Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие образного мышление через активные методы обучения в 5 классе

с использованием материала  учебника Ф.А Михайловского
«Всеобщая история. История Древнего мира»
ФГОС Инновационная школа
Балакирева Елена Васильевна
Активные методы обучения, как методы, побуждающие к активной мыслительной и практической деятельности, знают все. Но вот как они воздействуют на образное мышление школьников?
Образное мышление - вторая после логического сторона умственного мышления, в котором через создание образов и оперирование ими решаются определенные задачи. Чем ярче, эмоциональнее созданный образ, тем дольше и устойчивее, тем успешнее оперирование им.  Однако, практика обучения постоянно обнаруживает низкий уровень развития ОМ учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом.  
Теоретическая обоснованность.
Исследования психологов подтверждают, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, которые требуют для своего решения сформированное. ОМ.  Это описывается многими исследователями  (B.II. Зинченко; E.H. Кабанова-Меллер; ИЛ.Каплунович; Б.Ф. Ломов; К,Г. Сердакова; С.Д. Смирнов; Л.М.Фридман; И.С.Якиманская). Причиной этого можно считать то, что школа не создает достаточных условий для развития образного компонента мыслительной деятельности, а стимулирует, как правило, преимущественное развитие словесно-логического мышления.( 1,6)
Практика обучения постоянно обнаруживает низкий уровень развития ОМ учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая вузом. Кроме того, исследования психологов показывают, что учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, которые требуют для своего решения сформированное ОМ. Это подтверждается многими исследователями (B.II. Зинченко; E.H. Кабанова-Меллер; ИЛ.Каплунович; Б.Ф. Ломов; К,Г. Сердакова; С.Д. Смирнов; Л.М.Фридман; И.С.Якиманская (2,6)
Так же нужно учитывать возрастные особенности  учащихся 5 класса.
Физиологической основой процессов памяти младшего подростка являются временные нервные связи в коре головного мозга, которые обычно называют ассоциациями. Ассоциации — это отражение связей предметов и явлений действительности. У младших подростков ассоциативное мышление приобретает конкретный, опосредованный характер. Основываясь на накопленном опыте познания действительности, ассоциации обретают новое качество с развитием памяти и воображения подростка(3)
Вывод из теории.
По исследованиям психологов и педагогов
 1) Школа  не создает условия для развития образного компонента мыслительной деятельности, делая упор на логическое мышление.
2) Современный мир не создает условия  для развития и проявления чувств. Их заменяет техника. Все просто, понятно, логично.
«ДУША НЕ МОЖЕТ ДУМАТЬ БЕЗ МЫСЛЕННОГО ОБРАЗА»  Так говорил великий Древнегреческий философ. Аристотель(7)
И в этом я вижу актуальность  и новизну моей статьи как для себя лично, так и для моих коллег.  Необходимо пересмотреть подходы в ориентации на формирование мышления у учащихся и развивать именно образное мышление. Надо отказываться от принятого упора на развитие логического мышления.
И еще я поняла, что тема развития образного мышления вообще очень мало разработана в отечественной педагогике.
Практический вывод.
Работаю с классами, где обучаются девочки. Существуют особенности гендерного обучения учащихся(4,5,6). И именно образное мышление позволяет женской половине  лучше воспринимать и сохранять знания. Чем больше иллюстраций, карт, увлекательных историй, мифов, легенд - тем больше вероятности того, что информация будет усвоена.
Практическая значимость обозначена   и потребностями общества. Мы не можем растить сухих, не эмоциональных, циничных людей. Ведь в нашей жизни логика - это всего лишь часть восприятия мира и окружающих. Только через образное мышление мы вырастим людей не только анализирующих, но и умеющих чувствовать, сопереживать. Через образы мы воспитываем в учащихся такие чувства как доброта, сострадание, человечность.
Очень большую надежду мы возлагаем на  новые программы, учебники. ГБОУ гимназия №628 «Александринская гимназия» участвует  в эксперименте по работе с в ФГОС Инновационная школа.
Новый учебник для 5 класса Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» порадовал меня сразу своей красочной глянцевой обложкой. Любому ребенку захочется раскрыть и полистать такую внешне привлекательную книгу. Чем она привлекательна для ребенка?
  1. Наглядность представленного материала. Только из первых ста страниц всего около 1/9 части не имеет иллюстраций. А это значит, что каждая картинка привлекает  внимание , а значит, и к тексту.
 Восприятие нового учебного материала идёт через активизацию не только зрения (текст, цвет), но и слуха (голос учителя или того, кто делает презентацию), что позволяет создать определённый эмоциональный фон, который повышает эффективность усвоения предъявляемого материала.
Визуальные источники представлены  в учебнике в разнообразных видах и в очень большом количестве. Обращает на себя внимание тот факт, что с текстом параграфа  связан  иллюстративный материал. Хотя и не все представленные иллюстрации находят отражение в тексте.
Итак, как же я развиваю образное мышление  через активные методы на основе учебника?
Примеры использования активных методов для развития образного мышления.
1. Можно применить такой метод как «прогнозирование», анализируя возможные пути развития, на основе иллюстраций. Урок  «Греко-персидские войны». Рисунок  «Саламинское сражение» (стр.164). Учащиеся предполагают возможные исходы битвы.
2. Еще в работе с иллюстрациями учебника подходит метод «Ролевая игра». Берутся разные позиции,(пессимист-оптимист) и смотря на иллюстрацию каждый играет свою роль. Лучше запоминается текст, картинка. Урок  «Расцвет демократии в Афинах»  Иллюстрация Народное собрание в Афинах» (стр.168). Класс делится на две группы.  Определяем основной вопрос. Две позиции. Спор.
3. Метод этического образа. На основе многих иллюстраций я создаю фильмы тематические, и когда мы проходим новый материал, то смотрим и в учебник и на доску.(«Древняя Греция», «Древний Рим») Фильмы, в которых  поднимаются социальные нормы.
4.Метод «Коллективная игровая деятельность». Берем иллюстрацию. И коллективно обсуждаем то, что ней изображено. Придумываем историю, как этот источник мог дойти до наших дней. Урок «Фараоны и пирамиды» Иллюстрация  «Древнеегипетская мумия в саркофаге» (стр.69). Учащиеся - разные истории- и нашли на дне моря затонувший корабль, и  случайно не разграбленная гробница.

