, привития навыков самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Новые процессы внесли собственные коррективы в жизнь и деятельность каждого человека, а учителя в первую очередь. В настоящее время сформировалась новая молодежная культура, в среде современной молодежи естественными и нормальными кажутся вещи, которые 10-15 лет назад были просто не допустимы. Мы не можем ни запретить, ни изменить эту новую культуру, мы можем корректировать поведение наших учеников и их отношение к жизни. Сегодня школьники черпают огромную информацию из разных источников, общаются с десятками виртуальных друзей, которые тоже влияют на их отношение и поведение.Именно это, я думаю, и является главной причиной того, что современному школьнику стало скучно на обычном уроке. И учитель ничего с этим поделать не сможет, ему просто нужно понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение и ученику и учителю. Где-то прочитала, что дети любят красивых учителей, не совсем согласна, дума, что детям кажутся красивыми умные, знающие, талантливые, добрые, справедливые учителя. Поэтому мы должны менять свой подход к процессу обучения, этого требует время. Современная педагогика предоставляет широкий спектр возможностей, было бы время. На заре своей деятельности, я начала работать над темой самообразования «Использование различных форм работы на уроках истории». Сегодня, и в связи с требованием времени в тему самообразования я внесла некоторые изменения. Для себя я ее определила так: «Использование различных форм работы в рамках технологии проблемного обучения с преимущественным использованием информационных технологий на уроках истории». На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную накапливать знания, способную к самоанализу, саморазвитию. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов. Работая над любой темой и изучая любой вопрос деятельности учителя бесспорно, что урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Но урок – не нечто застывшее и нерушимое. Чем мне помогает технология проблемного изучения? Итак, для начала – что мы понимаем под проблемным обучением? Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде разрешения последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Что же такое проблемная ситуация? С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.
Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей, или просто проблемой.
Основное различие между проблемным и традиционным обучением состоит в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов познания, вооружение учащихся знаниями основных наук, привитие им соответствующих умений и навыков. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развитие его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий до определенного периода, создает проблемные ситуации, организует их деятельность так, что учащиеся на основе анализа материала самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют определенные понятия.
Для учителя, который применяет технологию проблемного обучения важно понять уровень усвоения и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, обобщая фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, она ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию.
Проблемное обучение проводится посредством решения проблемных задач. Достоинства проблемного обучения заключаются в том, что оно развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Кроме того, проблемное обучение воспитывает навыки творческого усвоения знаний, воспитывает навыки творческого применения знаний, формирует и накапливает опыт творческой деятельности. Метод проблемного обучения, включающий в себя: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод, может прекрасно сочетаться с классическим объяснительно иллюстративным, репродуктивным методами обучения. При применении технологии проблемного обучения деятельность учащихся стимулируется постановкой вопроса. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа
Для того, чтобы любой тип вопроса учащиеся решали с интересом, каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории необходимо продумать несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме. Учитель должен уметь так поднести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!».
При применении технологии проблемного обучения, учитель во время обобщения должен постепенно приучать учащихся к продуктивно-познавательным, а затем и к проблемным вопросам, причем само обобщение, как и закрепление изученного проходит не традиционным путем. На традиционном уроке, учитель задает репродуктивные вопросы: как, когда, кто, что и т.д. На уроке по технологии проблемного обучения ставятся продуктивно-познавательные вопросы: почему, докажите, сопоставьте, подумайте, в чем, сформулируйте и т.д. При этом проблемный вопрос не требует от учащихся вспоминания готовых и ранее изученных знаний, а требует рассуждения, размышления и чаще всего краток по содержанию. В связи с этим в разговор не боятся вступать и учащиеся не активные, не способные или с плохой памятью, и даже не подготовившиеся к уроку, но чтобы не получить плохую отметку и принять участие в обсуждении, учитель держит их в постоянном внимании к учебному процессу.
Используя проблемный метод, каждый учитель должен учитывать готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характераОбобщая выше сказанное, попытаюсь сделать вывод, что проблемный метод обучения требует особого построения учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, структуры урока и форм контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически применять усвоенное на практике, то успех придет сам.