 
  1. Письменные и устные исторические источники.
. Еще одной стороной учебника , через которую можно использовать активные методы обучения, являются документы. Как правило, с учетом, изучаемого периода
Почти каждый параграф богат дополнительным материалом.
 
Примеры.
  1. Документ. Письменные исторические источники. Метод «Ролевая игра»- инсценировка сюжета. При этом обязательно через образы - причинно-следственные связи.  Урок «Древняя Палестина» Текст - Библейская легенда о суде Соломона (стр.100). Разыгрываем сценку. Класс сам задает друг другу вопросы.
  2. Устный источник. Отрывок из записанного мифа, сказания. Метод художественно-этического образа. В тетради рисуем те образы, которые возникают у учащихся в голове. Урок «»Древнейшие цивилизации Индии и Китая» Текст - Миф о великом Юе. (стр.65)
Теперь по результатам. Как правило, когда материал излагается в виде лекционном или просто теоретическая беседа, то последующий опрос показывает более низкие результаты, чем когда новый материал излагается . Например, вопросы по понятийности вызывают большее затруднение, чем вопросы по персоналиям, которые были затронуты через методы активные обучения, затрагивающие образное мышление. Как правило, положительные оценки получают учащиеся за творческие работы по тексту дополнительного материала учебника, по рассказу на тему иллюстрации. 
Таким образом, я попыталась показать, что практически каждый параграф учебника  Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» содержит материал, который в сочетании с активными методами обучения развивает образное мышление учащихся, тем самым , способствуя более лучшему процессу усвоения материала.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»